Продолжение темы увольнения Нижинского

Продолжение темы увольнения Нижинского.

Что хотел Дягилев.
Спровоцировать конфликт с Дирекцией, укоротив колет Нижинского, превратив его костюм в «неприличный». Возможно по плану, Нижинский вообще не должен был выйти на сцену в этом костюме. Возможно, начало спектакля могло быть задержано. В любом случае, Нижинский должен был быть оштрафован за нарушение дисциплины. «Обиженный» Нижинский должен был подать в отставку с формулировкой, что в Императорском театре не ценят настоящих костюмов, в которых он с успехом танцевал в Париже. (Только в Париже курточка была подлиннее – прим. авт.). На уговоры Дирекции Нижинский должен был остаться непреклонным. В итоге Нижинский больше не будет связан контрактом с Мариинским театром. И Дягилев сможет создавать круглогодичную антрепризу с Нижинским во главе и начинать гастролировать по всей Европе, а затем и по США.

Что получил Дягилев.
Из-за того, что Дирекция сумела избежать конфликта и просто уволить Нижинского за его общую «неприличность», с целью подорвать его репутацию, а через него нанести урон «Русским сезонам», у Дягилева возникли непредвиденные проблемы. Под угрозой оказались ближайшие гастроли в Лондоне. Но Дягилев нашёл способ выкрутиться из этой ситуации, опубликовав в парижской и лондонской прессе фотографии Нижинского в «увольнительном» костюме, показав тем самым, что ничего неприличного в этом нет и Дирекция Императорских театров перегнула палку. И в итоге, Дягилев получил то, что хотел – свободного Нижинского, не связанного какими-либо контрактами. Плюс дополнительную рекламу. Цели он своей достиг.

Что хотела Дирекция (Теляковский, Крупенский, Фредерикс).
Узнав о готовящейся провокации со стороны Дягилева, Дирекция решила перехватить инициативу и не дав Нижинскому подать в отставку, уволить его, якобы за оскорбление «неприличным» видом Императорской семьи, использовав для этого Великого князя Сергея Михайловича. Дирекция рассматривала два варианта: 1 — после такого позорного увольнения, униженный Нижинский принесёт извинения и ему предложат огромное жалование, от которого тот не сможет отказаться и он останется в театре, а Дягилев не сможет создать независимую антрепризу. 2 – Нижинский уходит окончательно к Дягилеву, но с подмоченной репутацией, которая бросает тень на всё предприятие Дягилева. В любом случае будет нанесён удар по «Русским сезонам».
Кроме того, Теляковский хотел заодно подорвать репутацию Кшесинской, перекинув на неё вину за увольнение Нижинского.

Что получила Дирекция.
Нижинский отказался извинятся и гордо принял отставку, отвергнув баснословное жалование. Нижинский стал главным артистом «Русских балетов». Надежда Теляковского, что репутация предприятия Дягилева будет подмочена, не оправдалась. Теляковский очень внимательно следил за разгоравшемся скандалом и подклеивал в свой Дневник все статьи из европейской прессы, но буквально через несколько дней, ситуация повернулась не в его пользу.
7 февраля Теляковский пишет: «Французские газеты очень заняты вопросом увольнения Нижинского. Самую большую статью написала газета «Comœdia». Тут делаются самые смелые и небывалые выводы — о рутине Дирекции и что вообще всё, что талантливо в России, гонится — забывают, что все теперешние новаторы балета и декораций — Коровин, Головин, Фокин — вышли из Дирекции же. Но, конечно, крайнего эротического направления Дирекция не может держаться, Бакст и Бенуа с их эросом должны работать в частных театрах». (Интересно, что Фокина в эросе Теляковский не обвиняет, хотя именно Фокин – главный балетмейстер Русских сезонов – прим. автора).

Т.е. Дирекция не только не достигла своих целей, а получила обратный результат: в Европе была подмочена не репутация Дягилева и его компании, и именно репутация самой Дирекции, как реакционной и погрязшей в рутине. Увольнение Нижинского только создало ему дополнительную рекламу и весь скандал в парижской прессе был повёрнут в его пользу. Нижинскому сочувствовали и называли причиной этого события — борьбу старой и новой школы.

Единственное, чего достиг Теляковский – он отвёл вину лично от себя и его имя не вошло в историю, как главного идеолога этой интриги. Но даже Кшесинской он не сильно навредил, так как у неё и так была репутация интриганки, и её это не слишком то задело. А о Нижинском она оставила потомкам хорошие воспоминания.

Как повлияло увольнение Нижинского на развитие мирового танцевального искусства в дальнейшем, а также на личную судьбу Нижинского, я расскажу в моей следующей публикации.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?