Пустынки. Успенский Пустынский монастырь.

Свято-Успенский Пустынский монастырь основал князь Симеон Мстиславский в 1380 году, в благодарность за исцеление от слепоты, на источнике где была явлена икона Божьей Матери. Здесь служил будущий митрополит Московский Филарет. После долгого запустения монастырь восстанавливается. В 2003 году начал проявляться лик Спасителя в бывшем корпусе настоятеля. Восстановлен храм над источником восстанавливают колокольню, монастырь действует. Храмы расположены в одну линию от колокольни к источнику, Успенский, Покровский, Рождества Богородицы.

Пустынский Успенский монастырь, 2 класса, в 8 верстах от города Мстиславля. Основан в XIV веке родоначальником князей Мстиславских — Симеоном Лугвением, сыном Ольгерда; в 1601 году впал в унию, из которой освободился в 1839 году. В церкви Успения в киоте, за правым клиросом, хранится весьма древняя чудотворная Пустынская икона Божией Матери, именуемая Патриаршая, явившаяся жившему в первой половине XII века владетельному Мстиславскому князю Симеону, который, по своим молитвам, получив исцеление от поразившей его слепоты, через омовение своих глаз водою из чудесно указанного ему в сонном видении источника, узрел в ветвях росшей над этим источником тенистой липы сияющую благодатным светом икону Богоматери. Эта святая икона, представляющая собою поясное изображение, имеет 7 3/4 вершка в высоту и 6 5/8 — в ширину; Богоматерь на этой святой иконе изображена склонившей Свою голову к приникшему с левой стороны к Ее ланите Богомладенцу, голова Которого, как и Богоматери, увенчан короной; празднование в честь этой святой иконы совершается в монастыре 15 августа. При монастыре двухклассная земледельческая школа, в которой воспитываются на полном содержании монастыря до 100 учеников.Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Под Мстиславлем находится Пустынский Успенский мужской монастырь, который был основан в 1380 году князем Семеном Лугвенем. Он расположен на правом берегу реки Ослянка, где, по преданию, появился чудотворный образ, а из-под земли начал бить источник с лечебной водой. Сейчас комплекс включает в себя Успенский собор, монастырский корпус с церковью, звонницу, школу, каплицу, хозяйственные постройки и три жилых дома. Большинство строений находятся в полуразрушенном состоянии, работы по восстановлению монастыря начаты в 2002 году. Ещё на территории монастыря находится чудотворный источник.
По материалам статьи «По святым местам Смоленского края» на сайте Смоленской епархии

По преданию, основателем Пустынского монастыря является высокородный князь Лугвень (в святом крещении Симеон). Десятый сын великого князя литовского Ольгерда, Симеон был воспитан в Православии, глубоко уважал свою веру, строил монастыри, щедро благотворил им, проявил себя как мужественный и храбрый защитник русской земли. Его отец (в крещении Александр) еще до своей женитьбы на русской княжне принял Православие. Хотя в жизни Ольгерда был печальный факт мученической смерти в середине ХIV в. трех литовцев, принявших Православие (Антония, Иоанна и Евстафия, их предали казни по настоянию языческих жрецов, Православная Церковь причислила этих безвинных мучеников к лику святых), но, согласно летописи, перед кончиной великий князь Ольгерд принял схиму с именем Алексий. Почти все его четырнадцать детей приняли Православие, многие из них явились основателями и покровителями православных храмов в своем государстве. Не был исключением и Симеон, князь Мстиславский, построивший кроме Пустынской еще и Онуфривскую обитель. Немаловажный факт – Симеон был женат на дочери прославленного в лике святых благоверного князя Димитрия Донского. А два родных брата Симеона, Андрей и Димитрий, рука об руку с благоверным князем сражались на Куликовом Поле. Согласно преданию, князь Симеон заболел глазами, но с глубокой верой и сердечной молитвой, сопровождаемой искренними слезами, омыл глаза водой из Пустынского источника, и его слепота мгновенно исчезла.
Исцеление князя Симеона сопровождалось и другим поразительным чудом: в ветвях тенистого липового дерева, находившегося над источником, благодатным светом засияла икона Богоматери, называемая теперь Патриаршей Пустынской. Понимая свое чудесное исцеление как милость Богоматери, благодарный князь решил создать здесь иноческую обитель – достойный памятник явленного ему великого благодеяния. Много исцелений происходило от чудотворного Патриаршего образа Божией Матери, и в течение целого ряда веков поклониться иконе приходили не только православные всех званий и состояний, но и римо-католики, лютеране. Само место явления иконы Богородицы в древних актах и грамотах называется не иначе, как уделом «Св. Пречистой в Пустыньках».
По одной из версий, Пустынский монастырь название свое получил потому, что ту местность, где сейчас расположена обитель, еще задолго до исцеления князя Симеона населяли монахи-пустынники, объединившиеся в общежительный монастырь в 1380 г. После того, как оборвалась мужская линия князей Мстиславских, монастырь вместе с удельным княжеством в 1527 г. переходит под управление королевской канцелярии. Во время второй Ливонской войны Иоанна Грозного с Сигизмундом Вторым Августом, начавшейся в 1563 г., часть иноков Пустынского монастыря была убита, часть же, спасаясь от смерти, ушла в другие, более безопасные места, оставив монастырь под охраной одного-двух иноков. Вскоре после этого монастырскими землями стали управлять миряне. Обитель передавалась в частное управление с целью предоставления материального вознаграждения за услуги, оказанные королевскому двору. Отношение новых хозяев к монастырю зачастую было чисто светским, имущественным, выражавшимся в получении ими с обители в назначенное время денежной суммы.
После того, как Пустынский монастырь по приказу Иосафата Кунцевича в 1601 г. был отдан униатам, монахи этой обители бежали в православный Тупичевский Свято-Духов Успенский монастырь. В 1839 г. после 238-летнего униатского плена древняя обитель сделалась снова православной. Но ее состояние было столь плачевно, что многие годы понадобились на восстановление и духовной, и материальной сторон жизни насельников монастыря. На восстановление храмов и других построек монастыря пришлось собирать средства по всей Руси. И во многом благодаря помощи жертвователей было начато в 1863 г. возрождение некогда славной обители. Благодаря далеко не скудным жертвам, архимандрит Анатолий создал совершенно новый монастырь, в котором всё, за исключением соборного Успенского храма и одного каменного корпуса, созданных еще униатами, – плоды его трудов.
В 1865 г. была освящена новопостроенная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, объединенная в одно здание с двумя двухэтажными братскими корпусами, в которых размещались также келии настоятеля и братская трапезная. В 1864 г. прямо на источнике, где явилась Патриаршая икона Божией Матери, была устроена и освящена церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Воды источника, выходя с южной стороны церкви, наполняют купель и впадают в протекающую с восточной стороны монастыря реку Ослянку. Рождество-Богородицкая церковь стоит на месте с древнейших времен существовавшей здесь деревянной церкви. В 1866 г. в Пустынском монастыре была построена величественная колокольня (58,67 м).
В 1869 г. собору Успения Пресвятой Богородицы, построенному в 1801-1808 г.г., двумя боковыми трансептами придали крестово-купольную форму с одним большим величественным открытым куполом, по бокам которого размещались четыре малых купола. Кроме этого, как в самом монастыре, так и вне его, была расположена целая группа хозяйственных построек. По документам 1905-1906 г.г. на территории Пустынского монастыря упоминается амбулатория и больница.
Пустынский Успенский монастырь был обнесен каменной стеной, оштукатуренной и побеленной, покрытой жестью. Кирпич для строительства производился рядом с обителью – на монастырском кирпичном заводе. В 1868 г. был заключен контракт на роспись сводов и стен в церквях Пустынского монастыря. Основные строительные работы по обновлению обители были закончены в 1870 г. В 1869 г. в Пустынке было создано православное братство, учредившее в монастыре в 1870 г. церковное крестьянское училище и 65 школ в других местах. Сирот и детей из бедных семей братство совместно с монастырем содержало за свой счет. Многие из детей ежедневно читали и пели в монастырских храмах на богослужениях. Из-за большого количества учеников, все жилые строения монастыря были заняты. Выпускников училища посылали для обучения крестьянских детей чтению, письму, церковному пению, арифметике. Братская библиотека Пустынок насчитывала 656 книг. Велась бесплатная раздача и рассылка книг.
После Октябрьской революции, в 1919 г., насельники, пытаясь сохранить монастырь, по благословению священноначалия зарегистрировали на территории обители земледельческую коммуну. После ликвидации коммуны монахи некоторое время продолжали жить в обители и вести прежний образ жизни, но в 1925 г. их окончательно выселили. В монашеских кельях разместили детей-сирот, образовав Пустынский детский дом. Имущество Пустынского монастыря, в том числе иконы, конфисковали. Богоборцы неоднократно пытались разрушить церковные здания. Начали они с того, что сбросили крест с купола колокольни. В конце 1920-х г.г. подрывная группа намеревалась взорвать колокольню. В Успенском храме монастыря некоторое время разрешалось служить. Однако перед Отечественной войной службы уже не проводились. Сохранились свидетельства очевидцев мученической кончины иеромонаха Филиппа, оставшегося в монастыре. Он, не пожелав покинуть родную обитель, проживал в маленькой часовне, расположенной в западной стене монастыря. Жил он на средства, вырученные с продажи свитых им веревок. Однажды, как вспоминают очевидцы, когда престарелый отец Филипп находился в своей часовенке, кто-то подпер входную дверь и поджег часовню. Этим трагическим случаем и закончилась иноческая жизнь в старинном монастыре.
О судьбах остальных насельников обители ничего достоверно не известно. За все годы Великой Отечественной войны в Пустынках не было разрушено ни одного здания, не погиб ни один ребенок, хотя детдом не был эвакуирован. Даже когда местные партизаны на территории монастыря убили полицейского и наставников бросили в тюрьму, никто из них не был расстрелян, все вскоре вернулись к детям. Радостным знаком скорого освобождения Отечества от немецко-фашистских захватчиков стало явление Нерукотворного лика Спасителя на стене одного из классов Пустынской школы. К сожалению, его вскоре забелили, поэтому даже не все детдомовцы и воспитатели смогли его увидеть. 28 сентября 1943 г. Мстиславщина была освобождена 196-й отдельной танковой бригадой, возглавляемой полковником Ефимом Духовным. Во время наступления войск Красной Армии в мае-июне 1944 г. на территории Пустынского монастыря дислоцировался 46-й Гвардейский Краснознаменный, ордена Суворова 3 степени Таманский авиаполк ночных бомбардировщиц.
В послевоенное время монастырские стены вновь приютили детей-сирот, число которых достигало 350 человек. Школа, которую помимо детдомовских ребят посещали и дети из местных деревень, продолжала свою работу. Во многом благодаря размещению в Пустынках детского дома монастырские постройки сохранились до наших дней. За годы богоборческой власти совершалось варварское разрушение зданий монастырского комплекса. Не только вынули окна, разобрали крыши, но и взорвали полы, растащили печи. Стены Успенского собора пытались сломать тракторами, частично была разобрана одна из стен. Ограду вокруг обители почти всю разворовали. В довершение всех злодеяний на территории обители стали проводить учения по гражданской обороне. Сожгли и сломали то, что еще оставалось уцелевшим. И когда уже нечего было крушить, оставили монастырь на разрушение природным стихиям. Территория поросла кустарниками, деревьями и бурьяном. Вот и все, что осталось к началу нового тысячелетия. 28 августа 2003 г. на престольный день в обители был совершен первый после долгих лет запустения молебен. Испросив Божиего благословения, братия, паломники и рабочие начинают кропотливое, трудоемкое и нелегкое восстановление монастыря.
Прежде всего был восстановлен храм Рождества Божией Матери – место для главного делания монахов – молитвы. Также были отремонтированы братские корпуса, построена купель и облагорожен источник, сооружена лестница к храму и произведено частичное благоустройство территории. Седьмое августа 2005 г. стало вторым днем рождения для храма на источнике – его освятили митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, архиепископ Пинский и Лунинецкий Стефан и епископ Могилевский и Мстиславский Софроний.
Весной 2007 г. на частично отреставрированную звонницу были установлены вновь отлитые колокола. Колокол весом в полторы тонны был приобретен на средства Могилевской епархии. Несколько звонов поменьше подарил Пустынскому монастырю россиянин из Магнитогорска – Виталий Гутиков. 27 декабря 2005 г. Пустынский Свято-Успенский мужской монастырь пережил важное событие: в нем состоялся первый монашеский постриг. Через столько десятилетий запустения в святой обители снова зажжена свеча молитвы. Ежедневно проводятся богослужения, поется акафист Божией Матери, а главное – в праздничные дни, в субботу и воскресенье, в дни памяти чтимых святых совершается Божественная Евхаристия. Сейчас Свято-Успенский Пустынский мужской монастырь существует благодаря трудам и заботам Преосвященнейшего Софрония, Епископа Могилевского и Мстиславского, Священноархимандрита этой обители. Владыка Софроний духовно окормляет братию, заботится о возрождении их душ, решает все затруднительные вопросы, возникающие у насельников монастыря.
http://monasterium.by/monastyri-belorusskoy-pravoslavnoy-tserkvi/mogilevskaya_eparkhiya/pustynskiy-svyato-uspenskiy-muzhskoy-monastyr-d-pustynki/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?