Вашему вниманию, дорогие друзья, предлагается единственная прижизненная фотография Николая Васильевича Гоголя. Справедливости ради стоит уточнить, что это дагерротип — предшественник классической фотографии, самая ранняя её разновидность. Снимок сделан в Риме в 1845 году, одним из «отцов» российской фотографии — Сергеем Львовичем Левицким.
Снимок этот –подарок вице-президенту русской Академии художеств графу Федору Толстому от пансионеров его же Академии. Подарок недешевый и диковинный – о фотографии тогда мало что знали. Гоголь на тот момент уже почти десять лет жил в Риме, и Левицкий уговорил его сняться на дагерротип вместе с остальными художниками.
Среди изображенных — архитекторы Федор Эппингер, Карл Бейне, Павел Нотбек, Ипполит Монигетти, скульпторы Пётр Ставассер, Николай Рамазанов, Михаил Шурупов, живописцы Пимен Орлов, Аполлон Мокрицкий, Михаил Михайлов, Василий Штернберг.
Впервые дагерротип был опубликован критиком В. В. Стасовым в журнале «Древняя и Новая Россия» за 1879 год, № 12, который так описал изображенных: — Какой тут богатый материал: и архитекторы, и живописцы, и скульпторы, и всякие другие, и Рим, и Россия, и — Гоголь надо всем!!! Писатель сидит в центре композиции, его окружают художники, архитекторы и скульпторы, на полу, внизу — натурщица-итальянка Мариучча. В этой живописно расположенной группе выделяется фигура Федора Моллера: художник, будучи высокого роста, стоит слева от Гоголя, отделенный фигурой акварелиста Андрея Лавеццари, а Федор Антонович облачëн в темный плащ, на голове — модная широкополая шляпа.
«Взгляните на эти шляпы театральных „бригантов“, на плащи, будто бы необычайно картинные и величественные — какой неостроумный и неталантливый маскарад! А между тем, это всё-таки картина истинно историческая, потому что она искренно и верно передает целый уголок эпохи, целую главу из русской жизни, целую полосу людей, и жизней, и заблуждений».
#историяроссийскойфотографии #рим #сергейлевицкий #николайгоголь #гоголь #дагерротип