В России есть единственное место, где можно за один день проникнуться «золотым веком» русской литературы и окунуться в мир «серебряного века»: увидеть написанные рукой Пушкина строки «Евгения Онегина», «маскарадную» книгу Лермонтова, сапоги работы графа Толстого, стол, на котором Есенин написал предсмертное стихотворение. Это воспетый Блоком Пушкинский дом на стрелке Васильевского острова. Его имя «понятный и знакомый звук» для всех знатоков русской литературы.
История создания
История Пушкинского Дома началась в 1899-м, когда по случаю круглой даты, 100 лет со дня рождения поэта, открылась посвященная ему выставка, а президент Императорской Академии наук великий князь Константин Константинович предложил установить ему памятник. В итоге поступили дальновиднее: на основе экспонатов выставки решили открыть «Дом имени Пушкина», где хранились бы книги и личные вещи русских литераторов XIX века.
Интересно! Великий князь Константин Константинович, внук Николая I, был очень разноплановой личностью. Бывший военный моряк, отличившийся в боях, он возглавлял Императорскую академию наук, Русское археологическое общество, Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии, Православное Палестинское общество и Санкт-Петербургский яхт-клуб. Он последний из Романовых, умерший до революций и похороненный в усыпальнице Петропавловского собора со всеми полагающимися почестями.
Пушкинский дом был основан 15 декабря 1905 года, когда специальная комиссия утвердила положение об его открытии. Заслуга по формированию его начального фонда принадлежит литературоведу Б.Л. Модзалевскому. Под его руководством Пушкинский дом приобрел пушкинскую библиотеку и парижский музей коллекционера А.Ф. Онегина.
Доп. информация: Александр Федорович Онегин (настоящая фамилия Отто) посвятил коллекционированию вещей, связанных с Пушкиным, всю жизнь и основал первый в мире музей поэта – в собственной квартире в Париже. Александр III официально разрешил ему носить фамилию пушкинского персонажа.
В 1917 году Пушкинский дом получил коллекцию Императорского Александровского лицея, того самого, где учился Пушкин, и Николаевского кавалерийского училища, которое окончил Лермонтов. В 1922-м большое собрание фамильных реликвий передала музею родственница Пушкина Анна Ганнибал.
В 1930-м Пушкинский дом стал академическим институтом русской литературы (ИРЛИ). Развернулась активная научная деятельность по изучению российского фольклора. По поручению музея филологи, музыковеды, этнографы исколесили всю страну, записывая на восковые валики, виниловые пластинки, магнитофонные ленты и цифровые диски образцы устного творчества народов Севера, Сибири, Дальнего Востока, Кавказа, Средней Азии. Все эти бесценные материалы хранятся в Фонограммархиве Пушкинского дома.
В Рукописном отделе Пушкинского дома находится более 3 миллионов автографов, около 900 личных фондов знаменитостей. В его коллекции — письма Наполеона, автографы Моцарта и Баха.
В особом подразделении «Пушкинский фонд» содержится личная переписка Пушкина, его письма к Наталье Николаевне Гончаровой, черновые и беловые рукописи его произведений, дневник…
В «Пушкинском кабинете» сосредоточена самая богатая коллекция его прижизненных изданий. Сотрудники «Пушкинского кабинета» проводят гигантскую работу по составления описи всех материалов и перевода их на современные электронные носители.
Библиотека Пушкинского дома началась с личной библиотеки Пушкина, которую Модзалевский привез из его имения, и пополнялась собраниями русских писателей, общественных деятелей и коллекционеров. Расширению ее коллекции очень способствовал Максим Горький, ставший директором Пушкинского дома за год до смерти. Он подарил ему свои книги и журналы.
Особая ценность библиотеки — первые прижизненные издания с автографами или дарственными надписями авторов. В читальном зале библиотеки можно ознакомиться со многими раритетами.
Главное «сокровище» Пушкинского дома, архив рукописей Пушкина и его личная библиотека, находятся в специальном хранилище, где строго соблюдается температурный и световой режим. Попасть туда могут только литературоведы, зато литературный музей Пушкинского дома доступен для всех.
Экспозиции
Уникальная коллекция Пушкинского дома тянет на десяток больших музеев. Его экспозиции позволяют погрузиться в русскую литературу «с головой», не просто понять, а прочувствовать, чем и как жили ее виднейшие представители. В его стенах история оживает. Легенды превращаются в реальных людей, которые писали любовные письма, острили, спорили до исступления, метались в поисках истины, потягивали трубку, отдыхали на уютных креслах, а потом писали гениальные строчки обычными чернилами на вполне заурядных столах.
В здании музея к памятным датам проходят интереснейшие выставки, а несколько залов работают постоянно. Они посвящены русской литературе XIX века, ее «серебряному веку», а также Лермонтову, Толстому, Некрасову, Достоевскому и Тургеневу.
Экспозиция рассказывает о корифеях «золотого века»: Державине, Жуковском, Пушкине, Гоголе.
Перед нами предстает юный Пушкин, времен обучения в Царскосельском лицее. Особую атмосферу эйфории и беззаботности создают изображения друзей-лицеистов, Царского Села, детский портрет Катеньки Бакуниной, ранней любви поэта, вышитый ею венок из цветов, написанное рукой 15-летнего Александра знаменитое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» (факсимильная копия). После того, как он прочитал его в лицее на экзамене по словесности, Державин, непререкаемый литературный авторитет того времени, долго искал скрывшуюся от смущения в неизвестном направлении «надежду русской поэзии», чтобы выразить свое восхищение.
В музее представлены материалы, относящиеся к более позднему периоду творчества Александра Сергеевича: автографы, фрагменты VIII главы «Евгения Онегина», написанные его рукой, и поэма «Медный всадник» с пометками Николая I (царь сам исполнял роль его цензора). Грустное настроение создает завершающая часть пушкинской экспозиции, рассказывающая о дуэли и смерти поэта, собранная Жуковским, не отходящим от смертельно раненого друга все три дня перед его кончиной.
Собрание Жуковского, воспитателя будущего императора Александра II, — одна из богатейших коллекций Пушкинского дома. Среди экспонатов: портреты Жуковского и близких ему лиц, черновики стихотворений, план воспитания наследника, рисунки, личные вещи, книжный шкаф и часть библиотеки.
Выставка представляет портреты Гоголя кисти известных живописцев, переписанную писарями комедию «Ревизор» с правкой автора и разрешением цензуры, кресло, в котором он обдумывал свои произведения, и прядь его волос.
В Пушкинском доме находится самый большой музей Лермонтова в России. Правда, в залах представлена лишь незначительная часть богатейшей коллекции, посвященной Михаилу Юрьевичу.
Начинается осмотр с рассказа о его детстве и юности. Здесь можно увидеть портрет маленького Михаила и его отца, герб и печатку рода Лермонтовых, портреты красавиц, которым юный поэт адресовал свои любовные послания, материалы, рассказывающие о его обучении в Школе кавалерийских юнкеров и гвардейских подпрапорщиков.
Доп. информация: Лермонтовы вели свой род от шотландского барда-пророка Томаса Лермонта, героя древнего кельтского эпоса. Один из его потомков Георг Лермонт попал в плен к войску Дмитрия Пожарского во время войны с Польшей и осел в России. Герб Лермонтовых удивительно похож на герб семьи Лермонтов, и ныне проживающих в Шотландии.
Особенно интересны вещи, сопровождающие Лермонтова во время войны с горцами на Кавказе: икона Святого Иоанна-Воина, эполеты, боевая шашка, кинжал, карандаш, который вытащили из кармана поэта сразу после дуэли, бумажник, кавказские туфли, пояс и т.д. В музее можно посмотреть на второе издание «Героя нашего времени» с предисловием автора, единственный прижизненный сборник его стихов, который он сам сформировал, и так называемую «Маскарадную книгу».
Доп. информация: В ночь на 1 января 1832 года в московское Благородное собрание, куда съехался весь высший свет для празднования Нового года, Лермонтов явился в костюме астролога с «Маскарадной книгой» собственного изготовления в руках. Украшенная знаками зодиака, набросками портретов и китайскими иероглифами Книга судеб содержала кармашек с новогодними мадригалами, эпиграммами и стихами-предсказаниями, посвященными знакомым, и, в том числе, главным московским красавицам.
Толстовский фонд литературного музея содержит портреты и скульптурные изображения писателя, выполненные с натуры: полотна кисти Н.Н. Ге, И. Е. Репина, Л. О. Пастернака, Г. Г. Мясоедова, скульптурные работы Клодта, а также изваяния родителей писателя, созданные его сыном Львом Львовичем Толстым.
Экспозиция рассказывает об истории создания «Войны и мира», «Анны Карениной», «Воскресенья». На ней представлены портреты людей, явившихся прототипами героев этих романов. Среди личных вещей Толстого: чашка с блюдцем, ручка, блуза и сапоги его работы.
Доп. информация: Опрощение — один из принципов учения Льва Толстого. Он считал идеальным образ жизни крестьян с простой одеждой и пищей, поэтому стремился избавиться от «излишеств»: прислуги, лишних удобств и денег.
Расцвет творчества писателя в пожилые годы запечатлен на фотографиях. Фотохудожниками при нем работали его друг и издатель В. Г. Чертков, знаменитый фотограф К.К. Булл и жена писателя Софья Андреевна Толстая. Подробно освещены смерть и похороны Толстого в Ясной поляне.
Раздел, посвященный истории «серебряного века», особенно впечатляет. Точными штрихами передается дух и атмосфера исторической эпохи, послужившей фоном для неслыханного расцвета русской поэзии. Вплотную друг к другу расположены портреты кумиров литературной молодежи разных направлений, подчас враждебных друг другу: Ницше, Достоевского, Толстого, Ленина, Маяковского, Блока. Издания первых революционных лет, плакаты периода Русско-японской и Первой мировой войн, двух революций и первых лет советской власти, театральные афиши, объявления, литературные манифесты и материалы с художественных выставок дополняют картину.
Музейная экспозиция позволяет погрузиться в мистическую атмосферу символической литературы «серебряного века»: салонов Мережковского и Гиппиус, литературных вечеров у Сологуба, Брюсова и Бальмонта.
Доп. информация: Салон Зинаиды Гиппиус и Дмитрия Мережковского был самым модным местом в литературном Петербурге начала XX века. Именно там во многом сформировался русский символизм – оригинальное течение в искусстве, «оторвавшееся» от французских истоков.
Также широко освещаются жизнь и творчество писателей-реалистов: Чехова, Горького, Куприна, Бунина, Андреева. Здесь можно увидеть кресло Горького, кабинет Андреева, предметы из последней квартиры Сологуба, личные вещи Чехова, Блока, Гумилева, Ремизова, письменный стол Мандельштама, стол из гостиницы «Англетер», на котором Сергей Есенин написал свое последнее прощальное стихотворение.
Доп. информация: Есенина нашли мертвым в номере гостиницы «Англетер» 28 декабря 1925 года. Свое последнее стихотворение он написал накануне собственной кровью – под рукой не оказалось чернил. По официальной версии он повесился, не оправившись от депрессии. Существует версия, что его убили агенты ОГПУ.
Здание на стрелке
Долгое время Пушкинский дом не имел своего здания. Он помещался в Академии наук, расположенной в красивейшем месте города — на стрелке Васильевского острова. В 1927 году он поселился совсем рядом, с другой стороны стрелки – в бывшем здании Петербургской портовой таможни. Этот район носит неофициальное название академической усадьбы.
Здание Таможни построили в 1832-м году в связи с переносом торгового морского порта Санкт-Петербурга на стрелку Васильевского острова: старые помещения не справлялись с растущим грузооборотом. Автор проекта — Лукини, при участии Стасова. Возведение нового таможенного корпуса завершило создание неповторимого облика стрелки Васильевского острова. Причем оно повторяет очертания Кунстакамеры с противоположенной стороны стрелки.
Обращенное к Неве здание венчает высокий купол – он предназначался для наблюдения за кораблями, прибывающими в порт. Над выступающим портиком с колоннами располагаются статуи Меркурия, Нептуна и Цереры, древнеримские боги торговли, мореплавания и плодородия.
Во второй половине XIX века Таможня вслед за портом переехала с Васильевского острова на Гутуевский, а освободившееся здание переоборудовали под жилье для госслужащих. С 1927 года в нем разместился Пушкинский дом.
Пушкинский дом более столетия является хранителем главной духовной ценности России – ее литературы.