Пустынь. Нило-Сорская пустынь.

Нило-Сорская пустынь — упразднённый православный монастырь в Вологодской области. Находится в 15 километрах от города Кириллова. Обитель основал в конце XV века преподобный Нил Сорский, инок Кирилло-Белозерского монастыря. В обители был принят скитский устав, поэтому эта пустынь сначала называлась скитом. С 1961 года и по настоящее время на территории монастыря располагался психоневрологический диспансер. В настоящее время сохранилась часть монастырских построек: перестроенный Тихвинский собор, надвратная Покровская церковь, игуменский корпус и келейные корпуса, встроенные в стены монастыря.

Нило-Сорская пустынь, заштатная, общежительная, в 15 верстах от города Кириллова, при реке Сарке. Начало ее относится к половине XV века, к тому времени, когда преподобным Нилом был устроен скит с особым уставом (см. 7 мая). В 1569 году царь Иоанн Грозный хотел выстроить в скиту каменную церковь вместо деревянной, но преподобный Нил явился ему во сне и запретил нарушать предание скитской нищеты. Есть известие, что и в близкое к нашему время воздвигли было каменную церковь, но своды ее обрушились. Целые столетия эта обитель оставалась в своем первобытном виде. В 1764 году она была приписана к Кирилло-Белозерскому монастырю, в 1798 году — к Кирилле-Новоезерскому монастырю, в 1808 году — опять к Кирилло-Белозерскому; в 1850 году была восстановлена под именем заштатной пустыни.
Соборный храм во имя Сретения Господня устроен в 1-й половине XIX века. Воспоминанием о прежде бывшем ските служит теперь только малый скит в лесу за оградой монастыря с деревянною церковью во имя Иоанна Предтечи, перенесенную из обители преподобного Нила при устройстве каменной церкви. Этот новый скит устроен, по преданию, на том самом месте, где стояла келья преподобного Нила. В небольшой церкви этого скита напоминает древнюю обстановку; в ней все деревянное, иконы древнего письма. На память о преподобном поддерживается малая кельица против церкви. Мощи преподобного Нила покоятся под спудом. В обители хранится власяница преподобного Нила.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Приблизительно в пятнадцати километрах от Кирилло-Белозёрского монастыря, при реке Соре, находится монастырь, имеющий уникальную — и несчастливую — судьбу. В 1480 году здесь поселился прп. Нил Сорский, постриженник Кирилло-Белозёрского монастыря, впоследствии широко известный благодаря полемике с прп. Иосифом Волоцким (прп. Нил отстаивал «нестяжательную» основу монашеского быта, тогда как прп. Иосиф считал, что Церковь именно должна «стяжать» земли и другое имущество, хотя бы ради того, чтобы вести благотворительную работу).
Начало скиту было положено в 1480-е годы: по традиции прп. Нил поставил крест на облюбованном месте. После он построил часовню, келью, выкопал колодец и устроил пруд. Вокруг Нила, по обыкновению, собрались ученики, которым он дал весьма строгий устав (изначально был принят скитский устав, поэтому эта пустынь долгое время будет именоваться скитом). Его ученики ставили свои кельи на небольшом расстоянии от кельи учителя. В своих кельях последователи учения Нила хранили иконы, книги и нужную для жизни утварь. Питание они добывали самостоятельно. Для потребностей на реке Соре была построена небольшая мельница, а в центре скита сооружена деревянная Сретенская церковь. 7 (20) мая 1508 года преподобный скончался. На месте его захоронения ученики возложили камень с надписью года, месяца и дня его ухода в мир иной. Позже в его честь поставили часовню. После смерти Нила Сорского скит по-прежнему оставался небольшим и небогатым. В 1515 году там оставались священник, дьякон и двенадцать старцев. Поначалу братия хранила заветы основателя, но затем — «оскуде преподобный». Беда ещё в том, что власти — как светские, так и церковные — не всегда понимали особый путь Нилова скита. В контексте победившего иосифлянство Сорская пустынь не вписывалась (и не должна была!), а между тем именно иосифлянский путь развития монастыря в определённый момент стали понимать как «нормальный». Находились многие, кто искренне пытался помочь Нило-Сорскому скиту «дорасти» до принятой нормы. Обзавестись каменными зданиями, земельными угодьями, богатой утварью. Московские князья, уважавшие старца Нила, начали материально обеспечивать скит самым необходимым. Монахам выделяли припасы из государственных запасов: рожь, овёс, пшеницу, горох, соль и др., но Нило-Сорская пустынь всё равно оставалась бедной и малолюдной. Царь Иоанн Грозный, посетивший скит в 1569 году, хотел поставить в нём каменную церковь… Но, говорят, во сне ему явился преподобный Нил и строго-настрого запретил нарушать «нищенствующий» устав монастыря. Здания скита продолжали ещё долгое время оставаться деревянными. Впоследствии всё-таки каменные здания, хотя и достаточно скромные в Нило-Сорской пустыни появились.
Из описи первой половины ХVII столетия, в пустыни находились две церкви, двенадцать келий, колокольня с четырьмя колоколами, сторожка, часовня над могилой основателя, житница, амбар, конюшня, ледник и старая мельница. В 1641 году пустынь по указу царя Михаила Фёдоровича присоединили к Кирилло-Белозёрскому монастырю, после чего здесь были проведены ремонтные и строительные работы. А ещё ей нашли новое применение: стали ссылать сюда иноков из других монастырей «за неблаговидное поведение». То есть, как правило, за пьянство. Разумеется, это не способствовало духовному возрастанию братии скита. Количество монахов в конце ХVII века насчитывалось всего-навсего шесть человек.
В 1777 году Нило-Сорская пустынь была переведена в ведомство Кирилловского Духовного Правления. Но в конце 1830-х — начале 1840-х годов, при управлении иеромонаха Никона (Прихудалова), жизнь в пустыни постепенно начала исправляться. Настоятель Никон строго следил за исполнением устава, ввёл ежедневное богослужение. Хотя пустынь давно уже развивалась в общемонастырском русле, имея триста десятин земли и проценты с капитала, при ней существовали скиты, где как раз и теплилась традиция, завещанная ученикам преподобным Нилом. В 1860-1870-х гг. скит обрёл каменные здания. Появились Свято-Тихвинский собор, надвратная Покровская церковь, игуменский и келейный корпуса, каменные монастырские стены.
После Октябрьской революции на Кирилловской земле установилась новая власть. В 1918 году специальная комиссия произвела учёт ценностей и имущества Нило-Сорской пустыни. Братия скита и жители соседних деревень решили заключить договор с Вогнемским советом, который помог сохранить ядро монашеской организации. Но это продолжалось недолго. В 1924 году уездные власти разорвали договор с братией пустыни и решили здесь организовать колонию Кирилловского уездного исправительного дома. Часть церковного имущества передаётся в Кирилловский музей. В 1927 году Нило-Сорскую пустынь закрывают и передают для организации «культурных нужд» населению. Монахи тогда проживали в Иоанно-Предтеченском скиту, без права проводить богослужения. Спустя некоторое время им пришлось покинуть насиженное место. Последний настоятель скита прп. Илларион завещал похоронить его в картофельном поле без всяких почестей, точно так же как и преподобный Нил — основатель скита. До 1930 года здесь была колония-тюрьма, затем инвалидный дом, а с 1961 года — психоневрологический диспансер, находящийся там и поныне. От Успенского и Иоанно-Предтеченского скитов не осталось и следа; последний сгорел в 1946 году. Каменные постройки пустыни были частично перестроены под нужды находившейся там психоневрологической лечебницы. Так, в соборе во имя иконы Божией Матери Тихвинская разместили столовую, в юго-восточном углу которого под спудом находились перенесённые сюда из деревянной часовни мощи прп. Нила Сорского.
Радостная новость пришла на Кирилловскую землю в 2018 году. В скором времени психоневрологический интернат, располагающийся на территории Нило-Сорской пустыни, покинет стены святой обители и здесь начнёт возрождаться духовная жизнь. Указом от 1 октября 2018 года за №305 митрополита Вологодского и Кирилловского, священноархимандрита Кирилло-Белозёрского монастыря Игнатия насельник Кирилло-Белозёрского монастыря иеромонах Нил (Андрощук) назначен настоятелем Архирейского подворья «Нило-Сорская пустынь».
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №41, 2013 г. и сайта: html www.drevo-info.ru/Энциклопедия/11273/Нило-Сорская пустынь

Нило-Сорская пустынь, основанная более 500 лет назад, расположена в лесном болотистом месте в 16 км от Кирилло-Белозерского монастыря. На протяжении этого времени она знала расцвет и упадок духовной и хозяйственной жизни. История монастыря тесно связана с личностью его основателя Нила Сорского (1433–1508), одного из основоположников нестяжательства. Паломничество из стен Кирилло-Белозерского монастыря в Константинополь и на Афон убедило его в преимуществах «скитской» созерцательной жизни. По возвращении около 1480 года он удалился на речку Сору, где и попытался воплотить свой идеал.
Каменный ансамбль Нило-Сорской пустыни сложился к 1870 году. Мирная жизнь пустынских монахов закончилась в связи с революционными событиями в стране. По одному из первых декретов Советской власти монастырская земля и постройки обители перешли в распоряжение местных органов власти.
16 января 1919 года была произведена опись ризницы, храмов и всего движимого и недвижимого имущества. 20 сентября 1924 года Президиум Кирилловского исполкома принял решение о передаче церквей и имущества под охрану милиции волостного исполкома. Вскоре в Нило-Сорской пустыни была размещена колония Кирилловского уездного исправительного дома.
8 августа 1927 года Президиум Череповецкого губисполкома с согласия Главнауки принял решение о закрытии Нило-Сорского монастыря и передаче его для культурных нужд населению Кирилловского уезда (до 1930 года здесь размещалась колония) в ведение Главнауки; «как исторический памятник» был оставлен Иоанно-Предтеченский скит со всем имуществом.
В настоящее время Нило-Сорская пустынь представляет собой каменный архитектурный ансамбль середины XIX – начала XX вв. и не имеет статуса памятника культуры. Строения ветшают, медленно разрушаются. Из монастырских построек сохранились надвратная Покровская церковь, игуменский корпус, перестроенный Тихвинский собор, келейные корпуса, встроенные в стены монастыря. У юго-восточного угла Тихвинского храма, в котором находилась столовая для пациентов интерната, покоятся мощи прп. Нила Сорского.
В декабре 2018 года начинается полноценное возрождение Нило-Сорской пустыни, в которой почти 60 лет располагался Пустынский психоневрологический интернат. 3 декабря 2018 года социальное учреждение закрылось. Последний пациент и весь персонал Пустынского психоневрологического интерната покинули территорию Нило-Сорской пустыни.
7 января 2019 года, в праздник Рождества Христова, в Нило-Сорской пустыни состоялась первая с момента закрытия монастыря в советское время Божественная литургия, которую совершил иеромонах Евфимий (Ершов), назначенный указом митрополита Игнатия настоятелем Архиерейского подворья Нило-Сорская пустынь.
17 февраля 2019 года, в Неделю о мытаре и фарисее, на Архиерейском подворье Нило-Сорская пустынь Кирилловского района Вологодской области впервые за более чем сто лет совершена Божественная литургия архиерейским чином. Богослужение возглавил митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий.
http://vologda-mitropolia.ru/mnews/item/12564-nilo-sorskaya-pustyn-odna-iz-glavnykh-obitelej-vologodskoj-zemli-nachinaet-svojo-vozrozhdenie

Нило-Сорская пустынь основана более пятисот лет назад. На протяжении этого времени она знала расцвет и упадок духовной и хозяйственной жизни. Но во все времена как для самой обители, так и для Русской церкви лучом света было имя ее основателя — преподобного Нила Сорского. Его взгляды на устройство и цели монашеской жизни, история самой обители привлекали и продолжают привлекать внимание церковных деятелей, ученых, исследователей. За XIX-XX века издан ряд монографий, научных статей, не раз печатались сочинения самого Нила Сорского.
О преподобном Ниле известно, что он происходил из московского рода Майковых, родился в 1433 году, в миру был «скорописец». В монахи постригся в Кирилло-Белозерском монастыре, наставником имел известного старца Паисия Ярославова. Уже в начале монашества Нила, по-видимому, не вполне удовлетворяла существовавшая организация монастырской жизни, когда монахи живут «не по Закону Божию и преданию Святых Отцов, а по своей воле и человеческому рассуждению», поэтому вместе со своим сподвижником Иннокентием Охлябининым он ушел из Кириллова монастыря паломником на Восток — в Константинополь и на Афон, где имела широкое распространение «скитская», созерцательная жизнь монахов. Через несколько лет, возвратившись с Востока, преподобный Нил поселился в келье вблизи Кирилло-Белозерского монастыря, но прожив здесь какое-то время, в поисках еще большего уединения и для воплощения своих монашеских идеалов ушел на реку Copy, в места лесные, болотистые, дикие и пустынные, расположенные в пятнадцати верстах от Кириллова монастыря, Он писал об этом так: «Ныне вдалее от монастыря переселихся понеже благодатию Божиею обретох место, угодное моему разуму, занеже мирской чади маловходно».Придя на новое место, преподобный Нил по традиции поставил крест, затем построил часовню, келью, выкопал колодец и пруд, Его спутник и ученик Иннокентий устроил свою келью не рядом, а на некотором расстоянии от кельи учителя. Так было положено начало скиту преподобного Нила Сорского. Это произошло в 1480-е годы.Постепенно стали собираться к преподобному Нилу и другие монахи. Они тоже селились отдельно один от другого. Лес на территории скита не вырубался. Монахи в своих кельях могли иметь иконы, книги и самое необходимое для жизни, а питаться должны были от своего «рукоделия». «Для потребы братии» на реке построили небольшую мельницу. Наносив земляной холм, соорудили первую церковь во имя Сретения Господня.На общую службу монахи собирались дважды в неделю, а остальное время проводили в своих кельях в трудах и молитвах. Сам преподобный Нил изучал Божественное Писание, переписывал книги, составлял сборники житий. Авторитет старца в то время был так высок, что с его мнением считались высшие иерархи Русской церкви. Например, в 1489 году, когда было широко распространено ожидание конца света, новгородский архиепископ Геннадий просил ростовского архиепископа Иоасафа обратиться за советом по поводу этих слухов к старцам Паисию и Нилу. Нил Сорский участвовал и в обсуждении важных вопросов на церковных соборах в Москве. На соборе 1503 года он выдвинул предложение освободить монастыри от управления-вотчинами. По его мнению, монахи должны были стремиться не к материальному богатству, а к высоте внутренних духовных помыслов.Жизнь самого Нила являлась примером воплощения этих идей. Образцом великого смирения стало завещание, в котором он просил после смерти бросить тело его, как грешное и недостойное погребения, на съедение зверям и птицам, а если и совершить погребение, то «со всяким бесчестием». Закончил земную жизнь Преподобный Нил 7 (20) мая 1508 года. Монахи на месте его захоронения положили камень с надписью года, месяца и дня его кончины, а позднее поставили часовню.Скит и после смерти его основателя продолжал оставаться небольшим, монахов в нем было немного. В 1515 году в скиту жили священник, дьякон и двенадцать старцев. Как и при Ниле Сорском, все имущество, пища и одежда их были общими. Слава и авторитет старца Нила, довольно высокие при жизни, после его смерти еще более возросли. Московские князья взяли скит под свою защиту и на свое материальное обеспечение. Через белозерских и вологодских приказчиков из государевых запасов монахи скита получали рожь, овес, пшеницу, горох, соль и другие припасы, которых было достаточно и для живущих в скиту, и для приходящих сюда богомольцев. Вклады, кружечные и свечные деньги являлись незначительными статьями дохода.Во все времена Нилов скит не был ни богатым, ни многолюдным. Вторым его храмом стала такая же небольшая, как и первая, деревянная церковь Ефрема Сирина с трапезной. Царь Иван Грозный, посетивший скит в 1569 году, хотел поставить в нем каменную церковь, но преподобный Нил, явившись к нему в «сонном видении», запретил это делать, поэтому долгое время скит оставался полностью деревянным. По отписным книгам первой половины XVII века, в нем имелись, кроме двух церквей, двенадцать келий, колокольня с четырьмя колоколами, часовенка над гробом основателя, сторожка, житница, амбар, ледник, конюшня да старая мельница.В 1641 году Нилов скит по указу царя Михаила Федоровича приписали к Кирилло-Белозерскому монастырю, что позволило несколько оживить ремонтные и строительные работы. Были возведены новая колокольница и небольшая холодная церковь во имя Третьего обретения Честной Главы Иоанна Предтечи над захоронением основателя скита. Строилась церковь на государево жалованье (десять рублей) и вклады (шестьдесят рублей двадцать девять алтын две деньги). Вкладчиками являлись ярославец Федор Федоров Неждановский, Кондратий Лукин с товарищами и боярин Борис Иванович Морозов. Через несколько лет в церкви установили деревянную резную золоченую раку. В этой церкви висели и самые дорогие иконы из имеющихся в скиту. Серебряные оклады на иконах и серебряные сосуды, появившиеся во второй половине XVII века, тоже были вкладными. Вкладами и перепиской книг пополнялась и библиотека скита. В 1641 году она насчитывала семьдесят книг, а в 1689 году — уже сто сорок книг, являясь значительным для того времени книжным собранием. Число же монахов в скиту постепенно уменьшалось и составляло в конце XVII века всего пять-шесть человек.Подчиненность Нилова скита Кирилло-Белозерскому монастырю продолжалась до 1777 года. К этому времени братии в нем уже не было вовсе. Лишь для совершения богослужения жили священник, дьячок и пономарь. За сохранностью построек и имущества присматривали монахи Кириллова монастыря, а наиболее дорогие предметы «для сохранения» были вывезены в Кириллов. В 1777 году по указу Вологодской Духовной Консистории Нило-Сорскую пустынь перевели в ведомство Кирилловского Духовного Правления. Ее деревянные строения постепенно ветшали, все приходило в запустение.В самом конце XVIII века была сделана попытка вновь вдохнуть жизнь в некогда известную обитель. Настоятель Кирилло-Новоезерского монастыря игумен Феофан взял пустынь под свое управление и начал ее восстановление. Но из-за дальнего расстояния (около семидесяти верст) вести дела в пустыни из Кирилло-Новоезерского монастыря было неудобно, поэтому в 1805 году Нило-Сорская пустынь вновь возвращается в ведение Кирилло-Белозерского монастыря. В это время должность строителя (настоятеля) пустыни выполнял переведенный сюда еще из Новоезерского монастыря иеромонах Серапион, вместе с которым жили также священник и три послушника. Вскоре Серапиона сменил иеромонах Кирилло-Белозерского монастыря Варсанофий. Денежная сумма при передаче составляла всего девяносто три рубля.В ведомстве Кирилло-Белозерского монастыря в этот раз пустынь оставалась почти полвека. Кирилловский настоятель назначал управляющих пустынью обычно из состава своей монастырской братии «с полным доверием в хозяйственных распоряжениях». Общий хозяйственный и духовный упадок обители преподобного Нила беспокоил настоятеля Кириллова монастыря Иннокентия 8, поэтому в 1837 году он уговорил принять на себя обязанности строителя пустыни иеромонаха Никона, прибывшего сюда в поисках уединенного жительства. Грустная картина открылась перед Никоном, приехавшим в первый раз в Нило-Сорскую пустынь: «Во всех церквах обители все было ветхо и убого, требовало обновления и улучшения. Ограды вокруг церквей не было никакой, небольшие ветхие кельи настоятельские стояли боком, близкие к падению… скотный двор, погрязший в болоте, лежал в развалинах…». Кроме того, его смутило, что в обители, в традициях которой было поддержание сурового аскетизма и отстранение от мирских соблазнов, явно преобладали недуховные радости. Еще по дороге к месту нового своего служения ему встретилась толпа женщин, возвращавшихся с веселыми песнями из пустыни, где они рубили капусту для братии и где их «хорошо угостили». Вместе с тем, в самом воздухе иеромонах Никон почувствовал «тонкое духовное благоухание». «Все скорбное и неприятное, что видел и встретил он в ней, уступало этому благодатному чувству», и Никон решил посвятить свою жизнь восстановлению обители.Иеромонах Никон выполнял должность строителя пустыни в 1837-1842 годах. Известный своей подвижнической жизнью и имевший почитателей в высшем свете, он привлек к Нило-Сорской пустыни большое внимание. Возросло число благотворителей, вкладчиков, доходы пустыни стали расти. Никон ввел ежедневную службу, следил за выполнением монастырского устава, боролся с нетрезвостью. Все это способствовало укреплению авторитета пустыни и увеличению числа ее насельников. В 1840 году пустынская братия обратилась к настоятелю Кирилло-Белозерского монастыря Рафаилу с прошением о восстановлении самостоятельности их обители, и вскоре решение об этом состоялось. В указе Святейшего Синода от 31 декабря 1850 года говорилось, что «восстановление оной по сохраняющемуся о ней благочестивому воспоминанию послужит немаловажною опорою для народа в духе православия». Нило-Сорскую пустынь восстановили как заштатный общежительный монастырь. Способами ее содержания назначались земля (триста десятин), проценты с имеющегося капитала (2143 рубля серебром), собственные средства «от сборов свечного и кружечного и от усердия богомольцев».
Иеромонахом Никоном было положено и начало каменному строительству в Нило-Сорской пустыни. Первый каменный храм во имя Тихвинской Богоматери заложили на месте разобранных церквей Сретенья Господня и Иоанна Предтечи. Во время работ были обнаружены «нетленные мощи» (якобы преподобного Нила). Иеромонах Никон собрал их и оставил для перезахоронения после постройки храма. Как человек, вероятно, не очень искушенный в формальной стороне дела, он не сообщил о находке по инстанциям, как того требовали правила, и это имело для него серьезные последствия. Кто-то из монахов написал донос, обвинив Никона в «скрытии мощей», и он был привлечен к ответственности. После продолжительного следствия последовало суровое наказание: Никона лишили священства, права ношения монашеской одежды на год и сослали в Валдайский Иверский монастырь. Каменное строительство в пустыни продолжалось уже при другом настоятеле.Пятиглавый Тихвинский собор, состоящий из теплой и холодной церквей с приделами, строился в течение 1841-1854 годов. Храм украсили новые барочные иконостасы, настенная живопись. В холодной церкви близ юго-восточного придела преподобного Нила на месте деревянной раки установили новую, с чеканными изображениями на серебряных накладках сцен из жизни основателя монастыря. Надпись на нижнем карнизе раки сообщала, что устроена она в 1862 году, а «чеканил серебряных дел мастер Федор Верховцев». По углам раки на тумбах, раскрашенных под мрамор, стояли четыре деревянных резных ангела, держащих над нею очень красивую резную деревянную сень. К теплой церкви главного храма примыкала колокольня. В северной части монастыря стоял двухэтажный настоятельский корпус, построенный в середине XIX столетия. Монастырь окружала каменная ограда с четырьмя башнями. В ограде размещались кельи, трапезная, различные службы. Над святыми воротами в 1860-е годы была возведена церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Так, к 1870-м годам сложился новый каменный ансамбль Нило-Сорской пустыни. По словам благочинного монастырей архимандрита Кирилло-Белозерского монастыря Иакова, пустынь была «приведена в благолепный вид».За этот период выросло и количество ее обитателей. В 1871 году в ней уже жили сто тридцать человек, из них пятьдесят монахов и послушников. Годовой доход пустыни в это время составлял более двенадцати тысяч рублей. Однако это возрождение обители преподобного Нила не означало возвращения прежних традиций монастырской жизни, завещанных основателем. Нарушались главные его заповеди — нестяжание, смирение, Благочинный архимандрит Иаков, например, возмущался устраиваемыми пустынскими монахами сборами милостыни, когда по двенадцать-четырнадцать человек они отправлялись из обители по селам и деревням за подаянием. Иаков требовал запрета таких «походов», чтобы «не вводить в соблазн» монахов и не наносить материальный урон местному населению, но, по-видимому, больших результатов в том не добился. Не раз приходилось благочинному разбирать дела, связанные с нетрезвостью пустынской братии и принимать решения об их наказании. Одним из таких наказаний являлась ссылка в другие монастыри, например, в Кирилло-Новоезерский. Однако в то время и сама Нило-Сорская пустынь продолжала использоваться как место для исправления лиц духовного звания, ссылаемых сюда за нетрезвость, за неисправность по службе и др.Вместе с тем в этот сложный для пустыни период в ней продолжали жить старцы, прославившие ее своим подвижничеством, Недалеко от самой пустыни находились два скита — Иоанно-Предтеченский и Успенский, в которых жили схимники в уединении, в строгих постах, в трудах и молитвах. Устройство этих скитов связано с именем упоминавшегося выше иеромонаха Никона. Еще в бытность в должности строителя он любил уединяться в келье, поставленной на том месте, где когда-то была келья Нила Сорского (в 100 саженях от непосредственно самой пустыни) и сохранялся вырытый им колодец. Здесь же было начато в 1841 году строительство церкви Иоанна Предтечи из разобранных деревянных церквей, но из-за удаления Никона она стояла незаконченной. Вернувшись из ссылки, Никон, с разрешения нового настоятеля, поселился в келье около недостроенной церкви. Трудами Никона она была завершена, украшена и 15 ноября 1852 года освящена, А на другой день после этого события иеромонах Никон принял пострижение в схиму с именем Нил.Так образовался Иоанно-Предтеченский скит. Он был окружен невысокой деревянной оградой. Посторонних, особенно женщин, на его территорию не пускали. С приходящими за советом и помощью старец общался в основном через своего келейника. Подвижническая жизнь старца являлась образцом для других. Настоятель пустыни Дионисий писал: «Братия… взирая на строгую жизнь схииеромонаха Нила, становится и сама строже к своим обязанностям». В Иоанно-Предтеченском скиту Нил прожил около восьми лет, после чего в поисках еще большего уединения построил новую келью в пятидесяти саженях от того места, в лесной и болотистой чаще. Это было начало второго скита, в котором старец поставил церковь Успения Пресвятой Богородицы, две часовенки, выкопал два небольших пруда, расчистил землю под огород и сад. Территорию Богородичного Успенского скита также окружала деревянная ограда. В последнем старец провел остаток жизни (умер в 1870 году), Никон был, пожалуй, единственным постоянным обитателем указанных скитов, хотя иногда там появлялись и другие старцы, стремящиеся к уединенной монашеской жизни. Изображение Иоанно-Предтеченского и Успенского скитов при Нило-Сорской пустыни можно видеть на гравюре 1876 года.В 1890 году по ходатайству братии Нило-Сорской пустыни ее настоятелем назначили отца Герасима (в миру Глеб Никитин). Он управлял пустынью четырнадцать лет, и этот период для нее, по словам инока монастыря Иоанна Калинина, был «благотворным и светлым». Отцу Герасиму удалось «привить здесь среди иноков редкое трудолюбие, безропотное послушание и отсечение своей воли, трезвую жизнь, взаимную братскую любовь и иноческое терпение и смирение, а также истовое уставное богослужение».В 1904 году Герасим ушел на покой, а впоследствии принял схиму с именем Нил и жил в скитах, Его сменил игумен Илларион (в миру Иван Павлинов). Немалое хозяйство было в ведении игумена, Помимо строений, на территории пустыни и двух ее скитов имелись многочисленные хозяйственные постройки: скотные дворы, конюшни, овины, сеновалы, амбары, кладовые, баня, прачечная с водопроводом, кузница, мельница, гостиницы для паломников, а также два жилых дома в городах Белозерске и Кириллове. За пустынью числилось триста десятин земли, расположенной вблизи нее, и триста тридцать десятин в семидесяти верстах от нее, которые сдавались в аренду местным крестьянам. В аренду сдавались и две рыбные ловли на Спасском и Бородаевском озерах, также принадлежавшие пустыни. Поддержание этого хозяйства в порядке стоило больших трудов настоятелю. При игумене Илларионе проводились значительные ремонтные работы, в том числе был отстроен долго пустовавший после смерти Никона (в схиме Нила) ветхий Иоанно-Предтеченский скит. Все это делалось в преддверии 400-летия со дня кончины преподобного Нила — даты, которую пустынь широко отметила, 7 мая 1908 года состоялись церковные торжества, начавшиеся Всенощным бдением и завершившиеся крестным ходом в скиты. Вскоре произошло другое важное событие для пустынских иноков. Летом 1912 года они встречали архиепископа Новгородского и Старорусского Арсения. В приветственной речи архиепископу иеромонах пустыни Иоанн сказал: «Жизнь наша далеко теперь отстоит от жизни святого первооснователя нашей обители… И при общем упадке и ослаблении нашей иноческой жизни чувствуется, что будто какая-то невидимая рука поставляет нас снова и снова на путь спасения и угождения Богу всякий раз, как мы заметно начинаем сбиваться с него».
Мирная жизнь пустынских монахов закончилась в связи с революционными событиями в стране. По одному из первых декретов Советской власти монастырская земля и постройки обители перешли в распоряжение местных органов власти, В 1918 году специальная комиссия произвела учет имущества и ценностей Нило-Сорской пустыни, которые теперь стали «народным достоянием». Однако декрет о свободе совести не препятствовал использованию церковно-религиозными организациями (общинами) зданий и предметов, предназначенных для богослужения, поэтому в апреле 1919 года братия пустыни и жители окрестных деревень заключили договор с Вогнемским советом, а в сентябре того же года Кирилловский исполком, рассмотрев устав Нило-Сорской общины, зарегистрировал ее. Это позволило сохранить ядро монашеской организации и структуру ее управления, но такое положение продолжалось недолго.Подлинным хозяином всех построек и имущества являлся, конечно, не народ, а губернские и уездные власти; по их инициативе в 1924 году договор с Нило-Сорской общиной был расторгнут и на территории монастыря разместили колонию Кирилловского уездного исправительного дома. Возникшая угроза хищения церковных ценностей заставила местные власти хлопотать об их «изъятии для сохранения». В 1927 году Череповецкий губисполком принял решение о закрытии Нило-Сорской пустыни и передаче ее сооружений для «культурных нужд» населению. Монахи еще какое-то время жили в Иоанно-Предтеченском скиту, но постепенно одни умерли, а другие разошлись. Колонию-тюрьму, просуществовавшую до 1930 года, сменил инвалидный дом, а затем психоневрологический диспансер, существующий там и поныне. Постройки Успенского скита разобрали, а Иоанно-Предтеченский скит сгорел в 1946 году. Каменные постройки пустыни, частью перестроенные, сохранились до наших дней. Сохранилась и часть церковного имущества, переданного в 1920-1930-е годы в музеи.
Смирнова Альбина Васильевна, Нило-Сорская пустынь. http://www.kirmuseum.ru/issue/article.php?ID=2152

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?