Пулковское. Церковь Смоленской иконы Божией Матери.

Каменная церковь в с.Большое Пулково была заложена 30 мая 1783г. благочинным свящ. Стефаном Ивановым и строилась по проекту архитектора Джакомо Кваренги на казенные средства императрицы Екатерины II. Храм был торжественно освящен в 1785 г. Это была большая церковь с полукруглой апсидой, западный фасад храма был увенчан двумя квадратными башенками, на одной из которых находились колокола. К храму была приписана одна каменная часовня, построенная в 1831 г. и находившаяся в церковной ограде.
Последним настоятелем храма в 1933-1938 гг. являлся прот. Александр Иоаннович Мошинский (1885-1955).
Церковь была закрыта в 1938 г. и во время контрнаступления советских войск во время войны разрушена до основания. К настоящему времени сохранился лишь фундамент храма с глубоким подвалом и фундамент находившегося рядом одноэтажного каменного причтового дома.
Подробнее об этой церкви см. книгу М.Ю. Мещанинова «Храмы Царского Села, Павловска и их ближайших окрестностей» (СПб, 2007, сс.362-368), там же имеются старые фотографии ее внешнего вида и внутреннего убранства (1910-х гг.) из коллекции автора. ЦГИА СПб, ф.19, оп.1, д.12027, л.4; ф.19, оп.113, д.4181, л.115. ЦГА СПб, ф.7179, оп.10, д.1341, л.66

Район Пулковских высот был заселён при Петре I и состоял из двух слобод: Большого (Верхнего) Пулкова и Подгорного Пулкова. Каменная однопрестольная церковь, взамен деревянной, 1749 года постройки, построена в Нижней Подгорной слободе села Большое Пулково в 1782-1784 годах.Храм был построен в стиле классицизма по проекту Джакомо Кваренги. Рядом с ним была выстроена каменная колокольня. Около церкви у дороги на Царское Село была построена часовня. Церковь была закрыта в 1938 году. Здания храма и часовни были разрушены в годы Великой Отечественной войны.
http://piters.in/nohram

Первая деревянная церковь в Пулкове была построена в 1748-1749 гг. Одновременно для нее писался образ Смоленской Божией Матери. Церковь была освящена архиепископом Санкт-Петербургским Феодосием 14 октября 1749 г., но через несколько лет сгорела. Вместо нее в 1755-1757 гг. по повелению имп. Елизаветы Петровны была выстроена новая деревянная церковь, освященная 28 июля 1757 г. архиепископом Санкт-Петербургским Сильвестром.
Проект каменной церкви в Пулкове, представленный арх. Джакомо Кваренги (1744-1817), отличала зальная структура и отсутствие купола как неотъемлемой части церковной постройки. В первом варианте архитектор предложил соорудить четыре открытые круглые звонницы по углам здания.
Вероятно, Екатерина II принимала активное участие в разработке проекта. Не случайно в письме к художнику Картоджо на родину Кваренги сообщал: «Иногда Ее Величество снисходит дать мне программы, и она сама набрасывает мне эскизы». Первый вариант императрица отвергла. После этого Кваренги переработал проект. Он убрал две колокольни с восточной стороны, окна на северной и южной стенах заменил нишами и входы с запада, севера и юга оформил двухколонными портиками. Затем зодчему пришлось убрать ниши и сделать северную и южную стену гладкими. В окончательном варианте, одобренном императрицей, архитектор заменил круглые колокольни на западном фасаде восьмигранными и убрал портики с колоннами перед всеми тремя входами. После этого Кваренги составил смету на строительство Пулковской церкви. На этом этап проектирования был завершен.
12 октября 1782 г. в Конторе строения Села Царского был заключен контракт с подрядчиком Германом Афанасьевым. Контракт предусматривал завершение все наружных и внутренних работ к 1 сентября 1784 года.
29 мая 1783 г. Контора строения Села Царского приказала «назначенную в Пулковской слободе вновь каменную церковь Ея императорское величство повелеть соизволила построить на другом месте и как на оном имеются крестьянских три двора …на другое место со всем имевшимся строением перенести». Как видно из процитированного документа, императрица Екатерина II сама выбрала место для постройки новой каменной церкви.
Одновременно с постройкой церкви шла работа по созданию иконостаса и написанию икон для него. 18 июля 1784 г. в Конторе строений Села Царскаго был заключен договор с академиком живописи императорской Академии художеств Иваном Акимовичем Акимовым, по которому тот обязался написать иконостас по рисункам и указаниям Кваренги. Четырехъярусный иконостас, увенчанный золоченым распятием, также по рисунку архитектора Кваренги вырезал мастер Франц Брюлло (родственник знаменитых живописца и архитектора Брюлловых) в 1784-1785 гг..
Постройка и отделка церкви Смоленской иконы Божией Матери в Пулкове были завершены к концу 1785 г., когда состоялось освящение церкви. Ветхая деревянная церковь простояла рядом с каменной еще несколько лет и была разобрана в 1793 г.
В дальнейшем церковь несколько изменила свой внешний вид. В «Историко-статистических сведениях о Санкт-Петербургской епархии» сообщается: «В 1823 году петербургский купец Василий Семьянов пристроил каменный притвор». В 1831 г. была построена каменная часовня, находившаяся в церковной ограде.
Одновременно с церквями строились каменные дома для священников и приходских школ также по проекту Кваренги. Сохранилось подробное описание проекта дома для священников, составленное архитектором Кваренги.
Приход церкви, помимо села Большое Пулково, составляли еще пять деревень: Подгорное Пулково, Каменка, Редкое Кузьмино, Толмачи и Катлино. В 1883 г. прихожан было: мужского пола — 1384, женского — 1780. С 1885 г. при церкви работала церковно-приходская школа, сначала в наемном доме, а с 1903 года — в новом, специально для нее выстроенном доме.
Церковь в Пулкове была официально закрыта в 1938 г. В 1943 г. во время боев церковь была разрушена. До настоящего времени сохранился лишь фундамент церкви с глубоким подвалом и фундамент находившегося рядом одноэтажного каменного причтового дома.
Село Пулково имело своеобразную историю. Его жители были потомками государственных крестьян, не знавших крепостного права. Это обстоятельство, наряду с близостью к Петербургу, сыграло свою роль. Задолго до отмены крепостного права жители села Пулкова занимались торговлей, извозчичьим промыслом и т.д.
Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Пулковой слободе вначале была деревянной, её построили в 1755-1757 гг. по повелению Императрицы Елизаветы. Храм был освящён 28 июля (8 августа) 1757 г. епископом Сильвестром (Кулябкой). В новую церковь была перенесена часть икон с иконостаса Никольского придела Знаменской церкви из Царского Села, но так как иконостас не приходился в меру новой церкви, то вместо него присланы от духовника шесть местных образов: образ Смоленской Божией Матери «с чудами», Тайная Вечеря, царские врата, двух архидиаконов — на левые двери, вся церковная утварь, сребропозлащенные священные сосуды весом в 2 фунта 83 золотника, оловянный ковчег для запасных даров, ризница, церковные книги, четыре медные колокола, из коих самый большой в девять пудов. Все это доставлено из придворной конторы Царского Села.
Каменный храм по проекту Джакомо Кваренги заложили 30 мая 1783 г. Он строился на средства Императрицы Екатерины II. Освящение во имя Смоленской иконы Божией Матери произошло в 1785 г. Здание находилось в центре селения к западу от Петербургского шоссе на высоком холме правого берега реки Пулковки. Оно играло роль важной архитектурной доминанты, организуя и упорядочивая окружающее пространство, выявляя особенности природного и культурного ландшафта местности.
Вход в прямоугольный в плане с полукруглой апсидой храм оформлял четырёхколонный портик, над ним по углам возвышались две колокольни. Одновременно по проекту Дж.Кваренги построили два одноэтажных каменных дома для причта, в одном из которых размещалось также и приходское училище. При церкви находилось кладбище. Более старый его участок располагался прямо у стен храма – «старый участок», второй был отнесён к западу на высокий берег реки Пулковки – «новый участок».
Деревянный храм был разобран в 1793 г. В 1823 г. на средства петербургского купца В. Семьянова пристроили каменный притвор. До 1862 г. ремонт и содержание храма и причта производились на средства Царскосельского дворцового правления. Остатки разрушенного храма и стоявшего рядом причтового дома были обнаружены в период проведения изыскательских работ вблизи территории, на которой планируется к 2014 г. построить один из крупнейших конгрессно-выставочных центров Европы — «ЭкспоФорум». Компания, реализующая этот проект, решила отдать дань памяти великому итальянскому зодчему, внесшему большой вклад в создание архитектурного облика Санкт-Петербурга, и воссоздать храм по сохранившимся архивным материалам, — сообщает пресс-служба компании.
https://www.citywalls.ru/house24123.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?