Псков. Пантелеимонов Дальний монастырь. Церковь Пантелеимона Целителя.

Первое упоминание о монастыре Пантелеймона Дальнего относится к 1313 году. Находится при впадении рек Черехи в Великую, в 4 верстах от города.Пантелеимонская церковь была прежде монастырскою. Монастырь назывался «дальним» в отличие от Пантелеимонова монастыря ближнего, или на Красном дворе, находившегося на нынешней Покровской улице, недалеко от Покровской башни. Название же «в Бору» указывает на обилие лесов, от которых теперь и признака не осталось. По отдаленности своего положения монастырь принадлежал к так наз. пустынным. Летопись упоминает о нём трижды: в 1341 г. Псковский князь Александр Всеволодович разгневался на Псковичей и уехал изо Пскова; Псковичи же ехали за ним до самого Пантелеймона, упрашивая его остаться. В 1396 г. от образа Пресвятой Богородицы в Пантелеимонове монастыре текли слезы. В 1450 г. Псковичи встречали у этого монастыря владыку Евфимия.В 1581 г. монастырю выпала печальная участь: близ него расположился стан Батория и, конечно, обители пришлось немало вынести всякого горя от этого соседства. В 1596 г. царь Феодор Иванович отдал монастырь Псковскому епископу Геннадию, и с тех пор обитель считалась загородным архиерейским домом. Из монастыря было взято много харатейных книг XIII и XIV веков в Московскую Патриаршую библиотеку, где они и сохраняются с надписями сего монастыря. Впоследствии он был упразднен, и от него осталась только одна нынешняя церковь, да и та в 70-х годах прошлого века пришла почти в полное разрушение, так что в ней и служб никаких не производилось. Благодаря энергии и щедрости тогдашнего губернатора М. Б. Прутченко, церковь была восстановлена. Теперь при ней устроена школа псаломщиков.Церковь сложена из плиты и кирпича больших размеров, старинною сплошною кладкою. Со всеми позднейшими пристройками она имеет в плане форму узкого и длинного прямоугольника, коего длина 50 и ширина 15 шаг. На восточной стороне находятся 3 алтарные абсиды, но контуры боковых абсид так мало выступают вперед, что все три с первого разу можно принять за одну. В местах соединения боковых абсид со среднею поставлены колонны. Каждая абсида снабжена одним окном, из них среднее и северное украшены затейливыми наличниками, перешедшими, несомненно, с деревянного зодчества.Над прямыми перемычками тех же двух окон сделаны кирпичные разомкнутые вверху фронтоны во вкусе Московского зодчества конца XVII и начала XVIII века. Окно же южной абсиды осталось безо всяких украшений. На северном фасаде находятся 7 окон. Из них 2 левых, т. е. ближайших к абсидам, вполне напоминают церковное зодчество средней России половины XVII века: по бокам их поставлены по две колонки с балясинками посредине, а сверху, над перемычками, сделаны кокошники в виде фронтонов с двумя дугами по сторонам. Остальные 5 окон северного фасада — обыкновенные, современного типа. Под левою парою окон, внизу, идет поясок из углубленных квадратов, в которые вставлены поочередно: кирпичный кубик, поставленный на угол, и пара маленьких кирпичных кувшинчиков или балясинок. Правее левой пары окошек находится вход во храм, сделанный в виде перспективного портала, очень изящного и чрезвычайно затейливого по отделке. Общий его характер напоминает порталы некоторых Московских, Ярославских, Владимирских и Костромских церквей. Сверху входа идет по стене широкий пояс из зеленых кафелей.По южному фасаду окна расположены в два яруса. Правая пара окон по своему положению соответствует левой паре северного фасада и, подобно ей, имеет кирпичные наличники, но несколько иного типа, чем на северной паре; они отчасти напоминают наличники монастыря Саввы Звенигородского (XVII в.). Под этими окнами, в нижней части стены, идет такой же пояс из углубленных квадратов, как и на северной стороне. Левее этой пары окон расположены еще 9 окон, из них 5 в верхнем ярусе и 4 в нижнем; правая нижняя пара окон украшена по бокам кирпичными полуколонками, остальные же 2 окна, так же как и 5 верхних, имеют современный тип. Глава поставлена над восточною частью прямоугольника. В шее ее проделаны узкие окна с дугоообразными перемычками. Над окнами идет поясок из кружал с заостренными подвышениями. Западная стена совершенно гладкая, без дверей и с одним обыкновенным окном.Из этого описания можно усмотреть, что восточная часть здания резко отличается от всего остального: она имеет особые нарядныя окна, фигурные пояски и главу. Собственно эта восточная часть и есть церковь, а остальная часть здания пристроена позднее и представляет обыкновенные жилые помещения, находящиеся в двух ярусах.Вход в церковь находится на северной стороне, но он ведет не прямо в церковь, а в переднюю, находящуюся перед кухней. Левая сторона передней есть вместе с тем западная сторона церкви; этою-то стеною и ограничивался храм с запада, до пристройки к нему остального здания. В ней находится вход в самую церковь, устроенный также в виде перспективного портала, но менее изящного типа, нежели первый. Со внутренней стороны этого входа поставлено по обеим сторонам по колонне. В притворе церкви своды сомкнутые, с большими распалубками. В главном храме опорных столбов не имеется, и барабан поставлен прямо на своды. Храм необычайно высокий, в два света. Сверху, на зап. стороне, устроены хоры. В алтарной части, по бокам среднего окна поставлены 2 колонки. О времени построения этой церкви нет никаких сведений, но, судя по деталям фасадов, ее можно отнести к XVII веку, а в некоторых частях даже и к началу XVIII. Иконостас 5-иярусный, хорошей работы.Против юго-зап. угла здания находится могила одного из защитников Севастополя, Бориса Михайловича Шатилова, бывшего офицера 10 артилл. бригады, а впоследствии земского начальника Псковского уезда.Вот что пишет о Пантелеймоновом монастыре Елена Николаевна Морозкина: «Изучая зодчество древнего Пскова, я взяла себе за правило посещать те места, о которых известно, что в них когда-то были памятники архитектуры, хотя до нашего времени они не дошли. Это что-то дает: о древних строениях рассказывает само место, некогда выбранное для них, иногда можно обнаружить какие-то оставшиеся части. Но иногда получаешь великолепные сюрпризы: таким подарком явился ансамбль Крыпецкого монастыря середины XVI века, хорошо сохранившийся до наших дней. Уцелел большой собор Великой пустыни, тоже XVI века, до 1969 года не числившийся в живых. Правда, такие находки попадаются нечасто, но все же не исключены.С памятниками, которые когда-то стояли выше Пскова на правом берегу Великой, дело обстоит не так счастливо: все они оказались утраченными. Здесь, в четырех верстах от города, при впадении реки Черехи в Великую, в сосновом бору стоял монастырь Пантелеймона Дальнего. Он известен с XIII века. Переправа через Череху была очень важна: через нее шла Старая Новгородская дорога, выводившая к Шелони. На Черехе был мост. Отсюда путь вел к Выбутскому броду. Мост этот летописец упоминает в начале XV века, называя его новым, следовательно, до него существовал старый мост, и, быть может, не один. У Пантелеймона Дальнего псковичи встречали почетных гостей и в их числе в 1450 году владыку Евфимия, который прославился строительной деятельностью в Новгороде. Провожали их также до Пантелеймона Дальнего (если не до самой границы с Новгородом Великим).На иконе из часовни Владычного Креста, ныне хранящейся в Псковском музее, на которой изображен Псков с его ближайшими окрестностями во время штурма города Стефаном Баторием в 1581 году, монастырь показан с каменной церковью и высокой колокольней в виде башни, увенчанной зубцами, на которые опирается шатер. Такие колокольни не характерны для Пскова, где по преимуществу строили звонницы, но шатровая колокольница стояла в сердце города — на Персях Крома (на передней стене псковского кремля). Шатровый столп был воздвигнут и в трех с половиной верстах ниже Пскова — в Снетогорском монастыре, построенном на горе у поворота Великой. Это не было случайностью: столпы колоколен, поставленные в ответственных местах, служили дозорными и сигнальными вышками. Недаром Стефан Ваторий избрал Пантелеймонов монастырь своей ставкой. (Так же как в 1615 году Густав-Адольф избрал ставкой Снетогорский монастырь.) С колокольни он мог наблюдать за подготовкой к штурму города»…Монастырь Пантелеймона Дальнего сильно пострадал во время событий 1581 года и был перестроен в XVII веке. Новая церковь получила тонкий московский декор. Фотоснимки с нее помещены в путеводителе Н. Ф. Окулича-Казарина, изданном в 1911 году. В середине XIX века и эта церковь пришла в запустение. Такой она изображена художником Мартыновым на одном из его рисунков. В конце XIX века ее подновили. Тогда, видимо, была построена небольшая островерхая колоколенка в псевдорусско-готическом духе. Она стоит на берегу Великой рядом с бугром, в котором погребены развалины храма, и ее нужно сберегать как памятник трагических событий. Бор не сохранился, но и сейчас на теплых чистых песках окрестных холмов растут красноствольные сосенки».В настоящее время от ансамбля Пантелеймоновского монастыря сохранились колокольня и школа псаломщиков (находятся под охраной как памятники местного значения).
http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=pskov&page=7

Дата строительства церкви Святого Великомученика и Целителя Пантелеймона не установлена. В конце XVII века монастырь Пантелеймона Дальнего был перестроен, и церковь Святого Пантелеймона выглядела как бесстолпный вытянутый вверх одноглавый четверик с трёхчастной апсидой, украшенный богатым декором в духе московского зодчества, с запада к церкви был пристроен двухэтажный корпус. Церковь была сложена из плиты и кирпича больших размеров, старинною сплошною кладкою. Она имела в плане форму узкого и длинного прямоугольника, длиной 50 и шириной 15 шагов. На восточной стороне находятся 3 алтарные апсиды, но контуры боковых апсид так мало выступают вперед, что все три с первого разу можно принять за одну. В местах соединения боковых и средних апсид были поставлены колонны. Каждая апсида была снабжена одним окном, из них среднее и северное украшены затейливыми наличниками. Над прямыми перемычками тех же двух окон были сделаны кирпичные разомкнутые вверху фронтоны в стиле Московского зодчества конца XVII и начала XVIII века. Окно южной апсиды было без украшений.
На северном фасаде находилось 7 окон. Из них 2 левых, т. е. ближайших к абсидам, вполне напоминают церковное зодчество средней России половины XVII века: по бокам их поставлены по две колонки с балясинками посредине, а сверху, над перемычками, сделаны кокошники в виде фронтонов с двумя дугами по сторонам. Остальные 5 окон северного фасада — обыкновенные, современного типа. Внизу под левою парою окон шел поясок из углубленных квадратов, в которые были вставлены поочередно: кирпичный кубик, поставленный на угол, и пара маленьких кирпичных кувшинчиков, или балясинок. Правее левой пары окошек находился вход в храм, сделанный в виде изящного перспективного портала, с затейливой отделкой. Сверху входа по стене шел широкий пояс из зеленых кафелей. По южному фасаду окна были расположены в два яруса. Правая пара окон по своему положению соответствовала левой паре северного фасада и имела кирпичные наличники, отчасти напоминающие наличники монастыря Саввы Звенигородского (XVII в.). Под этими окнами, в нижней части стены, шел такой же пояс из углубленных квадратов, как и на северной стороне. Левее этой пары окон были расположены еще 9 окон, из них 5 в верхнем ярусе и 4 в нижнем. Правая нижняя пара окон была украшена по бокам кирпичными полуколонками, остальные же 2 окна, так же как и 5 верхних, имели современный тип.
Глава была поставлена над восточною частью прямоугольника. В шее ее проделаны узкие окна с дугоообразными перемычками. Над окнами шел поясок из кружал с заостренными подвышениями. Западная стена была совершенно гладкая, без дверей и с одним обыкновенным окном. Восточная часть здания, имевшая особые нарядные окна, фигурные пояски и главу, и была церковь. Остальная часть здания, пристроенная позднее, представляла собой обыкновенные жилые помещения, находящиеся в двух ярусах. Вход в церковь находился на северной стороне, но он вел не прямо в церковь, а в переднюю, находившуюся перед кухней. Левая сторона передней была западной стороной церкви; этой стеной ограничивался храм с запада, до пристройки к нему остального здания. В ней находился вход в самую церковь, устроенный также в виде перспективного портала, но менее изящного типа, нежели первый. По обеим внутренним сторонам входа находились колонны. В притворе церкви своды были сомкнутые, с большими распалубками. В главном храме опорных столбов не имелось, и барабан был поставлен прямо на своды.
Храм был необычайно высокий, в два света. Сверху, на западной стороне, были устроены хоры. В алтарной части, по бокам среднего окна находились 2 колонки. О времени построения этой церкви нет никаких сведений, но судя по деталям фасадов, ее можно отнести к XVII веку, а в некоторых частях даже и к началу XVIII. Иконостас 5-и ярусный, хорошей работы. На правой стене находилась икона Казанской Божией Матери (26х26 см), имелась еще древняя, но поновленная местная икона святого Пантелеймона со Спасителем (53,5х44,7 см), а также икона Смоленской Божией Матери, тоже древняя, поновленная (53,5х44,7 см).
Напротив юго-западного угла церкви был похоронен один из защитников Севастополя, офицер 10 артиллерийской бригады, земский начальник Псковского уезда Борис Михайлович Шатилов. 22 июля 1763 года здесь, в загородном архиерейском доме, в возрасте 37 лет скончался псковский епископ Гедеон Криновский (Кринов). Он заболел по дороге из Санкт-Петербурга в Псков, был вынужден остановиться и, недолго проболев, скончался. В конце XVIII века церковь пришла в ветхость, службы в ней не производились. С XIX века церковь святого Пантелеймона была приписана к Снетогорскому монастырю. В середине XIX века церковь Святого Пантелеймона пришла в запустение. В начале 1880-х годов церковь Пантелеймона Дальнего была восстановлена благодаря энергии и щедрости Псковского губернатора М.Б. Прутченко. Вероятно, тогда же была построена небольшая островерхая колоколенка в псевдорусско-готическом стиле.
В 1904-1905 годах было построено здание школы псаломщиков. Это здание было построено по инициативе и на деньги псковского архиепископа Арсения. Автор проекта школы псаломщиков неизвестен. 1 октября 1905 года церковнопевческая «Арсеньевская» школа псаломщиков была открыта. 24 августа 1923 было принято первое постановление о закрытии церкви святого Пантелеймона. 5 октября 1923 года было принято окончательное постановление о закрытии Пантелеймоновой церкви. В мае прихожане ходатайствовали об открытии Пантелеймоновской церкви, однако 28 мая 1924 года их ходатайство было отклонено. 25 июня 1924 года церковь и имущество были переданы Псковскому уездному исполкому. Трест «Псковкирпич» обратился в Псковский окрисполком с ходатайством о передаче в егопользование строений бывшего Пантелеймонова монастыря.
16 марта 1930 года Псковский окрисполком принял постановление: «Помещения бывшегоПантелеймоновского монастыря в части, не занятой школой, передать в пользование кирпичного завода «Череха-Луковка». Строения монастыря сильно пострадали в ходе боевых действий во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Немцы организовали здесь склад, а затем взорвали. Колокольня стоит рядом с бугром, в котором погребены развалины храма. Во время Великой Отечественной войны рядом с монастырем проходила линия «Пантера», и в нескольких метрах от колокольни сохранился дот.
5 октября 2009 года Митрополит Псковский и Великолукский Евсевий дал благословение настоятелю псковского храма св. Александра Невского протоиерею Олегу (Тэору) на создание прихода св. Великомученика Пантелеймона в бывшем монастыре Пантелеймона Дальнего. Территория около монастыря находится в запущенном состоянии и восстанавливается силами храма Александра Невского. 30 июля 2013 года в монастыре Святого Пантелеймона Целителя (Дальнего) благодаря поддержке благотворителей из Москвы началась реставрация разрушающейся колокольни с воротами. 5 октября 2013 года на территории бывшего монастыря проводилась осенняя уборка. 27 марта 2014 года были привезены колокола для отреставрированной колокольни. Пять колоколов были изготовлены в Воронеже на средства благотворителей. На самом большом из колоколов изображен Святой Целитель Пантелеймон, вес колокола составляет 60 килограммов. В апреле 2014 года Псковская городская Дума проголосовала за предоставление православному храму Александра Невского в безвозмездное пользование объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой (Арсеньевская школа) нач. ХХ вв.». 30 апреля 2014 года в день Обретения мощей преподобного Александра Свирского Митрополит Псковский и Великолукский Евсевий с клиром храма святого Александра Невского совершил освящение колоколов для колокольни восстанавливающегося бывшего монастыря целителя Пантелеймона (Дальнего). Неподалеку находится и святой источник, который местные жители считают исцеляющим.
bibliopskov.ru

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?