Пушкинские Горы. Успенский Святогорский мужской монастырь.

Святогорский Успенский монастырь, 2 класса, в Опочецком уезде, в 55 верстах от железнодорожной станции Остров, в 40 верстах от города Опочки, на горе, называемой Святою. Основан в 1569 году псковским наместником князем Юрием Токмаковым, по приказанию царя Иоанна Васильевича, на месте явления юродивому пастуху Тимофею иконы Пресвятой Богородицы — «Умиления» и обретения им там же иконы Одигитрии, названных впоследствии Святогорскими. Святая икона Умиление, бывшая прежде в Георгиевской приходской церкви пригорода Воронина, Псковской области, в 1563 году двукратно являлась в чудесном видении Тимофею; Богоматерь на этой иконе изображена увенчанной короною, с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем, благословляющим правою рукой; празднование в честь этой святой иконы совершается 19 марта и в 9-ю пятницу после Пасхи; ныне она находится с левой стороны соборного храма Успения. В том же ярусе, на правой стороне, находится и святая икона Одигитрии, прославившаяся в 1569 году, после обретения ее Тимофеем, многими чудотворениями; празднование ей совершается 17 июля и 1 октября. В том же храме находится чудотворная Федоровская икона Богоматери. С этими святынями ежегодно совершается крестный ход на судах по рекам Сороти и Великой в Псков и город Остров в течение целого месяца, начиная с пятницы 2-й недели Петрова поста, при чем в следующее за этой пятницей воскресение Святогорские монастырские святыни торжественно обносятся в Пскове вокруг городской стены. С 28 августа по 28 сентября с ними бывает хождение в города Новоржев и Опочку. В монастыре находится могила А. С. Пушкина, на которой стоит небольшой мраморный памятник, изображающий обелиск, с помещенной внутри его погребальной урною. С 1885 года при монастыре одноклассная школа и странноприимный дом.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

В 1558 году началась долгая и изнурительная Ливонская война. Готовясь к войне с Ливонией, Москва обратила серьёзное внимание на состояние обороны юго-западной и северо-западной границ. Спешно приводились в порядок древние пограничные крепости. Ещё в 1547 году, как сообщает летопись, в пригород Пскова — город Воронич наведался молодой царь Иоанн Васильевич со своим братом Георгием и провёл в нём ночь. В ходе Ливонской войны Иоанн Грозный вновь посещает крепостные сооружения Пскова и Новгорода. Пограничные города срочно укрепляются.
В 1569 году псковский воевода Юрий Токмаков по указанию царя основывает Святогорский Успенский монастырь. Древние летописцы связывали основание нового монастыря, как это обычно бывало, с чудодейственными силами. Безымянный монах написал в связи с этим «Повесть о явлении чудотворных икон… во области града Пскова на Синичья горе, иже ныне зовома Святая Гора». В середине ХVIII века в огне погиб почти весь монастырский архив. «Повесть», к счастью, сохранилась. Её обнаружил позднее псковский епископ Евгений Болховитинов — известный учёный-историк, собиратель древностей, автор многих трудов по истории русской литературы. На основании летописной рукописи Болховитинов написал и издал в 1821 году книжку «Описание Святогорского монастыря». Экземпляр «Описания» имелся в библиотеке Тригорского, и его мог видеть А.С. Пушкин. Интересной и сложной оказалась судьба рукописного первоисточника. Уезжая в 1823 году из Пскова в Киев, Болховитинов увёз с собою много древних псковских рукописей, в том числе и «Святогорскую повесть». После смерти учёного его архив оказался в Киево-Печёрской лавре, потом в хранилище древних актов Академии наук Украины. Во время Великой Отечественной войны рукопись в числе других древних литературных памятников была похищена фашистами, а после попала в руки американцев. В конце сороковых годов рукопись была возвращена в Киев; фотокопия «Святогорской повести» имеется в фондах Пушкинского музея-заповедника.
Расположенный в четырёх верстах к югу от Воронича, новый монастырь должен был усилить оборону крепости. Кроме того, в период обострения борьбы между царём и боярами, в которой церковь поддерживала Грозного, монастырь сразу же стал «оком государевым» в непосредственной близости от районов военных действий. Отсюда особое внимание к Святогорскому монастырю со стороны властей. Монастырь входил в число перворазрядных, он был 27-м в списке наибольших обителей на Руси. Иоан Грозный даже подарил Святогорскому монастырю колокол. В 1581 году огромная армия польского короля Стефана Батория шла на Псков. Часть войск продвигалась в направлении Синичьих гор. Однако они прошли стороной. Вероятно, поляки рассудили, что монастырь не мог создать угрозы их тылу, в то же время штурм укреплённого монастыря означал бы задержку продвижения к Острову и далее к Пскову. По преданию, с наблюдательной вышки в Святогорском монастыре заметили приближение непрятеля и в Воронич был немедленно отряжен гонец, чтобы предупредить о надвигающейся опасности. В дни нашествия захватчиков Святогорский монастырь укрыл в своих стенах жителей окрестных селений, которые сбежались сюда по звону всполошного колокола. О большой политической роли, которую играл Святогорский монастырь, говорит факт, что его настоятель Зосима Завалишин был уполномочен псковским духовенством участвовать в Земском соборе 1598 года в Москве. Среди других на грамоте об избрании царём Бориса Годунова стояла и его подпись.
В «смутное время» эти места вновь стали ареной жарких схваток. В 1610-1612 годах Воронич и его окрестности разорил польский полковник Лисовский. В 1634 году враги снова пришли на Воронич: «посад и деревни пожгли, посадских людей, крестьян с жёнами и детьми перебили, а частью взяли в плен». После заключения Андрусовского перемирия между Москвой и Речью Посполитой для монастыря настали благоприятные времена. В ХVII- ХVIII веках Святогорский монастырь относился к богатейшим на Руси. В 1720 году, например, в монастырские владения входили пустоши Савино, Щёкино, Глусово, Кошкино и др., пожни при реке Великой, угодья близ Воронича. Ему принадлежало до 1000 крепостных душ. Монастырь владел перевозом через реку Сороть, имел право рыбной ловли на озёрах Воронич, Белогуля, Клинище и на Сороти. Важной статьёй монастырских доходов являлись проводимые здесь ярмарки. Точное время возникновения ярмарок при монастыре неизвестно. Считается, что их стали проводить вскоре после уничтожения города Воронича, откуда они и были переведены в Святые Горы. В книге Иоанна «Описание Святогорского Успенского монастыря» об открытии ярмарок сказано: «Во всяком случае, из прилагаемой при сем копии челобитной 1720 года видно: а) что ярмарки при монастыре утверждены высочайшей властью и б) что царскими грамотами и указами все пошлины и денежные сборы с людей, с купли и с продажи и смены лошадей, а также с кабаков и пив предоставлены в пользу монастыря ещё ранее 1691 и 1692 годов». Росту популярности местных ярмарок способствовали выгодное географическое положение, отсутствие в непосредственной близости от монастыря других значительных торговых центров, развитие ремёсел в Вороничском уезде, а также большой приток в обитель паломников. Наибольшего размаха монастырские ярмарки достигли к 1730-м годам, когда они проводились пять раз в году. Ярмаркам была обязана своим ростом слобода Тоболенец (по названию озера) — старое поселение, возникшее ранее монастыря. Здесь открывались всё новые и новые лавки, мастерские, кабаки. Именно из этой монастырской слободы к началу ХХ века вырос посёлок Святые Горы (Пушкинские Горы). На святогорские ярмарки съезжались купцы опочецкие и псковские, новгородские и рижские, ревельские и даже нижегородские. Ярмарка длилась целую неделю.
В начале ХIХ века из двадцати трёх мужских и женских монастырей, существовавших в Псковской епархии, Святогорский был провинциальным, третьеклассным монастырём. Однако он не утратил полностью веса и влияния. Значительные средства поступали в монастырскую казну от крестных ходов, которых было 14 в году — в Псков, Новоржев, Опочку, Велье, Воронич, на озеро Тоболенец и в другие места. Денежные средства поступали также от жертвователей. Отдельную страницу в летописи монастыря занимают вклады и пожертвования. В ризнице монастыря хранилось Евангелие печати 1628 года — дар царя Михаила Фёдоровича. На колокольне висел колокол, подаренный Иоанном Грозным. По неточным данным, был и колокол, подаренный Борисом Годуновым. Царевна Екатерина Иоанновна при посещении Святогорской обители подарила настоятелю богатое облачение. Псковский помещик И.М. Карамышев на свои средства построил церковь Покрова — северный придел Успенского собора, подарил монастырю икону древнего письма и внёс денежный вклад — 1800 рублей. А.А. Орлова-Чеслинская внесла 500 рублей. Иосиф Абрамович Ганнибал подарил монастырю водяную мельницу на речке Луговке и пустошь «Долгую» — 25 десятин. 9 августа 1824 года по велению императора Александра I Пушкин приехал отбывать ссылку в родное имение матери — село Михайловское Псковской губернии. Здесь поэт сразу оказался под тройным надзором — государственной власти, опочецкого дворянства и настоятеля Святогорского монастыря игумена Ионы. Пушкин чрезвычайно любил святогорские ярмарки, где мог вслушиваться в яркую и образную народную речь, запоминать и записывать «с натуры» наиболее интересное и характерное. Посещение этих ярмарок многое дало поэту при работе над исторической драмой «Борис Годунов».
Монастырское кладбище, на котором покоится прах великого поэта и его родных, возникло в ХVI веке, одновременно с постройкой самой обители. Основная часть располагалась на западном склоне холма, у главного входа в Успенский собор. Настоятелей монастыря и богатых жертвователей из местных помещиков принято было хоронить у восточной, алтарной стены собора. Начало фамильному кладбищу Ганнибалов — Пушкиных было положено дедом поэта, Иосифом Абрамовичем, откупившим для себя место и похороненным в 1806 году. В 1818 году рядом с ним похоронили его жену, бабку поэта Марию Алексеевну Ганнибал. В самом соборе похоронили младшего брата А. С. Пушкина Платона, умершего летом 1819 года в Михайловском. Могильная плита была найдена работниками Пушкинского заповедника уже после Великой Отечественной войны, во время реставрационных работ в соборе. Сейчас эта плита находится в алтаре, в левой апсиде. В 1836 году, после похорон матери, поэт откупил место для себя, уплатив Святогорскому монастырю положенную сумму. …29 января (10 февраля) 1837 года Пушкина не стало. Царское правительство тотчас вспомнило о высказанном ранее самим Пушкиным желании быть погребённым поблизости от Михайловского. И гроб с телом Пушкина тайно отправили в Святые Горы в сопрвождении старого друга поэта А.И. Тургенва, слуги Никиты Козлова и жандармского офицера. Никто из родных на время похорон так и не приехал. Жена приехала только через два года, в 1839 году. На могиле поэта поставили чёрный деревянный крест, на котором белыми буквами было написано лишь одно слово «Пушкин». В 1840 году Натальей Николаевной, вдовой поэта, и опекой был сделан заказ петербургскому мастеру монументальных дел А. М. Пермагову на изготовление памятника. Все счета за сооружение и доставку надгробного памятника в Святые Горы оплатила опека. Весной 1841 года местные крестьяне под руководством бывшего приказчика села Михайловского Калашникова над могилой поэта поставили памятник. Обелиск выполнен из белого мрамора; стоит он на мраморном своде, под которой урна с наброшенным покрывалом. Свод покоится на массивном чёрном цоколе высотой 40 санитметров. На нём надпись: «АЛЕКСАНДРЪ СЕРГЕЕВИЧЪ ПУШКИНЪ родился въ Москве 26 мая 1799 года, скончался въ С-Петербурге 29 января 1837 года». В период Великой Отечественной войны могила была едва не уничтожена. Фашисты заминировали её перед отступлением и готовились взорвать. Заминирован был и весь монастырский холм. Задание спасти могилу Пушкина от уничтожения и разминировать территорию монастыря командование фронта поручило роте 13-й Рижской сапёрно-инженерной бригады под командованием капитана Казакова. Могила Пушкина стала первым объектом разминирования. Её спасли от уничтожения, рискуя собственной жизнью, воины-сапёры. Отступая, гитлеровцы взорвали Успенский собор, при этом памятник на могиле А.С. Пушкина накренился в сторону собора и в последующие годы начал постепенно оседать. Благодаря реставрационным работам Псковской научно-реставрационной мастерской под руководством инженера М. Никифорова в августе 1953 года, памятник был спасён от разрушения. Памятник приобрёл тот вид, который имеет сейчас.
До второй половины ХVIII века почти все монастырские строения (исключая Успенский собор и сторожку) были деревянными. В 1784 году пожар причинил монастырю огромный ущерб. Деревянные постройки сгорели. Огонь уничтожил также почти весь монастырский архив. Постепенно на месте деревянных вырастали каменные, возводились и новые постройки. Особенно широко строительство велось в конце ХVIII и первой половине ХIХ века. Главным монастырским сооружением является Успенский собор, построенный в 1569 году безымянными псковскими мастерами-каменщиками. Это типичный памятник псковской архитектуры ХV-ХVI веков. Храм сложен из плитняка. Толщина стен Успенского собора составляет 1,5-2 метра. До 70-х годов ХVIII века собор был однопрестольным, затем стал трёхпрестольным. Центральное помещение никогда не отапливалось. Собор одноэтажный, крыша его трёхскатная, окна, которые в древности служили бойницами, узкие. Барабан купола украшен типичными псковскими орнаментами — трилистником. В древности крыша Успенского собора была тёсовая. Во второй половине ХVIII века её покрыли железом. Ступенчато-подпружные своды храма покоятся на четырёх столбах. Сохранилась древняя система голосников, благодаря которым в здании собора исключительно хорошая акустика: по рассказам старожилов, в ярмарочные дни, когда храм не вмещал всех молящихся, церковную службу можно было слушать на монастырских лестницах и даже у ворот. В соборе сохранились деревянные хоры, рассчитанные на 15-20 певчих. Вправо и влево от хоров двери ведут в тайники, которые находятся в верхней части столбов. В тайниках хранились монастырская казна, ценные книги, иконы, сосуды. Иконостас в соборе был древний, пятиярусный. В древности стены храма внутри были расписаны фресковой живописью, но роспись не сохранилась. Она утрачена ещё во второй половине ХIХ века. В собор ведут два входа: с запада — главный, для прихожан и с юга — для высшего духовенства. Длина собора — 23,5 метра, высота — 9,25 метров. Высота соборной колокольни — 37 метров, она сооружена в 1821 году вместо традиционной для старых псковских церквей звонницы. Центральный храм имеет два придела: южный и северный. Первый построен на средства владельца поместья Алтун в Новоржевском уезде князя Львова в 1770 году, «во имя Одигитрии», здесь обычно проходило отпевание усопших. В церковь Одигитрии было три входа. Северный придел (церковь Покрова) построен на средства псковского помещика Карамышева в 1776 году. Под престолом этой церкви был устроен фамильный склеп-усыпальница Карамышевых.
У подножия Святой горы в старину стояла ещё деревянная трапезная Никольская церковь. Построена она была в 1575 году, а сгорела во время пожара в 80-е годы ХVIII века. На том же месте был возведён каменный храм (в 1786 году), перестроенный и значительно расширенный в 1845 году. Никольская церковь разрушена до основания в 1944 году, при отступлении фашистов из Пушкинских гор. К древним монастырским сооружениям времён Ивана Грозного относятся Анастасьевские ворота со сторожкой, сложенные из дикого камня. Они сохранились до настоящего времени. В 1838 году вместо одноэтажного был выстроен двухэтажный деревянный дом, в котором жил настоятель монастыря. Первый братский корпус стоял у Анастасьевских ворот, второй был построен из дикого нетёсаного камня в конце ХVIII века. Этот последний корпус не сохранился. Во времена Пушкина в нём размещались: в левом крыле — солодовня-квасоварня, кухня и трапезная; в правом — склад, а также ночлежка для богомольцевВ 1794-1797 годах вокруг монастыря сооружается ограда из дикого камня на извести, в основном сохранившаяся до наших дней, высота её — 2 метра, ширина — около 1,5 метра, а длина — 700 метров. Ограда покрыта железом и украшена башенками с козырьками. Вторая, малая ограда, тоже сложена из камня в ХVIII веке, она окружает холм, на котором возвышается Успенский собор. Святогорский монастырь славился своими колоколами. Всего их было 14. Самый большой, отлитый в Москве, весил 151 пуд. Его звон можно было слышать за 15-25 вёрст. Он был разбит оккупантами в 1944 году, основание его и осколки экспонируются в Успенском соборе. Более двух десятков лет директор Пушкинского заповедника С.С. Гейченко собирал колокола на старых погостах псковского края. В 1980 году 14 колоколов повесили на колокольню Успенского собора, для того, чтобы в дни посвящённые памяти А.С. Пушкина, торжественный их звон разносился далеко вокруг.
В 1949 году, в канун 150-летия со дня рождения А.С. Пушкина, в отреставрированном Успенском соборе был открыт музей. А в южном Одигитриевском приделе, где в ночь с 5 на 6 февраля 1837 года стоял гроб с телом поэта была развёрнута экспозиция, одним из главным экспонатов которой была копия посмертной маски поэта, выполненная профессором скульптуры Петербургской Академии художеств Самуилом Ивановичем Гальбергом. В экспозиции в северном Покровском приделе представлена история Святогорского монастыря, в центре которой находится картина неизвестного художника, изображающая «Явление иконы Богоматери пастуху Тимофею на Синичьей горе».
Из книги: Васильев М.Е. Музей «Святогорский монастырь». — Л.: Лениздат, 1984 г.

Святогорский Успенский мужской монастырь Псковской епархии находился в Опочецком уезде, от губернского г. Пскова к югу в 115, от уездных: Опочки к северо-востоку в 40, от Острова к юго-западу в 50, от пригорода Воронич в 4, от реки Великой в 6 верстах. Местоположение его на высоком хребте гор при самом высоком холме, называемом издревле Синичьей горой. В кратком описании монастыря повествуется, что в 1563 г. один юродивый, пятнадцатилетний юноша по имени Тимофей, родом из пригорода Воронич, вечером пасший скот на реке Лугвицы, видел сперва в воздухе, а потом на Синичьей горе явление Богородичной иконы Умиление, находившейся в Вороничской приходской церкви, и слышал глас, что через шесть лет на этой горе просияет благодать Божия, но тогда юноша никому об этом не сказал. По прошествии времени Тимофей вновь пришел на эту гору и нашел там при сосне стоящую другую Богородичную икону Одигитрии. Он сделал близ нее кущу и пещеру и провел в молении 40 дней, после которых от иконы произошел глас, повелевший ему объявить об этом в пригороде Воронич, чтобы священство и народ пришли в пятое воскресение после Пасхи с иконой Умиление Божьей Матери из Воронича на Синичью гору.
В учрежденном крестном ходу, на месте, где было первое явление пастуху при реке Лугвицы, начались исцеления болящих и продолжались до Синичьей горы. Об этом было донесено царю, который прислал следователей, после удостоверения об исцелениях велено было на этой горе, прозванной с тех пор Святой, поставить часовню для прихода туда впредь со святыми иконами из Воронича. На праздник Покрова Богородицы туда был организован крестный ход, в ту же ночь часовня загорелась, огонь погубил все в ней находившееся, кроме чудотворных икон Умиление и Одигитрии, оставшихся невредимыми. Об этом происшествии донесли царю, который повелел устроить на этом месте монастырь и на Святой горе воздвигнуть каменную церковь во имя Успения Богородицы так, чтобы алтарь занимал то самое место, где при сосне было явление иконы Одигитрии, а икону Умиление в той самой церкви. Основание церкви на Святой горе и основание монастыря при подошве ее с южной стороны было положено в 1569 г. псковским наместником князем Юрием Токмаковым.
В память от самого начала обители установлено ежегодное празднование святым Чудотворным иконам Богородичным: Умиление в девятую пятницу по Пасхе и Одигитрии в день Покрова Богородицы и с тех пор эти дни сделаны многолюдными торговыми ярмарками при монастыре. В последствии псковичи установили приносить эти иконы ежегодно в Псков после девятой пятницы, из Пскова в Остров и 28 августа в Новоржев и Опочку. Первоначально весь монастырь был сделан деревянным, кроме Соборной Успенской церкви на Святой горе, но и эта церковь была поправляема, хотя и нет известий, когда это сделано, потому что при случившемся в 1780 г. пожаре весь архив с монастырем сгорел.
Икона Одигитрии Божьей Матери «пядичная» с предвечным младенцем на левой руке, писанная на кипарисной доске, вышиной 5 вершков, а шириной 4? вершка в серебро позолоченной ризе, помещена в таком же киоте. Чудотворная икона Умиление кроме изображения Божьей Матери с Богомладенцем на левой руке имеет по сторонам еще следующие: явление ангела Иоакиму и Анне, рождение Богоматери, Благовещение и прочие, икона высотой 1 аршин 6 вершков и шириной 1 аршин 2 вершка в серебро позолоченной ризе, помещена также в киот. Кроме этих икон в Святогорском монастыре почиталась еще чудотворная Феодоровская икона Божьей Матери. Из монастыря бывало 14 крестных ходов: два больших — в разные города и селения и двенадцать малых вокруг монастыря и на озеро Тоболенец.
Монастырский настоятель Зосима находился среди представителей Пскова на Земском соборе 1598 г., избравшем в цари Бориса Годунова.
Соборная каменная церковь на горе имеет три придела: главный в честь Успения Божьей Матери, построенный в 1569 г. по приказанию царя Ивана Васильевича, к ней с южной стороны сделан придел во имя чудотворной иконы Божьей Матери Одигитрии на средства коллежского асессора Ивана Львова в 1770 г. усердием его вдовы помещицы Анны Львовой, а второй с северной стороны во имя Покрова Божьей Матери, устроенный иждивением помещика Максима Ивановича Карамышева в 1776 году. Внизу при подошве Святой горы построена в 1784 г. каменная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца (на ее месте была деревянная трапезная, которая сгорела в пожаре 1780 г. вместе с хранившимися старинными грамотами, указами и монастырскими документами).
В «Истории Российской иерархии» была помещена статья о Святогорском монастыре, в ней упоминалось, что на каменных Святых воротах стояла деревянная церковь во имя Великомученицы Параскевы, упраздненная из монастыря во время штатов и обращенная в приходскую. Над притвором Соборной церкви на Святой горе построена каменная колокольня высотой в 17 сажень 2 аршина. Ограда монастыря каменная была сделана из булыжника в 1792 г. старанием игумена Моисея. Вместо деревянных на каменном фундаменте, упоминаемых в статье, настоятельских и братских келий, которые были упразднены и уничтожены, по личному указу архиепископа Евгения строились новые: а) в одном месте каменные двухэтажные кельи, из которых верхний этаж для настоятеля, а нижний — для братии; б) внутри монастырской окружной стены располагалась меньшая каменная стена, заключающая весь монастырь и в) в этой стене устраивались все монастырские службы тоже каменные, как-то: сарай, конюшня, житница, ледник, а по середине ограды к ярмарочному месту ворота с башней и караульной. В ризнице хранились ризы, епитрахили, две пары поручей, стихарь, орарий и воздух с двумя покровами подаяния царевны и великой княжны Екатерины Иоанновны. До штатов, объявленных манифестом императрицы Екатерины II от 26 февраля 1764 г., за монастырем числилось 957 душ крестьян с приписанными к нему монастырями (какие же приписаны к нему были монастыри и куда они обращены, о том монастырь не имел никаких сведений, так как архив вместе с Николаевской церковью сгорел). По штатам монастырь был положен в 3-й класс, настоятельство в нем с самого устроения было игуменское, которое и по штатам также осталось. Чудотворные иконы Умиление и Одигитрии находились в главном храме. Жена коллежского асессора М.И. Карамышева Анна была погребена в Святогорском монастыре при церкви Покрова Божьей Матери.
Указом императрицы Екатерины II от 28 января 1780 г. государственная коллегия экономии признала необходимым отпустить Святогорскому монастырю на починку в Соборной Успенской церкви иконостаса и двух каменных ворот сумму 497 рублей. Исправить иконостас Успенской церкви обязались по контракту мастера Данила Екимович Рубцов и Яков Афанасьев за 450 рублей. Им были выданы материалы, золото и серебро на сумму 200 рублей.
У подошвы Святых гор находился храм во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, в ночь на 5 марта 1784 г. он сгорел со всеми находившимися в нем иконами, документами, делами и суммами. На месте сгоревшей церкви Николая Чудотворца в 1786 г. был выстроен игуменом Созонтом каменный теплый храм, с тремя колоколами на одном деревянном столбе. Контракт на постройку Николаевской церкви был заключен 22 октября 1785 г. игуменом Созонтом с крестьянином Костромского наместничества Семеном Матфеевым на 500 руб., работы следовало начать 1 мая 1786 года. 8 июля 1787 г. купец Агафон Иванович Кирпищиков заключил с игуменом Святогорского монастыря Созонтом контракт, по которому купец обязался в мае 1788 г. начать работу по замене старой главы Соборной Успенской церкви. Главу следовало сломать, а на ее место поставить новую на железных дугах, покрыть железом и выкрасить медянкой, а внутри чернью, яблоко и крест вызолотить листовым золотом. За означенную работу и за материалы Кирпищиков получил 510 рублей.
Купец г. Торопца Тимофей Савинович Терябин и мещанин г. Осташков Иоким Максимович Ушкин подписали 21 января 1789 г. с игуменом Святогорского монастыря Созонтом контракт, по которому они должны были в иконостасе вновь построенной Николаевской церкви написать святые иконы, по правую сторону: 1) Образ Спасителя; 2) Николая Чудотворца; 3) священномученика Власия и с ним преподобного Никандра, в молении Христа Спасителя, над ним мученика Созонта; по левую сторону: Умиление Божьей Матери; на северных дверях — архидьякона Стефана; к стене — великомученицу Варвару, над ней преподобномученица Евдокия, царские двери вызолотить, а над ними написать Христовы праздники. Все иконы следовало покрыть лаком и за работу предназначалось 155 рублей.
В мае 1802 г. крестьяне и купец обязались построить для Святогорского монастыря мельничный амбар, внутри сделать небольшую горницу, к амбару сделать плотину, по плотине — деревянный мост за 300 рублей. Тогда же псковский купец 3-й гильдии Иван Федорович Евертс подрядился на мельничном мосту построить новую мучную мельницу за 1500 рублей.
Согласно заключенному 1 октября 1809 г. контракту Святогорский монастырь отдал в аренду на 4 года Александру Вындомскому построенную на речке Лугвицы при деревне Бугровой водяную мучную мельницу с платежом за каждый год по 50 рублей.
В годы Отечественной войны 1812 г. Святогорский монастырь пожертвовал денег: 300 руб., золота 18 золотников, серебра 26 рунтов 10 золотников.
Архимандрит Геннадий заключил с псковским мещанином, живописных дел мастером Петром Ивановичем Безродным в октябре 1835 г. контракт на возобновление старого иконостаса в Успенской Соборной церкви. Были проделаны следующие работы: в иконостасе вновь написаны иконы, обозначенные в контракте; позлащена резьба и глади, где сказано, червонным золотом первого номера. За всю эту работу уплачено было Безродному 5400 ассигнациями.
С XIX в. обитель оказалась неразрывно связана с именем Александра Сергеевича Пушкина. Живя в Михайловском, поэт приходил в Святогорский монастырь на поклон могилам предков, памятью которых свято дорожил. В монастыре покоились друг подле друга его дед Осип (Януарий) Абрамович и бабка Марья Алексеевна. Последним земным приютом Пушкина стал Святогорский монастырь. На дуэли, состоявшейся 27 января 1837 г., Пушкин был смертельно ранен. Два дня боролся он со смертью и умер в ужасных мучениях 29 января утром. 3 февраля поздно ночью гроб с телом поэта был отправлен в Святогорский Успенский монастырь в сопровождении жандармов и И.И. Тургенева, которому было поручено погребение праха Пушкина. 6/18 февраля 1837 г. после заупокойной панихиды в южном приделе монастырского храма, отслуженной архимандритом Геннадием, тело поэта было предано земле у алтарной стены в присутствии И.И. Тургенева, Никиты Козлова и двух тригорских барышень — Екатерины и Марии Осиповых. Спустя четыре года на могиле был установлен мраморный памятник вдовой покойного — Натальей Николаевной.
В апреле 1841 г. настоятель Святогорского монастыря архимандрит Геннадий обратился к архиепископу Нафанаилу с просьбой разломать Николаевскую церковь по причине ее тесноты и сырости, и на ее месте выстроить новую. Указом Псковской духовной консистории от 5 мая 1841 г. с разрешения архиепископа было разрешено вместо прежней теплой Николаевской церкви устроить новую каменную церковь. Руководствуясь этим указом, архимандрит Геннадий отыскал мастера крестьянина Ярославской губернии Даниловского уезда Матвея Николаевича Голубова и заключил с ним контракт. По этому контракту Голубов обязался: 1) Николаевскую каменную церковь разобрать до грунта земли и очистить место; 2) на этом месте выстроить по плану новую каменную однопрестольную церковь с кирпичными сводами, в колокольне сделать кладовую; 3) для начала следовало выкопать рвы, где придется до грунта забутить их прочно диким камнем, поверх земли сделать цоколь и потом произвести кирпичную работу; 4) по окончании стен и сводов устроить главы, остропить решетчатым тесом, а затем покрыть церковь и карнизы листовым железом, и главы обить белой английской жестью; 5) внутри церкви устроить чистые полы и две голландские печи. Работу следовало начать сразу после заключения контракта и закончить в 1842 году. За работу Голубову причиталось 1530 рублей.
Из книги для записи всего церковного имущества данной Псковской духовной консисторией указом от 27 апреля 1851 г. следовало, что церковь во имя Успения Божьей Матери каменная, твердая, снаружи окрашена охрой, местами отбелена известью, внутри расписана разными красками, с каменной папертью при которой устроена свечная лавочка и сторожка. Вся Соборная церковь с приделами и прочими пристройками покрыта листовым железом, окрашена зеленой краской. На Успенской церкви глава железная, покрыта листовым железом, окрашена зеленой краской и убрана звездами листового железа, позолоченными на гульфарбу, крест железный утвержден четырьмя таковыми же цепями, яблоко железное позолоченное. На придельной Одигитриевской церкви глава деревянная, покрыта белой аглицкой жестью, крест железный, окрашен зеленой краской. На Покровской церкви глава деревянная, покрыта жестью, крест железный позолоченный. Напротив придельных алтарей находилось две небольших кладовых. Над притвором устроена каменная четырехъярусная колокольня, окрашенная охрой с известью, шпиль аглицкой жести окрашен белой краской, крест железный, позолоченный, яблоко прорезное, из белой жести. На колокольне 14 колоколов, висящих на железе, кроме них два употреблялись в крестохождениях и хранились в рукольной. Из 14 колоколов 8 были с надписями, а 6 без них. Надписанные колокола следующие:
1) Самый большой весом 151 пуд 10 фунтов, имелась надпись: «Лит в Святогорский монастырь в Москве, на заводе Данилы Теленева, в 1753 году ноября в 1-й день при державе Благоверной Великой Государыни Елизаветы Петровны Богоматери Честного Умиления тщанием тоя обители игумена Иннокентия». 2) Полиелейный с надписью, что лит «в лето 1689 при царях и великих князьях Иоанне Алексеевиче и Петре Алексеевиче и при патриархе Иоакиме и митрополите нашем Маркелле Псковском и Изборском в Святогорский Богородицкий монастырь». 3) Колокол, прозванный «Горюном», пудов в 15, лит «в 1551 при державе благо_ 8 сентября на Рождество Пресвятой Богородицы». По преданию этот колокол был пожертвован монастырю царем Иваном Грозным. 4) Пудов в 10, с надписью, что лит «в лето 1638 при благоверном великом князе Михаиле Федоровиче, в обитель Пресвятые Богородицы на Святые горы». 5) Малый «динек» в 6 пудов, лит в 1741 году. 6) Вседневный с надписью: «Перелит сей колокол вновь в 1897 г. для Святогорского Успенского монастыря Псковской епархии в благополучное царствование Государя Императора Николая II, при епископе Псковском и Порховском Антонине и управляющем монастырем иеромонахе Иоанне на пожертвования: 1) Государственного контролера действительного статского советника Тертия Ивановича Филиппова о упокоении его супруги Марии и дщери Марии и 2) чиновника того же контроля коллежского советника Георгия Георгиевича Долинского. Первоначально был лит сей колокол в 1712 г. в 29 пудов, а ныне в нем весу 40 пудов 12 фунтов. Колокольно-литейный завод В.М. Орлова С.-П.-Б.». 7) «Перелит сей колокол вновь в 1897 г. для Святогорского Успенского монастыря Псковской епархии в благополучное царствование Государя Императора Николая II, при епископе Псковском и Порховском Антонине и управляющем монастырем иеромонахе Иоанне. Первоначально был лит сей колокол в 1700 г.; в нем весу 22 пуда. Колокольно-литейный завод В.М. Орлова С.-П.-Б.». 8) «Перелит сей колокол вновь в 1897 г. для Святогорского Успенского монастыря Псковской епархии в благополучное царствование Государя Императора Николая II, при епископе Псковском и Порховском Антонине и управляющем монастырем иеромонахе Иоанне. Первоначально был лит сей колокол в 1742 г.; в нем весу 4 пуда 13 фунтов. Колокольно-литейный завод В.М. Орлова С.-П.-Б.». 9) Трапезный колокол, перелитый в 1897 г., весом в 1 пуд 29 фунтов, имеет надпись: Колокольно-литейный завод В.М. Орлова С.-П.-Б.».
Вверху над колокольней были издревле устроены железные часы, которые испортились и не работали. В окнах на колокольне, где были помещены колокола, были четыре железные решетки, окрашенные зеленой краской. Вход на колокольню был с паперти по четырем деревянным лестницам, вход же в церковь по двум каменным лестницам с площадкой, из них одна от крыльца теплой Николаевской церкви на каменном фундаменте забрана и покрыта тесом, а при самой церкви покрыта листовым железом и окрашена красной краской. В заборе по сторонам 12 окон освещали лестницу в 44 ступеньки с 4-мя небольшими площадками. Вход в притвор главной и придельных церквей открывали деревянные двери с внутренними запорами, обитые жестью и украшенные красной краской.
Внутри холодной церкви Покрова Пресвятой Богородицы в некоторых местах были написаны иконы фресковой работы и от давности времени полиняли, и вся покраска стен обветшала. В теплой церкви во имя Божьей Матери Одигитрии, выкрашенной масляной краской, по стенам на некоторых местах также были написаны масляной краской иконы: в куполе четыре евангелиста, но как стены, так и иконы от сырости или других причин полиняли. В 1859 г. игумен Гавриил счел за лучшее расписать масляными красками как верхнюю, так и теплую церковь за неимением монастырской суммы за свой счет. Для этого из Петербурга были выписаны два художника, которые сделали следующую работу:
А) Роспись холодной церкви: 1. Внутри нижний пояс стен до купола выкрашен дугой масляной краской. 2. Средний пояс стены до купола выкрашен кроном, и верх его отделен карнизом фресковой работы. 3. В куполе между окнами написаны четыре Святителя фресковой работы, а в самом верху Образ Господа Саваофа в облаках написан масляными красками. 4. Нижний ярус алтаря выкрашен такой же дикой краской, как и внутри церкви, средний пояс алтаря выкрашен разноцветными красками и отделен карнизом фресковой работы. В своде над горнем местом масляными красками написан Спаситель, а над жертвенником и в правом отделении алтаря Дух Святой фресковой работы. 5. Паперть вся отштукатурена, на стене кругом входных дверей написаны преподобные: Савва, Никандр, Евфросин и Нил, а вверху над дверьми Успение Божьей Матери масляными красками, на потолке в паперти изображен Дух Святой в сиянии фресковой работы.
Б) Теплая церковь вся вновь расписана масляными красками: 1. Нижний пояс внутри церкви выкрашен масляной дикой краской, средний пояс выкрашен кроном на масле. 2. Над хорами на потолке написан Образ коронования Божьей Матери с орнаментами вокруг него. Арка, отделяющая хоры от церкви, расписана разными орнаментами. 3. Пояс над фронтонами отделен разными орнаментами, во фронтоне на правой стороне написан Образ моления о чаше, а на левой несение креста. 4. В куполе по сторонам четыре Евангелиста, а вверху Спаситель, окруженный Херувимами. 5. Алтарь расписан разными красками с орнаментами в приличных местах, а под сводом в четырех местах написан Новый и Ветхий Завет, окруженный ангелами, в самом верху посередине висящее око. 6. При входе над дверьми написан Образ Святителя Николая, а снаружи алтаря на горнем месте Образ Святителя Николая во весь рост масляными красками. Для росписи этих церквей было употреблено разных материалов на 791 руб. 50 коп. серебром. За работу двум художникам было заплачено 400 руб. серебром.
В октябре 1859 г. императрица Мария Александровна пожертвовала в Святогорский монастырь два коврика к чудотворным иконам Одигитрии и Покрова Пресвятой Богородицы.
На 1865 г. в монастыре находились следующие здания: Соборная на Святой горе каменная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, построенная в 1569 г. с каменными приделами: 1-м Одигитрии Богородицы в 1770 г.; 2-м Покрова Богородицы в 1776 году. Вторая внизу при подошве Святой горы каменная во имя Святого Чудотворца Николая Мирликийского построена в 1842 г. вместо прежней. От этой церкви на гору крыльца с кирпичными столбами собраны и покрыты в 1837 году. Ризница хранилась в храме Покрова Божьей Матери. Библиотека и архив монастырских дел находились при Николаевской церкви. Согласно ведомости о третьеклассном Святогорском Успенском мужском монастыре за 1868 г., при монастыре находилось земли 27 десятин 1209 сажень: а) под постройками, огородом и садом — 4 десятины 1283 сажени, б) под церквями и кладбищем — 1224 сажени, в) под прудом — 300 сажень, г) пахотной земли — 20 десятин 2226 сажень, д) сенного покоса — 2 десятины 100 сажень, е) под дорогами — 1800 сажень. Вся эта земля значится по плану от 18 июня 1786 г. удобной.
В том же плане видно, что есть и неудобная земля при монастыре, но сколько не означено. Среди отдельных земель, принадлежащих монастырю были: 1) С 1832 г. пустошь Олуферово-Филипово с пахотной землей, сенокосом и лесом 90 десятин 115 сажень. 2) С 1832 г. смежная пустошь Филипово с пахотной землей, сенокосом и лесом 22 десятины 797 сажень. 3) С 1784 г. пустошь Брюшково с сенным покосом, коего 8 десятин 465 сажень. 4) С 1784 г. 1 десятина 1588 сажень сенного покоса близ города Опочки на пустоши под названием Машин Луг. 5) С 1812 г. пустошь Долгая, в которой значилось пожертвованной земли 27 десятин 464 сажени. 6) С 1801 г. неудобной земли, пожертвованной при монастырской мельнице 5 десятин 1662 сажени. По штату в монастыре положено быть 11 монашествующим, а с настоятелем 12 человек.
В феврале 1866 г. настоятель Святогорского Успенского монастыря игумен Гавриил рапортовал архиепископу Псковскому и Порховскому Феогносту о том, что в 1859 г. в холодной Успенской церкви Святогорского монастыря был устроен бронзовый посеребренный престол, одна передняя сторона которого была вызолочена. Игумен же посчитал, что более благолепным будет вызолотить весь престол, который в 1865 г. и был вызолочен через огонь. За позолоту мастеру Малинину было заплачено 400 руб. серебром. На чудотворных иконах Успения и Одигитрии Божьей Матери серебряные позолоченные ризы от давнего времени и от употребления в крестных ходах полиняли, поэтому в 1865 г. были вновь вызолочены с добавлением серебра и с нанесением на венец Умиление Божьей Матери алогрека за 200 руб. серебром. За приведение в порядок золоченых риз на местных храмовых иконах Христа Спасителя и Успения Божьей Матери весом 58 фунтов, за приведение в порядок трех риз на образах: Николая Чудотворца, Мученицы Параскевы и Покрова Божьей Матери и трех серебряных кадил весом 8 фунтов — всего 66 фунтов, за отделку и шлифовку по 1 руб. 25 коп. от фунта, заплачено 82 руб. 50 копеек. В 1865 г. на новые Пятницкие ворота была сделана из бронзовых через огонь позолоченных литер надпись со въезду: «Дверь небесная _», а с другой стороны: «Возведох очи _», за буквы заплачено 326 руб. серебром.
В 1878 г. в монастыре были произведены хозяйственные постройки и починки на сумму 2061 руб. 26 копеек.
Согласно ведомости о Святогорском Успенском третьеклассном мужском монастыре за 1878 г., следовало, что на площади были построены: 1) два корпуса с братскими и настоятельскими кельями, одноэтажный каменный с подвалами для погребов, а другой полукаменный с верхним деревянным этажом, оба крытые листовым железом, окрашенным медянкой; 2) братская трапезная, кухня, житные амбары, два сарая для дров — все каменные, крытые железом; 3) скотный и конюшенный двор — каменные с дощатой кровлей; 4) амбар для хранения зернового хлеба, сарай для сена и братская баня — деревянные крытые гонтом; 5) два ряда деревянных лавок для торговли во время ярмарок, покрытые некоторые гонтом, другие бумагой, а большая часть тесом; 6) Все эти здания обнесены оградой из дикого булыжного камня объемом 340 сажень; 7) за оградой находились: гумно с каменными столбами для складки молоченого зернового хлеба, крытое тесом и сарай для жатого хлеба, крытый гонтом. Ризница хранилась в храме Покрова Божьей Матери. Библиотека и архив монастырских бумаг находились над притвором Николаевской церкви.
В 1885 г. в обители был устроен странноприимный дом для приема странников и приходящих в монастырь богомольцев; как те, так и другие пользовались бесплатным монастырским столом. Им разрешалось прожить в обители до 3-х суток, а иногда и более суток.
Благочинный монастырей Псковской епархии настоятель Свято-Никандровой пустыни архимандрит Серафим 23 июня 1885 г. сообщил настоятелю Святогорского Успенского монастыря отцу Николаю, что указом от 18 июня Псковская духовная консистория предписала доставить сведения о том, нет ли возможности при всех мужских монастырях епархии открыть на средства монастырей церковно-приходские школы для детей окружающего монастырь сельского населения. Настоятель монастыря архимандрит Николай в ответ на это сообщил благочинному, что при Святогорском монастыре не представлялось возможности открыть церковно-приходскую школу для детей сельского населения, так как монастырь не обладал излишними средствами и не имел ни готового помещения, ни места для построения школы. Кроме того, в Святых горах существовало сельское училище, а также можно было устроить церковно-приходскую школу при местной Святогорской Пятницкой церкви, поэтому при монастыре открывать школу не было необходимости…
Рапортом от 6 октября 1885 г. настоятель Святогорского монастыря архимандрит Николай сообщил Псковской духовной консистории решение открыть на средства монастыря двухклассную школу с четырехлетним курсом. Резолюция архиепископа на рапорт последовала 8 октября: «Бог да благословит устроить церковно-приходскую школу на посильные средства монастыря, ограничась на первый раз двухлетним курсом. Время и средства покажут, возможен ли будет в школе четырехлетний курс. После открытия школы настоятель донесет: кто в ней будет учитель, и когда начнутся в ней учебные занятия». Из вопросного листка о состоянии Святогорской Успенской монастырской церковно-приходской школы за 25 ноября 1885 г. следовало, что школа была одноклассная, для обоих полов, все обучающиеся в школе постоянно находились при ней. Платы и никакого другого вознаграждения за учение не взималось. Преподавание велось на славянском и русском языках, обучалось 27 мальчиков и 6 девочек в возрасте от 9 до 13 лет, большая часть детей крестьянские дети, малая — духовные. Особого помещения для школы не было, но было отведено 4 комнаты в братском корпусе со всеми удобствами. Закон Божий преподавал священник приходской Святогорской Пятницкой церкви М. Белогородский, а другим предметам обучал студент Псковской духовной семинарии Ф. Иванов, школой заведовал настоятель монастыря. Законоучитель и учитель получали вознаграждение от монастыря около 30 руб. сер. в месяц. Церковно-приходская школа была открыта 21 октября 1885 г. в память посещения Святогорской обители великим князем Владимиром Александровичем 26 мая 1885 года.
Настоятель Святогорского монастыря архимандрит Николай с братией из своих доходов собрали деньги, которые образовали сумму в 1750 руб., которую просили израсходовать на возобновление и украшение монастырского храма Святителя и Чудотворца Николая по смете мастера Озелинга. Деньги эти были пожертвованы в ознаменование избавления его императорского высочества наследника цесаревича Николая Александровича от грозившей ему 29 апреля 1891 г. в г. Отсу в Японии опасности. Епархиальные власти 28 октября 1891 г. дали разрешение отремонтировать летом 1892 г. всю внутренность храма Святителя и Чудотворца Николая. Настоятель Святогорского монастыря архимандрит Николай представил епископу Псковскому и Порховскому Гермогену акт от 10 сентября 1892 г. с приложением сметы по ремонту Николаевского храма, который был окончен. Вместо ветхого престола был устроен новый. Архимандрит просил освятить данный престол, как и весь храм 3 октября.
30 января 1897 г. в 14 ч. на Санкт-Петербургском колокольном заводе В.М. Орлова была назначена переливка четырех колоколов, принадлежащих Святогорскому монастырю. При многочисленном стечении народа 21 февраля состоялось торжественное освещение вновь перелитых четырех медных колоколов, из которых три подняли на монастырскую колокольню, а один меньший — привесили около трапезной. В этом же году на колокольне устроили новый деревянный шпиль, покрыли цинком, крест и шар на нем были позолоченные на мардане.
Вице-президент Императорской Академии наук Леонид Николаевич Майков в марте 1897 г. получил от настоятеля Святогорского монастыря рукопись «Описание Святогорского Успенского монастыря». Поиски благотворителей, которые приняли бы на себя расходы на печатание рукописи, не дали результатов, поэтому описание предполагалось напечатать в Псковских епархиальных ведомостях. Настоятель монастыря игумен Иоанн в октябре 1898 г. обратился к ректору Духовной семинарии и редактору Псковских епархиальных ведомостей протоиерею Алексею Ивановичу Лебедеву с вопросом, когда же будет начата публикация описания монастыря. Игумен интересовался нельзя ли забрать рукопись, чтобы она не залежалась как у Майкова, так как в Санкт-Петербурге нашлись люди, которые готовы напечатать ее за свой счет. На это протоиерей Лебедев ответил, что рукопись требует значительных исправлений. В ноябре была начата публикация рукописи монастыря в Псковских епархиальных ведомостях.
На постройку вблизи Святых ворот деревянной одноэтажной книжной лавки с жилым помещением и часовней был составлен проект и смета, работы брался выполнить мастер г. Новоржева Петр Иванович Корольков, на работу по постройке и материалы требовалась сумма в 950 рублей. Разрешение на постройку было получено от епархиального начальства в указе, изложенном Псковской духовной консисторией 4 марта 1898 года. Благочинный монастырей Псковской епархии архимандрит Мефодий 17 июля 1899 г. в присутствии настоятеля и старшей братии Святогорского монастыря свидетельствовал работы вновь построенной книжной лавки с часовней во имя иконы Умиление Божьей Матери. Монастырю все это здание, не считая сруба и добавочного леса, употребленного из прежнего заготовления, обошлось в 626 руб. 48 копеек. Для двухклассной церковно-приходской школы при Святогорском монастыре в декабре 1898 г. была составлена смета на постройку для нее каменного двухэтажного здания.
Высочайше утвержденный комитет по празднованию юбилея А.С. Пушкина был сформирован под руководством псковского губернского предводителя дворянства Н.И. Новосильцева, в декабре 1898 г. он предложил игумену Святогорского монастыря принять на себя звание почетного члена комитета.
http://document.archive.pskov.ru/archiveid/69322726/stocks?lc=ru

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?