Золотарев Василий Александрович родился 28 декабря 1874 года в городе Угличе Ярославской губернии в семье диакона. В 1893 году окончил Ростовское духовное училище. С 1894 года служил псаломщиком в церкви села Столыпино Пошехонского уезда. В 1897 году перемещен к Предтеченской церкви города Ростова.
В 1899 году рукоположен в сан диакона к Покровскому женскому монастырю Мологского уезда.
В 1908–1913 годах служил в Покровской церкви города Ярославля.
В 1914 году рукоположен в сан иерея епископом Рыбинским Сильвестром (Братановским) к церкви Спаса Нерукотворного Образа в селе Спасское-на-Лому (Спас-Лом) Пошехонского уезда. Прослужил в ней 16 лет.
С 22 февраля 1914 года также трудился законоучителем Спаса-Ломинского начального училища.
После революции жена отца Василия вследствие различия убеждений развелась с мужем.
С 1930 года священник служил в селе Погост Пречистенского района, с 1931 года – в церкви села Покровское-на-Лунке Даниловского района. В том же году вновь перешел служить в церковь села Спас-Лом Пошехонского района. В этой церкви сохранялись под спудом мощи преподобного Игнатия Ломского. Неподалеку стояла часовня, под которой бил ключ. К святому Игнатию совершались паломничества верующих, которые надевали его вериги с молитвой об исцелении от недугов, умывались святой водой и пили ее.
10 декабря 1932 года отцу Василию было предъявлено обвинение в проведении агитации против Советской власти и проводимых ею кампаний.
В протоколе первого допроса 10 декабря 1932 года говорится: «Священником я служу 19 лет (с 1914 г.). До посвящения в священники я служил дьяконом в г. Ярославле в Покровской церкви 5 лет и в женском Покровском монастыре 9 лет, а всего я служил в церкви 33 года. При службе в г. Ярославле я был знаком с архиепископом Тихоном, который впоследствии был патриархом. Убедившись крепко в религию (так в подлинном тексте), на этой почве у меня получились семейные неурядицы, жена со мной развелась на поприще того, что якобы она стала советским человеком, а я придерживаюсь старых обычаев. В Ермаковский район я прибыл в 1931 году, где и служил по день своего ареста. В момент пребывания в селе Спас-Лом священником церкви Игнатия, я никаких недовольств по отношению к Советской власти не проявлял, знакомства у меня большого не было… Проповедей каких-либо к/р порядка я не рассказывал и вообще против Сов. власти плохого чего-либо не имел и не имею…».
В протоколе второго допроса 10 декабря 1932 года говорится: «Я не признаю себя виновным в агитации против Советской власти и проводимых ею кампаний. Знакомства я ни с кем не имею, веду замкнутую жизнь, выезжаю только для совершения религиозных обрядов…».
11 декабря 1932 года отец Василий был арестован. Обвинен в том, что «в целях усугубления фантазирования и отвлечения населения от участия в хозяйственно-политической жизни инсценирует в своей церкви исцеления больных, одевая на них вериги, и одновременно проповедует о святости часовни в селе Лом».
В обвинительном заключении по делу от 29 января 1933 года говорится: «Золотарев Василий Александрович, 56 лет, служитель религиозного культа (поп) тихоновской ориентации, имеет образование — духовная семинария, разведенный, проживает в селе Спас-Лом Ермаковского района ИПО (Ивановской Промышленной области) Обвиняется в том, что являясь служителем культа, имел тесную связь с местным кулачеством, открыто вел а/с деятельность, заявляя, что «… Советскую власть не признаю, а признаю старую царскую власть…», т. е. совершил преступление, предусмотренное ст. 58-10 УК РСФСР…».
29 марта 1933 года батюшку приговорили к ссылке в Северный край на три года.
В справке по следственному делу по обвинению группы лиц в количестве 13 человек от 29 марта 1933 г. значится: «… Золотарев Василий Алекс., 57 лет. Прав гражданства лишен. Разведен. Из недвижимого имущества ничего не имеет. Со слов — не судим. Образование имеет среднее. По заключению врача — здоров… Сущность обвинения: В целях усугубления фанатизма и отвлечения от участия в хоз-полит. жизни инсценирует в своей церкви исцеление больных, надевая на них цепи (вериги) и одновременно проповедует о святости имеющейся в с. Лом часовни … святость этой часовни выражалась в том, что под часовней был ключ, куда одновременно стекалась кладбищенская вода … которую приходящие богомольцы пили, умывались и т. п. Будучи допрошенным в качестве обвиняемого виновным себя не признал» (Архивная справка Государственного архива Ярославской обл. № 3-77 от 21.12.2007 г.).
После отбывания наказания отец Василий вернулся в Ярославскую область. С 1936 года служил священником церкви села Ново-Никольское Ростовского района. С 1940 года – священник церкви села Николо-Замошье Некоузского района.
В 1945 году батюшка был удостоен сана протоиерея.
С 25 августа 1947 года служил в церкви села Боровицы Петровского района.
Скончался 4 сентября 1949 года.
Использованные материалы
1.Все мы — Христовы: Священнослужители и миряне земли Ярославской, пострадавшие за веру православную в гонениях 1918–1953 годов : [в 3 ч.] / Сост. Еп. Вениамин (Лихоманов) [и др.]. Ярославль, 2012–2017. Ч. 1. С. 374–375.
2. Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. / Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет ; Братство во Имя Всемилостивого Спаса. URL: martyrs.pstbi.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/charset/ans
3. Ярославские епархиальные ведомости. 1897. № 29, часть офиц. С. 439.
4. Ярославские епархиальные ведомости. 1899. № 44, часть офиц. С. 674.