Хочу поделиться некоторыми сомнениями по поводу одной графической работы Алексея Щусева, которая сейчас экспонируется в Музее декоративного искусства. В этикетке она описана как «Проект часовни Горчаковых в некрополе Троице-Сергиевой Приморской пустыни. 1916». Сам архитектор обозначил ее как «Проект часовни-памятника светлейшего князя Горчакова» (обратите внимание, что в единственном числе). Первый светлейший князь из рода Горчаковых — известный дипломат Александр Михайлович умер в 1883 и действительно был похоронен в Троице-Сергиевой пустыни (надгробие не сохранилось, в наше время на предполагаемом месте захоронения был установлен кенотаф). В 1897 вместе с ним был похоронен его сын Михаил. Почему Щусеву понадобилось проектировать в 1916 часовню для давно похороненных светлейших князей, к тому же подчеркивая, что это памятник одного конкретного светлейшего князя? Могу предположить, что это связано со смертью в 1916 году в петроградском госпитале вернувшегося с фронта помощника начальника 8-го Киевского отдельного отряда Красного креста, статского советника светлейшего князя Александра Константиновича Горчакова (внука дипломата). Но похоронили его не в родовой усыпальнице, а в Иоанновском монастыре на набережной Карповки. Этот некрополь был уничтожен в 1930-е. Возможно, Щусев проектировал часовню именно для светлейшего князя А.К.Горчакова в Иоанновском монастыре.
А что про это скажут специалисты?