Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Пушкинский музей) – московский музей зарубежного искусства, основанный профессором Московского университета Иваном Цветаевым в 1912 году. Здание музея было построено по проекту архитектора Романа Клейна в неоклассическом стиле в виде античного храма. Изначально музей был задуман как учебный, однако после революции 1917 года учреждение было преобразовано в Государственный музей изобразительных искусств. В 1937 году музей получил имя поэта Александра Пушкина. В 1991 году его внесли в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России. По состоянию на 2018 год экспозиция состоит из более чем 700 тысяч предметов и включает в себя коллекцию слепков с античных статуй, художественные произведения, археологические находки, а также собрание предметов из Древнего Египта и Древнего Рима.
Идея о создании музея изящных искусств возникала у многих деятелей культуры с начала XIX века. Но тогда не хватало финансирования. В 1894 году профессор Иван Цветаев, отец поэтессы Марины Цветаевой, предложил создать учебный музей. Примером послужил «Кабинет изящных искусств», созданный им в 1848 году при Московском университете. Новый музей должен был иллюстрировать развитие искусства от Античности к Средневековью и Возрождению. 12 марта 1898 года Цветаев представил проект здания московского Музея изящных искусств императору Николаю II. Император одобрил проект, но выделил всего 200 000 рублей на строительство здания. Однако многие инвесторы, узнав об одобрении Николая II, также начали давать деньги на воплощение этого плана. Так, Римский зал был оплачен князьями Юсуповыми, а копия Пергамского алтаря – архитектором Фёдором Шехтелем. Купчиха Варвара Алексеева выделила около 150 000 рублей при условии, что музей будет носить имя отца императора – Александра III.
Фундамент будущего здания музея был заложен в конце 1898 года в присутствии Николая II и членов его семьи. В тот же день был организован Комитет по устройству Музея изящных искусств имени Александра III. Первым председателем стал великий князь Сергей Александрович, покровительствующий музею со дня его основания. Заместителем председателя назначили промышленника Юрия Нечаева-Мальцова – главного спонсора музея. Вклад Нечаева-Мальцова в музей был колоссален: мраморная и гранитная облицовка, беломраморная колоннада главного фасада, портик, украшенный фризами. Он выделил средства на приглашение искусных каменотёсов из Италии и оплатил оформление центральной парадной лестницы разноцветными породами венгерского мрамора – серого, жёлтого, розового, красного, зелёного. «Белый зал» с 16 колоннами был отделан голубым фризом с золотым орнаментом и изящной медной дверью. Первым даром мецената был двадцатиметровый фриз – копия мозаичных панно собора Святого Марка в Венеции. Триста рабочих, нанятых Нечаевым-Мальцовым, добывали на Урале белый мрамор особой морозоустойчивости. Когда выяснилось, что десятиметровые колонны для портика сделать в России невозможно, Юрий Нечаев-Мальцов заказал их в Норвегии, зафрахтовал пароход для их доставки морем и баржи для сплава по рекам до самой Москвы.
31 мая 2012 года состоялся 100-летний юбилей Пушкинского музея. К мероприятию была выпущена серия медалей и почтовая марка. А в 2013 прошёл второй конкурс на строительство новых корпусов музея и реконструкцию главного здания музея. Его выиграл архитектор Юрий Григорян. Согласно его проекту, целый квартал от станции метро «Кропоткинская» и до «Боровицкой площади» будет перестроен в музейное пространство. Напротив главного планируется монтаж латунной карты с основными достопримечательностями. Также в состав музея перейдёт более 29 новых зданий, где разместят расширенные постоянные экспозиции. Завершение реконструкции планируется к 2023 году.