Церковь Покрова (и Рождества) Богородицы. 14–16 вв. Церковь Покрова (и Рождества) Богородицы «Покровского от Угла» или «От Пролома» монастыря — известна с 14 века. Монастырь стоял у пятой стены в Окольном городе при вратах на Великую и огромной башне, названных в честь обители также — Покровскими. Первоначально в монастыре главным был храм во имя Покрова Богородицы, к которому после осады Пскова в 1581-1582 г. войсками короля Стефана Батория, в память о чудесном избавлении «от лихих градоимцев», присоединили вновь возведенный храм Рождества Богородицы. С тех пор храм являет собой маленькое архитектурное чудо: церкви-близнецы, одинаковые, клетские, крохотные, одноглавые, одноапсидные; — и только симметрично поставленная над притворами звонница на общей стене соединяет их в одно целое.
Церкви Покрова и Рождества — редкий пример храма — исторического памятника. Отреставрированы по проекту знаменитого архитектора и кузнеца В. П. Смирнова, поставившего в память о событиях 1581–1582 гг. и каменный крест на валунном основании. Ныне в храме Покрова — историческая экспозиция; церковь Рождества принадлежит казачьей общине Пскова.
Церковь Покрова (и Рождества) Богородицы «Покровского от Угла» или «От Пролома» монастыря
Время основания монастыря неизвестно. Следует полагать, что в период основания он находился вне города и посада, так как в момент сооружения стены 1465 года был одним из крайних объектов, вошедших в огороженную территорию. Первое летописное упоминание о монастыре под 1465 годом. Покровский монастырь самым тесным образом был связан с событиями осады города Стефаном Баторием в 1581 году. «Повесть о Печерском монастыре» сохранила до нашего времени рассказ старца-кузнеца Дорофея (рассказ старца Дорофея был так же включен в некоторые поздние редакции «Повести о прихождении Стефана Батория на Псков»). Дивное видение старцу Дорофею было запечатлено на многих псковских иконах. Благодаря иконам этого цикла до нашего времени сохранились точнейшие планы средневекового Пскова с детальным изображением городских святынь. Изображения на иконах являются уникальными источниками для изучения архитектуры и исторической топографии Пскова.
После снятия осады Пскова благодарные псковичи вместе с воеводой князем И.П.Шуйским соорудили в монастыре рядом с Покровской другую церковь – во имя Рождества Богородицы, которое празднуется 8 сентября, в день отбития штурма. Впоследствии две церкви были соединены в одну, причем вторая церковь стала придельной, а между ними была поставлена классическая псковская звонница. До революции в церкви Покрова Богородицы находилась чудотворная икона «Образ Богородицы Псково-Покровской», над которой теплилась неугасимая лампада. Икона была покрыта массивной серебряной вызолоченной ризой. На иконе сохранилась надпись, передающая рассказ старца-кузнеца Дорофея и рассказ о события, связанных со штурмом Пскова войсками Стефана Батория. О владениях монастыря сохранилось очень мало сведений. По писцовым книгам 1585-87 годов за монастырем числились 7 деревень, 13 пустошей. 7 пустошей числились за монастырем в совместном владении. В ревизии 1744 года мы нет никаких сведения о владениях монастыря (вероятно к этому времени он уже пришел в запустение и был упразднен). Монастырь был упразднен до 1764 года.
По духовным штатам 1764 года церковь была оставлена с окладным жалованием без прихода, а с 1813 года приписана к Никитской церкви, вместе с которой состояла приходской. В 1912 году член-сотрудник Псковского археологического общества В.И.Озелинг открыл и расчистил монастырский подземный ход, идущий со двора Покровской церкви вправо, к Покровской башне, и влево – к Баториеву пролому, всего длиною 22 сажени. После революции церковь была закрыта. Чудотворная монастырская икона «Образ Богородицы Псково-Покровской» был вывезен немецко-фашистскими оккупантами в годы ВОВ и в настоящее время находится в частном собрании в Берхтесгадене (Австрия). Церковь Покрова и Рождества Богородицы была отреставрирована по проекту В.П.Смиронова в 1961-64 годах.
В память о героических событиях 1581 года и погибших псковичах в ходе главного приступа города архитектор В.П.Смирнов установил перед ней каменный крест на валунном основании. Храм являет собой маленькое архитектурное чудо: церкви-близнецы, одинаковые, крохотные, одноглавые, одноапсидные; и только симметрично поставленная над притворами звонница на общей стене соединяет их в одно целое.Церковь Покрова (и Рождества) — редкий пример храма — исторического памятника. Церковь Покрова и Рождества у Пролома находится в совместном использовании: она функционирует как филиал Псковского музея-заповедника, в ней размещена историческая экспозиция; так же церковь используется казачьей общиной и в ней проходят нерегулярные богослужения.С сайта храма святителя Василия Великого