Мужской монастырь на окраине города, существовавший уже в XVI в. В XVIII в. отстроен в камне помещиками Бурцевыми. Был немноголюден, в 1864 г. рассматривался вопрос о его упразднении. Закрыт в 1919 г. Занят детским домом, затем коррекционной школой-интернатом. В 2011 г. начата передача построек епархии, вновь открыт в 2013 г.
Источник: страница сайта «Храмы России»
В 2011 г. Архиепископом Рязанским и Касимовским Павлом было принято решение о возрождении святыни Рязанского края — двухпрестольногохрама во имя трех святителей Василия Великого, Иоанна Златоустого, Григория Богослова и мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, единственного из трех храмов Пронской Спасской пустыни, сохранившегося до наших дней. Пронская Спасская заштатная мужская пустынь находилась «близ уездного города Пронска от Рязани в 50 верстах» на левом возвышенном берегу реки Прони. «Здесь церковь Живоначальныя Троицы с пределом Преображения Господня», — писал в 1852 г. исследователь древних монастырей и церквей А. Ратшин. Протоиерей В. Гаретовский в 1866 г. пишет: «Даже не видится прямой возможности объяснить.., почему пустынь называется Спасскою, когда соборная церковь в ней во имя Св. Троицы. Вероятнее всего, существующая до сего времени Троицкая соборная церковь позднего уже происхождения». Он же и предполагает, что в первые времена существования этой обители главный и в тоже время единственный храм её был во имя Преображения Господня, отчего пустынь и получила название Спасской.
Город Пронск упоминается впервые в Никоновской летописи под 1131 г. В конце XII века во время усобиц князей Рязанских, сыновей Глеба, Пронск уже начинает играть видную историческую роль. Городу пришлось пережить и многочисленные междоусобные брани князей Пронских, и опустошающие набеги татарских полчищ. В 1378 г. один из князей пронских Даниил был доблестным союзником великого князя Дмитрия Московского в битве с татарами при Воже. Во второй половине XV века Пронское княжество соединилось с Рязанским, в начале XVI в. вместе с Переяславлем Рязанским попало под власть великих князей Московских. В середине XVI в. городу снова пришлось пережить осаду и набеги татар, а в начале XVII века — осаду и освобождение от войск самозванца. Пронские князья, служившие московским царям, играли видную роль в XVI, XVII и даже в XVIII вв. При царе Алексее Михайловиче они были в числе тех немногих родов, у которых звание бояр было наследственное. В 1778 г. Пронск был назначен уездным городом Рязанского наместничества и ко времени освобождения крестьян имел 2000 жилищ (без слобод), а по переписи 1897 г. (со слободами) — 7800 дворов. Этот древний город издавна славился своей религиозно-нравственной жизнью. Подтверждением служит существование с древних времен в его приделах трёх иноческих обителей. Это были Богословский женский и Дмитриевский мужской монастыри, находившиеся в самом городе, и Спасская пустынь, расположенная близ него. Первые два монастыря были упразднены в середине XVIII в., а Спасская пустынь, не раз видевшая и оскудение, и возобновление, просуществовала до трагических событий XX века, но ни об истории создания, ни о времени возникновения, ни о первых подвижниках этих трёх древних обителей мы ничего не знаем. В упомянутых фондах ГАРО в ведомостях о Пронской Спасской пустыни за разные годы так и сообщается: «Когда и кем основана сия пустынь неизвестно».
И. Добролюбов в своем историко-статистическом описании церквей и монастырей Рязанской епархии пишет: первое упоминание о Спасской пустыни относится к 1640 г. в писцовых книгах Борзецова, где об угодиях стрельцов говорится, что у них был выгон «против Спасского монастырями далее встречается известие о переведении братии в 1724 г. из Спасской Преображенской пустыни в Скопинский Троицкий монастырь и об упразднении пустыни, хотя и на короткое время. Интересно, что в Рязанских Достопамятностях архимандрита Иеронима с примечаниями самого И. Добролюбова за 1889 г. в том же параграфе 352 говорится, что Спасская пустынь по Указу Государя от 5 мая 1724 г. о «свидении малобратных монастырей и пустынек в совокупление с другими» была приписана к Рязанскому Спасскому монастырю. Когда речь идет о столь древних временах, противоречия неизбежны, ведь сохранность документов тех времен мала и нам приходится пользоваться печатными материалами, изданными в основном в XIX столетии.
«Списки иерархов и настоятелей монастырей» М. Строева донесли до нас имена настоятелей пустыни, которые в разные времена именовались строителями или игуменами. Вот некоторые из них: Черный посл. Пафнутий ул. в 1665 г. Прохор уп. в 1734 г. Феодоритул в 1749 г. Иосиф уп. в 1751 и 56 г. Иона уп. в 1763 г. Епифаний уп. в 1781 г.
Первые упоминания о пустыни в архивных материалах Государственного Архива Рязанской области (ГАРО) относятся к 1743 г. В табеле монастырей Рязанской епархии за 1743 г. указано: «Города Пронска в Спасове монастыре иеромонахов 1, монахов 3, трудников 3». Далее, в деле о количестве монашествующих в монастырях за 1764 г. упоминается игумен Иона. Небольшие упоминания о монастыре и его братии встречаются в делах за 1769, 1771, 1790 гг. К началу XIX в. сведения о пустыни и её братии становятся регулярными, что дает возможность подробнее представить жизнь пустыни в это время. В истории обители прослеживаются несколько периодов.
Первое возобновление приходится на первую половину XVIII в., практически сразу после ее упразднения. По описаниям, составленным в 1739 и 1749 гг., в обители тогда было две деревянных церкви: церковь Преображения Господня, где находился образ Казанской Божией Матери, особо почитаемый, и церковь Вознесения Господня. Конец XVIII в. — время активного строительства и переустройства обители. По описи монастыря, составленной поручиком Нееловым в 1763 г., в ней уже значилась каменная церковь «Св. Живоначальной Троицы о двух пределах об одном апартаменте», построенная рачением игумена Ионы на собранные от подаяния деньги. В 1763 г. отстроен был только предельный храм во имя Преображения Господня. Внутреннее убранство второго предела и всей церкви принадлежит помещику Ивану Ивановичу Бурцеву, прах которого покоится в Спасской пустыни. Вклад и усердие Ивана Ивановича в обустройство обители были так велики, что в дальнейшем в описаниях пустыни его упоминают как строителя храма. Переустройством келий для настоятелей и братии (до этого времени они были деревянные и крыты соломой) пустынь уже обязана его сыну — Андрею Ивановичу Бурцеву. Им же, вероятно, была устроена и каменная ограда вместо плетневой. Так уже описывается состояние пустыни в ведомости за 1844 г.: «Ограда в оной Пустыни кругом вся каменная, четырехугольная; мерою… 248 сажен… Башни на двух углах, с северной стороны каменная двухэтажная, обе крыты железом, а на двух углах к югу одна деревянная на каменном фундаменте, а другая не докончена.
Церковь каменная во имя Живоначальной Троицы с двумя пределами в трапезе по правую сторону во имя Преображения Господня, а по левую — во имя Успения Божией Матери. Построена иждивением помещика Ивана Ивановича Бурцева в 1765 г., покрыта железом и крашена медянкою. Церковь утварью достаточная. По штату положено два иеромонаха, два иеродиакона и два послушника. Земли под оною Пустынью находится как внутри и снаружи не более трех десятин; в Данковской округе близ села Ивановского 30 десятин пахотной земли; сенных покосов и лесных угодий не имеется; имеется мельница Михайловской округи при селе Кавертове. Строения состоят из трех отдельных зданий: настоятельские кельи деревянные на каменном фундаменте, братские кельи деревянные на каменном фундаменте, братская трапезная деревянная на каменном фундаменте. Сверх этого скотный двор с сараями для лошадей и коров и амбар для хлеба». «А внутри монастыря устроены пруд и три колодца, в пруд протекающие».
25 июля 1866 г. Пронская Спасская пустынь праздновала свое второе обновление. К середине XIX века пустынь стала приходить в запустение. Бывший тогда строителем иеромонах Феодосии просил архиерея о перенесении монастыря в село Толпино Рижского уезда в связи с непрочностью грунта, грозившей, как ему казалось, опасностью разрушения построек. Но архиепископ Смарагд, обозревая церкви и монастыри Пронска, увидел ошибку настоятеля, что и подтвердило последующее освидетельствование грунта. Назначенный вместо о. Феодосия настоятелем пустыни иеромонах Самуил за шесть с небольшим лет восстановил почти упавшую совсем обитель, по его прошению святейший Синод оставил пустынь на прежнем месте. Этому событию и были посвящены торжества, состоявшиеся в июле 1866 г.
В 1867 г. в пустыни была закончена начатая иеромонахом Самуилом в 1855 г. постройка новой каменной церкви под железной кровлей с двумя престолами: по правую сторону престол во имя Трех святителей, а по левую — во имя св. мученицы Софии и трех дщерей её Веры, Надежды и Любови. Церковь построена иждивением московского почетного гражданина Григория Сергеева Васильева. Им же был возобновлен и Троицкий храм.
В монастыре, по ведомости 1878 г., уже имелись: каменный двухэтажный корпус для настоятеля с тремя внизу холодными помещениями под железной кровлей; каменный братский корпус под железной кровлей; каменный одноэтажный корпус для братской трапезы и кухни под железной кровлей; близ ворот каменная караулка; а так же сараи, конюшня, амбар, баня крытая тесом, каменный ледник крытый дранкою и за оградою против ворот монастыря изба на каменном фундаменте и при оной скотный двор. По указу Синода в 1881 году в пустыни было введено общежитие. В 1893 году настоятелю обители игумену Мелетию купцом Григорием Карловичем Томилиным была передана икона Божией Матери «Споручница грешных», ставшая впоследствии чудотворной.
К началу XX столетия пустынь представляла собой довольно благолепный монастырь, в котором было три храма. Третья церковь, каменная с одним престолом во имя сошествия Святого Духа на Апостолов, холодная, была устроена в жилом помещении на третьем этаже. Эта церковь была построена на средства помещицы Варвары Алексеевны Любавской, а после её смерти достроена на благотворительные средства и освящена в 1903 году.
В 1913 году по штату были положены настоятель, два иеромонаха, два иеродиакона и два послушника, проживали настоятель, схиигумен, десять иеромонахов, шесть иеродиаконов, шесть монахов и пятнадцать послушников.
В 1919 г. она была закрыта, имущество передано в ведение УОтсобесов и землеотделам.
Согласно постановлению Священного Синода Русской Православной Церкви от 2 октября 2013 года (журнал № 123), в связи с прошением митрополита Рязанского и Михайловского Павла в поселке Пронск Рязанской области открыт Спасо-Преображенский Пронский мужской монастырь. Его настоятелем назначен игумен Лука (Степанов). Четыре года работы и трудов не остались бесплодны: обновлено водоснабжение и канализация; отреставрирован и в настоящий момент расписывается Трехсвятительский собор монастыря. Чудесным образом в монастырь вернулась одна из самых чтимых святынь обители — икона Божьей Матери «Утоли моя печали». Для монастыря на Святой горе Афон написана икона «Споручица грешных» взамен утраченной в революционное лихолетия.
http://ryazeparh.ru/index.php/monastyry/item/8-spaso-preobrazhenskij-muzhskoj-monastyr-poselka-pronsk
Спасская общежительная пустынь находится на левом возвышенном берегу реки Прони, на юго-запад от г. Пронска, от которого отстоит не далее версты. Время основания ее неизвестно, но существование ее в XVII ст. не подлежит сомнению. В писцовых книгах Борзецова 1640 г. в исчислении разных угодий, принадлежавших стрельцам старой слободы сказано, что у них был выгон «против Спасского монастыря» общий с новыми стрельцами.
Под 1724 г. в Рязанских Достопамятностях встречается известие о переведении братии из Спасской Преображенской пустыни в Скопинский Троицкий монастырь и об упразднении пустыни, хотя и на короткое время.
До возобновления Спасской пустыни в половине прошлого столетия в ней, судя по описям за 1739 и 1749 гг., находились две церкви деревянных: «Церковь Преображения Господня, в ней святые иконы местные: образ Преображения Господня в окладе, образ Казанской Пресвятой Богородицы без окладу, Богородица запрестольная, на ней венец чеховый позлащен; на престоле одежда кумашная, на нем евангелие, евангелисты серебряные, кресты обиты по дереву, серебряные сосуды, дискос и звездица, а другие сосуды оловянные и лжица оловянная; двое риз камчатые, одни красные, другие зеленые, у них оплечья парчовые на золоте, ризы камчатые белые, стихарь камчатый белый… 28 книг. Церковь Вознесения Господня, в ней святые иконы: образ Всемилостивого Спаса, образ Богородицы Казанской, запрестольная Богородица; на престоле одежда выбойка бумажная, сосуды оловянные новые, покровцы на них камчатные ветхие, у царских дверей завеса полотняная. Оного монастыря святые ворота санные с прикалитком, над ними образ Спасителев с апостолы. Кельи строительские с сеньми… 4 кельи братских с сеньми. Амшеник ильмовый , рублен в лапу, покрыт тесом и лубьями ветхой, казенных 6 ульев со пчелами. Монастырь кругом горожен заметом ветхим».
По описи Спасской пустыни, проведенной в 1763 г. поручиком Нееловым, в ней уже значится «каменная церковь Св. Живоначально Троицы о двух приделах об одном апартаменте, построенная в 1763 г. на сборные деньги подаянием от боголюбивых дателей рачением той пустыни игумном Ионою, по благословенной грамоте преосв. Палладия, епископа Рязанского и Муромского.
В 1763 г. отстроен был только придельный храм во имя Преображения Господня, но во втором приделе и в настоящей иконостаса и образов в том году еще не было, «за неимением в сборе денег». Наличный состав братии в то время состоял: из игумена, иеродиакона и бельца, иерея Никиты Карнильева.
Внутренняя второго придела и настоящей церкви принадлежит помещику Ивану Ивановичу Бурцеву, прах которого покоится в Спасской пустыни, и относится уже к 1765 г. Устройством каменных келий для настоятеля и братии пустынь обязана Андрею Ивановичу Бурцеву. До того же времени настоятельская и братские кельи были деревянные, крытые соломой, как видно из той же описи 1763 г. Им же, вероятно, была устроена вместо плетневой каменная ограда вокруг монастырских зданий.
В настоящее время в Спасской пустыни, кроме Троицкого храма, существует другая каменная церковь во имя Трех Святителей с приделом Св. Софии и чад ее, устроенная в 1867 г. московским почетным гражданином Григорием Сергеевичем Васильевым, которым возобновлен был и Троицкий храм. По указу Св. Синода от 22 апреля 1881 г. в Спасской пустыни введено общежитие.
Земли во владении Спасской пустыни состоит: под монастырскою усадьбою 7 дес., Данковского уезда пахотной 30 дес., Ряжского уезда 50 дес., Михайловского уезда мельница о двух поставах.
Добролюбов И. В. «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных», том II. — Зарайск, 1884-1891 гг.