Рубрика «Малоизвестные картины Третьяковской галереи»: Прянишников Илларион Михайлович. «Швея» (около 1875). Этот эскиз – одна из жанровых сцен 1860 -70-х годов, представлявших тяжелую и безрадостную жизнь бедных людей. Среди полотен, близких по сюжету – работа Якова Шарвина «У постели больной матери» (1867, Третьяковская галерея).
Сюжет эскиза прост и будничен. Ранним утром маленькая девочка просыпается в своей кровати и видит, что мать еще не ложилась спать – она всю ночь работала, пока не задремала за шитьем. В бытовой сцене обнаруживается неожиданное сходство с мотивами нашумевшего исторического полотна Константина Флавицкого «Княжна Тараканова» (1863, Третьяковская галерея): тесное пространство с облупленной кирпичной стеной, на которую зловеще падает черная тень от фигуры героини, ее бессильно запрокинутая кверху голова, окно и стол со скудной пищей. Безысходность существования бедной швеи, вынужденной работать ночи напролет, рифмовалась с безнадежным положением княжны Таракановой.
Эскиз находился в собрании пейзажиста Сергея Аммосова, товарища Прянишникова по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества. Жены художников были сестрами. В 1890 году Иван Цветков купил его у вдовы Аммосова.
По заказу коллекционера реставратор Дмитрий Арцыбашев перевел эту работу с бумаги на холст. Эскиз экспонировался на Выставке художественных произведений из собраний частных владельцев в Москве в 1894 году и на посмертной выставке Прянишникова в 1895–1896 годах.
Первый вариант этой картины (1869), значительно отличающийся по типам, обстановке и освещению, находится в Русском музее.
Источник: Государственная Третьяковская галерея, Москва