Псков. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Спаса Преображения.

Самый древний сохранившийся храм Пскова — Спасский собор Мирожского монастыря был возведён в 1156 г. по велению и на средства новгородского епископа Нифонта, имеющий уникальный для древнерусского искусства архитектурный тип,выстроенный в греко-византийском стиле . Монастырь появился либо одновременно с собором, либо совсем незадолго до начала его строительства. Мирожский монастырь, занимавший пойму реки Мирожи и часть берега реки Великой, стал одним из главных культурных центров Пскова, здесь размещалась богатая библиотека, мастерская переписчиков, здесь же какое-то время велась псковская летопись. Сложенный из местного плитняка Спасский собор был крестообразным в плане. Центральный объем здания имеет форму равноконечного креста, западно, северное и южное окончания его прямоугольные, а восточное завершается полукруглой апсидой, по бокам имеются две малые апсиды. Позднее храм был несколько перестроен, но в целом сохранил свои первоначальные формы. В XV-XVI вв. к собору пристроили звонницу. Храм украсили уникальные фрески, сохранившиеся до нашего времени в очень хорошем состоянии. Это «Спас на престоле» (в центральной апсиде) и «Тайная вечеря», в алтарном своде размещена композиция «Преображение», а одной из самых красивых фресок собора стала сцена «Благовещение», сложная по композиции сцена «Страшного суда», уникальная по исполнению фреска изображающая «Положение во гроб». Фрески Спасо-Мирожского монастыря – один из ценнейших памятников древнерусской живописи, они находятся под особым покровительством ЮНЕСКО.

Единственное летописное свидетельство о начальной истории Спасо-Преображенского собора («Новгородская первая летопись») выглядит так: «В лето 6664 (1156)… Тои же весне преставися архиепископ Нифонт, априля в 21… О сем бы разумети комуждо нас: которыи епископ тако украси святую Софию, притворы испьса, кивот створи и всю извъну украси, Пльскове святого Спаса церковь създа камяну, другую в Ладозе святого Климента…» Таким образом, мирожский собор был построен не позднее 1156 года. Заметим, что в летописи говорится только о храме, монастырь же не упомянут. Большинство учёных сходится на том, что обитель на берегу реки Великой основали чуть раньше, в первой половине ХII столетия.
Исходные данные, базирующиеся на исследованиях этой церкви, таковы: собор поставили без фундамента, прямо на скале на высоком берегу Великой, по необходимости выровняв эту скалу. Поставили, согласно первоначальной задумке автора церкви, в виде классического крестово-купольного храма, соответствующего византийским образцам, с интерьером, представлявшим собой пространственный крест; пониженные западные компартименты и боковые части алтаря (жертвенник и дьяконник), столь же пониженные относительно центральной части, при этом оставались замкнутыми помещениями. Но — вот главная загадка! — когда на внутренних стенах уже выполнили разметку росписей, проект неожиданно «доработали»: западные боковые камеры надстроили практически до высоты рукавов «креста», устроив во втором ярусе палатки; после этого классический византийский «крест» превратился в кубический объём со сдвинутой к востоку главой. Заказчиком Спасо-Преображенского собора, утверждавшим первоначальный проект, являлся епископ Иоанн (Папин), но после его смерти, во второй половине 1140-х годов, этот проект был серьёзно переработан его преемником на Новгородской кафедре святителем Нифонтом; тогда же Мирожский монастырь, украсившийся столь выдающимся храмом, получил статус владычного — отныне в обители всегда останавливались приезжавшие в Псков новгородские архиреи. При этом назначение образовавшихся палаток второго яруса, соединённых деревянным настилом (своеобразные хоры), куда подняться можно было только по приставной лестнице, остаётся не вполне ясным — в отличие от нижних компартиментов, где, судя по некоторым особенностям этих камер, устроили приделы. Одна из версий: в юго-западной, хорошо освещённой, палатке второго яруса обитал монах-книжник, занимавшийся «писательской» работой. К слову, псковский филолог и краевед Л. А. Творогов утверждал, что единственный дошедший до нашего времени список «Слова о полку Игореве» происходил как раз из Мирожского монастыря. Вскоре после завершения строительства Спасо-Преображенского собора храм был расписан. Доказано, что мастера работали с лесов, оставшихся от строителей, — обычно период от завершения строительства до росписей составлял два года, в которые здание «просыхало». Фундаментальная программа росписей Мирожского собора, в ХХ веке принесших ему всемирную известность, — совершенно точно творение архиепископа Новгородского Нифонта, грека родом, питомца Киево-Печёрского монастыря, одного из самых образованных людей тогдашней эпохи. Цель программы — это утверждение света Христовой веры в полуязыческом краю, каким тогда ещё оставалась Псковская земля.
Спасо-Преображенский собор видел в своей жизни многое — моровые поветрия, пожары, нашествия иноземных захватчиков, военные триумфы псковичей. С течением времени он сильно менял свой лик. Загадочная перестройка, осуществлённая на заключительной стадии строительства храма, была первой, но далеко не последней — специалисты насчитывают девять таких реконструкций. Иные из них оказались серьёзнейшими. Одна из таких перестроек состоялась в ХVI веке, когда Псков подвергся настойчивому «московскому влиянию». В 1510 году великий князь Московский Василий III упразднил Псковскую республику, насчитывавшую к тому времени по меньшей мере полувековую историю, и окончательно присоединил Псков к Москве, запретив вече, выслав из города бояр и богатых купцов и посадив в Пскове своих наместников с неограниченными полномочиями. В ближайшие десятилетия после этого многие псковские храмы оказались перестроены по московским образцам. Впрочем, в монастырях этот процесс шёл не столь активно — просто рядом с древними церквями появлялись целые новые ансамбли — разумеется, возведённые по московским лекалам. То же самое случилось и в Мирожской обители — с юга, на высоком берегу Великой, выросли новые постройки, фундаменты которых были обнаружены при археологических раскопках. Несколько изменился и Спасо-Преображенский собор. Разобрали небольшой притвор, примыкавший к западному фасаду и возвели новый, во всю ширину храма, с перспективным порталом посередине. Завершения фасадов, бывшие ранее позакомарными, превратились в пощипцовые. Оригинальная шлемовидная глава (кстати, сохранившаяся под нынешним куполом) была заменена «московской» луковичной, её покрыли керамическим лемехом. С севера и юга в церковь прорубили дополнительные двери, снабжённые перспективными порталами. Одновременно собор «приподняли» — в среднем на полметра: на такую высоту поднялись пол в притворе, пол в самом храме (где появилась солея), подросла центральная апсида. Соответственно пришлось растёсывать вверх арочные дверные проёмы и жертвенник и дьяконник и менять систему окон. Перестройке подверглись и верхние угловые палатки — в юго-западном отныне находилось хранилище. Тогда же в соборе поставили высокий иконостас, практически закрывший алтарное пространство. И самое главное! — как утверждают исследователи, именно в процессе реконструкции середины ХVI столетия оказались забелены уникальные фрески, к тому времени сильно повреждённые.
После масштабной перестройки Спасо-Преображенский собор в цветущем состоянии оставался недолго. На заключительном этапе Ливонской войны, летом 1581 года, монастырь сильно пострадал во время обстрела. В результате был разрушен только что выстроенный южный монастырский комплекс, пострадала колокольня, досталось и южному фасаду соборного храма, его главе и кровле. Между прочим, два каменных ядра до сих пор находятся в стене и сводах собора. После военных разрушений, как установили исследователи, соборный храм не ремонтировался около полувека. Это и понятно. Страна — особенно западная её часть — с трудом оправлялась от перенесённых бедствий. Мирное строительство началось здесь только в 1620-1630-е годы. Тогда и был отремонтирован и вновь переустроен собор Мирожского монастыря. Первейшую задачу для строителей, по всей вероятности, представляло исправление кровли и главы, а также залатывание южной стены, испорченной ядрами. Южный входной портал заложили. С севера к собору пристроили скромную двухпролётную звонницу, заменившую монастырскую звонницу. Чуть позже пощипцовую кровлю притвора, повторявшую очертания фасадных завершений, заменили двухскатной крышей-фронтоном, уже в ХVIII столетии превратившейся в односкатную, — она закрыла собой большую часть западного фасада. Пощипцовое покрытие собора тоже было заменено — четырёхскатной кровлей, скрывшей часть барабана. Примерно в таком виде храм сохранился до нашего времени; его «основа» ХII столетия оказалась спрятана под позднейшими пристройками — по «принципу матрёшки». Наименее искажённым выглядит восточный фасад, открывающийся наблюдателю с противоположного берега реки Великой.
Собор, ветшавший со временем, периодически ремонтировали, но эти ремонты ограничивались подмазкой стен, поправлением покосившейся главы, починкой окон и.т.п. В 1858 году, при «отнятии» иконостаса от восточной стены в ходе подготовки к празднованию 700-летия монастыря, были обнаружены алтарные росписи. В 1889 году под руководством академика В. В. Суслова началась расчистка, исследование и реставрация фрескового ансамбля. В последние 120 лет в соборе работали крупнейшие исследователи, историки, искусствоведы. Научными изысканиями в советские времена заниматься было удобно, так как обитель тогда превратилась в «музейную территорию» — монахов из монастыря после революции изгнали, а все древние иконы и священные для Церкви предметы изъяли и переместили в хранилище Псковского музея.
Возрождение монашеской жизни в Мирожской обители началось лишь в 1994 году, однако Спасо-Преображенский собор по сию пору остаётся в ведении музея. Спасо-Преображенский собор представляет собой классический византийский одноглавый крестово-купольный храм. Этот тип формировался в Византии в V-VIII веках и стал господствующим в IХ столетии, после чего был усвоен на всём православном Востоке. Впрочем, одного классического элемента этот собор всё-таки лишён, а именно — четырёх столпов, на которые обычно опираются барабан с куполом; в данном случае последний поставлен прямо на стены. В остальном же — всё сделано по византийским рекомендациям. В основе мирожского собора лежит равноконечный крест, вершиной которого является центральная апсида, поднятая на высоту трансептов. Боковые апсиды существенно понижены относительно неё; так же первоначально были устроены и западные компартименты, в результате чего собор смотрелся правильным пространственным крестом. Но смотрелся недолго — надстройка этих компартиментов нарушила симметрию, превратив здание в куб и сдвинув на восток главу. Возведённый в середине ХII столетия собор Мирожского монастыря, совершенно новаторский в то время для Псковской земли, на ближайшие столетия во многом задал параметры псковского храмового зодчества. В частности, прямой «репликой» этого храма смотрится Богородице-Рождественский собор подгородной Снетогорской обители, построенный в начале ХIV века.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №94, 2014 г.

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря является самой древней постройкой, сохранившейся на территории Пскова и его окрестностей. Храм был построен в период между 1137 и 1143 г.г., когда в Новгороде прекратилось каменное строительство. В Пскове при этом были возведены два каменных храма – соборы Мирожского и Ивановского монастырей.
Согласно последним исследованиям, фресковые росписи собора Мирожского монастыря создавались одновременно с возведением храма, их можно датировать периодом около 1140 г. Фрески просуществовали без серьезных поновлений, видимо, до XVII столетия, когда они были забелены. Об их существовании стало известно лишь в 1856 г., когда в ходе ремонта собора, приуроченного к его семисотлетию, под обвалившимися участками побелки открылись фрагменты фресок. Их изучение и реставрация начались в 1889 г. и длились до 1894 г.
За этот период они были раскрыты, а также в большом объеме скалькированы. Тогда же, вероятно, был проведены работы по частичному укреплению кладки и грунта живописи, которое проводилось цементом. Сведения об этих работах пока не обнаружены, но при визуальном обследовании росписей были выявлены многочисленные мелкие отверстия от заливок и затеки цементного раствора, отличающегося высочайшей прочностью. Важно отметить, что эти работы были проведены до поновления Сафонова, поскольку в отверстиях для укрепления и на затеках раствора хорошо видны следы краски сафоновской дописи.
Работы по поновлению в Спасо-Преображенском соборе были осуществлены в период 1898-1901 г.г. За этот короткий период вся живопись была полностью переписана клеевыми красками, при этом в целом сохранялся рисунок и иконография. В остальном же древняя роспись оказалась полностью искаженной. В ходе подготовки ей были нанесены значительные повреждения, так как ее промывку осуществляли при помощи щелока, а выравнивание утрат и неровностей грунта производилось крепкой клее-меловой шпаклевкой, которая, уже при осуществлении реставрации, оказалась достаточно сложной в удалении.
Реставрационные работы начались на фресках в 1919 г., когда собор Мирожского монастыря попал в список первоочередных древнерусских памятников. Реставрация фресок собора велась с перерывами на протяжении 1920-х и начала 1930-х г.г., но системные работы в означенный период так и не проводились. Послевоенная реставрация также была незначительной и не внесла заметного изменения в состояние росписи.
Первые комплексные реставрационные работы начались в 1969 г. и продолжались до 1983 г. Работы с самого начала были сориентированы на полное выявление авторской живописи этого ансамбля, которая к моменту начала работ находилась практически под сплошной записью рубежа XIX-XX в.в., и лишь отдельные участки были раскрыты при реставрации 1920-1930-х г.г. Однако реставраторы, начав комплексное раскрытие в барабане собора, сразу же столкнулись с фактом значительных утрат, скрытых записью Сафонова. В результате была выработана концепция сохранения целостности ансамбля, что повлекло за собой преобладание принципа частичного раскрытия, с сохранением записи на участках плохой сохранности.
В 1983 г. реставрация стенописей Мирожского собора, длившаяся более 15 лет, закончилась. Уникальный комплекс фресок XII в., не имеющий себе равных на территории России ни по сохранности, ни по полноте и разнообразию иконографического материала, был раскрыт, приведен в экспозиционный вид и представлен для музейного показа.
В 1988 г. в западном своде появилась очень крупная протечка, распространившаяся только на вставку сафоновского поновления. Проведенное в 1989 году детальное сравнение состояния сохранности живописи с фотофиксацией последней реставрации показало, что на фресках появилось множество новых осыпей, явившихся результатом интенсивного шелушения красочного слоя.
Реставрация фресок Мирожского монастыря ведется и по настоящее время. Новые фрагменты фресок XX в. обнаружили, когда решили заменить в храме оконные и дверные проемы. Были обнаружены деревянные колоды с круглыми отверстиями вместо оконных рам. Именно такими окончины, рассказывают, и были в XII столетии. Стекло тоже круглое. Заменить его могли и слюдой, и даже бычьим пузырем. Таких оконных проемов в храме несколько. В одном сохранились остатки той самой деревянной опалубки. В другом – домонгольский кирпич и фрагменты живописного декора. Все откосы окон сохраняют древнюю штукатурку. Фрески XV-XVI в.в. обнаружили в южном дверном портале. Восемь окон в барабане и три в алтарной части храма были отреставрированы.
В настоящее время Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря на является действующим по прямому назначению и входит в состав Государственного учреждения культуры — Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?