Псков. Кафедральный собор Троицы Живоначальной.

Собор Святой Троицы. 1699 г.
Как считали наши предки, Собор во имя Святые Живоначальные Троицы послужил краеугольным камнем для основания сего города. Воздвигнут он был по велению Великой Равноапостольной княгини Ольги Российской в середине 10 века. Родом псковитянка, Ольга одной из первых на Руси приняла крещение. Тогда «прииде блаженная Ольга близ реки, глаголешая Пскова, и ста на устии той реки… И внезапно преславное видение виде светлыми лучами осиеваемо место оное, пророчествуя, глаголяше: на месте сем будет храм Пресвятые Троицы и град велик зело и славен будет…» Второй собор возвел в камне в 12 в. Всеволод-Гавриил, первый князь Пскова. Облик этого храма приблизительно можно представить по иконе с образом князя у алтаря в Троицком соборе (Всеволод-Гавриил писан в рост, держащим на ладони модель храма, который он подарил Богу и псковичам). Самым замечательным был третий Троицкий собор 1367 года, сыгравший важнейшую роль в развитии местной архитектурной традиции. Некоторые ученые считают его автором мастера Кирилла, воплотившего в Псковском градостроении идею церкви соборной как образа и подобия вышнего Иерусалима, небесного дома Святой Троицы.
Реконструкция собора говорит о 25 (!) его престолах (с храмами Довмонтова города), одноглавии мощного храма и 32 (!) скатах его перекрытия. Псковичи воспринимали свой город земным подобием Града Небесного («яко же Горний Иерусалим») и величали его Домом Святой Троицы. Нынешний Троицкий собор, четвертый по счету, построен в 1699 году в общерусских московских традициях: это многоярусный (72 метра), кафедральный, шестистолпный, пятиглавый храм, с тремя высокими апсидами, двумя приделами, галереями, подцерковьем (с храмом св. Серафима Саровского). Архитектурное решение достаточно строго: четкий объем храма, беленые стены, немного декора (в стиле «нарышкинского барокко» и яркие пятна псковских поливных изразцов — в первом ярусе). Несмотря на перестройки в 18 веке (крыльцо, контрфорсы, закладка галерей) и ремонт конца 19 века, собор сохранил первоначальное решение. Высок и затейлив иконостас в 7 (!) ярусов в интерьере храма. Замечательны многие иконы, в том числе: «Святая Троица», «Чирская Богоматерь» и прославленная «Псково-Покровская Богоматерь», недавно возвращенная на родину из Германии. Мощи псковских святых: Всеволода-Гавриила, Довмонта, юродивого Николки Салоса и других — хранятся в раке. В соборе и вокруг него — захоронения великих «мужей пскович». Святая Троица — настоящее сердце стольного града Пскова.
Колокольня Троицкого Собора 17–19 вв. Колокольня построена на месте древней башни «на Радчине всходе». Квадратная в плане, многоэтажная, завершена ярусными пролетами звона, декоративным ярусом башенных часов и шпилем с крестом. Верхние ярусы надстроены в 18–19 вв. Троицкий собор вместе с колокольней имеет значение центрального, заглавного элемента, высотной доминанты в градостроительной структуре Пскова, он остается кафедральным соборным действующим храмом.
По материалам издания Т.В. Шулакова, Л.Ю. Дудченко «Храмы Пскова».

Свято-Троицкий кафедральный собор находится на территории Кремля города Пскова. Собор является самым древним храмом в Пскове. Первым храмом, построенном на этом месте, была деревянная церковь, сооруженная в 10 веке на средства княгини Ольги. В конце 30-х годов 12 века на месте деревянного храма возникло каменное здание Троицкого собора с приделом во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Строительство собора было начато при князе Всеволоде-Гаврииле смоленскими строителями. Подклеть Троицкого собора стала местом погребения князей и священнослужителей. При соборе начали вести летописание. Новое каменное здание храма было воздвигнуто псковскими мастерами в 1365 году из местного известнякового материала. Церковь была построена с двумя приделами и тремя главками. В 1589 году при соборе была учреждена епископская кафедра.Нынешнее здание собора было построено в 1699 году по проекту предыдущего здания, но отличается от него высотой сооружения, которая составляет 72 метра. Построен храм в стиле московской архитектуры XVII века с двумя боковыми приделами, закрытой галереей. Двухэтажный храм венчают пять глав. В настоящее время в соборе четыре придела: главный престол во имя Святой Троицы; южный придел — во имя Казанской иконы Божией Матери; во имя благоверного князя Александра Невского и во имя преподобного Серафима Саровского Чудотворца, который был реставрирован в 1988 году. В честь тысячелетия крещения Руси главный купол собора был позолочен. Сейчас на колокольне собора имеется семь колоколов с надписями. Свято-Троицкий кафедральный собор является памятником республиканского значения и охраняется государством с 1960 года.
http://www.kaliningradgid.ru/architecture/

Свято-Троицкий кафедральный собор являет собой неизменный образ старого Пскова. Блеск его позолоченной главы виден далеко за пределами города, — особенно хорошо, если вы подъезжаете к Пскову по гдовской дороге, а также со Снятной или Соколиной горы. Собор является древнейшим храмом в Пскове и, по существу, с ним в древности отождествлялся сам город, который назывался Домом Святой Троицы, также как Новгород — Домом св. Софии, а Изборск — святителя Николая. Современное здание собора является четвертым по счету, однако каждый раз главный престол храма на том же, установленном в глубокой древности месте, освящался во имя Живоначальной Троицы. Место для храма было избрано самой равноапостольной Ольгой: ей, стоящей на берегу реки Великой, было явлено видение трех лучей над мысом, у слияния рек Великой и Псковы. На указанном месте по повелению Ольги был заложен первый деревянный Троицкий собор. В XII веке собор был возобновлен в камне, предположительно смоленскими строителями, — в те времена местная школа зодчества еще не сложилась. Перед Троицким собором находилась вечевая площадь — центр общественной жизни Пскова, здесь избирались посадники, призывались князья. В алтаре Троицкого собора хранился меч св. Довмонта-Тимофея, который вручался как благословение всем призываемым на псковский престол князьям. Сам св. Довмонт призывал свою дружину: «Братие мужи, потягнем за Святую Троицу!» — именно так псковичи формулировали свою патриотическую идею.
Именем Святой Троицы заключались союзные договоры о сотрудничестве и помощи между русскими княжествами, и скрепленные «крестным целованием» — клятвой на кресте, грамоты хранились в соборе. Подклет Троицкого собора стал местом погребения князей и священства, а впоследствии и псковских архиереев. При соборе велось летописание, хранился архив и казна.
В 1365 году было построено новое каменное здание собора, — на этот раз строительной артелью псковских мастеров, в полной мере овладевших искусством храмостроения. Храм был сооружен из местной известняковой плиты, с двумя приделами и тремя главами — во образ Святой Троицы. Предположительно, стены собора были расписаны фресками. С 1589 года при соборе была учреждена епископская кафедра. Ныне существующий четвертый каменный Троицкий собор строился 17 лет и был закончен в 1699 году. Он поставлен «по старой основе» предыдущего собора, но значительно отличается от него прежде всего своей высотой, достигающей 72-х метров. Вертикально вытянутый шестистолпный четверик увенчан пятью главами, символизирующими Христа и четырех Евангелистов, что соответствует традициям московской архитектуры XVII века.
Собор имеет два боковых придела и закрытую галерею, соединенную с притвором. В первом ярусе собора устроена церковь во имя преподобного Серафима Саровского, за алтарем которой находится усыпальница, сохранившаяся с древнейших времен. Иконостас Серафимовского придела расписан знаменитым иконописцем архимандритом Зиноном. Во второй ярус ведет крыльцо с широкой лестницей. Внутри собор поражает торжественным, уходящим вверх пространством. Шесть мощных столбов, несущих подпружные арки, теряются в высоте грандиозного интерьера, освещенного сверху тремя барабанами. Иконостас, современный храму, мерцает объемной позолоченной резьбой. Образы цветущего райского сада и его плодов — виноградной лозы, отягощенной крупными гроздьями, обрамляют ряды икон XVII века. Два верхних яруса иконостаса с изображением страстей Господних и венчающего всю композицию Распятия добавлены в середине XVIII века.
Чтимая святыня храма — рака с мощами святых угодников: святых благоверных князей псковских Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея, святого преподобномученика Иоасафа, игумена Снетогорского монастыря, святого блаженного Николая Христа ради юродивого, Псковского чудотворца. Особенно почитают псковичи чудотворную икону Богоматери Чирской, перенесенную в 1420 году крестным ходом в собор, в память об избавлении псковичей от моровой язвы. Обретение чудотворной иконы подтверждается псковскими летописями. Рядом с Троицким собором до революции существовал так называемый зимний Троицкий собор, освященный в память Благовещения Пресвятой Богородицы. Он был построен в 1836 году в стиле позднего классицизма по проекту архитектора Авраама Мельникова. Каждый год осенью в него крестным ходом переносили мощи св. Всеволода-Гавриила. Благовещенский собор был взорван в 1933 г.
В XVIII веке рядом с Троицким собором была воздвигнута соборная колокольня, которая ныне представляет собой единый ансамбль с главным храмом города.
В конце 20-х годов XX века Свято-Троицкий собор был закрыт, в нем был устроен музей истории религии и атеизма. Богослужения возобновлены в августе 1941 года с приходом в Псков Православной миссии из Риги. В настоящее время в соборе открыты для богослужений четыре придела: в верхнем ярусе — Троицкий, Казанский и Александро-Невский, в нижнем — Серафимовский.
http://culture.pskov.ru/ru/objects/object/213

Древний Псков, впервые упомянутый в летописях под 903 годом («Повесть временных лет»: «В год 6411 (903). Когда Игорь вырос, то сопровождал Олега и слушал его, и привели ему жену из Пскова, именем Ольгу»), именно как город начался с Троицкого собора, оттого-то Домом Святой Троицы всегда называли не только главный городской храм, но и сам Псков. Больше Троицких храмов на Руси до ХIV столетия не было, он являлся единственным в своём роде, уникальным. Уникальность эта сообщалась и пограничному Пскову, вопреки всем объективным условиям выжившему на «семи ветрах», в годы военных интервенций на Русскую землю. Согласно преданию, святая равноапостольная княгиня Ольга в 957 году решила навестить свою родину — село Выбуты, что в 12 километрах от современного Пскова. Передвигаться в те времена предпочитали водными путями — так было удобнее и безопаснее. Плывя по реке Великой, княгиня и её спутники решили сделать остановку напротив мыса у впадения в Великую реки Псковы. Встав на молитву, путешественники узрели чудо — на мыс на их глазах упали три ярких луча. Поражённая Ольга воскликнула: «На месте сем будет храм Пресвятые Троицы и град велики зело и славен будет!» Тогда же здесь был водружён дубовый крест, позже перенесённый в Троицкий собор. В 1609 году он погиб в пожаре, однако в 1623 году изготовили его копию, по сию пору украшающую соборный храм. Всё сбылось по предречённому. Вернувшись в Киев, Ольга отправила на север «много злата и серебра» для строительства Троицкого собора. Вероятнее всего, он появился в ближайшее время после «видения трёх лучей». Мы знаем о нём только, что был он деревянным, и больше ровным счётом ничего.
Нынешнему псковскому Троицкому собору — более трёхсот лет. Он — символ древнего русского города, средоточие его духовной жизни, и в качестве символа этот храм гораздо старше. Ведь у него на этом месте было три предшественника. Новый, четвёртый по счёту, Троицкий собор, уже ни одной четвёртой не напоминавший о классической псковской архитектуре, начали строить на старом же фундаменте в 1682 году — по чертежам, присланным из Москвы, и в полном соответствии со сложившейся к тому времени московской архитектурной традицией. Строительство шло довольно трудно. В первые шесть лет практически закончили здание, но тут случилась трагедия — своды со всей верхней частью обрушились. В 1691 году, стараниями тогдашнего митрополита Иллариона, строительство возобновили, но понадобилось ещё целых восемь лет, прежде чем оно было завершено. Освятили новый собор в 1699 году, хотя строительство ещё продолжалось. Новый соборный храм как бы манифестировал разрыв с архитектурой Псковской республики, ориентируясь на «державное» зодчество, однако кое в чём он своему предшественнику всё-таки наследовал. Высоко вознёсшись стройным пятиглавием над Псковским кромом и всем огромным в то время городом, Троицкий собор по-прежнему неистово устремлялся в небо, чётко обозначая духовную вертикаль тогдашней русской жизни. В знак уважения к древности и заслугам Пскова в нём учредили митрополию, и, таким образом, новый соборный храм ещё до своего освящения стал митрополичьей кафедрой. (Кафедральный статус Троицкий собор получил ещё в своём третьем «варианте», когда в 1589 году из Новгородской епархии выделили отдельную Псковскую епархию). Собственно, первый псковский митрополит Маркелл и инициировал строительные работы.
Троицкий собор часто посещали высокие особы, какие с удовольствием заглядывали в древний Псков. Многие российские самодержцы, начиная с Петра I, молились в Троицком соборе — и Екатерина II, и Павел I (будучи наследником престола), и Николай I, и Александр II, и Николай II… Для последнего Псков явился городом поистине трагическим — именно здесь, на железнодорожной станции, он был вынужден в 1917 году подписать своё отречение от престола. Троицкий собор, оставаясь центром «тишайшей» епархии (как и сам Псков — с 1776 года центром «тишайшей» губернии), занимался своим прямым делом — духовным просвещением местных жителей и служением Богу.
Неспешно шли ремонты и поновления — когда удачные, когда не очень. Случались и беды. В 1770 году во время неосторожного ремонта главы загорелась кровля. И сгорела. К слову, об облике. В целом Троицкий собор к нашему времени сохранил свой первоначальный вид; в частности же — некоторая модернизация всё-таки имела место быть: причём дважды. Первая из них как раз и относится к ремонту 1770 года. Тогда тревогу архирея вызвали трещины, появившиеся из-за неравномерной осадки основного объёма и опоясывающей его галереи. В результате — галереи нижнего этажа заложили кирпичом, после чего укрепили стены контрфорсами. Исследователи по сию пору спорят, насколько целесообразной была реконструкция, ведь после неё соборное здание явно потеряло в «лёгкости», как бы осело на землю, несколько исказив «вертикальную» идею создателей храма. В ходе второго большого ремонта, который пришёлся на рубеж ХIХ-ХХ веков, изменило свой «лик» входное крыльцо — и снова не к лучшему. Видимо, желая сделать подъём в верхний храм более удобным (33 ступени), крыльцо заменили на более пологое. Комфорта богомольцам, несомненно, прибавилось, но вот эхо ХVII века, которым звучало прежнее крыльцо с его крутизной и высокими ступенями, после этого навсегда умолкло. К тому же отныне нижняя площадка нового крыльца буквально упёрлась в крепостную стену, что выглядит не слишком эстетично.
Один из лучших знатоков псковского зодчества Ю.П. Спегальский весьма скуп в своих оценках Троицкого собора. Признавая его «простую и смелую композицию и крупный масштаб, придающие ему внушительность», исследователь тем не менее замечает: «Нет в нём ни уникальности старого собора, единственного в своём роде здания, не похожего ни на какое другое на свете, ни его теснейшей связанности со всей архитектурой средневекового Пскова». Что касается собственно архитектурных особенностей здания, то перечислять их недолго. Перед нами — стройная двухэтажная шестистолпная постройка с основным кубическим четвериком, увенчанным традиционным для московского зодчества ХVII века пятиглавием (оно заметно сдвинуто к востоку относительно центральной точки здания) и опоясанным с трёх сторон высокой галереей, в южном и северном рукавах которой устроены приделы — они обозначены башенками с небольшими главками. На второй этаж ведёт крутая лестница, начинающаяся от самой крепостной стены. Собор выстроен, — в отличие от традиционных псковских храмов, на которые шёл неотёсаный известняк, делавший их стены неровными, с прихотливой игрой светотени, — из тёсаных плит известняка, то есть плоскости его фасадов, геометрически правильны. Монотонность такого построения взрывается умелым, хотя и скупым использованием ряда декоративных элементов. Стены разделены лопатками: с южной и северной сторон — на четыре части; с восточной и западной — на три. Каждое членение фасада завершают двухлопастные арки. Все окна украшены наличниками двух видов; современные строительству собора наличники сохранились в основном на апсидах и представляют собой крупнорельефные двухъярусные композиции. Сами сильно уплощённые апсиды основного здания понижены относительно высоты основного объёма в два раза. Окна на южном и северном фасадах Троицкого собора, тяготеющие к как бы универсальной «старине», украшены наличниками, выполненными во время большой реставрации храма на рубеже ХIХ-ХХ веков: они образованы двумя псевдопилястрами, соединёнными сверху арками с пирамидальным (верхний ряд) и крестообразным (нижний ряд) узорами. Ю. Спегальский считал, что такая орнаментация в ложном «византийском» духе «внесла в декор, и без того не совсем выдержанный, ещё больший разнобой». По стенам галереи, под окнами верхнего яруса, тянется фриз, состоящий из поливных многоцветных изразцов с изображением «вазонов» и «розеток», которые выполнены четырьмя красками на традиционном зелёном фоне. Среди нынешних изразцов насчитывается 47 подлинных, то есть относящихся к периоду строительства храма. Остальные были изготовлены в 1980-е годы.
Сдвиг глав Троицкого собора на восток объяснялся просто — восточные главы располагались над жертвенником и дьяконником и позволяли лучше осветить зоны, где происходило основное богослужебное действие. Любопытно, что сейчас восточные главы собора ничего не освещают, они являются глухими, их оконные проёмы — своеобразный муляж. Первое, что поражает при входе в собор — это его высота. Всё здесь словно взмывает вверх — вместе с шестью квадратными в плане столпами. Этой устремлённости ввысь, помимо собственно конструктивных особенностей основного объёма, способствуют два фактора: во-первых, прекрасная, благодаря двум ярусам больших окон, освещённость Троицкого собора, и во-вторых, то, что белые стены его — уж не знаем, насколько принципиально, — никогда не были покрыты росписями, то есть взгляд, бегущий вслед за почти навязчивыми вертикалями храмового пространства, уже ничто не останавливает. В юго-западном углу четверика в стене устроена каменная винтовая лестница, ведущая на хоры.
Троицкий собор — шестипрестольный: слева от центрального Троицкого престола находится придел во имя свтого благоверного князя Всеволода (Гавриила), справа — придел во имя святой равноапостольной княгини Ольги. В северном рукаве галереи — придел во имя святого благоверного князя Александра Невского, в южном — придел в честь Казанской иконы Божией Матери. В высоком же подклете, где когда-то хоронили псковских князей и архиреев, устроен придел во имя преподобного Серафима Саровского. Главное украшение интерьера собора — позолоченный семиярусный иконостас, современный строительству храма. Известно, что окончен он в начале 1700-х годов, и это ещё один аргумент в пользу более поздней датировки освящения собора, так как храмы обычно освящались уже с готовыми иконостасами. Иконы для иконостаса писали мастера московской Оружейной палаты, имена их остались неизвестны. А руководил артелью иконописец Фёдор Васильев. Резчики использовали здесь мотивы виноградной лозы, виноградных гроздьев и листьев, цветы, створы раковин, акантовые листья, смоквы, груши… Из элементов ордера применены колонны, полуколонны, пилястры, карнизы, балясины, «наложенные» на архитектурную основу, как декоративные украшения. Высота храма — 72 метра; в прошлые времена его было видно более чем за шестьдесят километров.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №134, 2015 г.

Крупнейшим памятником псковского зодчества второй половины ХIV века был не дошедший до нас Троицкий собор, возведённый в 1365-1367 годах на старой основе здания ХII века. Известный нам по весьма точному рисунку конца ХVII века собор сохранял существенные особенности композиции храма конца ХII века: ярусность объёма, пониженная западная часть (нартекс), притворы с трёхлопастными фасадами и подчёркивавшие динамику здания пучковые пилястры. Угловые своды в четверть окружности были опущены, так что центральные закомары фасадов резко поднимались кверху. Постамент под барабаном, видимо, отвечающий повышенным подпружным аркам, высоко поднимал главу, имевшую сравнительно небольшой размер. Сделанная значительно позже деревянная кровля органически вошла в сложный силуэт собора, основной четверик которого приобрёл шестнадцатискатное покрытие. Позже к восточным углам собора примкнули симметричные приделы в виде маленьких храмиков с восьмискатной кровлей. Таким образом, зодчий этого храма продолжил творческую переработку крестово-купольной системы, начатую русскими мастерами ещё на рубеже ХII-ХIII веков, и как бы предвосхитил композиционные приёмы русского зодчества ХVI века. Последующая история Пскова более не выдвигала перед архитектурой задач такого масштаба и идейного значения.
Из книги: «История Русского искусства». Том 1. — Москва: «Изобразительное искусство», 1991

Свято-Троицкий кафедральный собор являет собой неизменный образ старого Пскова. Блеск его позолоченной главы виден далеко за пределами города, — особенно хорошо, если вы подъезжаете к Пскову по гдовской дороге, а также со Снятной или Соколиной горы. Собор является древнейшим храмом в Пскове и, по существу, с ним в древности отождествлялся сам город, который назывался Домом Святой Троицы, также как Новгород — Домом св. Софии, а Изборск — святителя Николая. Современное здание собора является четвертым по счету, однако каждый раз главный престол храма на том же, установленном в глубокой древности месте, освящался во имя Живоначальной Троицы. Место для храма было избрано самой равноапостольной Ольгой: ей, стоящей на берегу реки Великой, было явлено видение трех лучей над мысом, у слияния рек Великой и Псковы. На указанном месте по повелению Ольги был заложен первый деревянный Троицкий собор. В XII веке собор был возобновлен в камне, предположительно смоленскими строителями, — в те времена местная школа зодчества еще не сложилась.
Перед Троицким собором находилась вечевая площадь — центр общественной жизни Пскова, здесь избирались посадники, призывались князья. В алтаре Троицкого собора хранился меч св. Довмонта-Тимофея, который вручался как благословение всем призываемым на псковский престол князьям. Сам св. Довмонт призывал свою дружину: «Братие мужи, потягнем за Святую Троицу!» — именно так псковичи формулировали свою патриотическую идею.
Именем Святой Троицы заключались союзные договоры о сотрудничестве и помощи между русскими княжествами, и скрепленные «крестным целованием» — клятвой на кресте, грамоты хранились в соборе. Подклет Троицкого собора стал местом погребения князей и священства, а впоследствии и псковских архиереев. При соборе велось летописание, хранился архив и казна.
В 1365 году было построено новое каменное здание собора, — на этот раз строительной артелью псковских мастеров, в полной мере овладевших искусством храмостроения. Храм был сооружен из местной известняковой плиты, с двумя приделами и тремя главами — во образ Святой Троицы. Предположительно, стены собора были расписаны фресками. С 1589 года при соборе была учреждена епископская кафедра.
Ныне существующий четвертый каменный Троицкий собор строился 17 лет и был закончен в 1699 году. Он поставлен «по старой основе» предыдущего собора, но значительно отличается от него прежде всего своей высотой, достигающей 72-х метров. Вертикально вытянутый шестистолпный четверик увенчан пятью главами, символизирующими Христа и четырех Евангелистов, что соответствует традициям московской архитектуры XVII века.
Собор имеет два боковых придела и закрытую галерею, соединенную с притвором. В первом ярусе собора устроена церковь во имя преподобного Серафима Саровского, за алтарем которой находится усыпальница, сохранившаяся с древнейших времен. Иконостас Серафимовского придела расписан знаменитым иконописцем архимандритом Зиноном. Во второй ярус ведет крыльцо с широкой лестницей.
Внутри собор поражает торжественным, уходящим вверх пространством. Шесть мощных столбов, несущих подпружные арки, теряются в высоте грандиозного интерьера, освещенного сверху тремя барабанами. Иконостас, современный храму, мерцает объемной позолоченной резьбой. Образы цветущего райского сада и его плодов — виноградной лозы, отягощенной крупными гроздьями, обрамляют ряды икон XVII века. Два верхних яруса иконостаса с изображением страстей Господних и венчающего всю композицию Распятия добавлены в середине XVIII века.
Чтимая святыня храма — рака с мощами святых угодников: святых благоверных князей псковских Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея, святого преподобномученика Иоасафа, игумена Снетогорского монастыря, святого блаженного Николая Христа ради юродивого, Псковского чудотворца. Особенно почитают псковичи чудотворную икону Богоматери Чирской, перенесенную в 1420 году крестным ходом в собор, в память об избавлении псковичей от моровой язвы. Обретение чудотворной иконы подтверждается псковскими летописями.
Рядом с Троицким собором до революции существовал так называемый зимний Троицкий собор, освященный в память Благовещения Пресвятой Богородицы. Он был построен в 1836 году в стиле позднего классицизма по проекту архитектора Авраама Мельникова. Каждый год осенью в него крестным ходом переносили мощи св. Всеволода-Гавриила. Благовещенский собор был взорван в 1933 г.
В XVIII веке рядом с Троицким собором была воздвигнута соборная колокольня, которая ныне представляет собой единый ансамбль с главным храмом города.
В конце 20-х годов XX века Свято-Троицкий собор был закрыт и в нем был устроен музей истории религии и атеизма. Богослужения возобновлены в августе 1941 года с приходом в Псков Православной миссии из Риги. В настоящее время в соборе открыты для богослужений четыре придела: в верхнем ярусе — Троицкий, Казанский и Александро-Невский, в нижнем — Серафимовский.
Иконостас Троицкого собора
Время создания иконостаса Троицкого собора относится ко времени постройки храма. Иконы пяти ярусов — местного, праздничного, деисусного, пророческого и праотеческого чинов — датируются концом XVII века. Они выполнены профессиональными художниками, близкими школе Оружейной палаты Московского Кремля, и сочетают древнерусские традиции с достижениями западноевропейской живописи. Два верхних яруса иконостаса, с изображением Страстей Господних и венчающее всю композицию Распятие с предстоящими, добавлены в середине XVIII века. За все время своего существования были реставрированы только нижние ряды иконостаса как следствие серьезной работы по разминированию Собора после отхода немецко-фашистских войск из Пскова. Также датируются иконы на пилонах храма. Они всецело принадлежат религиозному искусству нового времени и далеки от древнерусского канона. Многие отличаются высокими художественными достоинствами.
Под кровлей храма собраны шесть церковных престолов. На втором этаже размещены: основной престол во имя Святой Троицы, придельные церкви во имя св. кн. Ольги, св. благ. кн. Всеволода-Гавриила, св. благ. вел. кн. Александра Невского и Казанской иконы Божией Матери. В подцерковье находится усыпальница псковских архиереев и князей. В 1903 году здесь была устроена церковь во имя св. преп. Серафима Саровского чудотворца.
Особо почитают псковичи Чудотворную Чирскую икону Божией Матери. На иконе есть надпись: «Сия чудотворная Пресвятая Богородицы икона перенесена в сей Псковский Кафедральный Собор с подобающим крестным ходом из Псковской же Чирской волости в 1420 году во время трехдневного течения из очей Ея слез и свирепствовавшей во граде Пскове и пределах его моровой язвы». Обретение чудотворной иконы подтверждается псковскими летописями.
Другой особо почитаемый образ — Чудотворная храмовая икона XVI века «Святая Троица с деяниями». В середине иконы «Гостеприимство Авраама», в клеймах ветхозаветные сюжеты, прообразующие жертвенную миссию Христа Спасителя. На южной стене Троицкого Собора в деревянном киоте с резными изображениями Ангела, Орла, Тельца, Льва символами четырех евангелистов Матфея, Иоанна, Луки и Марка находится икона Псковской Божией Матери. В 1848 году молитвенным заступничеством Матери Божией по совершении молебнов о здравии исцелилась смертельно больная жена купца Петра Барзова.
В 1998 году обновилась и обильно замироточила старинная икона вмч и целителя Пантелеимона. Это событие произошло за две недели до того, как Честную Главу святого привезли в Санкт-Петербург для поклонения православных христиан. В 2004 году 9 августа икона вновь мироточила в день памяти вмч. И целителя Пантелеимона.
В 2001 году чудесным образом вернулась во Псков Чудотворная икона Божией Матери «Псково-Покровская». В 1581 году, во время осады Пскова войсками польского короля Стефана Батория, было видение старцу Покровского мужского монастыря Дорофею Пресвятой Богородицы с предстоящими Псковскими Небесными покровителями, после чего войска бежали от стен города. По этому событию была написана икона Божией Матери «Псково-Покровская». Она была утрачена во время Великой Отечественной войны. В сентябре 2001 года Президент Российской Федерации В.В. Путин, после возвращения из Германии, где ему была вручена Псковская святыня, и Святейший патриарх Алексий II передали Псково-Покровскую икону.
http://culture.pskov.ru/ru/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?