Церковь Богоявления с Запсковья. 1495 г. — 19 в., ул.Герцена, 7.
Замечательный памятник псковской школы зодчества. Кончанский храм на «Богоявленском красном кресте», т.е. на красивом перекрестке. Церковь великолепно поставлена на высоком берегу Псковы, над Бродами. На противоположной стороне в старину было еще две Богоявленских церкви, образующих своеобразный «святой треугольник» в месте традиционного крещенского водосвятия. Впервые упоминается в 1397 году; нынешний храм поставлен в 1495 г. на месте раннего, как главный храм Богоявленского конца (района) на Запсковье. Реставрации 1948–1953 гг. (архитектор — Ю.П. Спегальский) и 90-х гг. (архитектор — А.К. Богодухов). Ныне реставрационные работы продолжаются. Архитектурная композиция — сложная, живописно–асимметричная: одноглавый, трехапсидный четверик с притвором, галереями, двумя приделами (во имя Трех Святителей и Усекновения главы Иоанна Крестителя). К северо-западному углу примыкает крупная палатка на подклете с четырехпролетной звонницей (16 века).
Интерьер четырехстолпный, крестово-купольный, с повышенными подпружными арками. Северный придел имел бесстолпную конструкцию перекрытия. Фасады храма членятся лопатками, завершаются лопастными арочками, апсиды и барабан украшены традиционными, красиво выложенными рядами «псковского ожерелья»: «поребрик — бегунок — поребрик». В древности храм был расписан; ныне обнаружены фрагменты фресковой живописи. Богоявленская церковь — подлинный шедевр псковской архитектуры.
Т.В. Шулакова, Л.Ю. Дудченко «Храмы Пскова»
Церковь Богоявленья с Запсковья (1496) стоит на холме, открытая всем ветрам. Её как бы прикрывает высокая четырехпролетная звонница с проемами разной ширины, предназначенными для колоколов разных размеров. В 17–18 векахцерковь подверглась реконструкции. В годы Второй мировой войны она лишилась всех деревянныхчастей. Но в 1948–1953 гг. её частично отреставрировал Ю.П. Спегальский. Правда, южный придел остался не восстановленным. Сейчас церковь снова реставрируется. От церкви Боговленья к Пскове ведет дорожка, переходящая в пешеходный мостик.В старину это место называлось Бродами: река здесь была мелкой, и ее переходили вброд. Поэтому народ называл храм «Богоявленьем на Бродах».
Из путеводителя «Псковская область», издание 3, переработанное. Издательство «Вокруг света» 2004 г.
На высоком берегу реки Псковы стоит храм Богоявления в Бродах — одна из самых крупных и красивых церквей старого Пскова. Дата постройки — 1496 год. До уничтожения Псковской республики оставалось каких-то пятнадцать лет, однако ни о каком московском влиянии в зодчество Пскова речи ещё не шло, и Богоявленский храм воплотил все лучшие черты традиционной псковской архитектуры. Вот что писал Ю. Спегальский, реставрировавший это архитектурное чудо: «Храм с приделами был скомпонован совершенно симметрично, но зодчий сумел так приставить к нему звонницу, что здание совсем не казалось симметричным. Выступающая на первый план звонница своей передней стеной, единой сверху донизу, и мощным основанием… сразу же поражала каждого подходившего к храму. Восточная же сторона храма была более расчленена». Любопытный факт: гуру мировой архитектуры ХХ века, отец конструктивизма Ле Корбюзье специально приезжал в 1961 году в Псков, чтобы увидеть Богоявленский храм с Запсковья.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №134, 2015 г.
В 1496 г. «соседи» Богоявленского конца псковского посада закончили создание своего нового кончанского храма. Он был поставлен на краю высокого крутого выступа надпойменного берега реки Псковы у взвоза, где основная транспортная артерия конца — Большая Запсковская улица, скрещивалась с одним из главнейших путей через город, шедшим от Новгородской дороги сквозь «полевые» Петровские ворота к Ильинским воротам запсковской стены. Там, вероятно, и до этого стояла общинная церковь конца с ее «буем». С этого места открывался вид на Пскову с островками на ней, на Средний и Окольный город, Гремячую гору и Верхние Решетки, на стены и верха церквей Довмонтова города. Зрительная связь с далекими окрестностями, широкий масштаб и яркая живописная красота окружающего пейзажа требовали постройки на этой возвышенности такого сооружения, которое производило бы сильное впечатление и на близком и на большом расстоянии и благодаря своей величине и эффектности объемного и цветового решения могло бы с достаточной силой «держать» столь важный в композиции города узел.
Строителями храма Богоявления это было в полной мере учтено. Они создали одну из наиболее крупных, а вместе с тем и наиболее выдающихся в художественном отношении, построек древнего Пскова. В то же время храм Богоявления явился еще и новаторским произведением, открывшим новую эпоху в развитии псковской церковной архитектуры.
Храм был построен в три приема: сперва воздвигли основной четверик с западным притвором, затем — приделы и галереи, а в последнюю очередь — звонницу. Летописец не отмечал этой очередности, но ее нетрудно установить по стыкам между перечисленными частями здания.
Среди писавших об архитектуре Пскова в свое время была очень распространена склонность видеть чуть ли не в каждой сколько-нибудь сложной по композиции древней псковской постройке конгломерат разновременных частей, и не удивительно, что кабинетная теория об «обрастании» псковских храмов XV—XVI вв. приделами и галереями, будто бы происходившем на протяжении веков, оказалась примененной и к храму Богоявления с Запсковья. Как доказательство того, что приделы и галереи этого храма были построены только в 1538 г., была привлечена запись летописи об освящении в этом году северного придела. Запись гласит: «Тое же весны во Пскове замыслиша на Запсковьи суседи святого Богоявления в других приделах ново храм свершити святых Трех святитель, а освещаша, месяца майя в 12 день». Нетрудно, однако, видеть, что эта запись ничего не говорит о постройке приделов, а сообщает о возобновлении заброшенной вследствие каких-то причин службы в существовавшем приделе и, возможно, о его переименовании («в других приделах ново храм свершити»), и что, следовательно, эта запись никак не может служить основанием для датировки приделов. Существенны для их датировки наблюдения, сделанные на самом памятнике. Осмотры мест стыков четверика храма с приделами и галереи со звонницей показали, что между возведением этих частей прошло весьма незначительное время, за которое стены, закрытые пристроенными частями не были даже побелены. Отсюда может быть только один вывод: отмеченное летописцем под 1496 г. «свершение» храма являлось полным его окончанием, с приделами, галереями и звонницей, дошедшими до нашего времени.
Пяты для подпружных арок галереи, подготовленные при постройке четверика храма, свидетельствуют о том, что до начала строительства не только была определена композиция храма, но и продуманы такие детали, как необычное для XV — XVI вв. перекрытие галереи сводами и конструкция этих сводов. Правда, зодчие в ходе стройки, определяя на месте окончательные соотношения объемов и форм, позволяли себе изменять некоторые из первоначально намеченных размеров. Возводя галерею, они оставили себе возможность искать оптимальные размеры звонницы и ее наилучшее положение — сдвинуть ее в последний момент перед закладкой фундамента в сторону или выдвинуть вперед. Об этом позволяют догадываться те два окна галереи, которые оказались ненужными и были заложены.
Применявшийся псковичами прием возведения сложного по композиции здания раздельно, по частям, имел, как видно, не только технический смысл (как мера облегчения работы и предупреждения последствий неравномерной осадки), но являлся также одной из особенностей архитектурно-художественного творчества, позволявшей мастерам находить наиболее выгодные отношения масс и форм зданий. Вполне естественно, что он был применен и в данном случае, когда решалась весьма сложная и ответственная задача.
Церковь Богоявления с Запсковья дошла до нашего времени в сравнительно очень хорошей сохранности, хотя и не избежала искажений. В XVII в. были расширены некоторые из ее окон. В самом конце этого века восьмискатные крыши храма и его приделов были переделаны на четырехскатные. Тогда же, по всей вероятности, изменили и покрытие звонницы, сделав его из пофронтонного четырехскатным. В XVIII в. снова расширяли окна, причем это коснулось и окон галерей. Тогда же, или в начале XIX в., с западной стороны к звоннице был пристроен контрфорс. Около конца XVIII — начала XIX вв. старую луковичную главу заменили полусферической с многообломным широким, карнизом у основания и ложным фонариком наверху. К этому же времени относилось и устройство новых иконостасов в храме и в приделах, причем, однако, в главном храме были сохранены древние иконы и завершение древнего иконостаса. В XIX в. подвергся перестройке южный придел, были сломаны сходы в подцерковья обеих приделов, сломана глава северного придела и вновь расширена часть окон. Тем не менее, в результате всех этих переделок бесследно исчезли только лишь части внутреннего убранства и покрытия глав с их завершениями, а от всех других частей древнего здания, сломанных или искаженных переделками, остались ясные и точные следы.
В 1941 г. здание было повреждено пожаром, испепелившим все его деревянные части. После этого оно несколько лет простояло без покрытий и почти полностью обнажилось от штукатурок XVIII — XX вв. К середине 40-х годов следы его первоначальных форм выступили с полной отчетливостью. Стали хорошо видны скаты первоначального восьмискатного покрытия, надложенные в XVII в., но почти не нарушенные, «выдра» на барабане, свидетельствующая о том, что под барабаном было кольцевое коническое окрытие и следы брусов, лежавших под коньками и под ендовами крыши. Северный придел сохранил совсем нетронутым один из своих первоначальных щипцов (над северной стеной). По этому щипцу и по остаткам выдры на основании барабана, а также и по гнездам от коньковых брусов можно было точно судить о покрытии придела.
Отчетливо можно было видеть впадины, оставшиеся от опорных брусов многощипцового покрытия столпов и пролетов звонницы, и остатки скатов его щипцов. Ясно обозначились древние части южного придела, оказавшиеся не сломанными при перестройке, а также оставшиеся на стенах обеих приделов следы сводов уничтоженных лестниц в подцерковья и контуры стен лестничных пристроек, выступившие из-под почвы. На барабане храма и апсидах открылись узорные пояса, скрытые ранее штукатуркой XVIII—XIX вв., срубленные валиковые разводы на апсидах обоих приделов, обработка западного притвора, характерная для XV— XVI вв., остатки необычно большой ниши для фрескового изображения (вероятно, храмового праздника) на западной стороне четверика. На сводах храма и галерей можно было подобрать обломки светло-зеленой керамической черепицы — остатки древнего покрытия глав храма.
Все эти данные позволили без затруднений представить первоначальный внешний вид этого здания.
Церковь Богоявления с Запсковья — памятник переломной поры в развитии псковской церковной архитектуры. Этот храм — первая псковская церковь, в которой повышенные подпружные арки были скрыты под приподнятой над сводами восьмискатной крышей. Теперь уже с очевидностью выяснилось, что характерным для Пскова второй половины XV в. типом церковного здания был четырехстолпный храм с одной главой на повышенных подпружных арках, с полукруглой средней и прямоугольными боковыми апсидами, покрытый шёстнадцатискатной крышей. Возвышающиеся над сводами подпружные арки образовали при этом под барабаном восьмиугольный постамент, покрывавшийся тоже на шестнадцать скатов.
Этот тип церкви был результатом долгих исканий форм здания (особенно его покрытий), тесно связанных с той конструкцией его, которая была принята псковскими зодчими около начала XIV в. Однако к концу XV в. стала очевидной нерациональность шестнадцатискатных покрытий, и вскоре на смену им пришло покрытие на восемь скатов. Впервые восьмискатные крыши были применены псковичами на постройках с упрощенными сводами, не имевшими подпружных арок. В этих зданиях восьмискатная крыша ложилась непосредственно на своды и следовала их основным очертаниям, лишь обобщая их. До сих пор наиболее ранним образцом псковской церкви с таким верхом считался храм Михаила в Кобыльем городище, который было принято датировать 1462 г. Однако проверка показала ошибочность этой датировки, и теперь наиболее ранним памятником такого типа приходится признать храм Георгия со Взвоза, построенный всего за два года до храма Богоявления с Запсковья.
Строители Богоявленского храма сумели оценить преимущества восьмискатного покрытия — его простоту и надежность. Они учли укрупнение масштаба зданий в городе, которое стало требовать от доминирующих в пейзаже построек все более крупных и лаконичных форм. Решаясь покрыть восьмискатной крышей храм с сильно выступающими над сводами подпружными арками, они тем самым решительно перешагнули через господствовавшее до тех пор обыкновение псковских зодчих следовать в компоновке форм верха храма формам его каменной конструкции. Они нашли более широкий принцип творчества: принцип наибольшей общей технической и художественной целесообразности и экономичности здания, поглощавший принцип соответствия формы и конструкции, и тем возвели практицизм творчества псковских каменщиков на более высокий уровень. Шаг, сделанный ими, оказался столь своевременным, что после храма Богоявления с Запсковья ни один псковский храм уже не получал шестнадцатискатных покрытий, и даже старые храмы с такими верхами при возобновлении покрывали восьмискатными крышами.
Вторым замечательным новшеством, найденным строителями храма Богоявления, было введение ими не применявшегося до того в Пскове приема установки звонницы на стену специально для этого предназначенного высокого здания. Звонница церкви Богоявления с Запсковья — самый ранний из всех известных нам образцов такого рода сооружений в древнем Пскове и вместе с тем наиболее совершенный. Произведенный ею художественный эффект послужил, видимо, основной причиной быстрого распространения подобных звонниц, ставших одной из характерных особенностей псковской церковной архитектуры XVI в.
Спегальский Ю.П. Церковь Богоявления с Запсковья. Культура и искусство Древней Руси. Сборник статей в честь профессора М.К. Каргера. Л., 1967. Ю.П.Спегальский. Избранные статьи. К 100-летию со дня рождения. Псков, 2009
Церковь Богоявления — один из лучших псковских памятников развитого типа. Она стоит на высоком берегу Псковы, отмечая мост через реку: «В лето 6896 (1388). …мост поставиша новой на Пскове» (Псковские летописи). Мост был построен на месте древнего брода. В переписной книге 1585-87 гг. упоминается Богоявление с Запсковья «у Нового мосту». На иконе часовни Владычного Креста мост не показан. Сейчас в этом месте находится каменная плотина. Церковь большая — кончанская, собирает к себе звезду улиц: здесь сходилось кончанское вече. Обычно церкви Богоявления связывались с водосвятием, которое происходило при большом скоплении народа. Храм стоял в людном месте, обслуживая вече, водосвятие и переправу. Летопись донесла до нас дату основания этой церкви — 1495 год. Однако вскоре церковь «огорела» — следовательно, до нас дошла церковь, возобновлённая в начале XVI века.
Окулич-Казарин неправильно называет эту церковь «Богоявление в Бродех», в соответствии с чем даёт ошибочную дату основания церкви — 1444 год. Богоявление «с Броди» стояло на противоположном берегу реки Псковы, против Богоявления с Запсковья. Рядом с Богоявлением с Броди, но отделённое крепостной стеной и башней Нового Застенья, стояло Богоявление со Кстовы. Ту же ошибку в дате совершил П. П. Покрышкин. К.К. Романов указывает, что церковь Богоявление на Запсковье и Богоявление в Бродех — две разные церкви, стоявшие на противоположных берегах реки. «Церковь Богоявления в Бродех построена, действительно, в 1444 году, но упразднена в 1786 году, а в 1793 году была уже разобрана на материал».
Церковь Богоявления с Запсковья представляла тройную композицию: по бокам основного объёма симметрично стояли два придела, выдвинутые на восток. С запада к церкви примкнул притвор, по углам — закрытые переходы в приделы; мощная звонница выставлена на северо-запад. Все эти части сложились в законченный гармоничный образ. Однако он сформировался не сразу: части храма возникали постепенно.
Первооснову его составлял главный храм и небольшой притвор, открытый в сторону большими арками. Они опирались на четыре полукруглых столбика, несущих свод притвора. Потом появились приделы: в 1538 году — один; к восьмидесятым годам XVI века — другой: 1538 год. «Toe же весны во Пскове замыслиша на Запсковьи соуседи святого Богоявлениа в дроугих приделех новой храм свершити святых Трех святитель, и освящаша, месяца майя в 12 день» (Псковские летописи). В переписной книге 1585-87 гг. уже говорится о двух приделах: Трёх Святителей и Иоанна Предтечи. Следовательно, к этому времени был построен и второй придел, так что оба они относятся к XVI веку.
Сохранилась опись церкви от 1763 года: «Ведомость в Коллегию Экономии, Псковоградские Богоявленские церкви с Запсковья… Церковь Богоявления Господня при ней две предельных церкви, одна усекновения главы святого Иоанна Предтечи, другая святых трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. И притвор каменные, в них три престола. К оной церкви приделана каменная палата в два опартамента длиною на «8»-ми шириною на «7»-ми саженях. На оной палаты колокольня каменная. Оные церкви и палата и колокольня крыты тёсом по дранью. Спереди к церкви ворота и по одну сторону церковная ограда каменная, длиною на «20»-ти саженях… При той же церкви сад, длиною на 32 шириною на 23 саженях, в нем яблоневых 110 деревьев».
Названия приделов подтверждает Клировая ведомость 1810 года: церковь «каменная, твердая, с 2 пределами; 1-й во имя св.пророка Предтечи и Крестителя Иоанна, 2-я во имя 3-х святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста». Окулич-Казарин уточняет, к каким приделам относились эти названия: «Левый придел во имя Трёх Святителей современен храму и имеет ступенчатые арки; правый же, во имя Усекновения главы святого Иоанна Крестителя, переделан», то есть придел Трёх Святителей — северный, сохранившийся, но он не современен храму, а построен в 1538 году. Западная стена сохранившегося придела разобрана. Это можно объяснить тем, что здесь появилась пристройка — переход. В месте примыкания этого придела к церкви стена утолщена — следовательно, придел был пристроен к церкви, а не возведён с нею одновременно. Притвор сомкнулся с приделами: для этого его расширили, а вдоль северного и южного фасадов построили закрытые галереи (или притворы приделов). Возможно, звонница была поставлена именно тогда, так как она имеет общую стенку с главным притвором, расширенным на север.
У основной церкви — одна глава, три апсиды. Повышенные подпружные арки опираются на четыре столба; западные столбы — круглые, но не на всю высоту: они связаны со стенами и несли деревянные хоры с двумя приделами по углам. Под сводами заделаны голосники. Сохранившийся придел бесстолпный, покрыт ступенчатыми сводами. Под северным приделом существовал подвал. Разбивка стен и декор традиционные, но лопастные кривые, соединяющие вверху лопатки, обогащены дополнительными звеньями (На боковых фасадах число этих лопастей справа и слева неодинаково). Главная апсида храма и апсида придела украшены аркатурой из жгутов — по четыре арки, но несколько различного характера. Кровля восьмискатная. Барабан имеет ярко выраженный энтазис. Апсиды сохранили щелевидные окна, сходные с бойницами.
Мощная четырёхпролетная звонница — одна из лучших во Пскове. Она стоит у северозападного угла церкви, примкнув к притвору, но представляет собой самостоятельный объём. Внутренние помещения могли служить в качестве складов. На иконе часовни Владычного Креста звонница увенчана тремя высокими шатрами впереди виден контрфорс, придающий ей устойчивость — он существует и сейчас. Сбоку церкви показан южный придел со своим самостоятельным притвором, не соединённым с главным (звонница уже была, когда не было ещё юго-западной вставки между притворами).
Соединение простых объёмов в единое целое кажется органическим и вместе с тем прекрасно разработанным, хотя части и возникали постепенно. Всё подчинено и главному объёму, и общей идее. Храм воспринимается скулыпурным и именно вылепленным, образно выражая процесс созидания, когда части добавлялись к целому.
Идею массы выявляют и отяжелевший барабан, и приделы, словно довески, прилепленные по бокам, и лепная стена, которую подчёркивают скупые узоры и проёмы, и расширяющиеся книзу стены звонницы, придающие ей устойчивость и монументальность. Хочется перефразировать слова поэта: «весомо… зримо», но не грубо, а удивительно мягко и тепло. Это тепло, свойственное всем псковским памятникам, придаёт кладка. Видимо, она и сформировала художественное мышление зодчих-псковичей.
Замечательна композиция памятника. Церковь стоит на высоком берегу, словно выплывает по течению реки, которая её чуть-чуть огибает. Динамику создаёт звонница, выдвинутая вперёд и в сторону; она не загораживает храма. За ней разворачиваются остальные объёмы, словно привязанные к ней и друг к другу (Богоявление словно «выезжает» на звоннице). Асимметрия композиции зависит от того места, на котором стоит церковь. Интересно сравнить её с композицией церкви Успения с Паромени. Церковь Богоявления динамична, она стоит по течению на круче; река, узкая, но бурная, её огибает; в самой природе заключена активность. Церковь Успения развернута по реке — широкой и спокойной, объёмы сопоставлены; их дополняет звонница, повернутая «лицом» к реке. Звонница Богоявления, повёрнутая по течению Псковы, смотрит на главную реку — Великую, и на главное здание города — Троицкий собор. Повёрнутая «лицом» к Великой, звонница Успения с Паромени также смотрит на главную реку, сам город и на Троицкий собор.
В ансамбле города церковь Богоявления поддерживает зрительно связанные с ней церкви Козьмы и Дамиана с Примостья и Козьмы и Дамиана с Гремячей горы (лучшая точка зрения через Пскову от Кремля). Богоявление находится в центре этого «триптиха». Своими формами и расположением на холме храм оправдывает название — некоего высшего явления.
При реставрации памятника после Великой Отечественной войны было восстановлено покрытие; храм получил новую главу (но слишком вздутую, репообразной формы); в верху барабана открыт традиционный псковский узор; раскрыт и красиво восстановлен западный фасад притвора с интересной разработкой стены нишками; целиком восстановлен барабан и глава придела; восстановлена аркатура — разводы валиков — на апсиде придела. Последнее — наглядный пример, как не надо реставрировать памятники древнерусской архитектуры. Вместо мягких валиков получились ломаные и жёсткие, прямоугольные в сечении, с нарочитой неправильностью. Главная ошибка состоит в том, что неровность подлинных валиков лежит не в одной плоскости, как это сделано при реставрации, а во взаимоперпендикулярных (объёмных); они словно выполнены из массы, которая застыла. Несмотря на отдельные недостатки, реставрацию этого памятника нужно признать одной из лучших во Пскове.
Е.Н.Морозкина «Церковь Богоявления с Запсковья. Конец XV — начало XVI века». (Фрагмент диссертации), 1968 г. http://bibliopskov.ru/cerkov_bogoyavlenia.htm
Церковь Богоявления Господня на Запсковье
Название местности Броды связано с тем, что здесь можно было перейти реку Пскову вброд. Впервые упоминается в письменных источниках под 1398 годом. Существующая церковь построена в 1496 году из плиты на месте более ранней, являлась главным храмом Богоявленского конца на Запсковье. Престолов в церкви три: главный, холодный, во имя Богоявления Господня, с правой стороны придел во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи, слева был престол во имя Трёх Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. При богослужениях пел хор из любителей, при внебогослу-жебных чтениях и беседах пели все посетители. По указу Псковской духовной консистории от 31 августа 1786 года к ней приписаны церкви Нерукотворенного (Нерукотворного) Образа Спасителя и Преображения Господня. В деревне Портянниково находилась деревянная часовня, служба в ней совершалась только 29 октября (11 ноября) — в день преподобномученицы Анастасии Римляныни. Когда и кем построена часовня — неизвестно.
При храме построена пятипролетная каменная звонница. На ней висели семь колоколов. Вес первого большого колокола не обозначен, он отлит в царствование Иоанна Васильевича Грозного. Второй колокол, полиелейный, весил 46 п., третий колокол, вседневный, был без обозначения веса, по величине равен полиелейному. Два небольших колокола и два подзвонка обозначения веса не имели.
Церковно-приходское попечительство открыто в 1897 году. В том же 1897 году около церкви Нерукотворного Образа построен кирпичный одноэтажный дом для церковно-приходской школы. Дом построен на средства церкви и псковского купца Александра Ивановича Чернова. Церковно-приходская школа открыта 8 октября 1898 года, в ней обучались 100 учеников обоего пола. Богадельни и больницы при церкви не было. С 1913 года священником в церкви служил Андрей Загорский. Сведений о нём после 1917 года не выявлено.
1 июня 1920 года отделом управления Псковского уездно-городского исполкома составлен акт о передаче религиозному обществу церквей Богоявления и Неру-котворенного Образа. 4 мая 1927 года принято решение губисполкома о закрытии церкви. Видимо, властям всё-таки пришлось отступить перед верующими, т.к. вторично решение о закрытии принято Псковским городским советом 28 ноября 1938 года и 9 сентября того же года. Решение утверждено исполкомом Ленинградской области, в состав которой в 1927 году вошла бывшая Псковская губерния.
В годы Великой Отечественной войны церковь сильно разрушена в результате попадания авиабомбы и артиллерийских снарядов. В огне погиб иконостас XVIII века. В северном приделе, в притворе звонницы, была устроена конюшня.
Церковь частично реставрирована в 1948-1953 годах по проекту Ю.П. Спегальского, вторичная реставрация церкви произведена в 90-х годах XX — начале XXI веков по проекту архитектора А.К. Богодухова. При реставрации обнаружены фрагменты фресковой росписи. 14 июня 1991 года Псковский горисполком дал разрешение Генеральной дирекции «Псковреконструкции» на производство проектных работ для реконструкции церкви под музей церковно-прикладного искусства.
В настоящее время церковь действующая. 13 октября 2008 года митрополитом Псковским и Великолукским Евсевием совершено освящение семи колоколов церкви. Колокола были заказаны в Воронеже Евгением Михайловичем Макаровым, начальником реставрационных мастерских Пскова.
Известный французский архитектор и теоретик архитектуры Ае Корбюзье (1887-1965), много строивший в Европе и Америке, в годы сотрудничества с советскими архитекторами побывал в Пскове. Он восхищался архитектурой древнего Пскова, но самое сильное впечатление на него произвела церковь Богоявления с Запсковья. Воздействие архитектуры этого храма было столь сильным, что, как он сам признавался, когда ему довелось проектировать и строить в 1950-1953 гг. капеллу (часовню) в родном городе Роншане, он вдохновлен был образом Богоявленской церкви Пскова.
http://www.old-pskov.ru/c_bsz.php
Церковь Богоявления с Запсковья – одна из красивейших и эффектных церквей Пскова. У него изящный, с виду простой силуэт, вместе с тем архитектурная композиция довольно сложна и ассиметрична. Как-то в Псков приехал известный архитектор Ле Корбюзье, в целях сотрудничества с советскими архитекторами. Он с интересом и восхищением изучал архитектуру древнего Пскова, но больше всего поразила его впечатление церковь Богоявления с Запсковья. Настолько, что сам архитектор признавался, что именно этим храмом он вдохновлялся, проектируя и строя часовню в своем родном городе Роншане.
Первое упоминание храма относится к 1397 году, но старое здание сгорело в пожаре 1458 года. Современный храм построен на том же месте в 1495 году. Располагается он на возвышении, на берегу Броды (раньше эта речка была такой мелкой, что ее можно было перейти вброд). Любопытно, что раньше на противоположном берегу реки был еще две Богоявленских церкви, которые образовывали «святой треугольник», включающий в себя место традиционного крещенского водосвятия. К концу 19 века церковь несколько обеднела, хотя и оставалась основным приходским храмом Запсковья. В 1936 году она была закрыта, и довольно сильно пострадала во время Великой Отечественной войны. Реставрация Богоявленской церкви началась только в 21 веке, и в 2009 году была открыта для прихожан.
http://pskovskie.ru