Пустое Подлесье. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Пустынно-Подлесская-Николаевская, мужская пустынь, ныне погост Пустоподлесье (Шестово), Смоленской губ., Бельского у. (в настоящее время Пустое Подлесье, Нелидовского района), в 70 вер. к сев. от Белого. Основана иноками Предтечева м-ря в Вязьме в 1702 г. на иждивение Савельевых. В 1764 г. упразднена и обращена в приход. Ист.-стат. опис. Смолен. епар., 294, 349.
(http://hram-tver.narod.ru/pustopodlesskayarm.html)

Пустое Подлесье (Пустоподлесье) — Покровская и Никольская церкви
Никольская церковь была разрушена в советское время, Покровский храм сохранился в руинированном состоянии. Сохранилось описание прихода: С. Пустоподлесье (Белейка) — расположено на низком месте, близ границы Тверской губ., в 70 в. от г. Торопца, в 80 в. от г. Белого и в 27 в. от ст. Нелидово Московско-Виндаво-Рыбинск. жел. дор., почтового отделения Иоткина и Иоткинского волостного правления. Блйжайшие села: Поникли в 20, Иоткино в 28, Сопоть в 30 в.
Село получило свое назване от Николаевской Пустоподлесской пустыни, находившейся на его мсте. Пустынь эта, — как сказано в описи, сделанной строителем её, иером. Феодором Голенкиным, в 1774 г., — «заведена и устроена монахом Иоанном Савельевым в 1702 году августа 20 числа». Как видно из той же описи, в пустыни в 1774 г. было два деревянных, одноглавых, крытых тесом храма: один во имя Свят. Николая Чуд. и другой во имя Покрова Пр. Богородицы; при них была деревянная же, одноглавая, крытая тесом колокольня. Храмы, по преданию, были малой величины. Внутри пустыни, обнесенной деревянной оградой, мерой в 200 саж., были следующие строения: деревянные настоятельские кельи, с тремя жильями; напротив них другие такие же кельи; между теми и другими кельями — сени с одним крыльцом, крытые тесом; старые деревянные кельи, с тремя жильями, крытые дором; хлебня и напротив неё амшаник; между ними — деревянные сени, крытые дором; три деревянных, крытых дором амбара для хлебя; деревянная, крытая дором баня; деревянный скотный двор, крытый соломой. Внутри ограды был также сад из 20 яблонь. Монастырь стоял в лесу. Для воды были выкопаны два колодезя. Вотчинных крестьянских душ за монастырем не было. За ним числились только пустоши, подаренные доброхотными дателями-рейтерами Михаилом Колакуцким, Никитой и Петром Денисьевыми. Пустоши были следующие: Яблоновая, Ивановское, Прудовая, Ковалева, Хмелевка, Деево и проч. На все эти пустоши выданы были крепости. Монашествующих до 1774 г. бывало в пустыни человек по шести и по три. Пустынь управлялась строителями. В грамоте, данной еп. Гедеоном в 1755 г. на строение храма в с. Шестове, сказано: «А по свидетельству Бельскаго уезда Пустоподлесской Николаевской пустыни строителя, иеромонаха Аарона, явилось в предписанном с. Шестове».
В 1779 г. в 5 верстах от пустыни основано было с. Белейка, и в ней капитаном Иваном Никитиным Денисьевым построена была деревянная церковь во имя Пресв. Богородицы Одигитрии. Около этого же времени Пустоподлесская пустынь, — вероятно, за бедностью и малочисленностью монашествующих, — была упразднена, и Николаевский храм её сделан был кладбищным и приписан к с. Белейке. В 1794 году, как видно из одной ревизской сказки 1795 г., к приписной кладбищной Николаевской церкви посвящен был в священники дьячек Павел Андреев. А вскоре после этого и весь причт с. Белейки переведен был в Пустоподлесье. Церковь же с. Белейки сделана была кладбищной, а затем переделана в часовню. Причтовая земля поступила во владение крестьян с. Белейки, в Пустоподлесье же причт получил землю из казенного участка. Так как в с. Пустоподлесье оба бывшие монастыские храма пришли в ветхость, — то помещицы Пелагия Демьянова Колакуцкая и Пелагия Ивановна Кулешова возбудили ходатайства о разрешении построить вместо ветхих деревянных храмов новые каменные. Первым построен холодный храм во имя Покрова Пр. Богородицы тщанием Пелагии Демьяновой Колакуцкой в 1802 году, вторым — теплый храм во имя св. Николая Чуд. тщанием Пелагии Ивановой Кулешовой в 1819 году. Оба храма с деревянными притворами, крыты железом, с отдельной деревянной колокольней. Вокруг храмов — деревянная ограда с каменными столбами, с южной же стороны — каменная с железной решеткой и тремя железными воротами (на 19 саж.).
В настоящее время Покровский храм расширен: устроены два каменные придела и такая же колокольня.
Достопримечательности храма: 1) Чтимая икона Божией Матери Одигитрии из упраздненной Белейкинской церкви. 2) Небольшой крест с частью древа Креста Господня и частицами мощей: Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Василия Великого, св. Спиридона Чуд., св. Евангелиста Марка, св. великом. Пантелеймона, св. муч. Феодора Сикеота, св. Михаила Малеина, Ефрема Сирина, св. Гурия и Варсонофiия, св. муч. Варвары, муч. Марины, муч. Феодосии девицы и св. муч. Анастасии. Крест этот вделан в икону двунадесятых праздников. Причт в 1834 г. состоял из священника, диакона и 2 причетников. В 1915 г. — из священника, диакона и псаломщика.
В 1915 году прихожан: в селах: Пустоподлесье, Репище, Бабине, Ржаной, Сосноватке, Средней, Березовке, Рябиновке, Старой Деревне, Зажарье, Нетопорове, Завражье, Мильнове, в деревнях: Клевцах, Столбоухе, Ковалеве, Белейке, Лужке, Хмелевке, Ключевой, Казинниках, Марачевке, Карзукине, Ростовой, Ильюшине, Жорновке, Осиновке, Чернушке, Яблоновой, Мухоярове, Семенове, Ниве, Высокой, Завитневе, Колесне, Феодоровском, Селе, Столовой — 448 дворов (1497 мужчин, 1585 женщин).
Жители отличаются религиозностью; и не всегда посещают храм лишь те, которые живут в 15 — 18 в. В случае несчастья они прибегают к помощи Божтей и просят священника помолитсч в домах или на поле. Молебны по всему приходу совершаются во время Пасхи, в день Покрова и Свят. Николая Чуд. В некоторых деревнях совершаются еще молебствия Божией Матери Одигитрии, Пророку Илии, Преп. Серафиму и в праздники 1-го Спаса (1 августа), Преображения, Спаса Нерукотворнного образа (16 августа), Успения, Балыкинской Божией Матери и Сошествия Св. Духа. В приходе три кладбища: 1) при церкви, 2) в с-це Нетопорове и 3) при д. Белейке. На последнем — деревянная часовня.
По материалам издания Редков Н.Н. Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии. Выпуск 1-й. Бельский уезд. — Смоленск, 1915. http://hram-tver.ru/nelidovorn/pustopodlesyenelidovo.html

Село Пустое Подлесье имеет богатое прошлое. Оно образовано на месте бывшего Пустынно-Подлесского-Николаевского мужского монастыря (погост Пустополесье), основанного еще иноками Предтечевой обители в 1702 году на средства местных жителей Савельевых. В 1764 году культовый объект был упразднен и обращен в приход. Каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы возведена в 1810-1813 годах. В советское время ее закрыли, помещения были разорены и осквернены богоборцами.В настоящее время церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Пустое Подлесье Тверской области не действует и находится в полуразрушенном состоянии. Здание заброшено, утрачены венчания, разрушены кровля и своды. Под действием природных явлений стремительно разрушается кирпичная кладка стен.
http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/tserkov-pokrova-presvyatoy-15171.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?