«ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ ДВОРЦА ШЕРЕМЕТЕВЫХ» (Часть 1)
В жизни редко что-то происходит случайно. Эту публикацию я закончила в ночь с 16 на 17 июля. Наверное, тоже не случайно.
Дворец графов Шереметевых на Фонтанке — олицетворение Императорской России — был уничтожен революцией. Да, осталась великолепная ограда с позолоченным гербом, стоит здание, но внутри практически ничего нет от прежних владельцев. Осталась одна многотысячная доля от прежней коллекции живописи, скульптуры, несколько предметов мебели. В отреставрированной парадной анфиладе экскурсоводы чаще всего употребляют выражение «представьте, здесь когда-то…»
Судьба Шереметевского дворца далеко не единична, но от этого не менее больно. Сейчас это музей музыкальных инструментов, частных коллекций, но не семейный особняк. И тоже самое чувствуют долго работающие там сотрудники, некоторые из которых помнят ещё старшее поколение моей семьи. Они говорят: «Даже мы не обходимся без воображения. После революционного разграбления здесь не осталось даже, знаете, такого характерного запаха старого дома, который ещё на удивление сохраняют некоторые дворцы и особняки Санкт-Петербурга». Кажется даже, что львы на фамильном гербе, тогда в 1917 году, прощально подняли лапы вслед хозяину и так и остались ждать тех, кто уже никогда не вернётся домой.
Поэтому публикация состоит из двух частей. Я написала очень короткую историческую справку. Уверена, что для большинства моих читателей — это известные факты, но напомнить нелишне. Об Ахматовой не пишу намеренно. Здесь речь сегодня не о ней.
****
Два столетия дворец принадлежал графской ветви славного дворянского рода Шереметевых. Для пяти поколений семьи этот дом, практически ровесник Петербурга, был родовым гнездом. В историю он вошёл под названием Фонтанный дом.
Когда река Фонтанка называлась ещё Безымянный Ерик, точнее в 1712 году, Петр I пожаловал сильно заболоченную землю, простирающуюся до нынешнего Литейного проспекта, своему сподвижнику фельдмаршалу, графу Борису Петровичу Шереметеву (1652-1719) при условии строительства здесь «хоромного дворового строения». Граф приказание исполнил незамедлительно, начав возводить сначала деревянные, а потом каменные дома. Так появилось, считавшимся тогда загородным, имение Шереметевых.
В конце 1730-х — начале 1740-х годов для сына Бориса Петровича Шереметева графа Петра Борисовича Шереметева (1713-1788) на месте старых деревянных строений под руководством архитектора Григория Дмитриевича Дмитриева был построен новый одноэтажный дворец.
В начале 1750-х годов Савва Иванович Чевакинский и крепостной Шереметевых архитектор Фёдор Семёнович Аргунов по проекту Петра Михайловича Еропкина (есть основания полагать, что в проекте были использованы чертежи Франческо Бартоломео Растрелли) возводят каменный двухэтажный дворец в стиле раннего барокко. Здание стоит в глубине парадного двора, раскрытого в сторону реки. Центр главного фасада выделен пилястрами и мезонином, завершённым лучковым фронтоном. В поле фронтона помещён картуш с гербом Шереметевых. Боковые крылья здания завершены слегка выступающими ризалитами, украшенными пилястрами и увенчанными треугольными фронтонами.
В 1768 году после смерти жены графини Варвары Алексеевны, урождённой княжны Черкасской и любимой дочери графини Анны Петровны граф Пётр Борисович переехал в Москву, но усадьба продолжала перестраиваться и во время отсутствия хозяев.
После смерти Петра Борисовича Фонтанный дом наследовал его сын граф Николай Петрович Шереметев (1751-1809), известный своей женитьбой на крепостной Прасковье Ковалёвой, которая умерла в 1803 году в этом дворце. Николай Петрович жил в Москве, однако, в конце 1790-х годов стал регулярно приезжать в столицу. Он решает обновить интерьер, нанимая для этого архитектора Ивана Егоровича Старова. В 1796 году граф поселился в Фонтанном доме, устроив там как в Москве крепостной театр и оркестр. После Старова помещения во дворце перестраивались ещё Джакомо Кваренги и Андреем Никифоровичем Воронихиным. Были построены Летний дом, Каретные сараи, Садовый павильон, служебные флигели.
После смерти графа Николая Петровича в 1809 году усадьба перешла его шестилетнему сыну графу Дмитрию Николаевичу Шереметеву (1803-1871). По инициативе Императрицы Марии Фёдоровны над имуществом Шереметевых было учреждено опекунство по причине малолетства наследника. В этот период были построены Канцелярский и Больничный флигели, а в 1821 году — трёхэтажный с главным фасадом на Фонтанку Фонтанный флигель.
В период службы Дмитрия Николаевича в Кавалергардском полку во дворце гостили его сослуживцы. Офицеры часто пользовались гостеприимством графа, даже появилось выражение «жить на шереметевский счёт». Начиная с 1824 года во дворце часто бывал художник Орест Адамович Кипренский, которому покровительствовал Д. Н. Шереметев, создавший по его заказу ряд портретов знакомых хозяина. В конце мая — июне 1827 года в своей мастерской, расположенной во дворце (нынешнем Аванзале), он написал известный портрет А. С. Пушкина.
В 1830 — 1840-х годах во дворце работал архитектор Иероним Доминикович Корсини. По его проекту была сделана узорчатая чугунная решетка на гранитном цоколе, украшенная золочеными бронзовыми деталями с воротами на Фонтанку, украшенными гербом графов Шереметевых. Так же архитектор переделал интерьеры и Бальную галерею.
В Фонтанном доме устраивались музыкальные вечера. Среди гостей и выступающих часто бывали композиторы Михаил Глинка, Гектор Берлиоз, Франц Лист, а также певицы Полина Виардо, Джованни Рубини, Прасковья (Полина) Бартенева.
С середины XVIII века до 1870-х годов в Фонтанном доме находилась и выступала знаменитая «капелла Шереметевых» — один из лучших частных хоров в России.
За время своего существования территория усадьбы значительно уменьшилась, во второй половине XIX века со стороны Литейного проспекта были построены доходные дома.
После смерти графа Дмитрия Николаевича в 1871 году произошёл раздел имущества между его сыновьями Сергеем и Александром. Фонтанный дом достался графу Сергею Дмитриевичу Шереметеву (1844-1918) — член Государственного Совета, почетный академик, историк, собиратель и исследователь древнерусских рукописей и старинных книг. Сергей Дмитриевич систематизировал огромный семейный архив. В доме проходили заседания Русского археологического общества, Императорского Русского исторического общества, Общества любителей древней письменности, Императорского Русского географического общества, Русского генеалогического общества, пожизненным членом и председателем которых был граф.
В 1917 году дворец был национализирован (вроде бы с добровольного согласия владельца), а в 1918 году в Москве в Наугольном доме на Воздвиженке умер граф Сергей Дмитриевич Шереметев. По преданию его последними словами были: «Я умираю с глубокой верой в Россию. Она возродится».