Путивль. Рождества Пресвятой Богородицы Молчанский женский монастырь.

Основан в 1579 г. как подворье Молчанской Сафрониевой пустыни, находившейся к востоку от Путивля. В период между 1591 и 1593 гг. был преобразован в самостоятельный монастырь под названием Путивльский Молчанского, Печерского Рождества Богородицы. Строительные работы начаты в год его преобразования, велись до 1602 г. От первоначальных сооружений до наших дней, кроме фрагментов стен и части собора, ничего не сохранилось. В 1630—1636 гг. была возведена новая церковь Рождества Богородицы, в 1700 г.— колокольня.
Во второй половине XVII в. г. Путивль утрачивает свое значение сторожевого пункта, теряет известность и монастырь. Строительные работы прекращают, только в 20-х годах XVIII в. возводят корпус настоятеля. В дальнейшем строения ансамбля ветшают и постепенно разрушаются.
Возрождение монастыря началось в 60-х годах XIX в. Отстраивают старые и возводят новые здания. Строят большой зимний храм, трапезную, корпуса келий, к собору пристраивают одноэтажный корпус библиотеки. Сооружения ансамбля значительно пострадали от пожара во время Великой Отечественной войны. Постройки ансамбля вытянуты полудугой с юго-востока на север. В юго-восточной его части, вдоль остатков оборонительных стен, имеющих в плане вид сплюснутого восьмиугольника, размещены колокольня, трапезная, теплая церковь, просфорня, дом настоятеля. Посередине двора возвышается соборная церковь — композиционный центр всего ансамбля. В северной части находятся здания келий и хозяйственные постройки, огражденные кирпичной стеной. Ансамбль принадлежит к числу оригинальных и ценных памятников архитектуры Украины, наиболее ранний пример творческого сотрудничества русских и украинских зодчих, проникновения в украинскую архитектуру приемов и форм русской архитектуры.
Рождества Богородицы церковь, 1630-1636 гг. Каменная, трехкамерная, с двухъярусной аркадной галереей с трех сторон. Для алтарной части, как предполагают, была использована оборонная башня городских укреплений. Сооружение описано арабским путешественником и писателем Павлом Алеппским, посетившим Путивль в 1654 г. В 1666-1669 г. была разобрана галерея с северной стороны и на ее месте возведен теплый придел Симеона и Саввы. В 1804 г. придел капитально отремонтирован. В XIX в. к юго-западному углу церкви между крытой лестницей и галереей было пристроено одноэтажное помещение библиотеки. В конце XIX — начале XX вв. деревянная барочная глава над центральным объемом церкви была заменена шатровой металлической конструкцией.
В 1920 г. от пожара сильно пострадали аркада-галерея и библиотека и в дальнейшем были утрачены. Возведена в стиле барокко, кирпичная, побеленная, цоколь из песчаника, в плане асимметричная. Складывается из трех башен, поставленных на подклеть, все они разные по величине, высоте, пропорциям и декору. Алтарная часть — квадратная в плане, над кубовидным нижним объемом, перекрытым сомкнутым сводом, возвышается высокий восьмерик с декоративной главой барочной формы с невысокой главкой. Древняя кладка четверика продолжается в стенах восьмерика на высоту до 3 м. В толще стены сделаны небольшого диаметра винтообразные каналы, благодаря которым, находясь в верхнем помещении над сводом, можно слышать, что происходит в нижнем. Снаружи стены четверика декорированы четырьмя рядами ширинок-кессонов, расположенных а шахматном, порядке, широким поясом трехступенчатых ниш в виде равнобедренных треугольников с узким «городчатым» поиском над ними и завершены аттиком с тремя декоративными закомарами с восточной стороны. Окна, расположенные в нижней части четверика, прорезаны позднее, при этом частично разрушены ширинки-кессоны.
Центральный объем церкви — квадратный в плане, восьмерик на четверике. Четверик — кубообразный, восьмерик одной ширины с четвериком, перекрыт срезанным сомкнутым сводом, завершен барочной главой со световым фонарем, увенчанным главкой грушевидной формы. Переход от четверика к восьмерику осуществлен системой конических арочек сводов. На западном и южном фасадах четверика — перспективные порталы, на каждом фасаде — пилястры и три окна. Над окнами проходит горизонтальный пояс, который вместе с расположенным выше карнизом придает этой части стен вид аттика. Углы восьмерика декорированы пучками полуколонн, в каждой грани — окно, обрамленное наличником. В подклети центрального объема, перекрытого системой сомкнутых с распалубками сводов, опирающихся на стены и квадратный столб, размещалась трапезная с входом с западной стороны.
Придел — самый низкий из трех объемов, прямоугольный в плане, трехкамерный, вытянутый с запада на восток, с восьмериком над средней камерой, перекрытым сомкнутым сводом, завершенным барочной главой с декоративной главкой. Переход от четверика к восьмерику повторяет подобную конструкцию в центральном объеме, но с металлическими стяжками. Восточная и западная камеры перекрыты сомкнутым сводом. Декор фасадов придела значительно проще, чем на центральной и алтарной частях. На каждом фасаде у него по одному окну, а угловые лопатки-пилястры начинаются у половины высоты. Ребра восьмерика имеют крепованные неширокие пилястры, окна обрамлены наличниками, завершающий карниз декорирован арочками и кронштейнами-гирьками. Треугольные разорванные фронтончики с гирькой, украшающие наличники окон, ширинки-кессоны, колонки с перехватом «городчатый» поясок позаимствованы в русской архитектуре. Убранство интерьера утрачено. Памятник реставрируется.
Колокольня, 1700 г. В стиле барокко. Кирпичная, оштукатуренная, двухъярусная, нижний ярус квадратный в плане, верхний — восьмерик с арочными проемами в каждой грани, увенчанный высокой шлемовидной главой. В нижнем ярусе устроен проезд и проход на монастырское подворье. Декор нижнего яруса очень сдержанно украшен угловыми пилястрами и карнизом, а верхний — раскрепованными пилястрами на углах граней и оригинальным венчающим карнизом с кронштейнами — раскреповками. У основания восьмерика проходит пояс разномасштабных ниш с вставками ярких поливных изразцов синего, зеленого и золотистого цветов.
Стены, ворота, башня, XVII в. Вокруг монастыря была построена кирпичная побеленная стена с казематами, перекрытыми сводами, с башнями на углах и воротами с колокольней. В плане стены имели вид шестиугольника, вытянутого с запада на восток.
Сохранились небольшие фрагменты стен, северо-западная башня и ворота с колокольней. Башня примыкает к углу трапезной, круглая в плане с подвалом, одноярусная, завершена широким карнизом с поребриком и зубцами. При постройке трапезной над башней возведена одноярусная колокольня в виде восьмерика, увенчанного шатром. Грани колокольни с арочными проемами обработаны пилястрами, нишами, архивольтами. В конце XIX в. вся территория монастыря, включая новые здания келий и хозяйственный двор, были обнесены кирпичной оградой с трехаромными воротами, которые не сохранились.
«Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 4, стр.22-23, издательство «Будивэльнык», 1983-1986 год

Молченский монастырь представлен единым объектом, однако на его территории имеется: Собор Рождества Пресвятой Богородицы (бывший Софийский собор), XVI — XVIII (престолы: Рождества Богородицы (центральный), Зосимы и Савватия Соловецких (северный), Симеона и Саввы Сербских (южный, не восстановлен), Смоленской иконы Пресвятой Богородицы (нижний, до закрытия в 1922 г. был освящён в честь Собора Пресвятой Богородицы). Тёплый храм Рождества Иоанна Предтечи 1866-1869, архитектор (предположительно) Гримм Д.И. (престолы: Рождества Иоанна Предтечи (центральный), свт. Николая Чудотворца (северный), свт.Тихона Задонского (южный). Храм перестроен под общежитие, сейчас положено начало его возрождения. Надвратная колокольня XVII — XVIII вв. Трапезная XVII — XIХ вв. Настоятельский (ныне сестринский) корпус XVIII в. Просфорня. Северо-восточный корпус (на рубеже XVIII — XIХ вв в нём помещалось духовное училище). Корпуса гостиного двора. Современные строения — игуменский дом, дом священников, гаражи.

В конце XVI века на месте древнерусского деревянного острога, неоднократно упоминаемого в летописяъх XII века, была построена каменная цитадель. Она называлась Кремлем и была шестиугольной в плане, с круглыми угловыми башнями и квадратной надвратной башней. Уповая на надежность Кремля, здесь в 1570 году устроили свое подворье монахи загородного Молчанского монастыря (ныне Софрониевский монастырь у села Новая Слобода в 20 км от города). В 1580-1590-х годах они построили посреди крепостного двора каменный собор Рождества Богородицы, а к 1597 году всю крепость превратили в монастырь. В случае войны монахи были обязаны защищать монастырь-крепость. Нельзя не сказать, что в 1604 году за стенами монастыря скрывался царь-самозванец Лжедмитрий I, выступив отсюда на Москву после смерти Бориса Годунова.
В XIX веке оборонные стены и башни стали разбирать на кирпич, так что от старых укреплений сохранилась лишь надвратная башня, перестроенная в колокольню, да круглая наугольная слева при входе в монастырь с примыкающим небольшим участком крепостной стены. Сохранился также собор Рождества Богородицы, неоднократно перестраивавшийся в XVII и XVIII веках. Это собор — уникальное явление в украинской архитектуре. Высказывались гипотезы, что это только часть древней, гораздо более крупной постройки или наоборот, что собор — поздняя пристройка к древней крепостной башне, превращенной ныне в алтарь.
Композиция здания необычна. Сооружение двухэтажное, состоит из трех высоких башен — центрального объема, алтаря и придела. Первоначально четверик главного объема завершался так называемой «горкой кокошников» с куполом, алтарную башню венчал мощный каменный шатер, гораздо выше главы собора, что по церковным канонам недопустимо. Еще одним нарушением был алтарь в виде квадратной башни, а не полукруглой апсиды. Собор принадлежит к редчайшему типу многофункциональных культовых зданий, приспособленных к обороне. Неизвестные зодчие XVI века не только создали гармоническое архитектурное сооружение, но и решили важную инженерную задачу: с возведением собора система фортификации Кремля приобрела завершенность.
В XVII веке после перестройки сооружение приобрело черты украинского барокко, поскольку надстройку собора производил русский архитектор, знаменитый «записной государев мастер» Матвей Ефимов. Западнее собора — надвратная колокольня, с виду — стандартная, двухъярусная постройка, увенчанная шатром с луковичной главкой. Однако детальное ее изучение показало, что нижний ярус — не что иное, как надвратная башня Кремля, построенная во второй половине XVI века.
В 1700 году шатровую деревянную кровлю башни разобрали и надстроили высокий восьмерик с арочными проемами звонов. Автором перестройки является все тот же Матвей Ефимов. Белая гладь оштукатуренных стен расчленена пилястрами и украшена многоцветными поливными изразцами. Севернее колокольни — одноэтажный корпус с угловой круглой башней. Это трапезная, пристроенная в 1730 году к древней крепостной стене с башней. Стоит обойтиее вокруг, чтобы увидеть небольшую угловую башню Кремля, сильно перестроенную в 1880 году, за ней сохранился фрагмент крепостной стены XVII века. Эта стена упирается в мощную трехэтажную постройку, в которой находится церковь Иоанна Предтечи, сооруженная в 1866-1869 гг. в модном тогда русско-византийском стиле на месте разобранного храма XVI века. С южной сторны монастырского двора, между собором и колокольней, — большой двухэтажный настоятельский корпус, построенный в 30-х годах XVIII века. Толстые стены, равно как и местонахождение на склоне горы, свидетельствует о том, что в основе здания — древняя крепостная стена и, возможно, еще какие-то постройки XVI века.
Из материала книги-фотопутеводителя: Вечерский В.В., Луговской А.В. Путивль. Изд-во «Мистецство», г. Киев, 1992 г.

Печерская обитель находится в самом городе Путивле. В настоящее время монастырь представляет очень красивую группу церковных и других строений почти всей новейшей постройки, за исключением одного здания, с левой стороны колокольни. Это крепостная башня монастыря, единственно сохранившееся во всем городе самое древнее здание. Свое название монастырь получил от старинной пустыни, находившейся на болоте „Молче», что в нескольких километрах от Путивля. Предание гласит, что в начале ХIV века на опустошенные татарами Киевские земли пришли два инока к поселились в пещере на «Чудной горе». Отшельники принесли с собой образ Пресвятой Богородицы, пред которым они совершали свои молитвы. После смерти иноков их похоронили в устроенной ими пещере. Это место вскоре позабылось и очень долго оставалось совершенно никому не известным, поскольку оно было пустынное и дикое, заросшее дремучими лесами, по которым бродили только бортники, отыскивая пчелиные медоносные ульи.
В княжение Василия Дмитриевича (1389-1425 гг.) и при Киевском митрополите Киприане Промыслом Божиим было угодно прославить это дикое место явлением чудотворного образа Божией Матери. В 1405 году один из бортников, блуждая по лесу, зашел на «Чудную гору» и приблизился к месту, где были погребены иноки. Вдруг его ослепило необычное сияние. Внимательно оглянувшись по сторонам, он увидел на ветвях липового дерева икону Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем. При виде этого чудесного знамения он благоговейно опустился на землю и вдруг услышал четкий неведомый голос: «Да созиждется на сем месте церковь Пресвятой Богородицы!» Бортник поспешил в Путивль и там рассказал горожанам о случившемся. Духовенство в сопровождении городских властей и множества народа тотчас же отправились на указанное бортником место явления святой иконы. И тут все увидели ее стоящею на дереве, окруженную небесным светом. С благоговейной радостью пришедшие поклонились ей и совершили на этом месте молебное Богослужение. Вскоре благочестивые путивльские горожане воздвигли здесь временную небольшую часовню, в которой и была поставлена на первое время явленная чудотворная икона. Весть о явленной иконе и о чудесах от нее достигла великого князя Василия и Киевского митрополита. С их разрешения и содействия на этом месте была построена церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и основан общежительный мужской монастырь.
В Смутное время (1605-1612 гг.) эта обитель подверглась разорению, и игумен ее Пафнутий с братиею вынуждены были перейти в город Путивль в новопостроенный там монастырь, который получил свое название Большого Молченского. Сюда иноки вместе с собою взяли и святую Молченскую икону. Построенный на высоком холме, в живописной местности, монастырь и сейчас, как четыре столетия тому назад, поражает своей мощью и неприступностью. Его крепкие стены, башни и купола, устремленные в небесную твердь, свидетельствуют о былом величии. Не случайно в 1605 году за мощными стенами собора скрывался Лжедмитрий I (он же беглый монах Московского Чудового монастыря Гришка Отрепьев). Найдя свое убежище в Путивле после поражения под Добрыничами, самозванец укрылся в потаенной комнате, что над главным алтарем, сделав собор своей резиденцией на четыре месяца. Он привез с собой чудный образ Жировицкой Божией Матери, дарохранительницу, к несчастью на сегодня утерянную, а также деревянную скульптуру «Христос в темнице» и кресло-трон из орехового дерева, хранящееся доселе в Путивльском краеведческом музее.
На протяжении ХVIII-XIX веков на территории монастыря сооружались новые дополнительные постройки. Так, к концу XIX столетия были разобраны оставшиеся крепостные сооружения, за исключением надвратной башни, построенной в 1700 году в двухъярусную колокольню с массивными арочными пролетами для звонов, и угловой круглой башни, увенчанной лукавичным куполом и именуемой татарской. До наших дней сохранилась небольшая часть крепостной стены и небольшой участок внешних общегородских оборонительных укреплений, построенных в 1621 году по приказу государя Михаила Феодоровича известным фортификатором Анисимом Радишевским. Увы, на грани исчезновения находится церковь Рождества Иоанна Предтечи, построенная в русско-византийском стиле на средства пожертвований местными жителями в 1866-1869 гг. В храме находились дополнительные престолы в честь святителей Тихона Задонского и Николая Мирликийского чудотворца. В конце 40-х гг. XX столетия сей храм был переоборудован до неузнаваемости в жилой дом. На сегодняшнее время в плачевном состоянии находятся настоятельский корпус и трапезная, построенные в 30-е годы ХVIII столетия на средства архимандрита Московского Свято-Богоявленского монастыря Иоакинфа (Урюпина), который, по всей вероятности, находился и служил в Молченском монастыре, а позже был здесь и погребен. К несчастью, в 1925 году Молченский монастырь был разорен революционно-атеистическим вихрем и закрыт как сотни, если не тысячи других православных храмов и дворцов. Его сооружения в начале использовали для детского дома, позже — для сельскохозяйственного профтехучилища, а в 1970-х гг. — для военно-производственного предприятия. За этот период совсем запущен был собор Рождества Пресвятой Богородицы, разобраны части стен, а на храм святого пророка Иоанна Крестителя были надстроены два этажа, после чего по своим размерам он стал доминировать в ансамбле.
Запустение, периодически сменявшееся актами вандализма, с особой жестокостью проявленные в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), привели к тому, что уникальный памятник средневековья и святыня Православия, продержавшиеся на протяжении нескольких столетий, сегодня остались на краю гибели. В 1992 году, после долгих 70-летних испытаний, Молченский монастырь был возвращен Украинской Православной Церкви. Первая архиерейская служба состоялась в наскоро отремонтированном братком корпусе. Празднование Рождества Христова уже проходило в нижней части храма Рождества Пресвятой Богородицы, престол был освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери. По решению Священного Синода Украинской Православной Церкви в 1997 году был изменен статус монастыря — он перерегистрирован в женский. В настоящее время в монастыре несут свой монашеский подвиг около 20 насельниц под началом настоятельницы игумении Феодосии.
http://church-site.kiev.ua/

В летописях XII века неоднократно упоминался деревянный острог, на месте которого в конце XVI века была построена каменная цитадель. Называлась она Кремлем и была шестиугольной в плане, с круглыми угловыми башнями и квадратной надвратной. Невысокие стены имели три яруса бойниц. Уповая на надежность кремля, здесь в 1570-х годах устроили свое подворье монахи загородного Молчанского монастыря (ныне Софрониевский монастырь у села Новая Слобода Путивльского района). В 1580-1590 годах посередине крепостного двора они построили собор Рождества Богородицы, а к 1597 году прибрали к рукам и всю крепость, превратив ее в монастырь. В случае войны монахи были обязаны защищать монастырь-крепость. Позже собор неоднократно перестаивали. Надвратная башня превратилась в колокольню, а в XIX веке оборонные стены и башни стали активно разбирать на кирпичи, так что от старых укреплений сохранились лишь надвратная башня, перестроенная в колокольню, круглая наугольная башня слева при входе в монастырь с примыкающим небольшим участком крепостной стены и центральное сооружение – собор. Композиция здания довольно необычна. Оно двухэтажное, состоит из трех высоких башен – центрального объема, алтаря и придела.
Исследования, начатые в 1970-х годах архитектором В.И. Трегубовым и продолженные другими специалистами, определили, что такой облик храма – результат перестроек, проведенных на рубеже XVII-XVIII веков. Все три объема – центральный, алтарь и придел, а также галерея были построены одновременно в 80-е годы XVI века. Первоначально четверик главного объема завершался так называемой «горкой кокошников» с куполом, а алтарную башню венчал мощный каменный шатер, гораздо выше главы собора, что по церковным канонам недопустимо. Еще одним нарушением канонов был алтарь в виде надвратной башни, а не полукруглой апсиды. Видимо это было вызвано тем, что собор возводился на небольшом крепостном дворе, обстроенном со всех сторон. Для постройки трапезной, теплой церкви, собора, кладовых пороха и оружия, а также поварни в виде отдельно стоящих сооружений просто не было места. Пришлось все это объединить в одном здании. Кладовые – в подвале и на первом этаже (он назывался подклетом), трапезная и поварня – в подклете, собор и церковь – на втором ярусе, боевая камера с бойницами – на третьем ярусе над алтарем. Таким образом, собор принадлежит к редчайшему типу многофункциональных зданий, приспособленных к обороне. Их нередко называют «церковь-крепость». Неизвестные зодчие XVI века не только создали гармоничное архитектурное сооружение, но и решили важную инженерную задачу: с возведением собора система фортификации Кремля приобрела завершенность, и он стал неприступным.
В так называемое «смутное время», между 1606 и 1612 годами, собор горел, отстраивался и был вновь освящен в 1630 году. На рубеже XVII-XVIII веков его сильно перестроили. Сооружение приобрело черты украинского барокко. Это и неудивительно. Путивль являлся пограничным городом Русского государства, в нем бок о бок жили и русские, и украинцы. Взаимовлияние двух культур сказывалось на всем, в том числе и на архитектуре. Поскольку надстройку собора производил русский архитектор, «записной государев мастер» Матвей Ефимов, то результатом явилось сочетание общей композиции, характерной для украинского строительства, с типично русским декором. Например, стена алтарной башни украшена на всю высоту рядами квадратных ниш, которые размещены в шахматном порядке. Благодаря этому стена напоминает украинскую плахту. Необходимо отметить, что это единственный на Украине образец такого декора. Сейчас собор реставрируется. Восстанавливаются галереи, разрушенные в 30-х годах.
Надвратная колокольня находится западнее собора. С виду – стандартная двухъярусная постройка, увенчанная шатром с луковичной главкой. Однако ее детальное изучение в последние годы показало, что нижний ярус – это не что иное, как надвратная башня Кремля, построенная во второй половине XVI века. Сейчас ничто не напоминает об оборонном характере постройки: бойницы разрушены, внутренний ход, ведущий на боевую площадку стены, заложен кирпичом, да и сами стены, примыкавшие к башне, не сохранились, за исключением фундаментов в земле. В 1700 году шатровую деревянную кровлю башни разобрали и надстроили высокий восьмерик с арочными проемами звонов. Белая гладь оштукатуренных стен расчленена пилястрами и украшена многоцветными поливными изразцами местной работы. По внутренней лестнице можно подняться на верхний ярус колокольни, где когда-то висели колокола. С этой площадки видна панорама нагорной части города и бескрайних лугов, на фоне которых вырастает величественная громада собора.
Севернее колокольни находится одноэтажный корпус с круглой угловой башней. Это трапезная, пристроенная в 1730-х годах к древней крепостной стене с башней. Если обойти ее вокруг, то можно увидеть небольшую угловую башню Кремля, сильно перестроенную в 1880-х годах, а за ней – сохранившийся фрагмент крепостной стены XVI века. Она невысокая – около пяти метров, но значительная толщина, частое расположение бойниц верхнего и косого боя, наличие в первом ярусе ниш для установки артиллерии – все это говорит о ее оборонном назначении. Эта стена упирается в мощную трехэтажную постройку, в которой сейчас с трудом можно узнать Иоанновскую церковь, сооруженную в 1866-1869 годах. Церковь построена в официальном русско-византийском стиле на месте разобранного храма XVI века. Несмотря на внушительные размеры, ее одноглавый силуэт хорошо вписался в ансамбль. После революции, когда монастырь как таковой был ликвидирован, купол церкви разрушили. На месте купола надстроили один этаж, и церковь стала похожа на большой жилой дом.
С южной стороны монастырского двора, между собором и колокольней, привлекает внимание большой двухэтажный настоятельский корпус, построенный в 30-х годах XVIII века. Толстые стены корпуса и его местонахождение на самом склоне горы свидетельствуют о том, что в основе здания – древняя крепостная стена и, возможно, еще какие-то постройки XVI века.
Если выйти из монастыря и спуститься лесной дорогой к Сейму, то с правой стороны у самой дороги по скату горы видна невысокая стена с бойницами разной формы: узкими – для ружейного огня, широкими арочными – для пушек. Признать в этой стене крепостную мешает ее слишком незначительная высота – около полутора метров. И тем не менее, перед нами – каким-то чудом сохранившийся элемент сложнейшей системы общегородских укреплений XVII века.
В 1620 году по приказу царя Михаила Федоровича эту стену построил Анисим Радишевский. Он был не только известным фортификатором, но и талантливым архитектором, инженером, артиллеристом, теоретиком градостроительства и военного дела. Стена, построенная им в Путивле, едва ли не единственное точно установленное его произведение, сохранившееся до наших дней. Она не только защищала проходившую вдоль нее дорогу, но и выполняла функцию подпорной стены, препятствовавшей оползням монастырской горки.
Из архивных источников известно, что монастырская гора прорезана множеством пещер и подземных ходов, некоторые из которых прорыты одновременно с постройкой Кремля. На протяжении XX века они не исследовались. Все это говорит о том, что монастырская гора хранит еще немало тайн. Археологические и спелеологические исследования помогут восстановить забытые страницы истории Путивля.
Важно отметить, что из Молчанского монастыря происходят немало замечательных произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
http://www.rodon.org/foto-080117124334

Молченский монастырь возник в 90-е гг. XVI ст. за посадом, над р. Крынкою, на месте передового укрепления, защищавшего Рыльские ворота города. Его предшественник – загородная обитель, – в эти годы был разрушен татарами.
В последние десятилетия историки и реставраторы пролили свет на то, как возводился на пожертвования Бориса Годунова в 1602-1604 гг. в камне монастырский комплекс – «каменный замок» с 6-ю круглыми башнями и Святыми воротами[1]. Крепостные сооружения монастыря по типу и оборонным возможностям напоминали укрепления Ипатьевского монастыря в Костроме и Панфутьево-Боровского под Брянском до реконструкции в первой четверти XVII ст.
В 70-е гг. XIX ст. примерно 2/3 первоначального шестигранника монастырских стен с тремя круглыми башнями еще сохранялось в виде близком к изначальному, а в настоящее время от стен сохранились лишь незначительные фрагменты.
Молченский монастырь с 18 ноября 1604 г. по июнь 1605 г. служил резиденцией Лжедмитрия I. Здесь в оборонной камере над алтарем собора он скрывался после разгрома под Добрыничами, собирая силы для похода на Москву.
Стоящий посреди монастырской твердыни собор Рождества Пресвятой Богородицы является центральным звеном в оборонной системе и по своему архитектурному типу, функциям и декору для Украины уникален. Сейчас собор представляет собой сложную структуру, которую составляют три высотных объема типа «восьмерик на четверике», скомпонованные «глаголем» и окруженные с юга и запада аркадой – галереей. Небольшие участки галереи имеются в западной и восточной частях северного фасада. Открытое крыльцо на ползучих арках ведет во второй ярус галереи к порталу центрального объема, возможно ранее еще существовало крыльцо с северной стороны храма. К главной башне высотой 38 м с востока примыкает башенный алтарь, а с севера придел святых Зосимы и Савватия Соловецких[2]. При перестройке южной галереи в 1669 г. в ней был устроен симметричный алтарь святых Симеона и Саввы Сербских[3].
Комплексные исследования здания собора проводились коллективом института Укрпроектреставрация в 1976-1981 гг. при участии В. В. Вечерского. На их результаты, изложенные в книге последнего[4], мы будем и в дальнейшем ссылаться, вступая с автором в полемику по отдельным пунктам.
Как установили исследования 1976-1981 гг., дополненные при реставрации храма 2000-2004 гг., в 1604 г. собор представлял собой сложный комплекс, сочетавший в себе хозяйственные и оборонные функции. В первом этаже размещалась трапезная, перекрытая крестовыми сводами на распалубках, опиравшимися на центральный столп, с востока – престол во имя Антония и Феодосия, с севера – ризница. Помещения первого яруса, кроме трапезной, имели узкие щелевидные окна-бойницы, некоторые из них были обрамлены треугольным наличником, характерным для крепостных сооружений. Три верхних престола окружала открытая галерея – гульбище, вымощенная плитами песчаника. Сюда открывались три килевидных перспективных портала, характерные для русской архитектуры 70-х гг. XVI ст.[5] Центральный храм Рождества Богородицы и северный придел были перекрыты сомкнутыми сводами со световыми главами, чему соответствовали с фасада несколько ярусов килевидных кокошников. На Москве такие храмы называли «огненными» – завершения походили на пляшущие языки пламени. После обрушения в пожар 1612 г. от центрального объема сохранились только стены с началом сводов и первым ярусом кокошников завершения. Два других придела видимо не пострадали. Восточный придел представлял собой шатровый храм, близкий по формам и деталям. Троицкой церкви в Орел-городке – укрепленной царской усадьбе западнее Можайска[6]. Обе постройки стилистически близки творческой манере Государева мастера, подмастерья каменных дел Федора Савельевича Коня – строителя монастыря под Дорогобужем. Реставрационные исследования установили, что шатровое завершение придела сохранилось на 2/3 своей высоты в поздней обстройке. Цела и боевая камера с тремя бойницами, где скрывался Лжедмитрий.
Из-за неспокойных событий смутного времени восстановление собора затянулось и было произведено в 1630-1636 гг. Как считает В. В. Вечерский, собор был восстановлен в виде, близком к первоначальному, лишь галерея второго яруса была обстроена каменной аркадой с деревянной кровлей. По его мнению, башенные объемы на соборе появились на рубеже XVII–XVIII ст.
Обратимся к письменным свидетельствам, оставленным Павлом Алеппским: «Под пение мы поднялись по высоким ступеням в святую церковь. Она имеет большой сводчатый купол, окруженный обширной галереею, откуда открывается чудесный вид на речку и поля. Около этой церкви есть еще одна, малая, во имя Нерукотворного образа, и поблизости ее красивая колокольня. Вокруг высокого купола есть и другие высокие купола». Все вышесказанное мало напоминает храм, приведенный в графической реконструкции, а скорее соответствует теперешнему состоянию собора – храмы с сомкнутыми сводами не были в диковинку с середины XVII ст. – например, в том же Путивле уже существовал подобный храм Спасо-Преображенского монастыря. Скорее всего, башенные завершения над алтарем (взамен шатрового) и над центральным объемом храма появились именно в 1636 г. Завершение северного придела более дробное, его детали ближе колокольне 1700-1702 г.
Как видно на проектных чертежах 1976 г. и на фотографиях храма до последней реставрации, северная стена центрального объема, к которой примкнул придел была перелицована, утратив свой первоначальный декор, окно в северной грани центрального восьмерика заложено, а его наличник срублен. Очевидно, третья башня над приделом, как и наличники в его первом ярусе действительно относятся к рубежу XVII-XVIII ст. В 1651 г. придел должно быть сохранялся таким, каким был выстроен в 1604 г. В его западной части на стене арочной открытой галереи стояла двух или трехпролетная звонница – стенка как во многих московских храмах XVI — первой половины XVII ст. Это соответствует описанию Павла Алеппского – других храмов в монастыре тогда не было.
В новом облике собор приобрел раннебарочные, с налетом ренессанса черты, чего не было ни в одном памятнике как русской, так и украинской архитектуры того времени (этого не ощущается в настоящее время, когда верхний ярус галереи отсутствует, а завершение северного придела переделано).
Восьмерики восточного и центрального верха отличались особой органичностью, близостью по силуэту к завершениям деревянных храмов. Башни постепенно вырастали из широко раскинувшихся открытых двухъярусных арочных галерей с примыкавшим с севера невысоким придельным храмам. Сохранившиеся кокошники четверика были переделаны в фигурные фронтоны-аттики[7], подобные тем, которые мы увидим на Нарышкинских храмах Москвы в 80–90 гг. XVII ст. Наличники оконных проемов, устроенных в 1636 г., намного сложней чем в Стародубе. В полуколонках появились перехваты – дыньки, обрамленные орнаментированными поясками, их поддерживают многообломные кронштейны, намного сложней стал рисунок тимпанов с разорванными фронтонами и гирькой. На гранях восьмерика робко появляются пучки спаренных полуколонок. При строительстве собора применено более 20 видов лекального кирпича.
Восьмерик центрального купола почти равной ширины с нижележащим четвериком. Внутри переход к нему осуществлен тремя ярусами конических парусов-тромпов, как было принято в русских шатровых храмах. Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что в 30-е гг. XVII ст. в монастыре работали те же мастера, что и в Стародубе, сочетая в возводимых постройках русские технические приемы с украинской объемно-пространственной композицией здания и белорусским фасадным декором.
Архитектурный тип собора Молченского монастыря, восходящий к украинским деревянным ярусным постройкам, быстро привился в архитектуре русских пасадских храмов – уже в середин 60-х гг. XVII ст. началось их возведение сначала в провинции, а потом и в столице – например, Никольская церковь в Торопце, 1666-1669 гг.
[1] От последних сохранилось два первых яруса, в 1700–1702 гг. на них надстроена массивная шатровая колокольня.
[2] Возможно, ранее придел был освящен как Преображенский, как мы читаем в записках Павла Алеппского, приводимых ниже. Престол Зосимы и Савватия мог помещаться в перекрытом шатром помещении над сводами алтаря – тогда его форма в память о Соловках неслучайна.
[3] Не сохранился.
[4] Вечерський В. «Пам’ятки Архітектури й містобудування лівобережної України». – К.: Видавничий дім А.С.С., 2005. – С. 470–488.
[5] Софийский собор в Вологде, церковь Петра-митрополита в Переяславле-Залесском и т.д.
[6] Не сохранился.
[7] Не восстановлены.
Андрей Парамонов, Александр Парийский

Основан в 1579 г. как подворье Молчанской Сафрониевой пустыни, находившейся к востоку от Путивля. В период между 1591 и 1593 г.г. был преобразован в самостоятельный монастырь под названием Путивльский Молчанского, Печерского Рождества Богородицы. Строительные работы начаты в год его преобразования, велись до 1602 г. От первоначальных сооружений до наших дней, кроме фрагментов стен и части собора, ничего не сохранилось. В 1630-1636 г.г. была возведена новая церковь Рождества Богородицы, в 1700 г. – колокольня. Во второй половине XVII в. г. Путивль утрачивает свое значение сторожевого пункта, теряет известность и монастырь. Строительные работы прекращают, только в 20-х годах XVIII в. возводят корпус настоятеля. В дальнейшем строения ансамбля ветшают и постепенно разрушаются.
Возрождение монастыря началось в 60-х годах XIX в. Отстраивают старые и возводят новые здания. Строят большой зимний храм, трапезную, корпуса келий, к собору пристраивают одноэтажный корпус библиотеки. Сооружения ансамбля значительно пострадали от пожара во время Великой Отечественной войны.
Постройки ансамбля вытянуты полудугой с юго-востока на север. В юго-восточной его части, вдоль остатков оборонительных стен, имеющих в плане вид сплюснутого восьмиугольника, размещены колокольня, трапезная, теплая церковь, просфорня, дом настоятеля. Посередине двора возвышается соборная церковь – композиционный центр всего ансамбля. В северной части находятся здания келий и хозяйственные постройки, огражденные кирпичной стеной.
Ансамбль принадлежит к числу оригинальных и ценных памятников архитектуры Украины, наиболее ранний пример творческого сотрудничества русских и украинских зодчих, проникновения в украинскую архитектуру приемов и форм русской архитектуры.
«Памятники градостроительства и архитектуры УССР». – К.: «Строитель», 1986 г., т. 4.

Молчанский монастырь в Путивле впервые упоминается в документах под 1597 г. В 1602–1604 г. построены укрепления – стены с цилиндрическими угловыми и квадратной надвратной башнями, а также каменный собор Рождества богородицы и церковь Рождества Иоанна Предтечи. Здесь в 1604–1605 г.г. была штаб-квартира Лжедмитрия I.
Монастырь подвергся многочисленным разрушениям и перестройкам. После пожара 1612 г. собор в 1630 г. отстроен. В 1700 г. надвратная башня превращена в колокольню с надстройкой восьмерика колоколов; тогда же надстроен и соборный храм. В 1621 г. выдающийся украинский фортификатор А. Радышевский построил внешнюю оборонительную стену монастыря, которая сохранилась лишь частицей. В конце XVIII — начале XIX в. на остатках разобранных оборонительных стен возведен настоятельский корпус, трапезную, несколько более мелких сооружений. В 1866 г. разобрали старую церковь Рождества Иоанна Предтечи и построена новая в формах официального русско-византийского стиля. В 1930–1940 г.г. церковь перестроена: снята баня и надстроен еще один этаж.
Монастырский комплекс, расположенный на юго–восточной окраине Путивля, занимает высокий холм-останец коренного правого берега р. Сейм. В его состав входят собор Рождества Богородицы, надвратная колокольня, оборонительная стена и башни, сооруженные в 1602–1604 г.г., оборонительная стена 1621 г., церковь Рождества Иоанна Предтечи 1867–1869 г.г., настоятельский корпус 2-й половины XVIII в., Трапезная XIX в. и два хозяйственных корпуса 2-й половины XIX в. на внешнем монастырском дворе. Собор и колокольня являются главными градостроительными доминантами в панораме Путивля.
«Памятники архитектуры и градостроительства Украины». — К.: «Техника», 2000 г.

Монастырь-крепость возвышается на холме над необозримой поймой Сейма. Если смотреть на него с древнерусского «Городка» или с Никольской горки, то издалека воспринимается лишь изысканный силуэт сооружений, венчающих эпические формы рельефа. Не видно запустения и разрушения, можно утешиться картиной живописной реки, свободно разливающейся по веселым лугам в тени холмов, укрытых рощами и садами. Таких идиллических пейзажей сейчас на Украине сохранилось очень мало. И эта картина обманчива: углубляясь в историю, начинаешь понимать скрытые или забытые страсти, что бушевали на берегах Сейма. «Это благословенное и ныне столь спокойное Посеймье – некогда главный притон самозванцев и гнездо возмутителей, откуда неистовые толпы стремились беспрестанно буйствовать на пепелище отечества», – так стильно выразился краевед первой половины XIX века Д. Деменков.
Среди группы монастырских сооружений высотой и изяществом силуэта отмечаются собор и трехъярусная колокольня. В их окружении – настоятельский корпус, остатки Иоанновской церкви и трапезной. С северной стороны сохранились две оборонительные стены — внутренняя, непосредственно опоясывавшая монастырскую территорию, и внешняя, вдоль дороги к р. Сейм. Эти стены — едва ли не единственные зримые останки некогда грозной фортификации Путивля.
Эта каменная цитадель построена в самом конце XVI века (не позднее 1602 года) на месте древнерусского деревянного острога, что неоднократно упоминается в летописях XII века. Называлась она Кремлем и была шестиугольной в плане, с круглыми угловыми башнями и четырехгранной надвратной. Невысокие стены имели значительную толщину и три яруса бойниц. Неприступность путивльских укреплений вызывала недоумение современников. Здесь во времена враждебных нападений окружающее население находило защиту. Поэтому и неудивительно, что в 1570-х годах монахи Молчанской пустыни, бывшей в лесу в 20 км от Путивля, возле нынешнего села Новая Слобода, основали в стенах каменной крепости свой двор, где бы они могли отсидеться на случай нападения татар или поляков. В те неспокойные времена большинство монастырей имело свои «осадные дворы» в городах и крепостях. Впоследствии здесь был построен каменный собор Рождества, имеющий выразительные черты оборонной архитектуры.
После 1591 года в документах крепость уже называют Молчанским монастырем. Название происходит от болота Молче, возле него возникла Молчанская пустынь. Главной святыней ее была чудотворная икона Молчанской Божьей Матери, в начале XVII века перенесенная в Путивльский монастырь, который и унаследовал это историческое название. Следует сказать, что в результате такой метаморфозы цитадель отнюдь не утратила своих оборонительных качеств. Мы знаем, что в те времена в Московии было много монастырей, которые выполняли роль оборонительных форпостов, вспомним хотя бы Троице-Сергиев, Соловецкий и Кирилло-Белозерский. Без них защита государственных границ и подступов к столице была бы просто невозможна. От обычных крепостей они отличались лишь тем, что залогой их были монахи. Согласно правительственному приказу, при появлении врага они должны были не покидать стен монастыря и отражать нападение.
Первое, что удивляет нас, когда осматриваем стены Молчанской крепости-монастыря, – их незначительная высота – менее 5 метров. Но для середины XVI века этого было вполне достаточно. Ведь Троице-Сергиева Лавра, стены которой, очень похожие на путивльские, имели высоту всего 5,5 м, успешно выдержала 16-месячную осаду большой польско-украинской армии в 1608-1610 годах.
Центральной постройкой и в оборонной системе, и в архитектурной композиции ансамбля, бесспорно, является монументальный собор Рождества Пресвятой Богородицы, или, как его еще называли местные люди, собор Белой Богородицы. Этот собор — явление в украинской архитектуре вполне уникальное, ни на что не похожее. Высказывались гипотезы, что это – лишь часть древнего, гораздо большего сооружения, возможно, крещатого пятидневного, или, наоборот, – что собор — это поздняя пристройка к древней крепостной башне, превращенной в алтарь. Высказывались и надежды, что этот архитектурный памятник может стать ключевым для определения источников и путей формирования украинского национального стиля в архитектуре XVII века.
И действительно, композиция сооружения неповторима. Она двухэтажная, состоит из трех отдельных объемов – собора, придела и алтаря, сложенных вместе и опоясанных галереей. Конец всем домыслам вокруг собора положили исследования, начатые в 1970-х годах архитектом-реставратором В.И. Трегубовым. Оказалось, что такой необычный образ храма – результат перестроек на рубеже XVII-XVIII веков. Все три объемы – центральный, придел и алтарь, а также первый ярус галереи были сооружены одновременно, где-то в 1580-х годах. Первоначально центральный четверик венчала так называемая «горка кокошников» с цилиндрическим подбанником и шлемовидным куполом. Аналогично завершался и придел, а алтарную башню завершал могучий каменный шатер, который возвышался выше соборной бани, что по церковным канонам недопустимо. Кроме того, алтарь в виде квадратной башни, а не полукруглой апсиды – еще одно нарушение канонов. Чем это вызвано? Видимо тем, что собор возводился посреди тесного крепостного двора, застроенного со всех сторон. Чтобы построить трапезную, теплую церковь, собор, самую высокую крепостную башню, «поварню», хранилища пороха и оружия отдельными сооружениями, просто не было места. Пришлось все это объединить в одном здании. Кладовки в подвале и на первом этаже, который назывался подклетом, трапезную и «поварню» – в подклете, собор и теплую церковь – во втором ярусе, боевую камеру с бойницами – на третьем ярусе, над алтарем. Из этой восьмиугольной в плане боевой камеры с тремя бойницами по сторонам света можно было простреливать дальние подступы к монастырю. Сюда вел потайной ход в толще стены собора.
Таким образом, собор Рождества Богородицы Молчанского монастыря относится к редкому типу многофункциональных культовых сооружений, приспособленных к обороне, их иногда называют «церковь -крепость». Неизвестные нам зодчие конца XVI века не только создали гармоничную архитектуру, но и решили важную инженерную задачу: с появлением собора система фортификации Кремля стала вполне совершенной, и он сделался неприступным. Свидетельством надежности Молчанской крепости может быть то, что Лжедмитрий и в 1605 году, именно здесь, имел свою резиденцию, и чувствовал себя вполне безопасно. С этим историческим персонажем связана самая бурная страница истории монастыря.
Так называемый Лжедмитрий I по версии царя Бориса Годунова был монахом — расстриги Гришкою Отрепьєвим, а по исследованиям серьезных историков – настоящим сыном Ивана Грозного, царевичем Дмитрием, который, однако, не имел юридических прав на московский престол. Получив хорошее образование где-то в Украине, и собрав здесь в 1604 году небольшую армию, преимущественно из казаков, он двинулся на Москву. В битве под Добрыничами армия Бориса Годунова разгромила царевича и он собрался бежать в Польшу. Вдруг на поле битвы прискакал один московитянин с сообщением, что главный город Северской земли Путивль перешел на сторону царевича и готов выставить 40-тысячное войско.
Расположившись в Молчанском монастыре под защитой Путивльского воеводы рубца-Мосальского, царевич начал собирать войско для нового похода. В трагедии Александра Пушкина «Борис Годунов» царь дает исторически точную оценку результатам битвы под Добрыничами:
«Разбит он, Да нам какая польза? Мы одержали бесполезную победу. Он заново свои собрал отряды И нам до стен путивльских грозится»…
В этих стенах Лжедмитрий провел 4 месяца. По преданию, он жил в боевой камере над алтарем собора. По свидетельству М. Карамзина, в Молчанском монастыре состоялась довольно странная встреча Лжедмитрия со шпионами Бориса Годунова. Тот послал к Путивлю монахов замечательного монастыря, которые якобы лично хорошо знали Гришку Отрепьева, чтобы разоблачить его. Увидев через окно своих «сотрапезников», царевич переодел в свое одеяние шляхтича Иваницкого и усадил того в «тронное кресло». Когда Иваницкий допросил монахов, те признались, что имеют задание отравить царевича. По другой версии, о происках этих агентов Лжедмитрий узнал благодаря «слухам» – пустотам в стенах, которые совмещали боевую камеру, где сидел царевич, с подвалом собора, где держали московских монахов, и тот мог слышать их разговора.
После Лжедмитрия I в Молчанском монастыре сохранилось несколько реликвий: так называемое «тронное кресло Самозванца» – ныне в Путивльском краеведческом музее, образ Жировицкой Божьей Матери – явно католического письма, но очень уважаемый в Путивле, и деревянная скульптура «Христос в темнице» – шедевр станковой пластики начале XVII века. Сейчас эта скульптура также хранится в Путивльском краеведческом музее. В XIX в. эта монастырская реликвия демонстрировалась паломникам так: в «келье Самозванца» над соборным алтарем, в тронном кресле сидел деревянный Христос в монашеском одеянии. Следует отметить, что скульптура изначально не была рассчитана на драпировки, поскольку одинаково детально смоделированы лицо, руки и всю фигуру. По характеру пластики это произведение очень похоже на народную скульптуру Западной Украины, видимо, оттуда оно и происходит. Удивительно одухотворенное лицо страждущего Христа, поднял правую руку, будто защищаясь от удара, – образ всех униженных и обиженных.
После переноса боевых действий вглубь Московии, Путивльский Молчанский монастырь вновь стал центром нового этапа гражданской войны. По свидетельству историка К. Валишевского, здесь образовался настоящий «революционный очаг «всех украинских земель, главный очаг борьбы против московских порядков под лозунгами «земли и воли». В Путивле оппозиционное движение нашло уже готовые организационные формы. Мятежников поддержали новоназначенный Путивльский воевода князь Григорий Шаховской и Черниговский воевода князь Телятевский. Последний выдвинул на главнокомандующего армии своего бывшего холопа Ивана Болотникова, который из подставной фигуры скоро сделался поистине выдающимся полководцем. Центром восстания Болотникова 1606-1607 годов оставался Путивль. Отсюда повстанческая армия отправлялась на Москву, сюда в начале 1607 года привел несколько тысяч человек Лжепетро – донской казак Илья Горчаков. Где-то во время этих бурных событий в Молчанском монастыре произошел пожар, который очень разрушил его. Восстановление затягивалось, поскольку в 1613 году Путивль взяла штурмом и разгромила польская армия, а в 1618 году – разорили казаки, которые под руководством гетмана Петра Конашевича-Сагайдачного шли к Москве на помощь польскому королевичу Владиславу.
Собор отстроен в 1630 году и заново освящен только в 1636 году, как об этом гласила надпись на деревянном напрестольном кресте. Долгое время эта дата считалась датой основания каменного собора, однако исторические источники ее не подтверждают.
В 1654 году секретарь Антиохийского патриарха Макария Павел Алеппский посетил Молчанский монастырь и оставил нам его описание: «Монастырь на окраине города, на высоком холме, возвышающемся над окрестными землями, а перед ним внизу течет река. Он весь каменный. Под пение мы поднялись по высокой лестнице в Святую Церковь. Она имеет большой сводчатый купол, окруженный Большой галереей, откуда открывается великолепный вид на реку и поля. Круг этой церкви есть другая — малая, во имя Нерукотворного Образа, и вблизи нее красивая колокольня. Кругом большого купола есть еще высокие купола. Под этой церковью много подвалов, склепы и монастырская трапеза с церковью во имя св. Антония. Склепы в этой стране имеют вид красивых жилых помещений с горбоподобным каменным сводом: внутри их маленькие окошки, в которых ставят свечи воскресными и праздничными утренниками…».
В соборе патриарх Макарий отслужил литургию, а в нижней церкви панихиду на могиле Иеремии, митрополита Акрського. Наряду с Иеремией было и захоронение греческого епископа Неофита. Они принадлежали к многочисленной общине греческих епископов, которые в ХVІ-XVII веках ездили на помощь в Москву. Эти двое где-то в 1640-х годах заболели, проезжая через Путивль, и здесь умерли.
На рубеже ХVII-ХVIII веков собор Рождества Богородицы очень перестроен: разломали своды центрального четверика и придела, шатер над алтарем, а взамен был надстроен восьмерик стройных пропорций с типично украинскими куполами барочных очертаний. Это и не удивительно, ведь интенсивные российско-украинские взаимоотношения того времени должны были оставить следы и в архитектуре. Надстройку вел русский архитектор, о чем неопровержимо свидетельствуют элементы конструкций (тромпы при переходе от Четвериков к восьмерикам). Возможно, им был знаменитый «записной Государев мастер Матвей Ефимов», который именно в это время, как документально установлено, работавший поблизости – в Глухове и Глуховском Петропавловском монастыре. Формы надстроек монастырского собора свидетельствуют, что влияния украинской архитектуры, проникнув в середине XVII в. в Москву, были усвоены тамошними мастерами, и уже они занесли эти влияния в Путивль. Результатом стало органичное сочетание общей высотной композиции, характерной для украинского строительства, с типично российским декором.
Три высокие башни типа «восьмерик на четверике» поражают монументальностью. Подклет низенький и затемненный, перекрытый приземистыми сводами. А на втором ярусе, щедро освещенном благодаря многочисленным большим окнам, сильное впечатление производит раскрытие внутреннего пространства каждой башни. В этом – влияние эстетики украинского деревянного храма, в котором каждый сруб имеет самостоятельное завершение.
Следует отметить, как тактично подошел мастер к произведению своего предшественника. Характерные формы декора конца XVII века введены очень осторожно, даже скудно, хорошо сочетаются с декором рубежа XVI-XVII веков. Это способствует цельности художественного образа храма.
По причине перестройки высота собора достигла 35 метров и ансамбль стал играть большую роль в объемно-пространственной композиции города. Мы не можем без него представить себе силуэт Путивля, он стал характерной приметой города.
К западу от собора – надвратная колокольня, на вид – стандартное сооружение типа «восьмерик на четверике», завершенное шатром с макушкой. Но детальное изучение здания в последние годы показало, что нижний ярус-четверик с вратами — это не что иное, как оборонительная надвратная башня, сооруженная на рубеже XVI-XVII веков. Сейчас уже ничто не напоминает об оборонительном характере здания – разрушенные бойницы, внутренний ход, что вел на заборола крепостной стены, заложены кирпичом, да и сами стены, примыкавшей к башне, не сохранились, лишь их фундаменты в земле. В 1700 году деревянная палаточная крыша башни разобрана и надстроен высокий восьмерик с арочными отверстиями колоколов и шатром. Автором надстройки был тот же мастер, который перестроил собор Рождества Богородицы. В стены были вмурованы многоцветные поливные изразцы, которые, контрастируя с белой гладью стен, создали мажорный цветной аккорд. По внутренней лестнице можно подняться на верхний ярус колокольни, где когда-то висели колокола, чтобы полюбоваться панорамой нагорной части города и необозримыми лугами, на фоне которых вырастает величественный собор.
К северу от колокольни – одноэтажный корпус с угловой круглой башней. Это трапезная, пристроенная в первой половине XIX века к древней крепостной стене с башней, ее следует обойти вокруг, чтобы увидеть саму угловую башню, сильно перестроенную в 1880-х годах, а за ней – небольшой сохранившийся фрагмент оборонной стены конца XVI века. Значительная толщина, частое расположение бойниц верхнего и косого боя, наличие в нижнем ярусе глубоких арочных ниш – печур для артиллерии – все это надежно обеспечивало оборону.
Эта стена упирается в большое трехэтажное здание, в котором сейчас едва ли можно узнать культовое сооружение. Если войти в дверь в месте примыкания стены к этой постройки, то увидим, что прекрасно сохранившийся оборонный мур (он даже оштукатуренный) продолжается под храмом до самой его апсиды, в основе которой – круглая угловая башня Кремля. Дело в том, что с конца XVII века крепость потеряла свое оборонное значение и постепенно приходила в упадок. В начале XIX века начали разрушать старые башни и крепостные стены, а на их основе построили несколько новых сооружений, в том числе в 1866-69 годах – церковь Иоанна Предтечи в формах так называемого официального «русско-византийского» стиля. Она тактично вошла в среду и образовался художественно совершенный ансамбль, который составляют здания разных эпох и стилей. К сожалению, церковь Иоанна Предтечи в 1930-х годах, когда монастырь закрыли и отдали под производство, надстроили еще двумя этажами и этот тяжелый объем нарушил гармонию старинного ансамбля. Такая аляповатая «архитектура» настолько портит впечатление от достопримечательностей, что становится необходимым вернуть зданию ее первоначальные формы.
С южной стороны монастырского подворья привлекает внимание большой двухэтажный настоятельский корпус 1730-х годов, толстые стены которого и постановка на склоне горы свидетельствуют о том, что в основе сооружения – древняя крепостная стена, а возможно, и еще какие-то здания конца XVI века.
К западу от надвратной колокольни, ближе к городу – сооружения монастырского хозяйственного двора и два каменных гостиничных корпуса, перестроенные до основания в послевоенный период.
Если выйти из монастыря и по лесной дороге спускаться к Сейму, то справа увидим под горой невысокую стену с бойницами разнообразной формы: узенькими – для ружейного огня и широкими – для артиллерии. Но признать эту стену крепостной не позволяет его незначительная высота – лишь около полутора метров. И все же это – чудом уцелевший элемент сложной системы общегородских укреплений 17 века. Этот внешний оборонительная стена по приказу московского царя Михаила Федоровича построил в 1620 году выдающийся украинский военный инженер Онисим Михайлович Радишевский (в Москве его называли Анісімом Михайловым). Радишевский был, кроме всего прочего, еще и артиллеристом, военным теоретиком, градостроителем и архитектором, автором книги «Устав ратных, пушечных и других дел, до воинской науки относящихся…», ставшей первой на Руси теоретической работой, которая познакомила наших предков с передовым европейским военным и строительным искусством. Мур, построенный Радышевским в Путивле, – едва ли не единственное точно установленное его произведение, сохранившееся до нашего времени. Он не только защищал дорогу, которая пролегала вдоль него – один из главных въездов в средневековый Путивль, но и выполнял функции подпорной стенки, предотвращая сдвиги монастырской горы.
Из старой литературы и архивных источников известно, что монастырскую гору пронизывают пещеры и подземные ходы, некоторые из них прорыты одновременно с построением оборонного монастыря, их своды выложены из кирпича. В XIX веке в этих пещерах находили польские монеты начала XVII века с именем короля Сигизмунда. В советский период эти подземные пустоты не исследовались и, наверное, они прячут еще немало тайн.
О художественных произведениях, происходящих из Молчанского монастыря, мы уже рассказывали. Следует еще упомянуть великолепный резной позолоченный иконостас собора, сожженный в период так называемого строительства социализма, и напрестольное Евангелие XVII века в кожаной оправе с накладными чеканными серебряными украшениями, в которых переплетено медальоны с фигурами святых и изящный растительный орнамент в лучших традициях украинского ювелирного эпохи барокко.
Монастырь, как и весь город, начал постепенно приходить в упадок еще с конца XVII века. Правда, в 1667 году возникла идея открыть в Путивле архиепископскую кафедру, создав таким образом новую епархию. С 1678 года решено резиденцию Путивльского архиепископа устроить в Молчанском монастыре. К сожалению, что-то помешало осуществлению этих замыслов. После реформ императрицы Екатерины II монастырь стал третьеклассным, то есть самым низким по своему статусу. Но он продолжал привлекать не только простых прихожан, но и историков, исследователей старины, которые сделали немало открытий в богатейшем монастырском архиве, сожженном воинственными хамами в 1920-х годах.
Во второй половине XIX века монастырский собор имел 4 престола: главный в верхнем этаже – Рождества Богородицы, в правом приделе – во имя Святых Симеона и Саввы, Сербских Чудотворцев, в левом приделе – во имя Святых Зосимы и Савватия, Соловецких Чудотворцев. Нижний престол в подклете освящен во имя Собора Пресвятой Богородицы. Иоанновская церковь была трипрестольной; главный престол – во имя Рождества Предтечи и Крестителя Христова Иоанна, в правом приделе – во имя Святителя Тихона Задонского, в левом – во имя Святителя Чудотворца Николая Мирликийского.
В пореволюционный период монастырь закрыли, монахов разогнали. В мае 1927 года Киевский краевой инспектор охраны памятников Федор Эрнст предпринял отчаянную попытку спасти художественные памятники монастыря. Он писал Глуховскому окрисполкому, что монастырь имеет большую историко-художественную ценность и все его строения находятся под угрозой скорого разрушения (нет водосточных труб, плохая кровля и дождевая вода протекает в здание), так как нет средств не только на ремонт, но даже на зарплату сторожа по охране имущества…». Для спасения памятников Ф. Эрнст предлагал передать монастырские сооружения религиозной общине. На удивление, это предложение было одобрено — монастырь на несколько лет получил заботливого хозяина, но Эрнсту это не прошло безнаказанно – в 1934 году его репрессировали, вспомнив и дело о Молчанском монастыре.
После того здесь было много «хозяев»: детский дом, сельское профтехучилище, военный завод. Совместными усилиями они и довели архитектурный ансамбль до катастрофического состояния.
Изучение Молчанского монастыря началось после Второй мировой войны. Реставрационные работы ведутся с 1960-х годов, но до конца ХХ века ни одна из достопримечательностей ансамбля не была выведена из аварийного состояния. В 1987 году здесь создан Государственный историко-культурный заповедник, на который возложена задача вести хозяйство Молчанского монастыря, превратить его в крупный музейный комплекс. Однако и эти добрые пожелания не были реализованы. Ситуация была бы почти безнадежной, если бы в конце 1991 года тогдашняя власть не пришла к взаимопониманию с Украинской Православной Церковью в деле восстановления в Путивле полноценного монастыря. Теперь то, что осталось от Молчанского монастыря, через много десятилетий возвращается законным хозяевам, которые уже взялись за восстановление монастырских зданий.
Виктор Васильевич Вечерский, советский и украинский историк архитектуры, искусствовед, «Монастыри Чернигово-Сиверщины – древнейшие очаги украинской культуры. Монастыри Путивля и Путивльщины. Молчанский монастырь в Путивле», перевод с украинмкого.

В конце XVI века в Путивле на месте древнерусского деревянного острога была построена каменная цитадель. Называлась она Кремлем и была шестиугольной в плане, с круглыми угловыми башнями и квадратной надвратной. Относительно невысоки стены имели три яруса бойниц. Французский путешественник Жак Маржерет, побыв в Путивле, писал: «В России замки и крепости деревянные, исключая Москвы, Смоленска, Иван-Города, Тулы, Казани, Астрахани и Путивля…»
Зная о надежности путивльской крепости, здесь, как известно, в 1592 г. обосновались монахи загородной Молченской пустыни (ныне Софрониевский монастырь). Они возвели посреди крепостного двора каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы, а вскоре прибрали к рукам всю крепость, превратив её в монастырь. В случае нападения неприятеля монахи были обязаны защищать монастырь-крепость.
История Молченского монастыря тесно связана с таким известным периодом в отечественной истории как «смутное время».
В 1598 г. после кончины царя Федора Ивановича прекратилась династия Рюриковичей; на престол взошел Борис Годунов. В народе ходили упорные слухи, будто бы законного наследника — царевича Дмитрия (сына Ивана Грозного) — в 1591 г. убили в Угличе по приказу Годунова.
Воспользовавшись острой политической ситуацией, монах московского Чудова монастыря Григорий Отрепьев бежал в Польшу, где стал выдавать себя за царевича Дмитрия, якобы чудесно спасшегося от расправы. Польские феодалы решили использовать «Лжедмитрия» в своих целях. Они снарядили большое войско для похода на Москву, надеясь присоединить к своим владениям русские и украинские земли. В частности, Путивльские земли самозванец обещал отдать своему покровителю и тестю — сандомирскому воеводе Юрию Мнишеку.
В битве под Добрыничами (1604 г.) войско Бориса Годунова нанесло поражение Лжедмитрию, и тот вынужден был отойти к Путивлю и укрепиться там. Путивль и многие города Северской земли перешли на сторону самозванца. Причину такого успеха «расстриги» историк Н.М. Кармазин объясняет тем, что здесь еще «жил старый дух литовский. Там было скопище злодеев, беглецов, слуг опалых, они естественно, ожидали мятежа, как счастья». Эта мысль подтверждается и высказыванием голландского купца Исаака Массы, который называл Путивль «главой и зачинщиком всех мятежных городов».
Резиденцией Лжедмитрия в Путивле стала каменная крепость, а точнее — собор Рождества Пресвятой Богородицы Молченского монастыря. Комната самозванца — «потаенная восьмигранная палата» располагалась в верхнем ярусе главной башни собора.
Четыре месяца, находясь в Молченском монастыре, он рассылал «прелестные письма», в которых извещал народ о своем «чудесном спасении» и призывал на борьбу с Борисом Годуновым. Собрав в Путивле и его окрестностях новое войско (40 тысяч человек), самозванец в 1605 г. двинулся на Москву. В это время неожиданно скончался царь Борис Годунов, и Лжедмитрию легко удалось занять московский престол. Однако, поцарствовав всего лишь около года, самозванец был убит.
В «смутное время», между 1606 и 1612 г.г., Молченский монастырь неоднократно горел, отстраивался и был заново освящен в 1630 г. На рубеже XVII-XVIII в.в. его сильно реконструировали. Сооружение приобрело черты украинского барокко.
В конце XVII в., потеряв значение порубежной крепости, Путивль пришел в упадок. Если раньше, по словам того же Лжедмитрия I: «здесь кипел мед и молоко, вели торг самые знатные купцы — гречане золотом, серебром, узорочными каменьями и дорогими локотными товарами», то теперь город-крепость превращался в захолустный, провинциальный уездный городок.
Вместе с городом приходил в упадок и Молченский монастырь. В период царствования Екатерины II, он лишился своих вотчин, земель и крестьян. И был переведен в статус «монастыря 3-го класса». Это давало право содержать в монастыре лишь небольшой штат: игумен и 12 монашествующих. Размеренная, богоугодная жизнь монастыря была прервана «новой смутой», которая обрушилась на всех в 1917 г. Так называемый «октябрьский переворот» перевернул все, разрушил пержние устои.
В начале 20-х г.г. ХХ в., в результате варварской антирелигиозной кампании, монастырь был разорен и разграблен. А после умышленного поджога был упразднен и повергнут в забвение на долгие годы. В конце 40-х г.г. о нем, правда, вспомнили и, разрушив великолепный храм Иоанна Предтечи, переоборудовали его в ремесленное училище. В 50-е г.г. в монастыре разместился завод радиодеталей военно-промышленного комплекса. И в бывших храмах зароботали мощные пресса, разрушая древние стены… Все вокруг загадили ртутью…
Менялись люди и названия, но намоленные стены продолжали жить своей жизнью. Об этом говорили кресты на соборном храме, которые так и не осмелились снять…
Надежда на спасение появилась в 1987 г., когда Молченский монастырь (вернее его остатки) стал одним из ключевых объектов Путивльского историко-культурного заповедника. И, наконец, в 1992 г. после семи десятилетий уничтожения, монастырь был возвращен в лоно церкви. Здесь, как и многие века назад, разместился мужской общежительный монастырь.
С 1997 г. по решению Синода Украинской Православной церкви был изменен статус монастыря, он стал женским. С этого момента и начала возрождаться святая обитель. С Божией помощью, с помощью неравнодушных людей, прихожан обители и силами самих монашествующих ведется реставрация древнего монастыря, этого уникального памятника архитектуры 17 ст.
Молчанский Печерский Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь в г. Путивль

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?