Путивль. Рождества Пресвятой Богородицы Молчанский женский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы.

В настоящее время храм трёхпрестольный: нижний престол в честь Смоленской иконы Одигитрии, центральный верхний — в честь Рождества Пресвятой Богородицы (в древности имел посвящение в честь Св. Софии, Премудрости Божией), северный верхний — в честь преп. Зосимы и Савватия Соловецких (обитель имела обширные бортные ухожья). До пожара 1921 года на втором ярусе галереи имелся престол в честь Симеона и Саввы, сербских чудотворцев (был устроен архимандритом Паисием (Беговичем), сербом, первоначально имел посвящение в честь апостола Тимофея), не востановлен.

Каменная, трехкамерная, с двухъярусной аркадной галереей с трех сторон. Для алтарной части, как предполагают, была использована оборонная башня городских укреплений. Сооружение описано арабским путешественником и писателем Павлом Алеппским, посетившим Путивль в 1654 г. В 1666-1669 г. была разобрана галерея с северной стороны и на ее месте возведен теплый придел Симеона и Саввы. В 1804 г. придел капитально отремонтирован. В XIX в. к юго-западному углу церкви между крытой лестницей и галереей было пристроено одноэтажное помещение библиотеки. В конце XIX — начале XX вв. деревянная барочная глава над центральным объемом церкви была заменена шатровой металлической конструкцией. В 1920 г. от пожара сильно пострадали аркада-галерея и библиотека и в дальнейшем были утрачены. Возведена в стиле барокко, кирпичная, побеленная, цоколь из песчаника, в плане асимметричная. Складывается из трех башен, поставленных на подклеть, все они разные по величине, высоте, пропорциям и декору.
Алтарная часть — квадратная в плане, над кубовидным нижним объемом, перекрытым сомкнутым сводом, возвышается высокий восьмерик с декоративной главой барочной формы с невысокой главкой. Древняя кладка четверика продолжается в стенах восьмерика на высоту до 3 м. В толще стены сделаны небольшого диаметра винтообразные каналы, благодаря которым, находясь в верхнем помещении над сводом, можно слышать, что происходит в нижнем. Снаружи стены четверика декорированы четырьмя рядами ширинок-кессонов, расположенных в шахматном, порядке, широким поясом трехступенчатых ниш в виде равнобедренных треугольников с узким «городчатым» пояском над ними и завершены аттиком с тремя декоративными закомарами с восточной стороны. Окна, расположенные в нижней части четверика, прорезаны позднее, при этом частично разрушены ширинки-кессоны.
Центральный объем церкви — квадратный в плане, восьмерик на четверике. Четверик — кубообразный, восьмерик одной ширины с четвериком, перекрыт срезанным сомкнутым сводом, завершен барочной главой со световым фонарем, увенчанным главкой грушевидной формы. Переход от четверика к восьмерику осуществлен системой конических арочек сводов. На западном и южном фасадах четверика — перспективные порталы, на каждом фасаде — пилястры и три окна. Над окнами проходит горизонтальный пояс, который вместе с расположенным выше карнизом придает этой части стен вид аттика. Углы восьмерика декорированы пучками полуколонн, в каждой грани — окно, обрамленное наличником. В подклети центрального объема, перекрытого системой сомкнутых с распалубками сводов, опирающихся на стены и квадратный столб, размещалась трапезная с входом с западной стороны. Придел — самый низкий из трех объемов, прямоугольный в плане, трехкамерный, вытянутый с запада на восток, с восьмериком над средней камерой, перекрытым сомкнутым сводом, завершенным барочной главой с декоративной главкой. Переход от четверика к восьмерику повторяет подобную конструкцию в центральном объеме, но с металлическими стяжками. Восточная и западная камеры перекрыты сомкнутым сводом.
Декор фасадов придела значительно проще, чем на центральной и алтарной частях. На каждом фасаде у него по одному окну, а угловые лопатки-пилястры начинаются у половины высоты. Ребра восьмерика имеют крепованные неширокие пилястры, окна обрамлены наличниками, завершающий карниз декорирован арочками и кронштейнами-гирьками. Треугольные разорванные фронтончики с гирькой, украшающие наличники окон, ширинки-кессоны, колонки с перехватом «городчатый» поясок позаимствованы в русской архитектуре.
Убранство интерьера утрачено. Памятник реставрируется. Охр. № 622/1.
http://www.alyoshin.ru/Files/publika/pamyatniki_ua4/pamyatniki_ua4_029.html

С городища лучше всего сойти вниз и по берегу Сейма пройти к Молчанскому монастырю. Не надо забывать, что в 1500 г. Путивль входит в состав Московского государства и здесь, в одном городе, рядом жили украинцы и русские, между которыми всегда существовали живые культурно-художественные связи.
Монастырь возник в XVII ст. В 1630–1636 г.г. сооружен каменный храм вместо деревянного. С восточной стороны находится прямоугольная апсида, построенная, как оказалось, раньше, чем храм; она, очевидно, была башней старых укреплений. С севера к главному объему примыкает еще одна баня. Итак, храм в плане состоит из трех прямоугольных помещений, соединенных под прямым углом. Надо обойти храм кругом, чтобы свыкнуться с асимметричной композицией трех бань. Они различны размерами, высотой, не одинаковы пропорциями и деталями, но вместе с тем образуют незыблемое целое. Восточная баня имеет кубический первый ярус, стены которого кажутся словно фрагментом гигантской украинской плахты, орнаментированной квадратными нишами в шахматном порядке и отороченной каймой из треугольных ниш и лентой «городков».
Главный же объем храма поставлен на довольно высокий подклет, где размещалась трапезная, а на уровне пола храма — открытая галерея. Северный объем тоже повторяет украинский храм — типа восьмерика на четверике. Он, видимо, и манит глаз тем, что непринужденно поставлены купола образуют живописную группу так свободно, просто и естественно, как на деревьях вырастают ветви, никогда не бывают похожи, однако составляют нерушимое единство. Интерьер когда-то был богаче благодаря двум иконостасам, один из которых был установлен в главном помещении, а второй — в северном.
Из собора происходит уникальная скульптура XVII в. – «Христос в темнице». Стремление искусства изображать божественные персонажи как обычных людей нашло свое удачное воплощение в этой скульптуре. Христос изображен в момент, когда его бьют по щеке. Глубокое страдание почти совсем не проявлено внешними движениями; на это намекает только поднятая для защиты рука. Мастер вырезал не столько святого, сколько обычного крестьянина, которому рвали ноздри и клеймили за попытку протестовать против феодально-крепостнического ига.
Вокруг монастыря была каменная стена с башнями на рогах и воротами — колокольней. Последняя представляет значительный интерес своей архитектурой. Она в нижнем ярусе имеет ворота, а в верхнем – колокольню. Низ ее тяжелый, прорезан только аркой ворот, а верх легкий, ибо имеет восемь огромных арочных проемов. Завершается колокольня типичным барочным верхом. В основе верхнего яруса под арками проходит широкий пояс плоских ниш, украшенных орнаментированной поливной керамикой ярких синих, зеленых и желтых цветов. Под лучами солнца и на фоне белых стен они искрятся и играют всеми цветами радуги.
Логвин Г.Н. «По Украине». – К.: Мистецтво, 1968 г.

Главное здание ансамбля Молчанского монастыря — церковь Рождества Богородицы состоит из трёх башен типа восьмерик на четверике. Из них центральная — самая высокая — неф церкви Рождества Богородицы, к ней с востока примыкает башнеобразный объем алтаря, с севера — теплый храм-придел.
Наиболее древней частью является квадратный в плане алтарь церкви. Его нижняя часть, по преданию, первоначально будто бы была оборонительной башней, а в 1636 г., когда возвели неф церкви, была превращена в алтарь: над кубовидным нижним объемом соорудили высокий восьмерик с декоративным куполом, которому в XVIII в. придали барочную форму и увенчали невысокой главкой. В этой части, собственно башне, сохранились первоначальные своды, а в толще стены небольшого диаметра винтообразные каналы, благодаря которым, находясь в верхней камере, над сводами алтаря, можно было подслушивать, что происходит в нижнем помещении. Древняя кладка продолжается в стенах восьмерика на высоту около трех метров. Окна, которые есть сейчас в нижней части алтарной башни, сделаны позже (они частично разрушили ниши-кессоны).
Чтобы зрительно облегчить тяжелый кубический массив алтарной части и вместе с тем украсить его, мастер декорирует стены четверика по всей их высоте четырьмя рядами кессонов-ширинок, расположенных в шахматном порядке, и сплошным поясом трехуступчатых ниш острой треугольной формы с узким «городчатым» пояском над ними; высокий аттик с тремя декоративными закомарами венчает его стены. Светотень хорошо выявляет нарядное узорочье стен алтаря; они выглядят подобно фрагменту громадной украинской плахты, орнаментированной узором из квадратов «в шашку» с каймой. Треугольные разорванные фронтончики с гирькой, украшающие окна, кессоны-ширинки, колонки с перехватом- дынькой, расположенные вокруг окон, — все это взято из русской архитектуры XVI–XVII в.в.
Центральный объем храма Рождества Богородицы приподнят на довольно высокий подклет, в котором размещалась трапезная. Ввиду того что подклет шире храма, на уровне пола последнего первоначально с юга и запада была устроена аркада-галерея. Подклет зодчему нужен был не только для чисто практических целей, но также и для того, чтобы зрительно создать впечатление величественности церкви, в то время как галерея-аркада призвана облегчить тяжесть ее кубического массива. Этой задаче подчинен и декор здания. На уровне пола на его фасадах проходит горизонтальный поясок, выявляющий внутреннее пространство, перекрытое сводами. Хотя в интерьере и нет опорных столбов, но на стенах сделаны по традиции, как в древнерусских храмах, лопатки-пилястры.
Выше галереи четверик церкви имеет вид куба. Гладь его стен оживляют с юга и запада перспективные порталы и на каждом фасаде — пилястры и три окна. Над окнами проходит горизонтальный пояс, который вместе с расположенным выше карнизом придают этой части стен вид аттика. И треугольные фронтончики с гирьками, и пилястры, и аттик, безусловно, свидетельствуют о творческой переработке мастером, строящим это сооружение, мотивов архитектуры Возрождения.
Восьмерик, завершающий церковь Рождества Богородицы, одной ширины с четвериком. Его грани декорированы пучковыми полуколоннами, а на глади стен очень хорошо читаются оконные проемы в обрамлении полуколоннок, состоящих из дынек, нанизанных как бы бусы и завершенных треугольными, разорванными фронтончиками с гирьками. Первоначальная глава имела характерную для украинской архитектуры грушевидную форму и завершалась фонариком с маковкой. В конце XIX в., во время ремонтных работ, ее переделали, вместо деревянных кружал применили прямые металлические стропила, а над фонариком вместо грушевидной главы возвели луковичную главку.
Теплый храм-придел приставлен вплотную к главной башне с севера и является самой низкой из всех трех башен. Он также представляет собой структуру типа восьмерик на четверике, но отличается от основной башни и от алтарной тем, что его архитектура проще. На каждом фасаде у него только по одному окну, а угловые лопатки-пилястры начинаются только с половины высоты. Грани восьмерика имеют крепованные, как бы наложенные одна на другую неширокие пилястры; его очна, так же как и окна главной башни, украшены наличниками, колонками и фронтончиками. На небольшом расстоянии от верха, так же как и на алтарной башне, здесь проходит карниз. Он декорирован арочками и кронштейнами- гирьками. Ритм арочек и гирек придает венчанию северного придела нарядность.
Внутри собор Рождества Богородицы сейчас выглядит бедно, так как нет иконостаса, который когда-то занимал всю его восточную стену. Боковая дверь ведет в северный теплый храм-придел. Его внутреннее пространство более «зажато» и вытянуто ввысь. Переход от четверика к восьмерику здесь осуществлен конструкцией ступенчатых конических арочек- сводов.
Григорий Никонович Логвин «Чернигов. Новгород-Северский. Глухов. Путивль».

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?