Псков. Снетогорский женский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы.

История каменного Богородице-Рождественского собора Снетогорского монастыря начинается с трагедии, каковой в 1299 году стало жестокое разорение псковских пригородов ливонскими рыцарями, не пожалевшими ни стариков, ни женщин, ни детей, ни монахов. Время основания Снетогорского монастыря в окрестностях Пскова, на Снятной горе, неизвестно, но скорее всего, это вторая половина ХIII века. Сделать такое предположение позволяет тот факт, что первое упоминание об обители относится к 1299 году, а первым её игуменом обычно называется Иоасаф, в том самом году принявший мученическую кончину от рук ливонских рыцарей. Псковским князем тогда являлся беглец из Литвы Довмонт (Тимофей), принявший православие и ещё в 1266 году избранный псковичами своим предводителем. Летописец сообщает о тех событиях: «В тридцать третье лето княжения Довмонта, отнеле же во Пскове бысть, изгониша немцы безвестно ратию посад у Пскова, марта в 4-й день, и тогда убиша Василия игумена Святого Спаса и Иоасафа игумена Снетныя Горы и черноризец много избиша и жен и детей, а мужей Бог ублюде».
Снетогорский монастырь после ухода ливонских рыцарей представлял собой пепелище. Деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы была сожжена — обитель требовалось восстановить, что и предполагал сделать князь Довмонт. Но не успел — спустя два месяца накрывшая Псков чума унесла его в могилу. Перед кончиной Довмонт завещал возвести в Снетогорском монастыре каменный собор и выделил средства на строительство. Судя по всему, строить завещанный святым князем храм на Снятной горе начали в 1310 году — спустя год он был закончен. В Псковской второй летописи записано так: «В лето 6819 (1311) свершена бысть церковь камена Святаа Богородица на Снетной горе, при игумене Иове…» Кто строил каменный собор в Снетогорской обители, мы не знаем, но автор очевидным образом равнялся на Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря, возведённый в 1150-х годах, — на то указывает повторение основных решений здания. Мирожский храм совершенно новгородский в ХII столетии для Псковской земли, вообще задал параметры для местного храмового зодчества на многие десятилетия, если не века. Подобно Спасо-Преображенскому собору, снетогорский храм вскоре, вероятнее всего в 1313 году, расписали. Правда, расписывать мирожский собор приглашали греков, которые и виртуозно исполнили в красках иконографическую программу епископа Новгородского Нифонта, на Снятной же горе, как утверждают исследователи, работали псковские мастера, а точнее, артель, возглавляемая хоть и анонимным, но одним из лучших псковских художников тогдашней эпохи. Фресковый ансамбль Богородице-Рождественского собора частично сохранился до наших дней и ныне почитается как один из шедевров древнерусской живописи. К сожалению, древняя часть истории Богородице-Рождественского собора нас подробностями не балует — виной тому пожар 1710 года, уничтоживший монастырский архив. При этом очевидно, что всё происходившее в начальные века существования церкви со Снетогорским монастырём так или иначе касалось его соборного храма. А монастырь был велик и славен — он считался первым среди четырёх больших псковских обителей (остальные три — Мирожская, Спасо-Елеазаровская и ныне не существующая Великопустынская), ему благотворили русские цари Иван Грозный, Фёдор Иоанович, Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Пётр I…
Монастырь занимал удобное местоположение — на въезде в Псков, на высокой горе, откуда открываются замечательные виды на псковские окрестности. Впрочем, привлекательность обители обеспечивалась преимуществами не только эстетического, но и стратегического характера, особенно после возведения в монастыре в ХVI веке необыкновенно высокой Вознесенской церкви-колокольни, вполне годящейся на роль удобного наблюдательного пункта. Известным именитым гостем, посетившем Снетогорскую обитель была Софья Палеолог. Сосватанная за великого князя Московского Ивана III, она добиралась из Рима в Москву через Псков, где первым делом, в октябре 1473 года, остановилась в Снетогорском монастыре — присутствовала на молебне в Богородице-Рождественском соборе, где «пеше за неё игумен и с всеми старци», а потом, надев царские одежды, отправилась в город. Престольный праздник соборного храма — Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября) — торжественно отмечался всем Псковом. В этот день городское духовенство с иконами крестным ходом шествовало в обитель на Снятной горе. Любопытно — праздник Рождества Пресвятой Богородицы в Пскове до сих пор иногда называют Снетогором. Нередки в то время случались пожары. Так, в 1493 году, по летописному свидетельству, «погоре Снетная гора весь монастырь и церковь храм Святыя Богородица». Огонь сильно навредил собору, однако его фресковый ансамбль уцелел; сам же соборный храм удалось быстро привести в порядок. Пострадал монастырь и в 1581 году, когда польский король Стефан Баторий с многочисленным интернациональным войском осадил Псков. В Снетогорской обители тогда особенно пострадал Богородице-Рождественский собор: в нём поляки держали лошадей, жгли для обогрева костры, царапали свои автографы прямо на фресках. После отступления войска Батория стены собора оказались столь испорчены, что их пришлось заново оштукатурить и побелить. В древности вид Богородице-Рождественского собора весьма отличался от нынешнего. На протяжении веков совершались разного рода перестройки, вызванные многими причинами: тут и постепенное «одряхление» здания, и пожары, после которых храм приходилось серьёзно ремонтировать, и необходимость его расширения, возраставшая вместе с увеличением числа насельников. Уже в ХV столетии к западной стене пристроили притвор; в следующем веке на его месте выросла обширная пристройка. Дальше — больше. Западная каменная масса позднейшего происхождения неуклонно расширялась — позже к пристройке добавили притвор с изящным крыльцом, украшенным изразцами, а в ХVIII веке пристройку обстроили с юга и севера, в южной части освятив Иоанно-Предтеченский придел, в северной же устроив ризницу. Ещё в ХVI веке закомары, по которым шло первоначальное покрытие, закрыли треугольными «щипцами», спустя век появилась четырёхскатная крыша, визуально существенно «сократившая» барабан — его пришлось надстраивать.
В описи Снетогорского монастыря 1802 года о соборе говорится: «Каменная соборная церковь с папертью и приделом, крытая тёсом. Глава на церкви Рождества на железных дугах, обитая листовым железом, покрашенная зелёной краской, крест поставлен большой железный, местами позолочённый. Кровля везде покрашена червленью. В церкви и приделе 29 окон с железными решётками, из них 11 маленьких и все они без затворов». Архирейская резиденция, переведённая сюда из Троицкого кафедрального собора города Пскова в 1804 году была упразднена в 1920 году. В стенах обители после этого организовали санаторий, просуществовавший до 1990-х годов. Часть помещений монастыря в послевоенные годы приспособили под жильё. Пострадал поначалу и соборный храм — в 1921 году уничтожили его главу, сломали кровлю, выдрали оконные рамы. Однако после неоднократных пртестов видных деятелей культуры террор древнего храма прекратился; с 1926 года в соборе начали работать учёные. Эта работа продолжалась до новейших времён — с перерывом на годы фашисткой оккупации, когда в монастыре обосновался запасной штаб немецкой группы армии «Север»; немцы тогда устроили в соборном храме винный склад и тир.
В наши дни Снетогорский монастырь выглядит вполне ухожено, его архитектурный ансамбль, понёсший тяжёлые потери в советскую эпоху, вновь приобрёл цельность и завершённость. Строился Богородице-Рождественский собор храм полностью из местной известняковой плиты, без применения плинфы. Новая «организация материала» позволила повысить пластичность постройки, сообщить ей ощущение рукотворности. Стоить отметить изящные пропорции храма — он не столько грузен, как мирожский прототип: барабан, по-прежнему несколько смещённый на восток, вырос в высоту и «источился»; изменился его декор. В-третьих, пониженные боковые апсиды как бы облегчили тяжёлую центральную, поднимающуюся почти до кровли, придали сооружению ступенчатый, более «логический» характер. Наконец, если мирожский собор изначально представлял собой классический византийский пространственный крест, а его западные углы надстраивались позже, то у снетогорского храма они, вероятнее всего, сразу были двухэтажными. Отметим и вот ещё что: мирожский храм со временем оказался столь застроен со всех сторон, что ныне древнюю его часть увидеть практически невозможно (разве что только с востока). Снетогорскому собору повезло больше — позднейшие пристройки росли вширь и ввысь исключительно с запада, и в наши дни храм, по большому счёту, сохранил свой оригинальный вид. Западная пристройка исказила гармонические формы храма, однако её устройство было вызвано необходимостью расширения храмового пространства. Другое дело, что в ХVIII веке, когда пристройка оформилась в своём нынешнем виде, не слишком озабочивались разного рода стилизациями, предпочитая использовать господствовавший в то время стиль. В результате сегодняшнее здание собора явным образом распадается на две части: древнюю византийскую и позднюю барочную. Барабан украшает классический псковский декор: ряд трёхступенчатых арочных нишек, а под ним — трёхрядный пояс: верхний и нижний ряды представлены квадратными углублениями, а средний — разнонаправленными треугольными нишами. Во всяком случае, в начале ХIV века барабаны псковских храмов так еще не украшали. Ниже — аркатурный стрельчатый пояс; он, вероятнее всего, существовал изначально.
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №172, 2016 г.

Главная святыня монастыря — Собор Рождества Пресвятой Богородицы — был построен в 1311 году по подобию Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. В 1313 году храм был расписан. Сохранившиеся, хотя и не полностью, фрески — единственный на сегодняшний день памятник древнерусской монументальной живописи 1-й половины XIV века и яркий образец псковской художественной школы.
Храм повторяет основные черты архитектуры построенного на полтора века раньше собора Мирожского монастыря, но имеет некоторые существенные отличия от последнего. Внутреннее пространство храма решено в форме равноконечного креста с примыкающими к нему по углам меньшими по высоте объемами. В отличие от собора Мирожского монастыря, в интерьере которого есть иерархическое соподчинение центрального и боковых объемов, здесь центральное пространство креста и его ветви сделаны одинакового размера. Восточная ветвь креста образована центральной апсидой алтаря, боковые апсиды по сравнению с ней значительно понижены. Западные углы храма разделены на два этажа. В нижнем северном компартименте первоначально располагался придел или уединенная монашеская молельня, в южном — лестница на второй этаж. Верхнее северное помещение также служило приделом, здесь сохранились следы малого иконостаса. Верхнее южное помещение было ризницей, или хранилищем документов. Помещения-палатки верхнего яруса соединялись узким деревянным настилом, замененным в XVI веке каменным балконом.
В соответствии с внутренним устройством интерьера боковые фасады храма асимметричны. Их восточные прясла оформлены высокими арками, соответствующими высоте ветвей креста. Здесь расположены боковые порталы храма, над ними помещены предназначенные для росписи ниши-киоты и окна. Западные прясла снизу оформлены невысокими арками-нишами, соответствующими нижнему ярусу западных угловых помещений. Восточный фасад с тремя апсидами в основном сохранил свои первоначальные формы. Западный фасад, первоначально завершавшийся тремя закомарами, в настоящее время закрыт возникшими в последующие столетия пристройками к храму. Собор завершен поставленным по центру внутреннего креста куполом, барабан которого снаружи оформлен необычным поясом из стрельчатых арочек, восстановленным при реставрации. В XV веке барабан купола был повышен, а арочный пояс заменен лентами бегунца и поребрика. Форма кровли неоднократно менялась в ходе истории собора. Первоначально храм был покрыт тесом по форме закомар, а глава купола деревянным лемехом-чешуей. В XVI столетии поверх полукруглых закомар были надложены треугольные щипцы, глава купола сделана луковичной. В настоящее время кровля собора имеет позднюю четырехскатную форму с плоским завершением фасадов.
С течением времени собор расширялся. В начале XV века к его западному фасаду уже примыкал притвор. В XVI веке западный фасад притвора и портал имели наружные фресковые росписи. Особенно сильные изменения были привнесены в архитектуру собора в XVII столетии. Первоначальный притвор был перестроен и соединен с основным пространством храма. Западный вход в храм оформлен крыльцом, украшенным зелеными изразцами. Окна притвора были оформлены наличниками с кирпичным беленым узором и так же изразцами. В стенах разделявших внутренние пространства здания прорезаны широкие арки. Интерьер стал более просторным и зрительно цельным. Были значительно расширены окна. В XVIII столетии к собору были пристроены боковые приделы в честь св. Николая Чудотворца и Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Боковые части притвора оказались расширены и обхватили с двух сторон крыльцо XVII века. Оформление приделов и перестроенного притвора соответствовало архитектуре эпохи барокко. Тогда же к южной апсиде храма была пристроена большая ризница (не сохранилась), а древний одноглавый объем украшен по углам четырьмя малыми декоративными главами. Уже в XIX веке декоративные главы оказались убраны (в том числе и главы двух приделов), восстановлена южная апсида. Луковичная глава собора получила железное покрытие. Фасады храма, покрашенные в XVIII веке в яркий терракотовый цвет, вновь были побелены.
Первоначально иконостас храма был невысоким и занимал лишь проем центральной алтарной апсиды. Со временем он был заменен более высоким и широким многоярусным. Иконостас возобновлялся в 1855 году. При этом в северной палате притвора была устроена ризница, где в частности хранились иконы из старого иконостаса. В XX веке убранство собора было утрачено.
Реставрационные работы конца 40-х — начала 50-х гг. XX века и в особенности комплексная реставрация, начатая в 1985 году, позволили воссоздать архитектурную историю древнего псковского храма.
http://snetogor.ru/monastyir/xramyi/czerkov-svyatitelya-tixona-zadonskogo.html

В 2018 г. в главной святыне Снетогорского женского монастыря — Соборе Рождества Богородицы — начались реставрационные работы. Подрядная организация должна восстановить фундаменты, укрепить кирпичную кладку, выполнить демонтаж дощатых полов, отделочные работы, а также укрепление фресок.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы был построен в 1311 г. В 1313 г. храм был расписан. Собор стал одним из первых примеров возрождения монументальной живописи на Руси после длительного перерыва, вызванного монгольским нашествием.
Пережив большой пожар в монастыре 1493 г., роспись была серьезно повреждена в 1581 г. при осаде Пскова войсками Стефана Батория. После войны фрески забелили.
Первые попытки раскрыть древнюю живопись были предприняты еще в 1909 г. Работы по раскрытию фресок велись экспедициями в 1920-1930-х и 1948-1949 г.г. С 1985 г. в соборе были сделаны существенные открытия прежде неизвестных фрагментов живописи в куполе и алтаре.
Специалисты не исключают, что при современной реставрации также могут быть открыты новые фрагменты росписи храма.
Восстановление собора осуществляется в рамках п. 58 «Сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) религиозного назначения, находящихся в федеральной собственности и собственности религиозных организаций, а также выявленных объектов культурного наследия религиозного назначения» Федеральной целевой программы «Культура России». Список мероприятий по этому пункту утверждает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
9 июня 2018 г., http://www.fedmp.ru

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?