Построена в 1782 г. на средства отставного полковника Огонь-Догоновского. Во время Великой Отечественной войны использовалась под наблюдательный пункт Северо-Западного партизанского края (центр его размещался в этом селе) и сильно пострадала от артиллерийского обстрела. Смоленская реставрационная мастерская во многом воссоздала формы этого памятника заново (к началу работ уцелели только четверик храма и трапезная). Стены кирпичные, оштукатуренные. Это характерный памятник развитого барокко в местном варианте. Ядро композиции — двусветный четверик с малым восьмериком в основании главы. Стены четверика завершены крупными фронтонами. Алтарь пятигранный, невысокая прямоугольная трапезная по ширине равна храму. Колокольня завершалась ярусной главкой над четырехскатным покрытием. Скромный наружный декор включает в себя уступы пилястр на флангах фасадов, многообломные карнизы, разделенные гладкой полосой, профилированные наличники с ушами и фронтоны, обрамляющие проемы четверика, расположенные по трем осям. В порталах скаты фронтона чуть приподняты под пятиугольным тимпаном. Верхние наличники имеют полукруглые фартуки с рельефной дугой. Трапезная оформлена проще: над ее окнами (по три на фасаде) — сандрики на кронштейнах. Внутри храм был перекрыт лотковым сводом на небольших двухступенчатых тромпах. По древнерусской традиции, в алтарь ведут три прохода.
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область. — Москва, «Наука», 2001 г.
Село Слобода (в 1964 г. переименовано в честь Н.М. Пржевальского) появилось в 1724 г., когда помещик Г. Огонь-Догановский построил на берегу оз. Сапшо небольшой деревянный Ильинский храм с приделом Петра и Павла. В 1782 г. отставной полковник А Г. Огонь-Догановский построил каменную церковь. Церковь по главному престолу получила название Вознесенской.
Памятник зрелого барокко, представляет собой двусветный четверик с малым восьмериком. Стены четверика завершены крупными фронтонами. Алтарь пятигранный, невысокая прямоугольная трапезная по ширине равна храму. Колокольня завершалась ярусной главкой над четырехскатным покрытием. Скромный наружный декор включает в себя уступы пилястр на флангах фасадов, многообломные карнизы, разделенные гладкой полосой, профилированные наличники с ушами и фронтоны, обрамляющие проемы четверика, расположенные по трем осям. В порталах скаты фронтона чуть приподняты под пятиугольным тимпаном. Верхние наличники имеют полукруглые фартуки с рельефной дугой. Трапезная оформлена проще: над ее окнами (по три на фасаде) — сандрики на кронштейнах.
Внутри храм был перекрыт лотковым сводом на небольших двухступенчатых тромпах.После 1922 г. ее закрыли, а в 1942 г. партизаны 3-й партизанской бригады превратили церковь в мощный узел обороны, пробив в ее стенах амбразуры. Гитлеровцы постоянно обстреливали здание из орудий. Особенно мощному обстрелу оно подверглось 24-27 сентября 1942 г. Полуразрушенный храм был восстановлен и сейчас украшает поселок.
Неподалеку от церкви располагалось имение помещика Л.А. Глинки, которое в 1881 г. купил великий русский путешественник Н.М. Пржевальский. К этому времени он совершил уже четыре больших экспедиции в Азию и получил в стране широкую известность. Усадьба Пржевальского была сожжена гитлеровцами в 1941 г. В 1977 г. ее воссоздали и открыли в восстановленном доме музей путешественника. В двухэтажном деревянном особняке с балконом и террасой — девять комнат, в т.ч. гостиная и рабочий кабинет с мемориальными экспонатами.
http://www.nasledie-smolensk.ru/pkns/index.php?option=com_content&task=view&id=2274&Itemid=72