Псков. Снетогорский женский монастырь.

Снетогорский женский монастырь был построен недалеко от Пскова, вниз по течению реки Великой. Он занимает вершину круглой горы, образующей мыс, который круто огибает река. В сторону города гора круто обрывается, и над водой нависают крупные выступы слоистого камня. Вознесенный на древнюю скалу над Великой, живописно вписанный в ее излучину, монастырь эффектно и точно создал доминанту архитектурно-природного окружения. Название горы «Снетная» происходит от слова «снеть» — снеток — крошечная рыбка, которой так славится Псков. Из Псковского озера снеть ходила нереститься вверх по Великой во Пскову-реку. Она заходила и в залив у подножия Снетной горы, дав название и ей и построенному здесь монастырю. Как и Мирожа, Снетный стал «визитной карточкой» Пскова, но в правобережной панораме, на важных путях в Псково-Чудское озеро, и далее — в варяжские и латинские страны, откуда «лихие градоимцы» приходили к его стенам в 1299, 1581 и 1615 гг.; а в 1941-1944 гг. здесь размещался немецкий штаб группы армий «Север».
Дата основания монастыря неизвестна. Древнейший монастырь Пскова; основан, по церковному преданию, в 13 веке, как мужской монастырь, знаменитым «храброборцем», защитником «града Святой Троицы» князем Довмонтом и преподобномучеником игуменом Иоасафом. Впервые он упоминается в 1299 году, когда летописец рассказывает о нападении немцев на Мирожский и Снетогорский монастыри. Древнейшая дошедшая до нас постройка монастыря — это каменный собор Рождества Богородицы, сооружённый в 1310 году и вскоре расписанный. В начале 16 века монастырь получил каменную трапезную палату со столпообразной церковью (1519 г.) и восьмигранную церковь Вознесения под Колоколы, увенчанную высоким шатром колокольни. Кельи и ограда оставались деревянными. Таким монастырь изображён на иконе, находящейся в Псковском музее. Каменные ворота монастырь получил в 17 веке, каменную ограду — в 19 в. В настоящее время богослужения проводятся в церкови Николы, при ней находится и монастырская трапезная. Фрески Снетогорского монастыря 14 в. в настоящее время реставрируются.
В 20-30-е гг. 20 века монастырь был разорен, разрушена его дивная 86-метровая церковь Вознесения «под колоколы»… С 1993 г. обитель принадлежит Псковской Епархии; ныне это Рождества Богородицы Снетогорский женский монастырь.
Архитектурный ансамбль монастыря включает в себя следующие постройки. Собор Рождества Богородицы. 1311-1313 гг. Храм внешне и внутренне сохраняет прямые связи со своим великим прототипом — Мирожским собором 12 века. Почтительно-подражательный характер Снетогорского собора очевиден в форме кубического четырехстолпного четверика с большой апсидой в центральной части на востоке и резко пониженными, подчинёнными ей боковыми апсидами. Широкий барабан первоначально был увенчан шлемовидной главой с оригинальным стрельчатым аркатурным поясом, покрытие сводов было позакомарным (ныне четырехскатное). В западной части четверика, как и в Мироже, были замкнутые угловые камеры второго яруса. Поздние пристройки галереи и паперти, изменение формы главы не затемняют главного: древний собор сознательно воспроизводил и закреплял греко-византийскую традицию. Однако именно Снетогорский храм становится родоначальником собственно псковской школы: здесь работают свои мастера и впервые в церковном зодчестве используется местный материал — известняковая плита (без плинфы). Это изменило формы храма, сделало их легче, подчеркнуло рукотворность; здесь нет мирожской строгости очертаний; в интерьере ощущается изменение размеров: меньше подкупольное кольцо уже — барабан. Рациональная отточенность византийского храма уступила иррациональной неопределенности архитектурной формы — псковская традиция вступает в свои права.
Лучшее в Снетогорье — его всемирно известные фрески. Псковские художники создали ансамбль живописи, — по эмоционально-экспрессивной напряженности, свободной живописной манере и богословским откровениям, — вырывающийся за пределы мирожских образцов. Так впервые в 1313 г. заявила о себе во весь голос знаменитая в будущем псковская художественная традиция. «Открытие» забытых, забеленных фресок состоялось в начале 20 века, с тех пор храм постоянно реставрируется и хранится музейно. В реставрации Снетогорья принимали участие многие известные учёные, от К.К. Романова и Ю.П. Спегальского до Г.С. Батхеля и В.Д. Сарабьянова.
Руины храма Вознесения «под колоколы». 16 в. Интереснейшая церковь столпообразного типа напоминала знаменитую колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. Сохранилось восьмигранное основание и стены пятиметровой толщины подвального этажа. Оригинальные своды и железные связи в плитяной кладке указывают на возможное участие в возведении колокольни итальянских мастеров (Вл. В. Седов). Верхние ярусы (во втором помещалась церковь, в третьем — колокольня) были варварски разрушены в 30-х годах 20 века. «Снетогорский столп» достигал 86 метров и был чудесной видовой точкой обзора окрестностей… Здесь, на заре юности, Юрий Павлович Спегальский дал клятву посвятить себя изучению псковских древностей, и сдержал ее, став знаменитым исследователем-краеведом…
Никольская церковь с трапезной палатой «теплой на погребах». 1519 г. Храм небольшой, одноапсидный, с декоративным (в древности — световым) барабаном. Особенно интересен бесстолпный тип конструкции, встречающийся в Пскове, и трапезные палаты в три яруса: средний и нижний на сводах с пониженными подпружными арками, верхний ярус связан с церковью, — первоначально это была высокая сводчатая палата со столпом в центре. Церковь св. Николы — «наиболее древний из известных псковских монастырских трапезных храмов» (И.Б. Голубева).
Архитектурный ансамбль монастыря включает в себя также: Северные ворота (17 в.), Южный корпус (17-19 вв.); Жилые корпуса, деревянный амбар и каменная ограда 19 в., а также строения времен фашисткой оккупации 1941-1944 гг.
Часовня Четырех Святителей Снетогорского монастыря 18 в. Находится невдалеке от монастыря над берегом реки Великой. Небольшая, одноглавая, восьмиугольная в плане; перекрыта зонтичным сводом с распалубками. По преданию, на месте часовни был прежде древний монастырь. Из часовни происходит знаменитая икона псковского письма 15 века «Избранные святые: Параскева Пятница, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий», ныне хранящаяся в Третьяковской галерее.

Снетогорский монастырь, близ Пскова, на горе, исстари называемый Снетною. Основан в XIII веке преподобным Иоасафом, бывшим в сем монастыре первым игуменом (см. 4 марта), мощи которого и почивают здесь, а в особенном ковчеге открыто положены две кости и голова. С 1804 года монастырь обращен в загородный архиерейский дом. Ежегодно 8 сентября сюда бывает крестный ход из всех церквей Пскова.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Архиерейский дом находится на территории Снетогорского женского монастыря города Пскова. Комплекс монастыря расположен на обрывистом правом берегу реки Великой в излучине. Монастырская территория делится практически на две части — нижний парк и верхнюю террасу, на которой расположены все объекты комплекса.В начале девятнадцатого века монастырь приходит в упадок, количество братии резко уменьшилось, к началу 1804 года в стенах обители оставалось девять престарелых монахов. Епархиальный архиепископ Ириней обратился с просьбой о переводе Снетогорского монастыря в Архиерейский дом в связи с тем, что в 1768 году архиерейский дом сгорел, а новая деревянная постройка неудобная. Священнослужителей Снетогорской обители перенести в Елиазарьев монастырь. Просьба была удовлетворена и отпущены средства под застройку. В 1805 году псковский архитектор Козьма Жданов разработал проект перепланировки и благоустройства территории. Он же создал проект каменного архиерейского дома, все работы велись под его наблюдением. В здании, где располагались пекарни, был достроен второй этаж. Это здание впоследствии соединили с Николаевской церковью.
Война 1812 года прервала строительство в монастыре. В 1812-1814 годах в обители располагался Артиллерийский парк. Под военные склады временно отдали архиерейский дом, богослужение прекращено. Через два с лишним года из дома были вывезены артиллерийские склады. Строительство и отделка Архиерейского дома были продолжены. В 1816 году в Архиерейском доме поселился новый псковский архиепископ Евгения Болховитинов. Он был известен в широких кругах русской интеллигенции своими трудами по истории России. При нем в архиерейском доме были проведены очередные реставрационные работы.В конце 1940-х годов в Архиерейском доме Снетогорского монастыря расположили туберкулезный санаторий, а с начала 60-х годов прошлого столетия — детский кардиологический санаторий. С 1993 года все постройки принадлежат Псковской Епархии, сегодня это — Рождества Богородицы Снетогорский женский монастырь.
http://www.kaliningradgid.ru/architecture/monastery/

В Пскове, в южной части Крома, у Персей, некогда стоял «Митрополичь двор со всякими каменными и деревянными строения». Свой митрополит в Пскове появился после того, как в 1589 г. в Москве было введено патриаршество и была учреждена самостоятельная Псковская епархия. Вначале «Митрополичий двор» именовался «Владычным». Он был поставлен владыкой Новгорода и Пскова, архиепископом Макарием для своих приездов в Псков по делам церковного управления в 1535 г. «на конце торговой площади за Михайло-Архангельской церковью — за свечным рядом и за церковью Всемилостивого Спаса — близ обывательских домов старого Застенья — между Великой улицей и Петровской стороной, — и что этот двор устроен был из дерева». «Владычень двор» архиепископа Макария сгорел после апрельского пожара 1562 г.
Летописец, живший около 1650 г., писал о сгоревших пороховых палатах у Святых ворот в г. Пскове, «где ныне Владычень двор». Речь летописец вел не о палатах владыки Макария, устроенных в 1535 г., а о совсем другом месте — на Торговой площади в Застенье Среднего города. Неизвестно при каком именно Псковском архиерее был построен этот архиерейский дом в Кремле у Святых ворот, просуществовавший до 2 июня 1788 г., когда он сгорел во время большого кремлевского и городского пожара.
На плане Пскова 1740 г. «Владычень двор» занимает примерно половину территории между Персями и Троицким собором. На экспликациях к плану он обозначен как «Дом архиерейской». Несмотря на указы Петра I, запрещавшие держать в архиерейских домах «лишних служителей», домовые штаты вплоть до 1764 г. оставались многолюдны. Помимо лиц духовного звания в штате находились приказные, стряпчие, дворецкие, комиссары, дворяне, ремесленники, дворовые слуги. В 1725 г. персонал Псковского архиерейского дома насчитывал 288 служителей.
Примерно в 1726 г. Псковское архиерейское домоуправление выстроило двухэтажный каменный дом: в верхнем этаже для помещения новоучрежденной консистории и ее канцелярии со входом от архиерейского сада, а в нижнем — для четырех торговых лавок со входами в них прямо с Торговой площади. Тогда же архиерейское домоуправление начало позволять и городским обывателям за договорную плату устраивать торговые лавки, ранее существовавшие на Довмонтовой стене по линии к бывшим Власьевским воротам к реке Великой.
По именным указам 1727 г. и 1762 г. во владение Псковскому архиерейскому дому были отданы рыбные ловли, состоящие в реках Великой и Многи.
29 ноября 1762 г. ее императорское величество Екатерина II соизволила указать всем архиерейским домам, мужским и девичьим монастырям и прочим духовным местам учинить расписание и штаты. На основании этого комиссия о церковных имениях, о расписании Архиерейских домов и монастырей на классы и об учиненных оным и прочим духовным местам штатах постановила все Великороссийские епархии расположить на три класса по благопристойности и по достоинству: Казанской, Астраханской, Тобольской, Ростовской, Псковской, Крутицкой, Рязанской, Тверской быть во втором классе.
В 1764 г. был определен штат на содержание Псковского архиерейского дома 2-го класса. По этому штату при архиерейском доме должно было находится 12 человек: эконом, духовник, 2 крестовых иеромонаха, ризничий, он же казначей, при нем копиист, 2 иеродьякона, житенный, он же сушиленный, чашник и 2 архиерейских келейника. В 1764-1787 гг. архиерейские дома получали штатное жалованье из Коллегии экономии, с 1787 г. — из ведомства Казенных палат.
На бедственное положение архиерейских домов обратило внимание правительство Павла I. В 1797 г. было издано распоряжение об увеличении земельных владений кафедр вдвое (не менее 60 десятин) и об отводе им в собственность мельниц, рыбных ловель и разных угодий. Указ Сената от 19 июля 1798 г. подтвердил неотъемлемость недвижимых владений архиерейских домов.
В 1798 г. в Снетогорском монастыре была учреждена архимандрия, а в 1804 г. монастырь был упразднен и передан архиерейскому управлению.
Архиепископ Псковский, Лифляндский и Курляндский Ириней представил Правительствующему Синоду доклад о том, что во время сильного пожара 1788 г. сгорел архиерейский дом, расположенный в Кремле у Святых ворот. Оставшиеся два каменных флигеля и один деревянный архиепископ признал неудобным для пребывания в нем из-за сырости и тесноты. Ириней высказал предложение, что приятным местоположением для архиерейского дома будет расположенный в пяти верстах от Пскова третьеклассный Снетогорский монастырь. Архиепископ предлагал обратить Снетогорский монастырь в архиерейский дом с тем, чтобы штат монастыря с учрежденной в нем архимандрией перенести на третьеклассный Елиазаровский, а Елиазаровский на Крыпецкой монастырь, бывший на своем содержании. Архиепископ Ириней представил в Синод планы и сметы, по которым предлагалось на бывших каменных пекарнях монастыря устроить архиерейский дом. На ремонтные работы требовалось 15185 руб. 68 коп.
Синод, рассмотрев доклад архиепископа и видя, что для обращения Снетогорского монастыря в архиерейский дом понадобится сумма значительно меньше той, которая потребовалась бы на постройку архиерейского дома в Пскове, обратился к императору Александру I с данным начинанием.
30 декабря 1804 г. последовал указ императора Александра I, который гласил: «Обратить третьеклассный Снетогорский монастырь в архиерейский дом, с назначением для приведения его со всеми службами в надлежащее устройство положенной по смете суммы — 15 тыс. 185 руб. 68 копеек, и о перенесении штата Снетогорского монастыря с учрежденной в нем архимандрией на третьеклассный Елиазаровский, а Елиазаровский на Крыпецкой монастырь, бывший на своем содержание, с оставлением при всех них по-прежнему земельных и других угодий, рыбных ловель и мельниц».
В начале XIX в. Снетогорский монастырь стал местом жительства псковских владык. Тогда и был пристроен к храму «Николы-на-погребах» архиерейский каменный дом. Два нижних яруса подклетов трапезной состояли из сводчатых палат, соединенных с домом архиерея, построенным по проекту губернского архитектора Жданова в 1805 г., системой переходов.
Указом Псковской духовной консистории от 12 июля 1805 г. велено было на приведение архиерейского дома в Снетогорском монастыре со всеми службами в надлежащее для пребывания архиерея устройство отпустить остающиеся в нынешнем году на Духовный департамент 7 тыс. руб., которыми и начать производить ремонт, остальные 8 тыс. 185 руб. 68 коп. ассигновать в 1806 г.
На основании ведомости Псковского архиерейского дома 2-го класса за 1805 г. отмежеванной для дома пашенной и сенокосной земли с присовокуплением земли Снетогорского дома было 943 десятины. На эту землю имелись чертежи и планы.
В царствование Александра I указами 1805, 1810, 1819 гг. вопреки указу Петра I архиерейским домам было предоставлено право с Высочайшего соизволения приобретать ненаселенные земли. Кроме того, принадлежавшие архиерейским домам городские здания были освобождены от военного постоя и большинства городских повинностей, а земельные и лесные угодья — от поземельного сбора.
Князь Александр Голицын 11 апреля 1811 г. сообщил архиепископу Псковскому Иринею волю императора о том, чтобы архиерейский дом и другие строения после упраздненного монастыря, состоящего на Снятной горе и никем не занимаемые, были отданы на время под запасные артиллерийские парки, назначенные в г. Псков. Помимо этого поднимался вопрос об обращении навсегда в ведомство артиллерийского департамента этого места, если духовное начальство сможет без них обойтись.
14 июня 1811 г. синодальный обер-прокурор князь А.Н. Голицын сообщил эконому дома его высокопреосвященства иеромонаху Кириллу, что состоящий вне г. Пскова Снетогорский архиерейский дом более не нужен для артиллерийских парков, так как отыскано другое удобное здание. Спустя год, 19 марта 1812 г. Псковская духовная консистория сообщала эконому Кириллу, что ныне по настоящим обстоятельствам встретилась надобность для употребления загородного архиерейского дома для занятия его парковыми артиллерийскими запасами до постройки для них сараев. Император Александр I, заключив, что его преосвященство на случай посещения епархии на одно лето может обойтись без загородного дома, повелел синодальному обер-прокурору через военного министра сообщить его преосвященству Иринею о немедленной сдаче Снетогорского архиерейского дома с принадлежащими ему строениями в ведомство Псковского местного артиллерийского начальства. Мебель из архиерейского дома следовало перенести в дом, состоящий при кафедральном соборе, а скот, сады, сенокосы и пахотную землю, пруд принять эконому под свое хранение с надлежащим хозяйством.
Член государственной военной коллегии артиллерийской экспедиции подполковник Давыдов 24 марта 1812 г. обратился к подполковнику артиллерии Бегунову, чтобы он немедленно приказал командиру Псковских запасных парков цейхвартеру 9-го класса Крупеникову принять от откомандированного духовной консисторией протоиерея и кавалера Яновского загородный архиерейский дом, именуемый Снетогорским монастырем, с принадлежащими к нему строениями по описи. Давыдов также уведомлял, что во избежание опасности находящуюся там церковь следует закрыть и не проводить в ней богослужения до тех пор, пока там будут храниться огнестрельные снаряды и порох.
Из-за необычайно большого количества доставляемых в Псков раненных и больных военных на заседании Псковской духовной консистории 16 августа 1812 г. было решено очистить в казенном корпусе Присутственных мест комнаты, которые занимал архив губернского правления. Для размещения архива было найдено другое место: упраздненная церковь, находящаяся при входе к соборной церкви и три каменные лавки внизу корпуса, занимаемые духовной консисторией, но принадлежащие к строению архиерейского дома.
По указу Псковской духовной консистории от 5 марта 1814 г. в г. Пскове следовало завести на первый случай церковную свечную лавку при входе в ограду кафедрального собора под каменной палатой, принадлежащей архиерейскому дому, но занимаемой духовной консисторией и архивом.
18 сентября 1814 г. из духовной консистории последовал указ в Псковское губернское правление с требованием приказать очистить загородный архиерейский дом от артиллерийских вещей и передать его по описи эконому дома его высокопреосвященства иеромонаху Кириллу как можно скорее, потому что этот дом нужно было приготовить на случай ожидаемого прибытия в г. Псков переведенного по указу от 30 августа из Тверской епархии в Псковскую преосвященного Мефодия. Архиепископ Псковский, Лифляндский и Курляндский Мефодий I Смирнов прибывал в этой должности до 1815 года. 26 октября 1814 г. он обратился к Иринею, бывшему архиепископу, забрать из опекунского совета 7 тыс. руб., положенные им туда в 1810 г. для приращения процентов в пользу архиерейского дома. Эти деньги требовались на починку крайне обветшавших Псковского и загородного Снетогорского архиерейского домов.
12 декабря 1814 г. губернским архитектором Протопоповым была составлена смета на постройку флигеля для монашествующих и певчих на Снятной горе размером «по лицу 6 сажень, по бокам 5 сажень и 1 аршин». На работу требовалось 4391 руб. 30 копеек. В январе 1815 г. этим же архитектором была составлена смета на материалы, требующиеся на покрытие Снетогорского архиерейского дома и церкви в ней находящейся. Дом планировался в длину по реке Великой 11 сажень, по правую сторону 13 сажень, по левую 10 сажень. Его предполагалось покрыть железом и окрасить. Стоимость работ была оценена в 6627 рублей.
Согласно ведомости Снетогорского архиерейского дома за 1818 г. в этом доме была соборная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы с пределом Иоанна Предтечи. Церковь была каменная, твердая, кроме кровли, которая на 1818 г. была ветхой. Вторая каменная церковь во имя Рождества Христова была освещена 8 декабря 1814 г. и покрыта, как и сам дом, в 1818 г. железом.
На основании документов Псковского архиерейского дома за 1818 г. можно проследить, что для исправления худого поведения, самовольных отлучек из монастырей, пьянства духовных лиц духовная консистория выносила приказы о ссылке их к эконому архиерейского дома для исправления поведения. 4 июня 1824 г. Александр I утвердил мнение Государственного Совета о наделении монастырей и архиерейских домов землями.
По материалам: http://document.archive.pskov.ru/archiveid/69322726/stocks?lc=ru

Обитель возникла на крутом берегу реки Великой, на водном пути к Псковским озерам, в XIII в., и стала крайним поселением, форпостом г. Пскова с северо-запада. Название монастыря «Снетогорский» связано с рыбкой снеток: гора, на которой он стоит, названа Снетной (Снятной) благодаря изобилию этой рыбки в заводи у ее подножия, в реке Великой, особенно во время весеннего нереста.
Снетогорский Рождество-Богородицкий мужской монастырь находился в 5 верстах от г. Пскова, на берегу реки Великой. Основан не ранее 1265 г. преподобным Иоасафом. Монастырь упоминается в летописи под 1299 г., когда рыцари-меченосцы неожиданно явившиеся под городом, напали на монастырь, сожгли его. В огне подожженной деревянной церкви Рождества Богородицы и погибли игумен Иоасаф с 17 монахами.
При игумене Иове, на средства личных сбережений, завещанных князем Довмонтом-Тимофеем, был построен в Снетогорском монастыре каменный храм Рождества Богородицы на месте сожженного деревянного, в котором погибли преподобномученик Иоасаф и его сострадальцы. По летописи, эта церковь сооружена в 1310 г., но Суслов и Грабарь полагают, что она была выстроена гораздо ранее и во всяком случае не позже XIII в. К 1313 г. храм был расписан настенными изображениями — фресками редкой красоты и выразительности.
Возможно, что Иоасаф был основателем монастыря, так как в Псковских синодиках он называется первым Снетогорском игуменом. Сведения о жизни монастыря при игумене Иоасафе сохранились благодаря архиепископу Суздальскому Дионисию. В конце XIV в. он посетил Снетогорский монастырь, когда еще передавались изустно живые в памяти монахов сведения о первоигумене и порядках при нем. Монастырь с самого начала своего существования, наряду с внешним благоустройством, отличался и благоустройством внутренним. Монастырь приобрел характер светской промышленной общины, чему способствовал, главным образом, обычай вкладничества, состоявший в том, что каждый монах делал в монастырскую казну имущественный вклад, доходы с которого шли в его пользу. Благодаря этому промышленному характеру братии, Снетогорский монастырь отличался благоустройством и обеспеченностью, вследствие чего в нем охотно останавливались знатные заезжие гости светского и духовного чина. Самой знатной гостьей была Софья Фоминична Палеолог, остановившаяся в монастыре 13 октября 1473 г., на пути своем из Царьграда в Москву. Переодевшись в царские одежды, она отсюда отправилась в Псков. В 1477 г. новгородский архиепископ Феофил, в знак своего особого внимания к Снетогорскому монастырю, подарил ему «самозвонные» часы, предназначенные сначала для Троицкого собора.
В 1493 г., по словам летописи, «погоре Снетная гора весь монастырь и церковь храм Святыя Богородица». Вероятно, церковь была только сильно попорчена пожаром, но не разрушена, потому что ее архитектура принадлежит глубокой древности. Прежде всего она поражает своим сходством со Спасо-Мирожским собором. На северном и южном фасадах находятся, как и в первом, по две арки: одна большая, другая значительно меньше. Северо- и юго-западные углы храма надстроены позже, как и в Спасо-Мирожском соборе, из чего следует, что первоначальный план храма был, подобно Спасо-Мирожскому, не кубическим, а крестовым. На востоке находятся 3 полукруглые абсиды без всяких украшений. Средняя абсида немного ниже церковной кровли, боковые же вдвое ниже средней. Последняя значительно меньше, нежели в Спасо-Мирожском монастыре. С южной стороны находится пристройка, сооруженная, судя по оконным наличникам, значительно позже главного храма. С 1885 г. в ней помещался консисторский архив, а прежде здесь была монастырская трапезная. С запада приделана паперть, хотя и позднейшая, но все же древняя, с арочным входом. По верхнему краю арки идет пояс из углубленных квадратов. Это изразцы, но совершенно забеленные.
Церковь Рождества Богородицы увенчана главой, которая тоньше и длиннее Мирожской, а потому придает храму более стройный вид, хотя все же поставлена, как и в Мирожском соборе, ближе к востоку. Зато карниз барабана сильно отличается от Мирожского, украшенного только одним простым арочным пояском. Здесь он состоит из ряда углубленных кокошников, ниже которых идет поясок-зигзаг, образованный впадинками; средняя часть пояса состоит из двух рядов треугольных впадинок, образующих зигзаги; выше и ниже зигзага идет по ряду углубленных квадратиков. Эти украшения встречаются не ранее XIV в., возможно, что они появились на Снетогорском храме при обновлении его после пожара 1493 г. В стенах храма вделано много надгробных плит, древнейшие из которых — 1647 и 1648 гг.
После перехода Пскова под державную руку Москвы в монастыре в 1519 г. был воздвигнут уникальный трапезный храм «Николы-на-погребах» во имя святого Николая Чудотворца (ныне церковь Св. Владимира), свидетельствующий о высоком мастерстве псковских каменщиков, и надстроенный впоследствии до 86-метровой высоты храм-колокольня «Вознесение-под-колоколы». При церкви во имя Св. Николая Чудотворца тогда же были построены настоятельские кельи. Два нижних яруса подклетов трапезной состоят из сводчатых палат, соединенных с домом архиерея, построенным по проекту губернского архитектора Жданова в 1805 г., системой переходов.
25-летняя Ливонская война, закончившаяся в 1582 г., не обошла стороной монастырь. Войска польского короля Стефана Батория стояли бивуаком с лошадьми внутри собора Рождества Богородицы, разводили в нем костры, закоптив и «опоганив» храм, царапали поверх старинных росписей свои рисунки. После их изгнания храм пришлось оштукатурить и побелить.
В Смутное время, в начале XVII в., при самозванце Лжедмитрии, около семи лет (с 1608 по 1615 гг.) в окрестностях монастыря разбойничали шайки польского воеводы Лисовского. В 1613 г. шайкой Лисовского был убит на дороге в Москву игумен Снетогорского монастыря, сопровождавший арестованного Псковского самозванца Сидорку.
В 1615 г. Густав-Адольф устроил в монастыре свою главную квартиру. Во второй половине XVII в. появляются двухпролетные въездные ворота со сторожевой кельей — Святые врата обители, подчеркнуто-парадные, торжественной архитектуры, отделяющие основной ансамбль монастыря, с его святынями, от богатых его угодий — садов, огородов, сенокосов. В это же время пристраивается к собору Рождества Богородицы сквозная трехарочная паперть, обрамленная «муравлеными» изразцами.
Во время Северной войны, в 1710 г., монастырь горел, и в огне этого пожара были утрачены документы, относящиеся ко времени основания монастыря.
В 1764 г. монастырь был положен в 3-й класс.
В книге описи всего церковного имущества Снетогорского монастыря за 1802 г. в описании образов и утвари упоминалось паникадило, которое во время грозы в 1782 г. было сбито громом. Судя по этим записям, в 1802 г. монастырь числился в Кривовицкой губе Бельской засады Псковского уезда. Приводится в книге и описание Снетогорского монастыря: в монастыре каменная соборная церковь с папертью и приделом во имя Рождества Пресвятой Богородицы, крытая тесом. При ней была ризница и придельная теплая церковь каменного строения во имя святого и славного пророка Предтеча и крестителя Господня Иоанна. Глава на церкви Рождества на железных дугах, обитая листовым железом, покрашенная зеленой краской, крест поставлен большой железный, местами позолоченный. Кровля везде покрашена червленью. В церкви и приделе 29 окон с железными решетками, из них 11 маленькие и все они без затворов. Колокольня в монастыре каменная двухэтажная на погребах с 4 дверьми из них одни железные решетчатые, остальные деревянные. В нижнем этаже колокольни была церковь Вознесения Господня. В колокольне имелось 4 окна с решетками без затворов. Колоколов было 13 из них 6 больших и 7 подзвонков. Глава на колокольне деревянная, сделанная куполом, обита деревянной чешуей и выкрашена красной краской. Надглавие по дереву опаяно жестью. На главе поставлен железный, резной крест местами позолоченный. Кровля на колокольне вся из теса, выкрашена красной краской. В этой же описи 1802 г. упомянута гробница бывшего игумена Снетогорского монастыря Иоасафа сожженного с братией, на которой «покров штофа зеленого, травчатого, на нем крест позументу серебряного».
В 1798 г. в монастыре была учреждена архимандрия, а в 1804 г. монастырь был упразднен и передан архиерейскому управлению.
Архиепископ Псковский, Лифляндский и Курляндский Ириней представил Правительственному Синоду доклад о том, что во время сильного пожара 1788 г. сгорел Архиерейский дом. Оставшиеся два каменных флигеля и один деревянный архиепископ признал неудобным для пребывания из-за сырости и тесноты. Ириней высказал предложение, что приятным местоположением для Архиерейского дома будет расположенный в пяти верстах от Пскова третьеклассный Снетогорский монастырь. Архиепископ предлагал обратить Снетогорский монастырь в Архиерейский дом с тем, чтобы штат монастыря с учрежденной в нем архимандрией перенести на третьеклассный Елиазаровский, а Елиазаровский на Крыпецкой монастырь, бывший на своем содержании. Архиепископ Ириней представил в Синод планы и сметы, по которым предлагалось на бывших каменных пекарнях монастыря устроить Архиерейский дом. На ремонтные работы требовалась сумма в 15 185 руб. 68 копеек.
Синод, рассмотрев доклад архиепископа и видя, что для обращения Снетогорского монастыря в Архиерейский дом понадобится сумма значительно меньше той, которая потребовалась бы на постройку в Пскове Архиерейского дома, обратился к императору Александру I с данным начинанием. 30 декабря 1804 г. последовал указ императора Александра I, который гласил: «Обратить третьеклассный Снетогорский монастырь в Архиерейский дом, с назначением для приведения его со всеми службами в надлежащее устройство положенной по смете суммы — 15 тыс. 185 руб. 68 копеек, и о перенесении штата Снетогорского монастыря с учрежденной в нем архимандрией на третьеклассный Елиазаровский, а Елиазаровский на Крыпецкой монастырь, бывший на своем содержании, с оставлением при всех них по-прежнему земельных и других угодий, рыбных ловель и мельниц».
В начале XIX в. Снетогорский монастырь стал местом жительства псковских Владык. Тогда и был пристроен к храму «Николы-на-погребах» Архиерейский каменный дом.
Война 1812 г. не затронула Пскова. Войска маршала Сент-Сира были отброшены от Полоцка ночью с 7 на 8 октября 1812 г. Но Снетогорский монастырь воевал — здесь были лазарет и склад пушечных ядер.
Архимандрит Елиазаровского монастыря и ректор семинарии Афанасий рапортовал в декабре 1814 г. архиепископу Мефодию, что «вновь устроенная при Снетогорском Архиерейском доме церковь во имя Рождества Христа Спасителя 8 декабря 1814 г. по чиноположению освящена».
12 декабря 1814 г. губернским архитектором Протопоповым была составлена смета на постройку флигеля для монашествующих и певчих на Снятной горе размером «по лицу 6 сажень, по бокам 5 сажень и 1 аршин». На работу требовалось 4391 руб. 30 копеек. В январе 1815 г. этим же архитектором была составлена смета на материалы, требующиеся на покрытие Снетогорского Архиерейского дома и церкви в ней находящейся. Дом планировался в длину по реке Великой 11 сажень, по правую сторону 13 сажень, по левую 10 сажень. Его предполагалось покрыть железом и окрасить. Стоимость работ была оценена на 6627 рублей.
В августе 1905 г. епископ Псковский и Порховский Арсений рапортовал Правительственному Синоду о том, что 7 ноября 1904 г. около 10 часов утра пожаром от молнии был истреблен купол, шпиль и все деревянные части колокольни при церкви Рождества Богородицы на Снятной горе, принадлежащей Архиерейскому домоуправлению. Эконому Псковского Архиерейского домоуправления Феогносту было предписано представить епархиальному начальству проект прежнего вида колокольни и смету. Епархиальный архитектор В.Л. Назимов составил проект и смету по устройству металлического купола и шпиля колокольни, а также и на капитальный ремонт всей колокольни на сумму 9117 руб. 52 коп., в том числе 90 руб. 27 коп. архитектору за составление проекта и надзор за постройками.
Механический завод и техническая контора А. Штейна предоставили в 1905 г. на ремонт колокольни цемент, железные хомуты для колоколов, крест с обыкновенным железным шаром за 250 рублей. Эта же контора установила на башне монастыря громоотвод с колодцем на сумму в 800 рублей. Крест был выкрашен желтой краской, шпиль — белой, а купол — медянкой. В ремонтных работах кроме конторы А. Штейна принимали участие: центральный склад кирпича Псковских заводов Г. Викенгейзера, Л. Давидсона, В. Проникова и А. Чернова и А. Ильяшева; братья П. и А. Агаповы; Д. Зиновьев и К°; Иван Николаевич Бутырский; Г.Ф. Викенгейзер; плотничных и каменных дел мастер Петр Николаевич Николаев.
До 1920 г. бывший монастырь, Псковский Архиерейский дом, был еще в ведении епархии. В 1921 г. в монастыре, «приспособленном» под дом отдыха были сломаны глава, кровли и рамы окон в Соборе Рождества Богородицы. С 1928 г. здесь шло раскрытие фресок — ученые отвоевали собор и остановили его разрушение. В 1932-1934 гг. в храме Св. Николая действовал санаторий, в Соборе продолжались исследовательские работы, а рядом, в 10 метрах с колокольни «Вознесения-под-колоколы» сбрасывали старинные русские колокола, ломали кровлю, а потом и совсем разрушили ее — разобрали до первых двух ярусов XVI в.
В годы Великой Отечественной войны в Снетогорском монастыре располагался запасной штаб немецкой группы войск армии «Север», гестапо и бомбоубежище с полной системой жизнеобеспечения, оборудованной в старинных подвалах монастыря. Снятная гора была оцеплена танковой бригадой. В архиерейском доме — пристройке к храму Св. Николая — находился сам штаб. В подвалах под храмом были оборудованы застенки-камеры, с металлическими дверями. Они сохранились и доныне. В храме Св. Николая было у немцев офицерское казино. В соборе Рождества Богородицы — винный склад (по другим источникам — конюшня). Было и автономное водоснабжение и электростанция. Колокольню «Вознесения-под-колоколы» они «утилизировали»: выровняли верх слоем грунта, вычинили вход и наверх поставили зенитную установку. По другим сведениям, они превратили ее в водонапорную башню, установив наверху котел. При отходе из города немцы взорвали колокольню. После расчистки завалов нижние ярусы ее оказались сохраненными. После войны в монастыре на Снятной горе снова открыли санаторий, а в части помещений поселились горожане.
Начиная с 1944 г. разрабатывали проекты реставрации, производили обмерные и исследовательские работы в монастыре. Специальная комиссия, прибывшая в Псков для решения судьбы Снетогорского и Мирожского монастырей, в своем решении от 10 июня 1993 г. определила возможность передачи комплекса Снетогорского монастыря епархии «фрагментарно», по мере завершения реставрационных работ. Статус собора Рождества Богородицы, с настенной росписью XVI в., был определен особо: он оставался объектом музейного хранения. Обычные службы в нем проводить нельзя, чтобы не нанести вреда фрескам возможно не более четырех богослужений в год, во время великих православных праздников; приделы можно использовать только в летнее время.
26 июля 1993 г. председатель Комитета по управлению госимуществом Псковской области А.П. Иванов подписал распоряжение о передаче «в бессрочное безвозмездное пользование Псковскому епархиальному управлению комплекса зданий Снетогорского монастыря с прилегающей территорией». 24 августа 1993 г. был заключен «Договор о передаче в пользование Псковской епархии комплекса зданий Снетогорского монастыря — памятника истории и культуры республиканского значения». Одновременно были оформлены акты технического осмотра и передачи отдельных зданий. 26 августа 1993 г., в день памяти святителя Тихона Задонского, прошел первый молебен. Этот день и считается датой открытия первого в псковской епархии Снетогорского женского монастыря.
В 2001 г. Снетогорский монастырь включен в экскурсионное кольцо, и была установлена охранная система видеонаблюдения и пожарная сигнализация с мониторами по всей территории монастыря.
http://document.archive.pskov.ru/archiveid/69322726/stocks?lc=ru

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?