Пушкин и финансы

Автор: Глеб Архангельский.

Денежная часть жизни человека – очень важный угол зрения на его личность. Взгляд «со стороны денег» может очень многое дать к пониманию человека. И если это такой основополагающий для русской культуры человек, как Александр Сергеевич Пушкин, то каждая деталь здесь драгоценна и значима.

Впервые я почувствовал этот эффект, читая «Архив опеки Пушкина». Опека, напомню, была создана императором Николаем Первым с тремя задачами: 1) раздать долги поэта, 2) обеспечить до совершеннолетия его наследников, 3) издать полное собрание сочинений. И для решения первой задачи было собрано множество документов от кредиторов.

Вот неоплаченный счет из книжного магазина – и мы видим потрясающе широкий, энциклопедический кругозор, в котором с новинками поэзии соседствуют математика и другие точные науки. Вот договор аренды последней квартиры на Мойке – и хорошо знакомые музейные стены становятся объемнее и в чем-то ближе.

Книга «Пушкин и финансы» – прекрасный сборник всех исследований, рассматривающих Пушкина в его финансовых ипостасях. Этих ипостасей составители выделяют пять: чиновник, помещик, картежник, горожанин-семьянин и автор / издатель.

«Чиновная» часть самая невыразительная — небольшое жалованье в начале пути, весомый грант от императора на написание «Истории Петра Великого» в конце. Картежная и семейно-городская очень грустные, по хорошо всем известным причинам. Самые интересные и наименее известные широкой публике ракурсы – помещичий и авторско-издательский.

Пушкин, когда отец отделил ему имение Болдино, пару лет был активно вовлеченным в оперативное управление помещиком. Со всевозможной проверкой счетов, перезакладыванием душ, сменой управляющих, разбором слезных финансовых мольб сельского «мира» и пр. Он искренне старался, у него не очень хорошо получилось (но и не провально)… Материал о хозяйственно-денежной стороне жизни русского помещика остался богатейший.

В авторско-издательской части приходится расстаться со стереотипами об оторванности от жизни и непрактичности Пушкина (гусиное перо щекочет подбородок, глаза мечтательно возведены к небу…) Здесь мы узнаем, что Пушкин был не только гениальный поэт, но и очень сильный, хваткий и умный «издающийся» автор.

Экономика тиражей, переговоры с издателями, захват внимания публики, ценообразование на книги – во всем этом Александр Сергеевич был исключительно хорош, цепок, целеустремлен и инновационен. Из самых интересных бизнес-сюжетов – выход Евгения Онегина. Он издавался главами, как в наши дни выходят сериалы, что было совершенно нестандартным для рынка решением. Каждая брошюрка стоила неслыханные 5 рублей (5-10 рублей стоила полноценная книга!) Первый тираж был удвоенным (2400 экземпляров вместо обычных 1200), большая бизнес-ставка при такой сверхвысокой цене. И вот – тираж расходится плохо. Смирдин (издатель) дрогнул, предлагал снизить розничную цену на следующую главу, но Александр Сергеевич выдержал характер, и на следующих главах все было наверстано. Финансовый успех издания был беспрецедентным.

Пушкин боролся как лев не только за достойную оценку книги читателем – через высокую розничную цену, – но и за высокую оценку авторского труда издателем, через размеры гонораров. Все изумлялись и восхищались достигнутым им уровнем «червонец за строку». 10-20 строк – и вот вам стоимость крепостного человека, или месяца аренды квартиры в центре Петербурга.

Вот характерная история из воспоминаний цензора Никитенко: «К нему дошел его „Анджело“ с несколькими урезанными министром стихами. Он взбесился: Смирдин платит ему за каждый стих по червонцу, следовательно, Пушкин теряет здесь несколько десятков рублей. Он потребовал, чтобы на место исключенных стихов были поставлены точки, с тем, однако, чтобы Смирдин все таки заплатил ему деньги и за точки».

Но этот «червонец за строку» был не просто личным успехом Пушкина – он подтягивал и общий уровень рынка, превращал литературное мастерство из совершенно некоммерческого хобби аристократов в профессиональное занятие, которым можно было жить безраздельно, не отвлекаясь на госслужбу или управление поместьем.

При этом не стоит торопиться с выводом, что в авторско-издательской части Пушкин был какой-то бездушной «акулой капитализма». Где-то он шел на уступки, где-то стеснялся потребовать свое, время от времени давал бесплатно материалы в журналы друзей. Собственный журнал, на который поэт возлагал большие надежды, «не пошел».

Книга вышла в издательстве «Дело» Президентской Академии (РАНХиГС). Приятно, что университетское издательство делает такие яркие проекты, сочетающие академическую тщательность работы с материалом и современную, читабельную подачу.

Пушкин и финансы: сборник статей / Сост., науч. ред. А. А. Белых. Москва: РАНХиГС, 2021.

Книга на Литрес: https://www.litres.ru/book/raznoe-4340152/pushkin-i-finansy-67079244/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?