Собор Вознесения Господня, Софийский Лейб-гвардии гусарского полка. Построен в 1782 г. (архитектор Ч.Камерон при участии Е.А.Старова). Приделы: вмц. Екатерины, Св. Александра Невского. Колокольня 1904 г. (архитектор Л.Н.Бенуа). Возвращен общине в 1989 г., отреставрирован. Действует.
Трехпрестольный храм построен в 1782 – 1788 годах архитектором И.Е. Старовым по переработанному проекту Ч. Камерона. При закладке собора присутствовала императрица Екатерина II. Освящение храма состоялось 20 мая 1788 года.
Главный алтарь храма посвящён празднику Вознесения Господня, северный придел – святым равноапостольным царям Константину и Елене, южный – святому благоверному князю Александру Невскому. Эти приделы построены позднее в 1847–1848 годах при капитальном ремонте храма. Собор по распоряжению Екатерины II был сделан Капитульной церковью вновь учрежденного ордена св. равноапостольного князя Владимира. Затем , с 1817 года он стал полковым храмом лейб-гвардии Гусарского полка.
В советское время, с 1934 года собор был закрыт. Богослужения возобновлены в 1988 году. Колокольня построена в 1903 году по проекту Л. Бенуа. В нижнем этаже — небольшая часовня в честь преподобного Серафима Саровского.
Сведения о зданиях взяты из книги «Памятники архитектуры Ленинграда», Л., Стройиздат, 1985 г.
Софийский собор. Церковь Лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка. Памятник архитектуры федерального значения
Золотой век Царского Села неразрывно связан с временем правления императрицы Екатерины Великой. В годы её царствования русские войска одержали ряд блестящих побед над Турцией. Россия мечтала о возрождении православной «Греческой империи» со столицей в Константинополе… Памятники в честь русских побед, установленные в царскосельском парке на протяжении войны с Турцией, уже не устраивали императрицу. Новым памятником мыслился грандиозный собор в уездном городе София. Центром Софии, строящегося Ч. Камероном, стала обширная площадь с Софийским собором, проект которого Камерон разработал еще в 1780 г. Одновременно была изготовлена деревянная модель Софийского собора.
Грандиозный собор по своему облику должен был напоминать константинопольскую Софию. Таково было условие: шесть лет назад закончилась русско-турецкая война, в царскосельском парке начали устанавливать памятник прославлявшие победы русской армии и флота, русских полководцев и флотоводцев: Кагульский обелиск, Чесменскую и Морейскую колонны. Рядом с парком был созда целый ансамбль, посвященный присоединению Крыма к России, — Запасной двор. Здания, формирующие эту площадь, напоминали турецкие сооружения, на самой площади установили Крымскую колонну.
Таким же своеобразным памятником победы над турками должны были стать новый город София и Софийский собор. Этим объясняются их названия: София, Софийский. Не случайно модели Софийского собора, Чесменской колонны, Кагульского обелиска были выставлены вместе в Петербурге «подле Исаакиевской церкви в небольшом каменном здании, состоящем из одного зала». Неожиданно для автора проект огромной «Софийской церкви» не получил «высочайшего утверждения» и строительство было «по великости отменено». После показа моделей публике Камерон обратился в совет Академии художеств с просьбой о присвоении ему звания академика за проект и модель Софийского собора.
По настоянию Ю. М. Фельтена, тогда профессора архитектурного класса, адъюнкт-ректора, а потом и директора Академии художеств, последовал отказ, который был обусловлен тем, что проект еще не был утвержден, строить собор «по великости отменено». Кроме того, была и другая причина — уже давно осложнились личные отношения между Камероном и Фельтеном. С приездом Камерона Фельтену не поручали больше работ в Царском Селе. 28 августа 1781 г. было принято постановление совета Академии художеств: «По прошению г. архитектора Шарль Камерона о принятии ево в общество Академическое по представленной от него работе, представляющей модель церкви святыя Софии… Прежде усмотрения практики к докладу в общем собрании не допускать; о чем ему и объявить, если пришлют или сам явится». Модель собора оставили в Академии художеств, проект вернули в Царское Село. Камерон никогда более в Академию художеств не обращался и никакого академического звания не имел.
Грандиозность первоначального проекта собора, очевидно, и стала причиной ошибки, которая многократно повторялась в различных изданиях. Историки Царского Села ныне существующий собор называли повторением Софии Константинопольской. «Повторение» здесь проявилось только в одном — в композиционном значении здания. София Константинопольская расположена на главной площади столицы, доминирует в ансамбле площади, возвышаясь над дворцом византийских императоров. Юстиниан, строя Софию, стремился в облике грандиозного храма воплотить силу и могущество своей империи, а также подчеркнуть торжество христианства. Такими же идеями руководствовались, создавая новый город. Софийский собор Камерона должен был господствовать над окружающей застройкой площади, над городскими кварталами одноэтажных домов и скромными присутственными местами в маленьком городе София.
В 1782 г. Камерон разработал второй проект Софийского собора, осуществленный. Во втором проекте 1782 г. архитектору удалось передать сходство со знаменитым архитектурным прототипом без однозначного копирования при помощи «говорящих деталей». Так, вполне традиционный храм эпохи строгого классицизма тяжеловатых, но благородных пропорций, квадратный в плане, с одинаковыми четырехколонными портиками дорического ордера под треугольными фронтонами, Камерон увенчал пятью пологими куполами. Центральный плоский купол с множеством больших арочных окон, прорезающих высокий барабан, стал той главной деталью, которая роднила две Софии.
Соборная церковь Софии — Премудрости Божией была заложена 30 июля 1782 г. архиепископом Новгородским и Санкт-Петербурским Гавриилом (Кременецким) в присутствии Императрицы Екатерины II, в 21 лето царствования. Камерон также присутствовал на торжественной закладке собора. В Константино-Еленинской церкви в присутствии императорской фамилии была отслужена Божественная литургия по случаю закладки.
Чертежи Камерона пока обнаружить не удалось. Некоторые исследователи его творчества высказывали даже сомнение по поводу его авторства и считали, что собор возводился по проекту И. Е. Старова. Между тем архивные документы неопровержимо свидетельствуют о том, что автор собора — Камерон. Но он не мог наблюдать за производством работ и просил поручить это опытному архитектору, так как «Софийская церковь состоит из многих арков, которых конструкция весьма мудра». Этот контроль и поручили И. Е. Старову. О Софийском соборе есть важное свидетельство И. Г. Георги. В своей книге о Петербурге он упомянул модель церкви Софии, сделанную «по чертежу… Камерона», а перечисляя звания архитектора Старова, добавил: «Под его ведением построена Софийская церковь в Софии».
Главный престол — во имя Вознесения Господня — был освящён 20 мая 1788 г. митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Гавриилом (Петровым) в присутствии Императрицы Екатерины II, Цесаревича Павла Петровича, Великих Князей Александра Павловича и Константина Павловича. При входе в собор ещё недавно сохранялась мраморная доска с этими датами.
Софийский собор — одно из первых сооружений в стиле русского классицизма. Рассчитанный на восприятие с разных точек обзора, в том числе и со стороны императорского парка, на картине П. Мартынова 1815 г. «Царскосельский парк. Вид на Большое озеро» купол Софийского собора прекрасно виден за парадным фасадом Софии — цепью высоких трехэтажных домов вдоль будущей Парковой улицы. Точка обзора выбрана художником не случайно. Именно здесь, на месте выстроенной при Александре I Гранитной террасы, находилась в 90-е гг. XVIII в. одна из «смотровых площадок», возведенных Ч. Камероном для лицезрения ансамбля главной площади города Софии, так называемая «Вторая каменная галерея».
Сходство с византийским храмом прослеживается и в интерьере Софийского собора: в «невесомости» центрального купола, зрительно «отрезающего» потоками света центральную часть от остального объема, в умелом сочетании разных типов сводов, рождающих впечатление постепенного нарастания пространства, в необычном насыщенном цвете восьми колонн из красно-черного гранита, напоминающих древние колонны из красного порфира в константинопольском храме. Собор, квадратный в плане, увенчан пятью плоскими куполами на невысоких барабанах, которые под малыми куполами прорезаны круглыми окнами, а под центральным куполом — большими арочными. Его фасады акцентированы четырехколонными портиками дорического ордера с треугольными фронтонами. Цоколь собора облицован огромными гранитными плитами. Гладь стен в глубине портиков прорезана небольшими нишами, в которых предполагалось установить скульптуры, три круглых медальона должна была украсить лепка. Фундамент и пол собора сложены из пудостской плиты.
Собор трехнефный, центральный неф перекрыт большим куполом, который покоится на четырех больших арках, опирающихся на пилоны. Их украшают темно-коричневые гранитные колонны и пилястры ионического ордера с позолоченными базами и капителями. Неожиданно применение гранита в интерьере Камерона. Гранита он больше нигде не использовал. Монументальная «стройность» колонн, вытесанных из цельных блоков красно-черного гранита, подчеркивает величавую простоту храма и гармоничность его пропорций. Своим насыщенным и необычным цветом они создают благородный контраст со светлым тоном стен. Колонны Софийского собора — еще одна «говорящая деталь», указывающая на архитектурный прототип. Их количество, гамма и местоположение соответствует самым древним колоннам из красного порфира храма Св. Софии в Константинополе.
Екатерина II, давая высокую оценку новой постройке в письме к М. Гримму, писала: «… Эта церковь очень красива внутри и снаружи: в интерьере 8 колонн… каждая из гранита красно-черного цвета, добытого в карьерах острова на Ладоге, колонны превосходные». П.П.Свиньин в 1817 г. обратил к ним полные восторга слова: «… Со времён египтян во внутренности ея в первый раз явились сии колоссальные гранитные столбы, коих только Казанские могли превзойти!». Софийский собор, возводившийся как самый большой храм Санкт-Петербургской губернии, стал одним из первых монументальных культовых сооружений русского зрелого классицизма.
Сходство с византийским храмом прослеживается и в интерьере Софийского собора: в «невесомости» центрального купола, зрительно «отрезающего» потоками света центральную часть от остального объема, в умелом сочетании разных типов сводов, рождающих впечатление постепенного нарастания пространства, в необычном насыщенном цвете восьми колонн из красно-черного гранита. Красота и необычность колонн собора, построенного по проекту Ч. Камерона, отмечалась и современниками, и потомками. Софийский собор, возводившийся как самый большой храм Санкт-Петербургской губернии, стал одним из первых монументальных культовых сооружений русского зрелого классицизма.
При постройке храма было приказано, для доставления во все места воды, провести подземные трубы из Боуеровского канала: в том числе одна труба проведена под собором и сделаны были, как вне, так и снаружи церкви, два колодца, покрытые решетками. При возобновлении собора в 1849 г. эти колодцы уничтожены.
С окончанием возведения в 1788 г. Софийского собора город обрёл, наконец, свой символический смысл. Парящего над деревьями Царскосельского сада купола, столь сходного с главой византийской Софии и стоящей посреди Большого пруда Чесменской колонны — символа морских побед России над Турцией, представлялось достаточным для понятной современникам аллегорической картины освобождения Константинополя.
Софийский собор еще до освящения в 1788 г. попал на страницы «Нового и полного географического словаря Российского государства». Описывая Софию, авторы справочника отмечали: «… Знатное пособие от щедрот Ея Императорского Величества на него иное, в короткое время украсило его многими каменными строениями изящной архитектуры, меж коими примечания заслуживает Соборная церковь, приведенная в 1787 году почти к окончанию… Прекрасная большая церковь, построенная «… по подобию Софийской церкви в Константинополе» — так писал о нем по прошествии нескольких лет И. Г. Георги.
В 1788 г. настоятелем нового собора был назначен духовник Их Императорских Высочеств протоиерей Андрей Самборский. 1788-1845 гг. Софийский собор — капитульная церковь ордена святого равноапостольного князя Владимира. В 1804 г. был устроен и 6 ноября того же года освящён левый придел — во имя св. великомученицы Екатерины.
В храме Софии к тому времени примечательны:
гранитный ковчег, бывший под главным престолом и вынутый при возобновлении собора в 1849 году; в нем хранится другой ковчег из белого мрамора, в котором в серебряном ящике часть св. мощей. Там лежит 6 серебряных монет с изображением Екатерины II. На ковчеге серебряная вызолоченная доска с надписью: «Сия соборная церковь», в имя Софии Премудрости Божией, заложена Петербургской губернии, в городе Софии, июля 30-го, в лето от создания мира 7990, от Рождества Христова 1782, царствования же благочестивейшей императрицы Екатерины II двадцать первое, при наследнике цесаревиче Павле Петровиче, супруги его Марии Федоровне и благоверных государях великих князьях: Александре Павловиче и Константине Павловиче».
Затем в этом храме множество икон художественной работы, из числа которых наиболее прекрасны: запрестольный образ «Введения во храм Богородицы» работы Соколова, в 1788 году; Воскресения Христова и Вознесения работы Бельскаго, в 1791 году, — этого художника есть в одной из зал Царскосельского большого дворца экран, который по сюжету и манере письма ничем не отличается от работы известного Робера. Затем Преображения (1792 г.) работы Евставия меньшого, Сошествия Св. духа и Сретения Господня, 1796 г., работы Георгия Скливоса, Благовещение, 1792 г. — Михаила Воинова, Рождества Христова, 1791 г. — Петра Дрождина, Крещение Господня, 1793 г. — Ивана Бельского, Явление Иисуса Христа апостолам в воскресение, 1795 г. — Угрюмова; Рождество Богородицы, 1793 г. — Пустынина; Успение Божьей Матери 1792 г. — Дрожина.
В этом храме есть несколько серебряных церковных вещей, пожертвованных офицерами лейб-гвардии Гусарского полка и такие же исторические, принесенные в дар императрицею Екатериною II. Из последних серебряное паникадило весом 5 пуд. 13 фунт. Наверху на яблоке, литера Е, под яблоком на ободке надпись; потом два больших серебряных подсвечника в виде цветка: оба весом 2 пуда 38 фунтов, четыре серебряных лампады, две из них весом в 22 фун. 22 зол. и две 18 фун. 72 зол.; серебрянные молоток и лопатка, с ручками слоновьей кости, употребленные при закладке храма.
До 1812 г. здесь было много драгоценных предметов церковной утвари. Все это в тяжкие годины отечественной войны передано на хранение в дворцовое ведомство. В описи церковного имущества Софийскаго собора 1788 г. под означенными вещами сказано: «По сей описи золотая утварь в царскосельскую придворную церковь мною вся отдана на сбережение, по Высочайшему повелению. Софийского собора ключарь протоиерей Григорий Гомзин. Оную золотую утварь по описи принял в целости протоиерей Павел Сергеев. Сентября 16-го 1812 года». После 1812 г. вещи не были возвращены.
До 1817 г. Софийский собор состоял в Епархиальном ведомстве. 9 сентября 1817 г. Государь Император Александр I высочайше повелел: «состоящий в городе Софии собор обратить в полковую церковь лейб-гвардии гусарского полка». Походная полковая церковь была установлена в центральном приделе. Софийский собор был передан из Санкт-Петербургской епархии в ведение Военного духовенства. В соборе был только один престол — Софии Премудрости Божией, а храмовым праздником был день Вознесения Господня.
27 февраля 1832 г. Кирасирский полк прибыл в Царское Село из города Вендена (Лифляндской губернии). На благодарственном молебне присутствовал Николай I, который затем наблюдал занятие полком новых казарм.Так как в казармах не нашлось места для полковой церкви, то для служб был назначен северный придел Софийского собора.
После прибытия в Царское Село Кирасирского и Образцового пехотного полков священникам этих полков дозволено было служить в соборе по очереди. Позднее, в 1849 г. в храме были устроены еще 2 придела: южный — св. А. Невского и северный — равноапостольных царей Константина и Елены, отданный кирасирскому полку вплоть до постройки его полкового храма. Впоследствии к собору приписывались все воинские формирования царскосельской Софии, не имевшие собственных церквей. Чин освящения этих приделов совершил настоятель Спасо-Преображеского Всей гвардии собора в С.-Петербурге протоиерей Василий Сицилийский.
В 1849 г. во время капитального ремонта храма при устройстве под собором подвалов для размещения в них печей так называемого аммосовского отопления под главным престолом была обнаружен мраморный ковчег с частицей мощей и серебряной вызолоченной доской. В главном приделе собора находился большой запрестольный образ Введения во Храм Пресвятой Богородицы, написанный в 1788 г. художником Соколовым, в алтаре левого придела, за престолом, помещался образ Явления Бога Моисею на горе Синае. В 1898 г. в правом приделе был установлен запрестольный образ Воскресения Христова, пожертвованный вахмистром полка.
В 1900 г. на заводе Усачёва в Валдае для Софийского собора на пожертвования офицеров был отлит звон из десяти медных колоколов, самый большой из которых весил 347 пудов 2 фунта (5,6 т). Изначально колокола размещались в одном из малых барабанов собора.
В 1903-1904 гг. к северу от собора была выстроена отдельно стоящая соборная колокольня, построенная по проекту архитектора Леонтия Бенуау. Купольное завершение колокольни было близко по форме куполам самого собора. В её нижнем этаже и по сей день находится небольшая часовня в честь святого преподобного Серафима Саровского. В 1905 г., после капитального ремонта, левый придел Софийского собора был вновь переосвящён во имя св. великомученицы Екатерины.
В изданном в 1911 г. к 200-летию Царского Села путеводителю по Царскому Селу её автор, С. Н. Вильчковский, писал: «Соборъ внутри отличается весьма простой отделкой. Стены его выкрашены въ светлый тот и только у окон идетъ весьма небольшой, слегка золоченый, орнаментъ. Восемь колоннъ и столько же пилястръ изъ цельных кусковь полированнаго гранита украшаютъ среднюю часть храма. Иконостасы всехъ трехь приделовъ… белые с позолотой. Надъ солеёй средняго придела съ потолка спускается стильная серебряная люстра екатерининского времени. У клиросовь средняго придела стоятъ два массивныхъ серебряныхъ подсвечника той же эпохи. Тутъ же, предъ алтаремъ, около старыхъ полковыхъ штандартовъ, въ большой серебрянной витрине, за стекломъ сохраняется серебряная вызолоченная закладная доска 1782 года, молотокъ и лопаточка, на которой имъется вензель Императрицы Екатерины и надпись на Английскомь языке: «Чарлзь Камеронъ, архитекторъ».
Пилоны и стены собора были украшены огромными картинами, написанными на Евангельские сюжеты известными живописцами того времени. В средней части собора среди прочих особо выделялся образ Свт. Павла Исповедника, устроенный в 1836 г. офицерами Гусарского полка и украшенный серебряной золочёной ризой. Другой образ — св. благ. Князя Александра Невского, устроенный офицерами в память своего Шефа — Императора Александра II, помещался в киоте из белого мрамора. В западной части собора, у пилонов, находились знамена и знаки, отбитые у кокандцев генералом Черняевым 22 сентября 1864 г. при городе Чимкенте. Здесь же находилась мраморная доска с именами чинов Лейб-гвардии Гусарского полка, павших во время первой Русско-Турецкой войны.
Софийский собор после большевистского переворота стал приходским. 6 ноября 1933 г. вышло постановление Ленинградского пригородного райсполкома о закрытии собора. Официальное постановление Леноблисполкома о его ликвидации было подписано лишь спустя год, 10 октября 1934 г. Находившиеся в храме картины были передны в Русский музей, откудa, кaк выяснилось, исчезли без следa. Храм был закрыт, службы в нём прекращены, однако само здание не было уничтожено полностью, хотя и подвергалось долгие десятилетия разграблению и забвению. Здание собора было передано 32-й механизированной бригаде, использовавшей его в качестве склада всякого хлама. Территория площади была превращена в учебный полигон. Во время Великой Отечественной войны собор получил некоторые повреждения и после войны был превращен в место свалки, в центральной части которой сооружался гигантский костёр, где утилизировались отходы производства. Юго-западная часть бывшей Софийской площади с 1960 г. была занята гаражно-строительным кооперативом № 4. Оставшаяся часть площади была замусорена, в некоторых местах произошло заболачивание местности. Лишь в 1988 г. образовалась церковная община, которая взялась за восстановление Софийского собора. После чего, будучи митрополитом Ленингрaдским и Новгородским, Алексий II (Ридигер) обратился в Пушкинский районный исполком с просьбой о регистрации общины и передаче ей собора. 13 марта 1988 г. решение о передаче храма было принято.
Восстановление собора было начато с его колокольни, которую отреставрировали к апрелю 1991 г. В июле 1990 г. был освящён правый придел — во имя св. благоверного Князя Александра Невского, а несколько позднее и левый — во имя св. равноапостольных Царей Константина и Елены.
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 1995 г. Софийский собор был включён в число объектов исторического и культурного наследия как памятник архитектуры федерального значения. В 1998 г. завершилась частичная замена старого пола новыми лещедными плитами. Часть старых плит оставлена как память о прошлом собора, о тех великих гражданах России, которые ступали на эти плиты и преклоняли на них колена, молясь о нашем Отечестве. К празднику Вознесения Господня и к двухсотдесятилетнему юбилею храма в мае 1998 г. были «Вятскими кустарными мастерскими» изготовлены и установлены новые иконостасы, идентичные между собой, являющиеся копией дореволюционных. Подлинные иконы и прекрасные настенные картины на библейские сюжеты, украшавшие прежде Софийский собор, вернуть не удалось. Их судьба неизвестна по сей день. Завершена иконопись для иконостаса, написаны образы евангелистов для подкупольных парусов и иконы особо почитаемых в соборе святых — священномученика Иоанна Царскосельского, великомученика Пантелеймона Целителя и святителя Иоасафа Белгородского. 20 декабря 1998 г. торжественно включили архитектурную подсветку Софийского собора и колокольни.
20 мая 1999 г. главный престол Софийского собора был освящён по полному чину митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром (Котляровым) в сослужении большого числа петербургского духовенства и местных священнослужителей.
https://tsarselo.ru/yenciklopedija-carskogo-sela/adresa/sofiiskaja-ploschad-sofiiskii-voznesenskii-sobor.html