Пустынь. Троице-Благовещенская Синозерская пустынь.

Здесь находилась Троице-Благовещенская Синозерская пустынь, основанная преподобным Евфросином Синозерским. Этот небольшой монастырь ведёт свою историю с 1596 года. Начавший свою иноческую жизнь на Валааме и продолживший её в Большом Успенском монастыре в Тихвине, преподобный Евфросин завершил её в Синозерской пустыни в дни польско-литовской интервенции. Время не пощадило пустынских святынь.
В 1995 году на месте строений Синозерской обители был поставлен памятный крест по проекту научного сотрудника Череповецкого музея М.Ю. Хрусталёва. В 2001 году на месте первоначального поселения святого выстроена часовня. Инициатор её возведения и руководитель строительства — В.А. Павлов. С 2000 года начались работы церковно-краеведческого отряда «Ловитва» под руководством Н.М. Ситниковой. Участниками отряда (а это, в основном, школьники 12-16 лет) расчищаются от валежника Старая Пустынь, монастырское кладбище, Вещая лужа, устанавливаются кресты, оборудуются купальни. Труды участников отряда направлены на восстановление былой славы и духовного величия Синозерской Пустыни, возрождение традиций паломничества.
Источник: сайт Чагодощенского муниципального района
Современное возрождение обители началось в 1995 году, когда был освящен памятный Поклонный крест, поставленный 14 августа совместными усилиями верующих, краеведов, музейных работников Чагоды и Череповца. В то время о бывшем здесь монастыре почти ничего не напоминало. На месте святого источника стояла кирпичная постройка от уже не функционирующего водопровода, от монастырских построек ничего не осталось, лишь только полузаброшенное кладбище с покосившимися крестами указывало не некогда существовавший здесь центр духовной жизни.
В 2000 году была расчищена горка, где некогда в пещерке проживал старец, а 14 октября 2001 года на этом месте состоялось освящение вновь срубленной часовни.
В августе 2005 года поставлен и освящен новый Поклонный Крест на месте встречи преподобного Евфросина с отрядом захватчиков-поляков и его мученической гибели. Расчищен и восстановлен святой колодец и «вещая лужа» по преданию ископанные преподобномученником Евфросином, они и сегодня являются источником исцеления и благодати для паломников. На территории монастыря жители деревни указывают на «коленочки» — два округлых пятна, никогда не зарастающие травой. По преданию, здесь коленопреклоненно молился сам преподобный.
В настоящее время на территории древнего монастыря по найденным в архивах подлинным чертежам и фотографиям восстановлена колокольня, на месте святого источника поставлена часовня с купелью. На колокольне весной 2001 года установлены вновь отлитые три малых колокола. Самый большой колокол обители, некогда пожалованный монастырю Царем Алексеем Михаловичем, не так давно обнаружен на Сахалине в храме Покрова Божией Матери. Ранее он использовался на маяке Жонкьер.
В июне 2011 года собран сруб на бывшем месте церкви во имя святых верховных апостолов Петра и Павла. Тогда же над колокольней и срубом церкви водружены кресты.
Местным церковным историком М.Ю. Хрусталевым в фондах Череповецкого краеведческого музея были обнаружены мощи святого. В 1991 году они были возвращены Церкви и помещены в раку, сооруженную в 1799 году и в настоящее время находятся на временном хранении в Казанской церкви города Устюжны.
Источник: «Русская народная линия. Информационно-аналитическая служба»

Современное возрождение обители началось в 1995 году, когда был освящен памятный Поклонный крест, поставленный 14 августа совместными усилиями верующих, краеведов, музейных работников Чагоды и Череповца. В то время о бывшем здесь монастыре почти ничего не напоминало. На месте святого источника стояла кирпичная постройка от уже не функционирующего водопровода, от монастырских построек ничего не осталось, лишь только полузаброшенное кладбище с покосившимися крестами указывало не некогда существовавший здесь центр духовной жизни.
В 2000 году была расчищена горка, где некогда в пещерке проживал старец, а 14 октября 2001 года на этом месте состоялось освящение вновь срубленной часовни.
В августе 2005 года поставлен и освящен новый Поклонный Крест на месте встречи преподобного Евфросина с отрядом захватчиков-поляков и его мученической гибели. Расчищен и восстановлен святой колодец и «вещая лужа» по преданию ископанные преподобномученником Евфросином, они и сегодня являются источником исцеления и благодати для паломников. На территории монастыря жители деревни указывают на «коленочки» — два округлых пятна, никогда не зарастающие травой. По преданию, здесь коленопреклоненно молился сам преподобный.
В настоящее время на территории древнего монастыря по найденным в архивах подлинным чертежам и фотографиям восстановлена колокольня, на месте святого источника поставлена часовня с купелью. На колокольне весной 2001 года установлены вновь отлитые три малых колокола. Самый большой колокол обители, некогда пожалованный монастырю Царем Алексеем Михаловичем, не так давно обнаружен на Сахалине в храме Покрова Божией Матери. Ранее он использовался на маяке Жонкьер.
В июне 2011 года собран сруб на бывшем месте церкви во имя святых верховных апостолов Петра и Павла. Тогда же над колокольней и срубом церкви водружены кресты.
Источник: «Русская народная линия. Информационно-аналитическая служба»

Синозерская пустынь. Само название этого селения говорит о том, что там была в древности небольшая иноческая обитель, расположенная на берегу озера Синичье. Затерявшаяся среди лесов и болот Синозерская пустынь прославлена была духовными подвигами ее основателя, святого преподобномученика Евфросина. Ее храмовый комплекс принадлежал к лучшим образцам деревянного зодчества XVII века. После упразднения монастыря на его месте образовался приход, состоящий из одной деревни Пустынь.
Соборная церковь бывшего монастыря в честь Святой Троицы и Благовещения Богородицы (в память древнего храма) была срублена в 1630-1632 годах строителем иеромонахом Михаилом и старцем Иосифом. Была она «строения деревянного», холодная, с папертью и соединена переходами с колокольней, под которой стояла келейка келаря. Верхний этаж, где располагался Троицкий придел, достроили в 1645 году при строителе обители иеромонахе Моисее. В интерьерах обоих храмов находились тябловые иконостасы. В 1859 году церковь вывесили, обшили тесом и покрасили охрой, а кровлю перекрыли железом.
До 1860 года нижний придел Благовещения находился в запустении, двери отсутствовали, а на земляном полу стоял скот. Тогда же храм и благоустроили: настлали деревянные полы, оштукатурили стены, переложили печи и сделали новые окна и двери. Запустение объясняется тем, что приход считался «станционным», то есть служили там заштатные священники, содержать семью было практически не на что. В 1912 году деревня Пустынь состояла из 38 дворов.
Среди духовенства известны священник Прокопий Иванов, бывший на приходе в конце XVIII-начале XIX века, затем священник Иоанн Синозерский, умерший в 1846 году, иерей Иоанн Николаев, служивший в 1850-1854 годах. В 1884 году служил иерей Лаврентий Долоцкий.
До 1933 года Троице-Благовещенская церковь была действующей, последним священником ее был Евгений Алексеевич Скородумов, умерший в конце 30-х годов XX века, сын иерея Алексея Антоновича Скородумова, рукоположенного в 1854 году. В том же году храм закрыли. В 1949 году церковь обмерял и обследовал инспектор по охране памятников архитектуры А К. Ведров, который поставил ее на учет как один из редких деревянных храмов. 3 августа 1960 года Троице-Благовещенская церковь сгорела.
Вторая деревянная церковь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, холодная и с папертью, срублена была в 1682 году. На первом ее этаже имелся придел во имя святителя Николая с тябловым иконостасом. В верхний этаж храма вело крытое крыльцо с высоким всходом, соединенное с северной галереей. Храмовый образ церкви «Иоанн Богослов в молчании» был вложен в Синозерскую пустынь царским духовником, протопопом Меркурием Гавриловичем, уроженцем г. Устюжны. Будучи настоятелем Кремлевского Благовещенского собора, он заказал эту икону «на помин души родителей и своей» иконописцу Оружейной палаты Тихону Иванову Филатьеву в 1685 году. В 1852 году церковь отремонтировали, обшили тесом и покрасили. Позднее кровлю также перекрыли железом. В 1865 году вновь после ремонта освятили престол Иоанно-Богословской церкви. Освящение совершал благочинный священник Андрей Разумовский. Храм закрыли в 1933 году, отдав его (как и все другие здания) в ведение Устюженского музея местного края. В 1944 году он сгорел от удара молнии.
Третьим сооружением пустыни была деревянная колокольня типа «восьмерик на четверике», срубленная в 1655 году. Шатер ее, опирающийся на столбы яруса звона, обит был тесом. В древности она была соединена крытыми переходами с Троице-Благовещенской церковью и при обшивке зданий тесом разобранными. При обшивке в 1853 году колокольни закрыли ярус звона, прежде открытый, оставив на фасадах лишь арочные пролеты.
Под колокольней, в четверике, располагалась часовня, где покоились мощи преподобномученика Евфросина Синозерского в бронзовой чеканной раке, сооруженной в память 300-летия Дома Романовых «тщанием» купчихи Кашеваровой. Мощи после вскрытия их в 1936 году некоторое время кощунственно служили «экспонатом» антирелигиозной выставки в г. Череповце. Обнаруженные автором в фондах музея, они были возвращены Церкви в 1991 году и находятся ныне в Казанской церкви г. Устюжны, ожидая своего возвращения на место подвигов преподобного. Кроме того, на колокольне размещалось восемь колоколов, пять из которых считались вкладом царя Алексея Михайловича. На большем из них была отчеканена надпись: «Государь и Великий князь Всероссийский Алексей Михайлович дал сей колокол вкладу Живоначальные Троицы Пречистые Богородицы в пустынь Синозерскую лета 7151 (1643) Марта в 8 день». Колокольня также была сожжена вместе с Троице-Благовещенской церковью 3 августа 1960 года.
Оба храма — Троице-Благовещенский и Иоанно-Богословский — по своим архитектурным особенностям имели ряд аналогий на Новгородчине и среди храмовых построек Верхней Волги.
В 1955 году все, что еще оставалось в уцелевших зданиях Синозерской пустыни и не было разграблено всеми желающими, было вывезено экспедициями Устюженского и Череповецкого музеев, где находится и поныне. Такова краткая история приходских храмов. История, которую еще предстоит изучать и дополнять. Не стоит задаваться вопросом, были ли эти храмы памятниками архитектуры. Это неоспоримый факт. Расположенные на выигрышных, красивых местах сельские храмы служили важным духовным, историческим и эстетическим центром округи. А православное богослужение «как синтез искусства» по словам священника, ученого-энциклопедиста П.А. Флоренского объединяло людей вокруг стержня их жизни — православной веры. Искусственный, насильственный отрыв от нее привел к тяжелым нравственным последствиям, в том числе и к разрушению этих святынь.
М. Ю. Хрусталев «Приходские храмы: страницы истории», http://www.booksite.ru/fulltext/cha/god/a1/6.htm

Троице-Благовещенская Синозерская пустынь – мужской монастырь Череповецкой епархии, расположенный на восточном берегу Синичьего озера на юго-восточной окраине деревни Пустынь Чагодощенского района Вологодской области. Основан монастырьстарцем Евфрсином в 1594 году. В течение XVII столетия в Синозерской пустыни были последовательно возведены три деревянных храма: в 1633 году – Троице-Благовещенский с колокольней (сгорел 3 августа 1960 года), в 1682 году – Иоанно-Богословский с приделом во имя святителя Николая (сгорел от удара молнии в 1944 году) и Петро-Павловский (сгорел в 1847 году). 20 марта/2 апреля 1612 года преподобный Евфросин был мученически убит вместе со своим учеником преподобным Ионою польско-литовскими интервентами, приход которых он предсказал.
Синозерская пустынь была возобновлена в 1619 году. В 1630 году на прежнем месте началось строительство нового Благовещенского храма, освященного в 1633 году, позднее он был надстроен, верхний престол в 1647 года освящен во имя Пресвятой Троицы, после чего обитель стала именоваться Троицкой. В 1636 году обитель по царской грамоте была наделена землей вдоль реки Чагодощи. Царь Алексей Михайлович пожертвовал в монастырь колокол, о чем сообщала надпись на нем. 25 августа 1653 года мощи преподобномученика Евфросина, обретенные нетленными, по благословению митрополита Новгородского Макария были перенесены и положены строителем Ионой под новой колокольней Благовещенской церкви на юго-восточной стороне под спудом.
В обитель делались вклады царями и знатными людьми государств. В начале XVIII в. Синозерская обитель была приписана к Воскресенскому монастырю в г. Устюжне как наиболее близкому к ней; в 1753 году – к Тихвинскому Большому Успенскому монастырю, в 1758 году – вновь к Воскресенскому монастырю.
В 1764 году монастырь был упразднен. На месте монастыря образовался приход, в который входила лишь одна деревня Пустынь, состоявшая в 1912 году из 38 дворов.
29 июня 1912 года по решению Святейшего Синода преподобномученик Евфросин был канонизирован для общероссийского почитания. Торжества по этому поводу были обширны. На них с разных концов страны съехалось около 30 тысяч паломников, приехали монашествующие из Валаамского и Тихвинского монастырей, где преподобный до своего отхода в Синозерскую пустынь проходил послушания и был пострижен в рясофор и мантию. Мощи святого были переложены в новую бронзовую раку и во время торжеств выставлены для поклонения на специальном помосте. После торжеств в бронзовой раке они находились для поклонения до 1936 года в часовне под колокольней.
Святые мощи с 1936 года, после их вскрытия, кощунственно служили «экспонатом» антирелигиозной выставки. 14 июня 1991 года мощи были переданы Церкви и обрели свой покой в приделе священномученика Антипы, епископа Пергам Асийских, Казанской церкви г. Устюжны, в раке, сооруженной еще в 1799 году и возвращенной Устюженским краеведческим музеем.
14 августа 1995 года на месте древней обители был освящен памятный поклонный крест, поставленный совместными усилиями верующих, краеведов, музейных работников Чагоды и Череповца, расчищена горка, где в пещерке некогда проживал старец. 14 октября 2001 года на месте пещерки в Старой пустыни, в которой начинал свой молитвенный подвиг Евфросин, состоялось освящение вновь срубленной часовни прмч. Евфросина. В настоящее время на территории пустыни устроен деревянный храм в честь святых апостолов Петра и Павла, заложенный в ноябре 2010 года.
В июле 2012 года в пустыни прошли торжества в честь 400-летия мученического подвига и 100-летия прославления преподобномученика Евфросина Синозерского, завершившиеся 7 сентября, в день обретения мощей святого, освящением храма Петра и Павла. Указом епископа Вологодского и Великоустюжского Игнатия № 198 «Об образовании прихода Троицкой Синозерской пустыни д. Пустынь» от 8 июля 2014 года в деревне Пустынь Чагодощенского района Вологодской области на месте некогда существовавшего мужского монастыря Троице-Благовещенская Синозерская пустынь образован приход Троицкой Синозерской пустыни. Настоятелем прихода назначен благочинный Чагодощенского района иерей Роман Подосенов.
12 июля 2016 года, в престольный праздник святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла, епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан впервые более чем за 100 последних лет совершил архиерейское богослужение в Троицкой Синоезерской пустыни в сослужении духовенства епархии.
12 июля 2017 года образовано Архиерейское подворье Троице-Благовещенская Синозерская пустынь. 26 сентября 2017 года оформлена религиозная организация «Архиерейское подворье при бывшей Троице-Благовещенской Синозерской пустыни Чагодощенского района Вологодской области Череповецкой епархии Русской Православной Церкви».
26 декабря 2019 года решением Священного Синода монастырь был официально открыт.
https://monasterium.ru/novosti/novosti-eparkhialnykh-monastyrej/v-troitse-blagoveshchenskom-monastyre-cherepovetskoy-eparkhii-sostoyalas-pervaya-liturgiya/

Троицко-Синозерская церковь построена в 1632 г. Деревянная, двухэтажная, обшита тёсом и окрашена масляной краской жёлтого цвета. Крыта железом, окрашенным масляной краской красного цвета. Над церковью четырёхгранный купол, над ним 2 главы, обитые жестью. В нижнем этаже Благовещенский храм, высотой 4 аршина, внутри оштукатурен и выбелен известью. Верхний этаж — Троицкий храм — высотой 4,5 саж., не штукатурен. Храм отапливался двумя голландскими печами. С западной стороны при нижнем храме тесовый притвор, с той же стороны в высоту обоих этажей — тесовое крыльцо, длиной 10 арш., шириной 3 1/6 арш. С восточной стороны при нижнем этаже в Благовещенском храме алтарь бревенчатый, обшит тёсом, крыт железом и окрашен. Ближайшее к храму здание — дом сироты из духовного ведоства, на расстоянии в 48 саж.
Вторая церковь Иоанно-Богословская, построена в 1682 г. Деревянная, двухэтажная, на фундаменте из булыжного камня, обшита тёсом, крыта железом. Крыша и обшивка окрашены масляной краской. На церкви 2 главы, обшитых белой жестью и окрашенных масляной краской. Над верхним этажом четырёхугольный купол. В высоту обоих этажей с восточной стороны алтарь, обшитый тёсом, крытый железом, о пяти гранях, мерой кругом 5 саж. С северной и западной стороны в высоту обоих этажей при церкви — притвор тесовый, шириной в 1,5 саж. С западной стороны 2 тесовых крыльца, первое — в виде куба со стороной в 1 саж., второе — длиной 5 1/16 саж., шириной 1 1/2 саж. и высотой в оба этажа. Оба крыльца крыты железом и окрашены масляной краской. В нижнем этаже Никольский храм, в верхнем — Богословский храм.
Колокольня построена в 1640 г. Двухъярусная, деревянная, на фундаменте из булыжного камня, обшита тёсом и крыта железом, обшивка и крыша окрашены масляной краской. На колокольне главка, обшитая железом. Нижний ярус четырёхгранный, верхний — восьмигранный. С южной стороны крыльцо в высоту 1-го этажа. В нижнем ярусе колокольни помещалась часовня, где под спудом хранились мощи преподобномученика Евфросина Синозерского. Иконостас с балдахином и надгробием.
В юго-восточном углу церковной ограды располагалась часовня, тесовая, крытая лучинкой.
В 1892 г. был построен дом для размещения Синозерской церковно-приходской школы — деревянный, двухэтажный. Имелись также церковно-причтовый дом с двором, конюшня, гостиница (построена около 1914 г.).
Источники: РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1049. Л. 115-120. Церковно-исторический атлас Вологодской области. — Вологда: Древности Севера, 2007. — Т. 1. — С. 100, 159, 216. http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=1199

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?