Церковь Константина и Елены. 16–19 вв.
Церковь в бывшей Царевой слободе, живописно возвышающаяся в излучине реки Псковы. По преданию, князь Довмонт (1266–1299 гг.), любимый всем Псковом, принес в нее иконостас на своих плечах из Никитской церкви, что стояла у Рыбницких ворот.
Типичная посадская церковь Пскова 16 века: четырехстолпная, трехапсидная, с конструкцией повышенных подпружных арок в интерьере. Придел с юга во имя Св. мученика Власия, поставлен в18–19 вв. На небольшом расстоянии с запада от храма центральный вход фланкирует двухярусная колокольня (19 век).
Декор: лопатки на четверике, поребрик и бегунец, к которым на барабане добавлены «керамические, покрытые зеленой поливой «кокошники» — деталь, характерная для псковской архитектуры 16 века» (Ю. П. Спегальский).
В конце 90-х гг. двадцатого века церковь передана Псковской епархии. Действующая.
«Храмы Пскова». Т.В. Шулакова, Л.Ю. Дудченко.
Церковь Константина и Елены находится в восточной части г. Пскова на Запсковье. Расположена на правом крутом берегу р. Псковы. Летописных сведений о церкви нет. Полное название этого храма звучит как церковь Святых Равноапостольных Царя Константина и матери его Елены. Есть предположение, что основана она в 1681 году, по крайней мере, так гласит надпись на одной из храмовых икон. В писцовой книге конца ХVI в. упоминается церковь «… царя Константина изо Пскова с Песку…». Первое известное нам краткое описание церкви относится к 1763 г. Церковь значится во имя святых царя Константина и Елены «… из-за Петровских ворот… каменная, крыта тесом, ветха, глава дощатая обита чешуей…». Имела в это время четырехъярусный тябловый иконостас. Колокольня была каменной с двумя небольшими колоколами. По штатам 1764 г. положена с окладным жалованием. Клировые ведомости с начала XIX в. фиксируют бедность прихода и постепенное обветшание церкви.
С 1814 г. церковь приписана к Дмитриевской церкви. С 1858 г. к Иоанно-Богословской на Мишариной горе. С XIX в. встречается название «…царя константиновской слободы…», где была расположена церковь. В конце ХVIII — начале XIX в. пристроен южный теплый придел во имя священномученика Власия.
В 1861 г. вместо прежней совершенно обветшавшей главы (истлела чешуя, внутренние основные части её сгнили), была устроена новая «… с соблюдением прежнего вида…». В 1862 г. главный храм покрыт тесом, глава обита листовым железом, придельный храм покрыт листовым железом. Когда первоначальная, видимо, восьмискатная кровля, переделана на четырехскатную, неизвестно.
Эта церковь овеяна ароматами легенд. Одна из них — про святую Анастасию. Недалеко от храма, по дороге к нему, можно увидеть остатки полукруглых стен из плит — предание гласит, что это развалины некогда стоявшей там часовни во имя св. Анастасии. Также легенда передает, что развалины эти нельзя трогать — когда-то святая явилась во сне одному слобожанину и строго-настрого запретила рушить остатки её часовни, иначе быть слободе сожженной в пожаре. Другая же легенда рассказывает о святом князе Довмонте, который как будто перенес на своих плечах в храм иконостас из некой, якобы стоявшей у Рыбницких ворот Никитской церкви.
5 мая 1936 года Псковский окрисполком принял решение о закрытии церкви. Церковь использовалась как зернохранилище, мастерские для художников, клуб спелеологов. В годы Великой Отечественной войны церковь получила частичные повреждения кровли, стен, наружной и внутренней отделки. Решением Псковского горисполкома от 8 июня 1948 года закрыто для захоронений кладбище вокруг церкви.
В 1989 году организована община верующих, которая обратилась к властям о возвращении храма Церкви, 4 января 1989 года состоялось первое Богослужение. Решением Псковского горисполкома от 14 марта 1990 года церковь возвращена верующим, началось её восстановление. Первым настоятелем храма стал иерей Владимир Рубчихин, он и открывал храм. Осенью 1991 года настоятелем храма назначен иеромонах Пантелеимон (Ледин).
Церковь Константина и Елены стала первой, возвращенной верующим. За прошедшие годы церковь и колокольня приведены в порядок, храм обнесён оградой, в 1997 году возведена часовня Блаженной Ксении Петербургской. На колокольне 8 колоколов работы Воронежских мастеров фирмы «Вера». Колокола пожертвовали Елена и р.Б. Андрей. Все работы проведены самими прихожанами. Храм расписан художником Александром Миловановым — прихожанином храма.
Четырехстолпный, трехапсидный храм, с основными конструкциями повышенными подпружными арками. Четверик имеет целый ряд конструктивных особенностей; южная апсида служила не диаконником, а самостоятельным престолом. Внутренняя её часть прямоугольная в плане; на восточной стене три ниши: одна в центре с заложенным во внутренней стене каменным крестом, и две по бокам (жертвенник и диаконник). Над средней нишей (престолом) оконный щелевой проем. Перекрытие этой апсиды — коробовый свод на уровне хор. Возможна над этим перекрытием палатка (тайник) со входом из центральной апсиды, скрытым в настоящее время под штукатуркой.
Два западных стоба круглые, восточные: северо-восточный скруглен с восточной стороны, юго-восточный — квадратный. Пилон, соответствующий северо-восточному столбу, скруглен также как и столб. В юго-западном углу палатка (придельная церковка) с дверным проемом на уровне ранее существовавших хор. В четверике три дверных проема в северной, южной и западной стенах четверика. Проём в северной стене говорит о том, что раньше здесь существовал притвор, возможно, с северным приделом. Об этом также говорят две средние лопатки, которые соединены между собой немного ниже оконного проема. Фасады расчленены четырьмя лопатками на три части.
Барабан с четырьмя щелевыми оконными проемами декорирован традиционным геометрическим орнаментом, состоящим из двух рядов поребриков и между ними бегунцом, над орнаментом карниз, состоящий из аркатурного пояса, выложенного в отличие от обычных приемов не из плиты, а из керамических изразцов. Глава покрыта железом. Апсиды декорированы геометрическим орнаментом и валиковыми разводами. Южный придел с притвором — имеют плоские перекрытия, сооруженные в XIX в. Четырехугольная в плане, двух ярусная колокольня, сооружена в XIX в. Материал — известняковая плита. Габариты: 18,50х16,7м.
Церковь Константина и Елены относится к типу средневековых храмов, сохранивших самобытные черты псковской школы зодчества. Поздние переделки: реконструкция многоскатной кровли на четырехскатную, переделки притвора и придела не уменьшили художественной ценности памятника. Поставленная на крутом берегу Псковы, за чертой Окольного города, церковь определяла границу ближайшего пригорода, также, как церкви Иоанна Богослова на Мишариной горе, Димитрия Мироточивого и Никольская в Любятове. В наши дни все эти памятники включены в планировочную структуру города.
http://pleskov60.ru/cerkov-eleny-i-konstantina.html; http://konstantina.cerkov.ru/