Прянишников Илларион Михайлович
«Жестокие романсы», 1881
Холст, масло 40 х 31,5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Это одна из лучших прянишниковских бытовых картин 1880-х годов. Она заставляет вспомнить «Свежего кавалера» Павла Федотова. Огромную роль здесь играют постановка фигур, жесты, мимика персонажей. Психологическими задачами обусловлено построение композиции: мужчина поёт, аккомпанируя на гитаре, для потупившей глаза девушки. Позы сидящих на диване выражают характеры героев: самоуверенность и бесцеремонность чиновника, с одной стороны, и застенчивость бедной девушки, с другой. Меткими штрихами художник раскрывает биографии героев: с особым тщанием выписав костюм героя, он тем самым дает знать, сколь много значения придает ему щеголь. Персонажи как бы живут в картине, поглощенные собой. Отметим, что Прянишникову позировала его жена, и в облике девушки сохранены черты портретного сходства с моделью. Чем-то эта композиция неуловимо напоминает ту главу романа «Братья Карамазовы» Фёдора Достоевского, где Смердяков под гитару поёт «сладенькою фистулой» для хозяйской дочки пошлейший городской романс: «Непобедимой силой привержен я к милой…»