Пянтег. Неизвестная часовня.

Главной достопримечательностью Пянтега является деревянная Богородицкая церковь. Полное название — церковь Смоленской иконы Божией Матери. Это самая древняя деревянная постройка не только на Урале и в Сибири, но и во всей России. Даже известный комплекс в Кижах в Карелии построен позднее, какую бы дату постройки Пянтежского храма мы бы ни взяли.
Еще в середине 1850-х годов Ф.А. В Олегов, известный историк семьи Строгановых, записал предание о постройке этого храма: «Когда и кем была построена сия священная храмина; даже прадеды и прапрадеды нынешних стариков не помнят и не знают о времени постройки ея. Предание повествует, что будто бы около 1500 года к Ильинской пянтежской ярмарке сверху Камы плыла на ладьях неизвестная московская барыня, и на пути своем сделалась больна так сильно, что не могла продолжать свой путь — остановилась. Прошло несколько дней, болезнь не уменьшалась и возвещала смерть. В один из сих дней она видела сновидение, которым велено было построить ей на том месте, где стоит деревня Пеньки, ныне село Пянтежское, церковь и освятить ее во имя Смоленской Божией Матери. Она, проснувшись и по чувству к сему тайному внушению приписывая его воле Божией, дала обещание построить церковь. Вскоре после этого она выздоровела и по прибытию в Пеньки исполнила свое обещание».
Пермские архитекторы Г.Д. Конторович и А.С. Терехин, проверяя время постройки по разным источникам, пришли к выводу, что возведение церкви около 1500 года — дата не столь сомнительная. А представим, что такое 1500 год. До рождения Ивана Грозного оставалось еще долгих 30 лет. Есть и другая дата — 1617 год. Ее в 1982 году нашел в Дозорной книге Чердынского уезда 1707 года пермский историк, профессор Г.Н. Чагин.
Пянтежская деревянная церковь привлекает внимание не только своей древностью, но и необычной формой — она больше напоминает крепостную башню, чем храм, особенно если смотреть на нее со стороны Камы. Такое впечатление постройка произвела на первого исследователя этой церкви архитектора И.В. Маковецкого, который писал: «…по своему внешнему облику церковь скорее напоминает сторожевую башню, поставленную на дальних северо-восточных рубежах русской земли». Но не только эмоции приводят к мысли, что пянтежский храм — это бывшая крепостная башня.
Факт первый. Шестигранный сруб характерен для крепостных башен, храмы такой формы встречаются крайне редко. В Пермском крае, например, их всего два: в с. Пянтег и д. Ерши Кунгурского района. Еще одну такой же формы часовню архитекторы обнаружили на севере Западной Сибири, в 50 км от древнего города Мангазеи. Факт второй. На противоположных стенах церкви есть вертикальные пазы, которые могли служить для соединения с острожными стенами. Для церкви такая архитектурная деталь не нужна. Факт третий. В верхней части сруба есть дверь и остатки бревен от выносной площадки. «Балконы» в христианских церквах не строили. А вот для башен выносная площадка — это необходимость. С нее защитники башни могли вести так называемый «подошвенный бой», т. е. уничтожать противника, подошедшего вплотную к стенам крепости. Факт четвертый. На чердаке церкви исследователи нашли древнюю лестницу — бревно высотой 4,65 м. Для чего она была предназначена? Ее примеряли для разных целей. Но по своим размерам она могла использоваться только для подъема с чердака на смотровую площадку. Крыша храма не всегда была такой, какой мы ее видим сейчас. Самый старый рисунок, сделанный еще в первой половине XIX столетия, показывает, что у церкви была шатровая крыша, завершающаяся куполом. Изучая старый рисунок храма, архитектурные особенности пянтежской церкви, переносную лестницу — бревно, архитектор А.С. Терехин пришел к выводу, что в первоначальном виде крыша завершалась дозорной площадкой. Он же высказал предположение, что эта башня была перевезена в Пянтег с Анфаловского городка, стоящего на месте Пянтежского городища. Конечно, это только гипотеза, пока не подтверждаемая никакими фактами. Но ей воспользовался пермский писатель А.В. Иванов. В своем романе «Чердынь — княгиня гор», написанном в жанре исторической фантастики, он помещает Анфаловский городок на месте, указанном А.С. Терехиным. Сегодня, в принципе, неважно, откуда в Пянтег была привезена эта башня и привезена ли вообще, может быть, ее и строили здесь. Важно совсем другое: сегодня во всем Пермском крае не сохранилось ничего от крепостных деревянных средневековых сооружений. Пянтежская башня-храм — в наших краях это единственный свидетель давно минувших эпох: Смутного времени, крестьянских войн, петровских реформ и прочее, прочее, прочее.
Кстати, существование двух дат постройки церкви вполне объясняемо. В 1617 году бывшую крепостную башню, привезенную откуда-либо или стоявшую где-то поблизости, могли переделать (перестроить) под храм, добавив к ней алтарную часть. Но возводили ее не на новом месте, здесь до нее уже стояла церковь, возможно, и построенная около 1500 года. Древность ее появления подтверждает такой факт. Предание, записанное в селе, гласило: «Когда-то давно ученики Стефана Пермского приплыли в Пянтег из Бондюга на камне, на котором по Каме раньше плавал сам Стефан. Они вышли на берег, камень вкатили на самое высокое место и с него проповедовали христово учение. После их смерти жители села построили вокруг камня церковь. В первые годы советской власти камень этот сбросили с берега в Каму, но он не утонул, долго еще плыл по воде, пока его видели люди». И что интересно — в описании церкви 1850 года значится: «…под престолом находится одна галя (камень)…». Кстати, в древних традициях был такой символ — «Центр Мира». Как правило, под ним понимали не центр всего Мира, а центр какой-то определенной области, но в понятии не географическом, а духовном (хотя оба эти значения могли и совпадать). Символом центра могла быть гора или просто камень. В раннехристианской традиции именно камень являлся престолом, «божественным обиталищем», центром храма. Со временем эта традиция была утрачена. Камень под престолом, как мы видим, — это очень древняя традиция, и, конечно, она не могла появиться в XVII веке. Скорее всего, «галю», уже не помня особого значения камня, сохранили от прежнего храма.
Вероятнее всего, Пянтег в древности был крупным, известным культовым языческим центром, причем единым для большой округи. Вспомним находки фигурки Перуна, боевого украшенного топора (топор — один из символов Перуна). Исследователи И.Я. Кривощеков, И.В. Маковецкий, А.С. Терехин считали, что деревянная церковь была построена в «роще священных кедров, на месте языческого мольбища». Православным миссионерам нужно было как можно эффективнее пропагандировать свое учение, поэтому они постарались занять место древнего святилища и для усиления своей значимости даже вкатили сюда камень святого Стефана Пермского . Но язычество не уходило из этих мест очень долго. Уже упоминаемый нами летописец Строгановых Ф.А. Волегов в 1850 году писал, что «от деревянной церкви, ниже по течению реки, рядом с кладбищем , стоит древняя сосновая роща, которую хранят местные жители и обожают точно так, как деревянную церковь. Чтят до того, что лет 20 тому назад или еще менее, она служила местом приношения языческому Перуну и другим ему подобным болванам суеверными жителями».
Сейчас нет уже сосновой рощи, нет и кедровой рощи (последний высохший кедр упал в 2009 году). Но места остались. Здесь, на высоком берегу Камы, тысячу лет назад в священной кедровой роще собирались сотни людей со всей округи, чтоб вознести хвалу своим богам, почувствовать свое единение с природой, космосом. Пятьсот лет назад, а может быть, и более, первые православные миссионеры установили в священной роще первую христианскую святыню — камень святого Стефана Пермского. Ничего этого уже нет. Но стоит деревянный храм-башня, свидетель событий давно минувших столетий.
http://www.istorya.ru/book/perm-velikaya/24.php

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?