СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИй СОБОР
В 1617 г. на месте деревянной начали возводить каменную Святодуховскую церковь, строительство которой длилось несколько лет. В середине XVII в. с севера пристроен Введенский придел. В 1693—1697 гг. были сооружены главные ворота монастыря с надвратной церковью и колокольней над ней. В 1770 г. Святодуховская церковь преобразована в городской Спасо-Преображенский собор. В 1822 г. центральная часть собора тремя арками, пробитыми в стенах, была соединена с южной папертью, а в 1834 г.— двумя арками с северным приделом.
Собор возведен в форме русской архитектуры первой половины XVII в., кирпичный, оштукатуренный, пятиглавый, складывается из разных по высоте объемов. К основному бесстолпному четверику, перекрытому сомкнутым сводом и увенчанному пятью декоративными луковичной формы главками на высоких шейках, примыкают с восточной стороны полукруглая невысокая апсида, с южной и западной — закрытая одноэтажная паперть, с северной — Введенский придел с полукруглой апсидой. Паперть перекрыта полуциркульными сводами, апсиды — конхами остальные помещения — сомкнутыми с распалубками сводами. Таким образом, из невысоких объемов апсиды, придела и паперти поднимается величественный четверик основного объема. Плоскости его фасадов расчленены на три части тонкими полуколоннами, украшены многопрофильным карнизом с глухой стеной под ним наподобие аттика с декоративными арками, имитирующими закомары. Окна обрамлены наличниками. Углы паперти обработаны спаренными полуколоннами с граненой тягой между ними, а углы придела — пучками, состоящими из трех полуколонок. Высокий аттик придела украшают четыре декоративные арочки.
Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», XVII, том 4, стр. 24-25, издательство «Будивэльнык», 1983-1986 год
Недалеко от центра современного города, на посаде древнего Путивля, расположен Спасский собор. Ранее он был главным храмом Святодуховского монастыря, история которого такова. В XVI в. на этом месте возник девичий монастырь, где каменное строительство развернулось лишь в XVII в. В 1617 г. в нем начали возводить Святодуховскую каменную церковь, строительство которой было окончено через несколько лет. В середине XVII в. с севера к ней была пристроена часовня. В 1693–1697 г.г. были сооружены главные ворота монастыря с надвратной церковью с колокольней. В 1770 г. Святодуховский монастырь был упразднен, а каменная церковь переименована в Спасо-Преображенский собор в связи с тем, что существовавший на «городке», на месте древнего, главный храм города того же названия тогда был разобран.
Спасо-Преображенский собор является произведением русской архитектуры первой половины XVII в. Сейчас он представляет собой композицию разномасштабных объемов. Наиболее древняя его часть — основной кубический массив — увенчана пятью декоративными луковичными главками на узеньких круглых шейках-барабанах. С трех сторон его окружает закрытая одноэтажная паперть (к северной стене которой примыкает одноапсидная одноглавая часовня), а с четвертой, восточной, выступает одна невысокая апсида. Таким образом, из довольно низких объемов паперти, часовни и апсиды как бы вырастает могучий куб основного храма. Плоскости его фасадов членятся четырьмя стройными тоненькими полуколонками, перехваченными несколькими также тоненькими поясочками, и завершаются широким многообломным карнизом с глухой стенкой над ним, наподобие аттика, украшенной декоративными арками, имитирующими закомары, С простым и монументальным кубическим объемом храма хорошо сочетаются легкие декоративные главки на высоких изящных барабанах.
Небольшая часовня с апсидой как бы выступает из невысокой паперти собора. Углы паперти обработаны оригинальными спаренными полуколонками с граненой тягой между ними, а углы часовни — пучковыми, состоящими из трех тоненьких полуколонок. Высокий аттик последней украшают четыре декоративные арочки, обведенные многообломным наличником. Хотя часовня построена в формах крупного здания, она очень удачно сочетается с основным кубическим массивом собора.
Сквозь невысокую арку западной паперти открывается вид на огромный иконостас, расположенный в соборе. Низенькое, плохо освещенное помещение паперти своим контрастом с просторным светлым нефом храма и его иконостасом подчеркивает их выразительность.
Интерьер Спасо-Преображенского собора представляет собой до предела простое по форме и ясное по структуре внутреннее пространство, отграниченное четырьмя стенами и перекрытое сомкнутым сводом. Строгость и лаконизм его захватывают. Мастер очень тонко прочувствовал не только несложные пропорции интерьера (сторона нефа относится к высоте, как 1:2), но и его масштаб по отношению к человеку. Ярким красочным ковром на фоне белых стен выделяется пятиярусный иконостас, поднимающийся на всю высоту храма до начала сводов. Его композиция напоминает не украинские, а русские произведения. Горизонтальные карнизы и вертикальные колонки образуют прямоугольную однообразную сетку, нарушаемую только средним полем, равным по ширине царским вратам во всех трех верхних ярусах.
Видимо, за образец заказчики взяли русский иконостас, но местные мастера внесли в него привычные для себя элементы резьбы и архитектурные детали. Так, царские и боковые врата имеют характерные украинские проемы со срезанными наискось углами. Виноградная лоза, а также другие орнаменты, украшающие колонки и рамы икон, типичны для украинского искусства этого времени. Нам думается, что выбор такой на первый взгляд «сухой», однообразной композиции иконостаса диктовался не только вкусами заказчиков, но и характером интерьера, его лаконичными прямоугольными формами.
К сожалению, его живопись либо переписана, либо скрыта копотью, отчего сказать о ней что-либо определенное пока нельзя.
Из ювелирных изделий, хранящихся в Спасо-Преображенском соборе, заслуживает внимания серебряная люстра работы данцигского мастера — дар Петра I собору. Ее нижний шар украшен прорезным ажурным орнаментом, имеющим прямые аналогии с орнаментами украинских ювелирных изделий. Не исключена возможность, что данцигскому ювелиру вместе с заказом был направлен и «абрис», то есть чертеж, проект люстры, исполненный кем-либо из украинских граверов. В храме имеется, кроме того, несколько икон разного времени, заслуживающих внимания. Одна из них — «Богоматерь Умиление», судя по всему, относится ко второй половине или, быть может, даже к концу XVII в. Это, безусловно, икона местной работы; Богоматерь с крупными чертами лица женщины из народа с нежностью прильнула щекой к младенцу. Энергичной кистью очерчены ее большие глаза, довольно большой нос и широкий подбородок. Живопись до предела лаконична. Черный контур выразителен. «Обмирщая» образ Богоматери, мастер возвеличивал образ простой женщины, воспевал материнскую любовь, ее чарующую нежность и жертвенность.
Григорий Никонович Логвин «Чернигов. Новгород-Северский. Глухов. Путивль».