Псков. Церковь Николая Чудотворца от Каменной ограды.

Церковь Николы Каменноградского бывшего Никольского монастыря. 15-17 вв., ул. Розы Люксембург.
Никольский мужской монастырь известен с 14–15 вв., размещался он на важной сухопутной дороге — Изборской улице, начинающейся у Поромени  и продолжавшейся за посадом, в юго-западном направлении. Каменная ограда 16 в., по которой он получил название. Постройки монастыря не сохранились. По упразднении обители церковь приписали к Пароменской. С 1947 года здесь находится община Псковской старообрядческой церкви Поморского согласия. Это единственный действующий храм староверов в Пскове. Никольская церковь — небольших, типично псковских пропорций, одноглавая и одноапсидная, на подклете с притвором (17 в.) и деревянной папертью. Интерьер бесстолпный, с интересной системой взаимно–перпендикулярных подпружных сводов, несущих световой барабан. В древности над входом в храм из притвора был написан по сырой штукатурке масляной краской крест с Голгофой (Ю. П. Спегальский). Ныне декор представлен поребриком и бегунцом на барабане и лопастными арочками на фасадах, членимых лопатками. Позднейшие утраты в архитектурном облике храма и монастырского ансамбля, тем не менее, не уничтожили его градостроительного значения.

Впервые церковь Николы «от каменной ограды» Никольского монастыря упоминается в 1431 году. Храм был разрушен во время Ливонской войны 1581-1583 года и восстановлен псковским посадским человеком Василием Колягиным в 1692 году. В XVIII веке с южной стороны к четверику был пристроен придел св. Нила Столбенского. В XIX веке пристройка обветшала, и ее разобрали. О приделе напоминает ниша на южном фасаде – заложенная дверь, которая раньше вела из четверика в придел.
Храм очень маленький, в нем могли молиться только несколько монахов монастыря, несмотря на это строители точно следовали каноническим традициям. Внутренние размеры четверика в плане — 4,31 х 5,77 м. В четверике размещалась также солея с иконостасом. Ниша проема в бывший придел позволяет восстановить первоначальную организацию пространства. План основной части храма был близок к квадрату, освещался тремя окнами, западное окно было расположено выше северного и южного. Алтарная апсида совсем крошечная – диаметром около 2 м, жертвенник и дьяконник размещались в нишах по сторонам апсиды. В апсиде было одно окно, ныне заложено. К четверику примыкал более узкий темный притвор, в котором не было окон, и деревянное крыльцо-паперть. Столпов нет, главу несут два поперечных цилиндрических свода и стоящие на них две небольшие продольные арки. Глава открыта в интерьер. В шее главы только четыре узких окна, ориентированных по сторонам света. Во время утреннего богослужения концентрированный луч из восточного окошка проникает в интерьер и двигается в нем согласно временным интервалам службы. Внешний декор очень прост, но правдиво отражает строение внутреннего пространства в виде лопаток и ползучих арочек, являет символические смыслы Сил Небесных на шее главы. Первоначально храм был покрыт восьмискатной кровлей. Звонница не сохранилась.
В XX веке храм был передан староверской общине. Чтобы приспособить здание к нуждам прихода, была демонтирована остекленная дверь между притвором и храмом, в притворе прорубили довольно большое окно, крыльцо застроили. Над бывшим притвором и крыльцом возвели общую трехгранную крышу, западное окно четверика заложили. Над входом в подцерковье возвели пристройку. Внешний облик чудесного маленького храма был искажен. Но на фасадах сохранились живые поверхности рукотворной штукатурки и незатейливый декор, в интерьере – взлет пространства, в храме звучат молитвы, и душа входящего по-прежнему находит путь к Небу.
Памятник архитектуры XV века. Охраняется государством.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?