Михайло-Архангельский храм — это народная стройка с 1884 по 1898 годы. Храм возводился в свободное от работы время и праздничные дни. Инициатором строительства и ответственным по сбору денежных средств являлся протоиерей Иоанн Беляков. Он впоследствии стал настоятелем храма. Освящен 3 мая 1898 года. В 1936 году храм был закрыт. В годы немецко-фашисткой оккупации города Пятигорска храм был открыт, отреставрирован, в нем совершались богослужения. Действовал храм до 1961 года. В 40-е годы ХХ века вблизи храма был построен хладокомбинат, который постепенно занял храмовые земли, а сам храм превратил в склад химикатов.
Трудами митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона (Докукина) в 1990 году храм был возвращен церкви. Храм восстанавливали всем миром. С 7 июля 1991 года здесь совершаются регулярные богослужения. Проект восстановления здания и куполов Михайло-Архангельского собора разработал пятигорский архитектор А.П. Миненко. Интересно отметить, что на время восстановления Михайловского собора не было ни одного изображения храма. Через некоторое время после восстановления куполов в Пятигорском Краеведческом музее была обнаружена фотография начала ХХ века с единственным из известных в настоящее время изображений храма раннего периода. Выяснилось, что формы купола заданы архитектором верно, отступление от первоначального вида заключалось лишь в покрытии глав. Ранее главы имели гладкое, а не чешуйчатое покрытие. Храм имеет три придела: центральный — в честь Архангела Михаила (21 ноября); левый – в честь святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси (9 октября); правый – в честь святого праведного Праотца Гедеона (неделя святых Праотец). С марта 2011 по декабрь 2012 года является кафедральным собором Пятигорской и Черкесской епархии.
Михаило-Архангельский Собор был построен в конце XIX в. В 1882 г. был утвержден новый план Пятигорска, в котором в северо-западной части города появилось новое поселение – Константиногорская слободка, специально для рабочих, принимавших участие в строительстве железной дороги, связавшей Минеральные Воды и Кисловодск. С появлением нового поселка появилась необходимость постройки православного храма, так как основную часть слобожан составляли православные верующие. С просьбой помочь в его сооружении жители поселка обратились к инженеру И.Д. Иноземцеву. Последний, будучи человеком религиозным (он возвел у себя в имении на станции Каррас, ныне ст. Иноземцево, домовую церковь), охотно откликнулся на эту просьбу, распорядился выделить безвозмездно товарные железнодорожные платформы и паровоз для доставки камня из карьера, где он добывался для нужд строившейся железнодорожной ветки.
Постройка храма началась 10-го мая 1884 г. Камень из карьера доставляли на станцию Пятигорск, где он разгружался жителями слободки. Храм возводился в порядке народной стройки во вне рабочее время и в праздничные дни. Строительные материалы: лес, цемент, железо, стекло приобретали на деньги, собранные жителями поселка. Из архивных источников известно, что для надзора за строительством пригласили бывшего начальника Пятигорского округа подполковника Каринцева Дмитрия Федоровича, а с духовной стороны — настоятеля Спасского Собора протоиерея Василия Эрастова, священника Михаила Закхеева и диакона Львого. Следить за правильностью воплощения инженерных замыслов поручили инженер-капитану Павлу Алексеевичу Грязнову.
Сведений о процессе постройки не сохранилось и автор проекта точно не известен. Обычно с историей завершения строительства связывают имя архитектора Андрея Николаевича Клепинина (1871-1954), который прибыл как раз в это время на службу в Дирекцию Кавказских Минеральных Вод. Из воспоминаний его потомков известно, что он строил церковь в Пятигорске в конце XIX в. Михайловский храм был единственной постройкой подобного рода в этот период. Здание церкви возводилось одновременно с постройкой станции Пятигорск. Предполагалось в 1894 г. открыть движение поездов по минераловодской ветке, а в 1896 г. закончить прокладывание железной дороги от станции Бештау до станции Железноводск. Работа велась усиленно и поэтому строительство церкви несколько замедлилось.
Наконец, в 1898 г. постройка храма была завершена. 20 апреля (3 мая н.ст.) Преосвященный Владимир (Сеньковский), епископ Владикавказский, освятил храм в честь св. Архангела Михаила. В 1900 г. к востоку от храма было построено здание церковно-приходской двухклассной школы. Позже она была преобразована в начальную четырехклассную школу. В этом же году был построен дом для священника.
В годы коммунистического лихолетья (1920-е), когда закрывались и взрывались православные храмы, в Пятигорске было закрыто 10 церквей. Однако в Михаило-Архангельском продолжали совершаться богослужения и требы. И все же в 1936 г. храм закрыли. Во время Великой Отечественной войны, в годы оккупации Пятигорска, немецкое командование с целью привлечения местного населения на сторону оккупационной власти начало капитальный ремонт храма. К концу ноября 1942 г. реставрационные работы были окончены, и уже 5 декабря в 11:00 состоялся торжественный крестный ход из Лазаревской церкви к Михайловскому храму, который возглавил оккупационный «епископ» Николай Автономов. Храм был «освящен» и на следующий день в нем была отслужена литургия.
После освобождения Пятигорска от немецких оккупантов Михайловский храм приобрел статус кафедрального собора — до 1946 г. здесь находилась вторая кафедра архиепископа Ставропольского и Пятигорского Антония (Романовского). В 40-х г.г. ХХ в. вблизи храма был построен хладокомбинат, который в последствии стал наращивать свои мощности и расширять свою территорию, возводить складские помещения, подойдя вплотную к церковной земле. И чтобы присоединить и ее, надо было закрыть храм. Начались уговоры, угрозы, требования сдать церковь. Издается решение Пятигорского Горисполкома № 24 от 28 сентября 1960 г. (председатель Горисполкома – Ивакин) которое гласило: «Конфисковать храм как бесхозный и передать его вместе с территорией для нужд хладокомбината». Это решение вызвало протест жителей Слободки. Не подчинившись этому решению, прихожане закрылись в храме и молились три дня. На третий день в церковь ворвалась милиция и силой удалила прихожан. Получив в свое распоряжение храм, хладокомбинат превратил его в склад химикатов, отчего разрушилась металлическая кровля и частично барабан. Церковный купол был сорван. Разрушились все деревянные конструкции, обрушились хоры, сгнил пол. Белый камень снаружи потемнел и закоптился. Таким образом, памятник архитектуры, украшавший город, стал «памятником бесхозяйственности».
Но храму умереть было не суждено. Трудами Высокопреосвященнейшего владыки Гедеона, митрополита Ставропольского и Владикавказского, храм был возвращен верующим. В 1990 г. принято решение № 1213 «…На основании решения Совета по делам религии при Совмине СССР (протокол №9) Пятигорскому хладокомбинату передать здание Михайловской церкви на баланс Ставропольской и Бакинской епархии». Сложно обстояло дело с восстановлением куполов. На то время не было известно ни одного изображения храма. Проект восстановления куполов составил пятигорский архитектор А.П. Миненко. С помощью вертолета был водружен главный купол. А через некоторое время после восстановления куполов в Пятигорском Краеведческом музее была обнаружена фотография начала ХХ в. с единственным из известных в настоящее время изображений храма раннего периода. Выяснилось, что формы купола заданы верно, отступление от первоначального вида заключалось лишь в методе покрытия. Ранее гладкая поверхность была выполнена чешуйчатым образом.
По благословению Владыки Гедеона 21 ноября 1990 г. в день Архистратига Михаила состоялось первое Богослужение во вновь открывшемся храме, которое совершил протоиерей Георгий Малахов. «Восстанавливали храм всем миром, — рассказывает нынешний его настоятель, протоиерей Борис Дубинский, — из фондов епархии Митрополит Гедеон выделил все необходимое для совершения богослужений, в том числе Святой Антиминс и напрестольное Евангелие, евхаристические сосуды, дарохранительницу».
Несмотря на проводимые реставрационные работы, уже с 7 июля 1991 г. церковные службы совершались постоянно. Постепенно храм преображался. Были приобретены паникадила, лампады, подсвечники; в алтаре новый семисвечник, ризы на престол и жертвенник. Благодаря вкладу каждого участника этого созидательного кропотливого процесса храму были возвращены былые красота и величие. Обстроили звонницу, возвели и расписали иконостасы трех пределов: центрального Михаило-Архангельского, левого — в честь Святителя Тихона и правого — в честь Святого праведного Праотца Гедеона. Все иконостасы украшены резьбой и сусальным золотом.
3 мая 1998 г., в Третью Неделю по Пасхе, состоялось великое освящение храма, которое совершил Высокопреосвященнейший Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский. 31 мая 1998 г. по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Гедеона был освящен правый придел Михайловского собора в честь святого праведного Гедеона Праотца. 7 июня 1998 г., в День Святой Троицы, по благословению Владыки Митрополита Гедеона впервые после безбожного лихолетия в г. Пятигорске была отслужена ранняя Божественная Литургия в приделе святого праведного Гедеона Праотца и с этого дня в Двунадесятые и Великие Праздники Православной церкви, по воскресным дням в Михайловском соборе совершаются две, ранняя и поздняя, Божественные Литургии. 8 октября 1998 г. накануне праздника святителя Тихона, Патриарха Московского и Всея Руси, был освящен левый придел собора в честь святителя Тихона. 16 декабря 1999 г. Указом №239 по представлению Высокопреосвященнейшего Гедеона Митрополита Ставропольского и Владикавказского, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, возвел храм Архистратига Божия Михаила в г. Пятигорске в достоинство собора. К 2001 г. усилиями настоятеля Михаило-Архангельского собора протоиерея Бориса Дубинского были возведены крестильный храм Святых Новомучеников и Исповедников Российских и хозяйственные помещения, в которых расположились трапезная, просфорня и т.д.
В Михаило-Архангельском соборе имеется множество святынь, среди которых: ковчег с частицей мощей Святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского; образ преподобного Сергия Радонежского с частицей его мощей; образ Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, с частицей его мощей; образ с частицей мощей святого апостола Андрея Первозванного; частица Древа Животворящего Креста Господня; икона Святой Живоначальной Троицы с частицей Мамврийского Дуба; особо чтимый образ святого Архангела Божия Михаила; особо чтимый образ Иверской иконы Божией Матери; частица мантии, рубашки прп. Серафима Саровского и частица камня, на котором он молился; чтимый образ Почаевской иконы Божией Матери и другие.
По материалам: http://5-blag.ru/blagochinie/mixajlovskij-sobor/