Монах Влади́мир (в миру Все́волод Влади́мирович Путя́та; 2 [14] октября 1869, Москва — 5 февраля 1936, Киров) — лишённый сана епископ Русской православной церкви. В 1918 году, не признав решения о лишении его сана, основал «Народную церковь» в Пензе, слившуюся в 1922 году с обновленчеством, откуда в 1934 году перешёл в григорианский раскол. Перед смертью покаялся и принят в Московский патриархат как простой монах.
Сын артиста театра Владимира Ивановича Путяты (1850-1880 гг.), из обедневшего рода смоленских помещиков. Мать Раиса Васильевна Шлыкова (1853-1923 гг.), из тульских дворян, дочь действительного статского советника, врач-окулист. Брак родителей был очень ранним и неудачным, они развелись в 1873 г.
Получил блестящее воспитание и всестороннее образование. С юности владел французским, английским и немецким языками; имея способности к языкам, он изучил итальянский язык и владел древними языками — греческим и латинским. Обладал редкой красотой и завидной внешностью. Громадным успехом он пользовался в дамском обществе, в котором он был лихим танцором и ухажёром.
В 1887 году окончил 1-ю Тульскую гимназию; в 1891 году с похвалою окончил Демидовский юридический лицей, в 1897-м — Военную юридическую академию и произведён в штабс-капитаны, затем по фамильной традиции поступил офицером лейб-гвардии Преображенского полка и быстро выслужился и выдвинулся. Как писал протопресвитер Георгий Шавельский, «был близок к полковнику Преображенского полка будущему императору Николаю II, бывал у него как близкий человек и этим впоследствии кичился»
Вскоре Всеволод Путята бросил военную службу и в 1899 году поступил в Казанскую духовную академию. Уход в академию поразил его близких и всё гвардейское офицерство и высший свет, где он был принят, как «свой человек».
21 января 1900 года пострижен в монашество с именем Владимир, а 8 ноября того же года рукоположён во иеромонаха.
Академию он, без особого разрешения Святейшего синода, окончил в два года вместо положенных четырёх лет. В 1901 году по окончании академии назначен инспектором Казанской духовной семинарии.
В 1902 году определён настоятелем церкви при Русском посольстве в Риме с возведением в сан архимандрита.
Здесь Путята трудился над своей магистерской диссертацией. Его знание языков и разные возможности открыли ему двери русских и иностранных архивов и библиотек, и он смог использовать даже в Италии недоступные для большинства студентов академии книжные и рукописные материалы.
В 1906 году за труд на тему «Государственное положение Церкви и религии в Италии» получил учёную степень магистра богословия.
В Риме как прекрасно владевший итальянским языком он сблизился с высшим обществом столицы. Его похождения кончились тем, что сам папа римский написал российскому послу, что дальнейшее пребывание любвеобильного священнослужителя в Ватикане нежелательно. По ходатайству русского посла в Италии «за соблазнительное поведение» был уволен с должности настоятеля посольской церкви и отчислен в распоряжение Святейшего синода. Вскоре «как бы на исправление» Путята был назначен настоятелем посольской церкви в Париже. Но здесь повторилась та же история, как и в Риме. Скандал, связанный с любовными похождениями Владимира во Франции, получил огласку, и он, обременённый долгами от светской жизни не по средствам, был отозван в распоряжение Синода. Благодаря его связям при дворе эти случаи не помешали его духовной карьере.
Став архиереем, он продолжал быть кумиром в окружающем его дамском обществе Петербурга, а в ревизионных разъездах по заграничным церквам он последующие годы продолжал жить «в своё удовольствие».
С 18 февраля 1911 года — епископ Омский и Павлодарский.
Духовенство, хотя и знало, что он перемещён в Омск не за блистательную церковную административную работу в прошлом, а за какие-то грешки, боялось его. Здесь он впервые стал проявлять себя как «опытный администратор». Он не терпел возражений, был всегда требователен, особенно внедрял в сознание духовенства дисциплину. Он не любил долго и много говорить и тем более убеждать. Поэтому распоряжения его были краткими, ясными и лаконичными.