Собор Рождества Иоанна Предтечи Ивановского монастыря, 1-я пол. 12 в., ул. Горького, 1
Иоанно-Предтеченский девичий монастырь был основан в 1240 году княгиней Ефросиньей Рогволдовной — теткой известного псковского князя Довмонта. Под именем Евпраксиньи она стала первой игуменьей монастыря; погребена здесь же, в Иоанновском соборе, который с того времени стал усыпальницей псковских княгинь, (а много позднее, в 19 в., и губернаторов города). В 1921 г. монастырь был закрыт. Богослужения возобновились через 70 лет, в 1991 году. Реставрации: 1948-1949 гг. (архитектор П. Н. Максимов), 1978-1991 гг. (С. П. Михайлов, открывший фрагменты живописи 12 века).
В архитектурном отношении собор уникален: это единственный базиликальный, трехнефный, трехапсидный храм в Пскове, относящийся, как и мирожский, к древним, домонгольским временам. Позакомарное покрытие, три главы шлемовидной формы, шесть столпов в интерьере указывают на новгородскую домонгольскую школу. (Псковские — двухпролетная звонница и притвор — появились позднее). В интерьере — также редкие для псковской традиции — 6 столпов и пониженные подпружные арки. В декоре используется аркатурный пояс на барабане; загадочны круглые (!) окна в восточной части четверика — таинственные иллюминаторы на этом древнем корабле веры. Он построен с небольшим отступом от берега реки Великой, против впадения в неё Псковы.
По преданию, монастырь основан около 1240 года местночтимою княгиней Ефросиньей, в иночестве Евпраксией. Благоверная княгиня, дочь полоцкого князя Рогволда Борисовича и тётка князя Довмонта, была в супружестве за князем-авантюристом Ярославом Владимировичем, который являлся сыном Псковского князя Владимира Мстиславовича. Ефросинья была отвергнута злым супругом, который то воевал против немцев, то дружил с ними, наконец ушёл к рыцарям и там женился на Лифляндке. Жизнь её была трагической, видимо, не от большого счастья она постриглась в монахини, построив во Пскове Ивановскую обитель, она стала и первой его настоятельницей. Позже Ярослав вызвал её на свидание в ливонский городок Одемпе (Медвежью голову), где она была убита своим пасынком-полунемцем, сыном Ярослава от немки. Её погребли в Пскове, в соборе Ивановского монастыря и с тех пор он сделался усыпальницей псковских княгинь. Здесь были погребены княгиня Мария, жена псковского князя Довмонта — внучка Александра Невского. Также и княгиня Наталья — невестка князя Довмонта, жена его сына Давида. В 1487 году здесь были похоронены умершие от мора жена и сын князя Ярослава Стриги-Оболенского. В 1811 году в приделе собора, снесённом при реставрации, был погребён псковский вице-губернатор Самуил Самуилович Фигнер — отец знаменитого героя Александра Фигнера — командира «Мстительного легиона» партизанского отряда времён Отечественной войны 1812 года. Младший брат знаменитого партизана ушёл из Пскова в действующую армию, когда ему было 16 лет. Он отличился в сражении при Бородино, а позже вступил в партизанский отряд своего брата.
В музее Пскова хранится потир (высокая украшенная эмалью чаша) из Ивановского монастыря — дар вдовы Александра Фигнера в память своего мужа. Как Мирожский, Ивановский монастырь часто страдал от вражеских нашествий, особенно в 1615 году, когда он находился в руках шведского короля Густава-Адольфа. Они приспособили собор под склад. Однажды в нём произошёл взрыв, но собор сохранился.
Т.В. Шулакова, Л.Ю. Дудченко «Храмы Пскова»
Иоанно-Предтеченский собор был построен по заказу князей Пскова, основавших здесь монастырь. В древности храм служил местом погребения княгинь, а иногда и других членов семейств псковских князей или наместников. Дата его возведения неизвестна. В исторических источниках он впервые упоминается только под 1243 годом. По мнению псковского реставратора И. И. Лагунина, заказчиком Иоанновского собора выступил один из видных политических деятелей Руси второй четверти — середины ХII века Святополк Мстиславич, внук Владимира Мономаха. Святополк, в крещении — Иоанн, был тесно связан с Псковом, после смерти своего брата Всеволода в течение нескольких лет он занимал псковский престол, затем княжил в Новгороде. И. И. Лагунин склонен связывать с именем Святополка не только постройку Иоанновского собора в Завеличье, напротив кремля, но также и возведение (или завершение строительства) главного Троицкого собора Пскова: «Такая самостоятельность князя и резкий рост авторитета Пскова в Новгородской федерации, — пишет он, — возможно, и послужили причиной конфликта князя с новгородцами, в результате которого он был изгнан и намеренно забыт».
Иоанно-Предтеченский собор, замечательный памятник домонгольской архитектуры, неоднократно привлекал к себе внимание виднейших учёных. Изучением и реставрацией храма занимались такие знаменитые археологи, исследователи архитектуры и реставраторы, как И. Э. Грабарь, В. Д. Белецкий, Г. М. Штендер, Л. И. Комеч, Ю. П. Спегальский. Общепринятая дата основания собора — начало 1140-х годов. Однако существует мнение, несколько удревняющее историю храма в честь Рождества Иоанна Предтечи. Так, архитектор-реставратор С. П. Михайлов датировал постройку 1124-1127 годами. Если данное предположение верно, то Иоанновский собор следует признать древнейшим сохранившимся зданием Пскова. В домонгольский период русской истории на строительство крупного каменного храма обычно уходило от четырёх до шести лет, что установлено подсчётами исследователя средневековой архитектуры П. А. Раппопорта. В первой половине ХII века строители работали в Новгороде и Пскове с такой же скоростью, как и в других городах. Однако во второй половине ХII века дело пошло быстрее: небольшие размеры храмов и их упрощённые формы позволили возводить церкви за два сезона или даже за один.
При возведении Иоанновского собора были применены некоторые приёмы, не характерные для предшествующего времени, но вполне вписывающиеся в строительные принципы ХII века. Так, если в первое столетие существования на Руси каменного зодчества лестницы для подъёма на хоры располагались в башнях, примыкающих к основному объёму здания, то в ХII столетии их начинают размещать в толще стен церкви. Наиболее ранний пример такой лестницы известен в соборе Елецкого монастыря в Чернигове, возведённом в самом начале ХII века. В нём лестница была устроена в западном членении северной стены. Так же устроены лестницы киевской Кирилловской церкви, Успенского собора Старой Рязани. Ещё чаще лестницу делали в северном членении западной стены храма. Примерами могут служить соборы Бориса и Глеба в Чернигове, Петра и Павла в Смоленске, Благовещения в Витебске, Спасская в полоцком Евфросиньевом монастыре. В этот список входит и псковский Иоанновский собор, но следует заметить, что среди памятников новгородского зодчества больше ничего подобного мы не найдём. Позднее, примерно с 60-х годов ХII века, здесь установилась традиция размещать лестницу не в северном, а в южном членении западной стены. Замена широкой и пологой лестницы в лестничной башне, ведущей на хоры, узкой и крутой лестницей в толще стен, вероятно, объясняется желанием удешевить стоимость постройки.
Типично новгородский приём был использован неизвестными авторами Иоанновского собора при создании самих хор. Речь идёт о системе балок, которые традиционно применялись для устройства хор в новгородском зодчестве. Впрочем, обычно на них опиралось среднее членение хор (Староладожские Георгиевская и Успенская церкви) — в соборе же Рождества Иоанна Предтечи, как и в церкви Спаса на Нередице, балки поддерживают все хоры. Ещё одним архитектурным новшеством, введённым строителями Иоанновского собора, явилось изменение принципов создания полов. В это время вышли из употребления мозаичные и шиферные полы и получили широкое распространение полы из керамических плиток. Кроме того, стали применяться известковые полы из кирпича и из каменных плит. Известковые полы представляют собой хорошо затёртый слой раствора (большей частью это специальный, очень прочный мелкозернистый раствор, состоящий из извести и мелкотолчёного кирпича или известняка) небольшой толщины — около одного- двух сантиметров; под ним, как правило, лежит более грубый слой раствора. Коренастый, прочно вросший за девять веков своей истории в землю, лишённый богатых украшений Иоанно-Предтеченский собор, возможно, не так радует глаз, как другие знаменитые памятники русского культового зодчества. Однако строгий минимализм этой церкви, стоящей на берегу реки Великой, свидетельствует об ином великолепии — доступной и понятной «проповеди в камне», составляющей задачу любого христианского храма.
Первые столетия истории храма «съедены» безжалостным течением времени. С середины ХIII века уже имеются письменные источники, говорящие о том, что Иоанновский храм являлся собором одноимённого монастыря. По преданию, монастырь вокруг храма основан около 1240 года святой благоверной княгиней Евфросиньей, в иночестве Евпраксией. В 1243 году, после мученической смерти в городке Оденпе (Одемпе), на землях современной Эстонии, она была погребена в соборном храме созданного ею монастыря — у северной стены, рядом с амвоном. С тех пор Иоанновский храм стал усыпальницей псковских княгинь. В последней четверти ХIII века он находился под покровительством прославленного князя Довмонта. Здесь обрели своё последнее пристанище княгиня Мария, внучка Александра Невского и жена Довмонта, княгиня Наталия — невестка Довмонта, супруга его сына Давида. В 1487 году «князь Ерослав преставися во Пскове, и положиша его у святыа Троици, также и княгиня его и сын его преставися и положении у святаго Иоана на Завеличьи». Речь идёт о представителях знаменитого рода Оболенских, уже с конца ХIV века находившихся на службе великих князей Московских. Ярослав Стрига-Оболенский являлся псковским наместником, направленным сюда Иваном III. Считается, что наместник и его семья погибли в 1487 году от морового поветрия, чёрной тенью тогда накрывшего Псков. Ярослав упокоился в псковском кафедральном соборе во имя Троицы Живоначальной, а жена и сын — в храме Рождества Иоанна Предтечи.
После присоединения Пскова к Москве в 1510 году великий князь Василий III жалованной грамотой освободил крестьян Иоанновской обители от местного суда. Впоследствии эту грамоту подтверждали другие русские государи. Монастырь получил право обращаться непосредственно к ним по судебным делам. В 1581 году, во время осады Пскова войсками Стефана Батория, Иоанновский монастырь был разграблен поляками. В 1615 году город штурмовали уже шведы, предводительствуемые королём Густавом II Адольфом. Тогда незванные гости устроили в обители «шведский магазин», то есть склад. В правление Михаила Фёдоровича Романова Иоанно-Предтеченский монастырь, пришедший в упадок после событий конца ХVI — начала ХVII веков, был возобновлён. 28 марта 1623 года царь Михаил от своего имени и от имени Патриарха Филарета дал обители льготную грамоту. Подтверждение всех своих прав на владения монастырь получал от царей Алексея Михайловича и Петра Алексеевича.
После секуляризационной реформы 1764 года материальное положение Иоанно-Предтеченской обители стало тяжёлым, несмотря на то, что в соответствии с монастырскими штатами её отнесли ко второму классу. Монастырь считался «знатнейшим из числа женских монастырей Псковской епархии», в него переводили монахинь из упразднённых обителей, к нему приписали церкви, бывшие до 1764 года монастырскими: Ильинскую (Ильи Сухого) на Завеличье и Стефановскую (бывшего мужского монастыря с. Луга). В 1811 году в приделе Иоанновского собора, снесённом в ходе реставрации после Великой Отечественной войны, был погребён псковский вице-губернатор Самуил Самуилович Фигнер, отец героя Отечественной войны 1812 года Александра Фигнера.
С 1840 по 1842 год, согласно указу Псковской духовной консистории, причт монастыря состоял из двух священников, одного диакона и двух причетников. В 1842 году должность диакона «сократили». Определением Святейшего Синода от 21 декабря 1884 года разделение священников на настоятелей и помощников было упразднено. 9 июля 1878 года монастырь посетили великие князья Константин Константинович, Дмитрий Константинович, Сергей и Павел Александровичи. В 1910 году здесь останавливалась великая княгиня Елизавета Фёдоровна. До революции Иоанновский собор окружало небольшое кладбище, служившее для погребения монашествующих, а за особое пожертвование в пользу монастыря, хоронили и мирян.
В начале ХХ века обитель была благоустроена, храмы отремонтированы, появились новые жилые помещения и необходимые службы. В 1913-1914 годах в обители проживали 25 монахинь, 47 рясофорных послушниц и 32 послушницы-белицы. С установлением советской власти монастырь заняли красноармейцы. Сёстрам оставили только два маленьких дома, при этом было реквизировано всё монастырское имущество. Вопрос о ликвидации Иоанно-Предтеченской обители поднимался в феврале 1921 года — тогда предполагалось устроить здесь колонию для беспризорных детей. Этот план осуществлён не был. Летом 1923 года состоялась передача помещений обители в ведение предприятия «Пролетарий». Иоанновский собор предназначался под клуб, остальные помещения должны были стать общежитием, в кельях произвели соответствующий ремонт. Монастырское имущество, представлявшее художественную ценность, передавалось в музей, всё остальное — в распоряжение местных органов власти. В марте 1924 года с собора сняли и отправили на переплавку колокола, а 28 мая газета «Псковский набат» сообщила, что «снят последний крест Ивановского монастыря, превращённого в клуб и общежитие завода». Одновременно, 16 мая 1924 года, постановлением губисполкома было закрыто для захоронений кладбище при обители, которое через тринадцать месяцев было срыто с лица земли. В 1930-е годы Иоанновский собор использовался, по некоторым данным, как гараж, затем его последовательно приспосабливали под склад типографии, хранилище торфа и музей. В годы Великой Отечественной войны храм сильно пострадал, почти все пристройки были разрушены.
С конца 1940-х годов началась реставрация церкви — в соответствии с проектом архитектора П. М. Максимова. Тогда приняли решение восстановить покрытие глав собора и основного объёма храма в формах, близких к первоначальным; приделы во имя апостола Андрея Первозванного и преподобного Серафима Саровского при этом не воссоздавались. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года собор был взят под охрану государства как памятник республиканского значения. В 1978 году, во время очередных реставрационных работ, в одной из ниш западной стены храма, расположенных на уровне хоров и, возможно, служивших для уединённой молитвы, обнаружили тайник, включавший около 70 предметов, в том числе небольшие келейные иконы. Среди них особую ценность имела икона византийского письма ХIV века и ряд икон псковской школы иконописи ХV столетия.
В 1991 году Иоанновский собор вернули Русской Православной Церкви, и 7 июля здесь прошло первое богослужение. С 2007 года Иоанновский собор стал подворьем Иоанно-Богословского Савво-Крыпецкого монастыря. В апреле 2009 года на звонницу храма подняли шесть новых колоколов общим весом около 500 килограммов. 20 августа 2012 года Министерство Культуры России издало приказ «Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения «Собор Иоанна Предтечи Ивановского монастыря, 1240 г.» и его регистрации в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации». Следует обратить внимание, что документ предлагает 1240 год в качестве официальной даты основания храма.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №19, 2013 г.
Собор в честь Рождества Иоанна Предтечи в Завеличье — шестистолпный, трёхапсидный и трёхкупольный. Его здание вытянуто по оси «запад-восток». Вертикально расчленённые фасады четверика завершаются округлыми закомарами, соответствующими внутренним формам храма и определяющими характер покрытия. Основная глава с объёмным световым барабаном смещена к востоку от центра. Две малые главки, поставленные ближе к западной стене, хорошо уравновешивают верхнюю часть собора. Все три главы украшены подкарнизными закомарными поясами, выступающими за основную поверхность барабанов. С алтарной стороны к фасаду пристроены три полукруглые, правильно расположенные апсиды, имеющие гладкие наружные поверхности. Минимальное число украшений создаёт ощущение скудости внешнего наряда храма. Однако общая композиция сооружения — угловые понижения покрытия, дополнительные световые главы, округлые элементы завершений фасадов, выступы апсид — делает его силуэт весьма живописным. Следствием малой высоты храма было размещение в нём окон в один ряд, что в свою очередь давало ясное представление о небольших размерах здания, как и иное, чем в ранней новгородской архитектуре, соотношение между размерами плоскостей стен и проёмов: окна расположены в два ряда лишь на западных пряслах боковых фасадов, но изнутри хоры не позволяют видеть их одновременно. Западная пристройка-притвор, вытянутая вдоль фасада, относится к ХVII веку и представляет собой остатки пристроек, которыми обычно обрастали древние псковские церкви с течением времени.
Знаток псковской архитектуры Ю. П. Спегальский отмечал, что архитектурные особенности тесно роднят Иоанновский собор с новгородскими храмами ХII века. При этом исследователь подчёркивал: «Конечно, не могли не существовать местные отличия. Приезжие мастера тоже вынуждены были считаться с условиями Пскова и вносить некоторые изменения в привычные приёмы. Ивановский собор, конечно, не точное повторение новгородских соборов — сравнительная бедность заказчика сказалась хотя бы в его небольшой высоте». Нынешняя обмазка и побелка собора не соответствуют его первоначальным формам. С ними в своё время сочеталась отделка каменных поверхностей розовой цемяночной обмазкой, оставлявшей в некоторых местах на виду красные плинфы (кирпичи), которые очень оживляли фасады. По сути, единственным элементом «внешнего» декора Иоанновского собора являются простые арочные пояски трёх его барабанов. Они расположены в их верхней части, под горизонтальным свесом кровли куполов. Если в более ранних постройках декоративное убранство фасадов добавляло храмам величия, определявшегося пропорциями здания и ритмом его основных элементов, то зодчий Иоанновского собора подчеркнул простоту и «безыскусность» своей постройки почти полным отказом от декорировки фасадов и, в частности, от увенчания её барабанов кокошниками, повторявшими в меньших размерах очертания закомар.
В псковской архитектуре применялся происходящий из Византии способ покрытия кровли прямо по сводам. Иоанновский собор, как и большинство других русских храмов Средневековья, в синодальную эпоху обрёл новую кровлю — четырехскатную. После войны реставраторы восстановили первоначальный вид кровли. В настоящее время собор покрыт листовым железом. Особые сооружения для размещений храмовых колоколов — звонницы — являются отличительной чертой именно псковской архитектуры. Звонница собора Рождества Иоанна Предтечи — двухпролётная, как и большинство других звонниц; покрыта фронтончиками, поднимающимися над арочной перемычкой каждого пролёта. Пристроена к зданию в ХVI веке.
Внутреннее пространство Иоанновского собора делится шестью столпами на три нефа, завершающихся в восточной части алтарными выступами. Западная часть храма имеет деревянные, П-образные в плане хоры. Своды покрыты по закомарам. Крайние западные столпы — круглые в плане, следующие за ними — восьмигранные, а восточные, стоящие на границе четверика храма и алтарной части, — четырёхгранные. Реставратор П. Н. Максимов подчёркивал: «Западные столбы здесь уподобляются малым столбам под хорами соборов ХI века, а восточные имеют меньше вертикальных линий, чем крестообразные в плане столбы более ранних храмов. Пропорции столбов и проёмов между ними стали более приземистыми, так как высота этого здания в два с половиной раза меньше, чем Николо-Дворищенского или Юрьевского соборов (при уменьшении ширины и длины примерно в полтора раза). Кроме того, здесь нет лопаток на внутренних поверхностях, а своды под хорами заменены простым горизонтальным деревянным настилом, опирающимся на верхние, квадратные в плане части четырёх западных столбов».
Дневное освещение собора в древности осуществлялось за счёт окон, расположенных в его стенах, а также барабанов. Все три барабана собора — световые. Окна собора не образуют горизонтального ряда, проходящего по всем стенам. Окна среднего и поперечного нефов размещены выше, чем окна боковых частей, а эти последние — выше окон апсид. Такое расположение окон придаёт интерьеру храма живописность, а равномерная освещённость всех его частей делает его более ясным и «домашним». В соборе насчитывается четыре типа окон: прямые щелевидные с раструбом, люкарны с конической средней частью и прямоугольным внутренним раструбом. Круглые окна-люкарны, открытые в 1978 году, не имеют аналогов в домонгольских памятниках Руси. Кладка стен — характерная новгородская, представляет собой смешанный тип из каменного плитняка и плинфы. В кладке парусов центрального барабана уложены двенадцать голосников (узкие и широкогорлые кувшины высотой до 50 см и шириной до 35 см). Дверные проёмы храма первоначально были прямыми, сейчас они значительно повышены в пороге и растёсаны.
Что касается внутреннего убранства собора, то несомненно, что вскоре после завершения строительства храм расписали. Самый большой фрагмент росписи сохранился на центральной апсиде. При зондировании внутри центрального барабана под штукатуркой 1840 года были обнаружены граффити: отдельные буквы и идущие рядами вертикальные и наклонные риски. В новгородском Софийском соборе на 1 квадратный метр площади пола приходилось 22,6 кубических метра объёма здания — в соборе псковского Иоанно-Предтеченского монастыря это соотношение снизилось до 1:10.6, что хорошо иллюстрирует главную тенденцию развития новгородской архитектуры в ХI-ХIII столетий.
Среди святынь Иоанновского собора до революции особенно почиталась икона Спаса Вседержителя с предстоящими святыми, в народе более известная как «Спас Мироточивый», прославившаяся чудесами, а также крест — точная копия креста преподобного Авраамия Ростовского, которым он, по преданию, разбил изображение Велеса. По некоторым данным, икона «Спас Мироточивый» уцелела и в настоящее время находится в Свято-Троицком кафедральном соборе Пскова.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №19, 2013 г.