Приволжск. Никольский женский монастырь. Церковь Николая Чудотворца.

Никольский храм в Приволжске (бывшее село Большое Яковлевское) был построен в традициях барокко в 1779 г. костромскими мастерами на месте деревянной шатровой церкви, известной по документам с 1523 г. Расположен в центре города, на небольшой торговой площади. Доминирует в окружающей постройке, хорошо видна издалека при въезде по шоссе Иваново — Плес. Закрыли храм в 1939 г. и использовали в качестве складов.
В 1989 г. начались ходатайства о возвращении храма верующим, что вызвало протест органов власти. Вопрос решился неожиданно: в шатер колокольни ударила молния и на следующий день колокольня рухнула внутрь, разрушив своды. В таком состоянии его и передали общие. В том же 1989 г. в Приволжске был проведен первый за советский период власти крестный ход по центральным улицам города.
В 1993 г. при храме была создана Воскресенско-Николаевская монашеская община, объединившая Никольский храм Приволжска и Воскресенский храм села Толпыгино. В 1997 г. при Никольском храме открыли приют для девочек-сирот и православную школу. На следующий год монашеская община была реорганизована. В Приволжске учрежден Никольский женский монастырь, а Воскресенский храм стал подворьем Успенского мужского монастыря в Иванове. Никольский храм, который является своеобразным символом Приволжска, сейчас отреставрирован, восстановлены купола, шатер колокольни, внутреннее убранство.

В 1989 году процесс открытия храмов начал набирать силу. В городе Приволжске был передан собор святителя Николая Чудотворца общине с. Толпыгино с регистрацией в совете по делам религий при Совете Министров СССР, как приписной приход. Однако в Приволжске было особое положение. Собор Николая Чудотворца находился в центре города на площади, как раз напротив здания райкома партии. Первым секретарем райкома партии был Чунаев Е.А. Он играл особо активную роль в областном комитете партии и был на стороне консервативно настроенной группировки коммунистов. Конечно, он никак не мог допустить, чтобы в центре города, напротив здания райкома открылся прекрасный собор. Еще в декабре 1980 года настоятель храма с. Толпыгино иеромонах Зосима (Шевчук) обращался с письмом в местный Приволжский райисполком, а также в Ивановской облисполком с просьбой передать Собор Николая Чудотворца в г. Приволжске православной общине с. Толпыгино как приписной храм. Это было время, когда действовал ещё закон 1929 года о религиозных организациях, и для того, чтобы здание храма было передано религиозной общине, необходимо было зарегистрировать религиозную общину в Совете по делам религий при Совете Министров СССР. И только после этого передавалось молитвенное здание. Закон ограничивал возможность владения двумя зданиями одному приходу. И поэтому на этом основании о. Зосиме в ходатайстве было отказано.
О. Зосима побывал в Москве на приёме у Михайлова Г.А. и получил моральную поддержку для решения этого вопроса. Подошла весна 1989 года, а вопрос все не решался. Районные депутаты под нажимом властей подписали решение о создании в храме музея. В то время в соборе находился склад общепита, в алтаре был устроен туалет; попираемая святыня в центре города Приволжска ожидала решения своей судьбы. И в день памяти святителя и чудотворца Николая епископ Ивановский и Кинешемский Амвросий приехал в с. Толпыгино и беседовал с о. Зосимой. Владыка говорил: “Как вы сможете отреставрировать этот храм? Он ведь находится в таком тяжелом состоянии, на колокольне даже нет креста». На что иеромонах Зосима отвечал, что крест на колокольне есть. Внезапно началась сильная гроза, молния ударила между епископом Амвросием и о. Зосимой прямо в землю. Это был как бы знак: через несколько минут раздался звонок и испуганный голос сообщил, что только что на колокольне собора Николая Чудотворца в г. Приволжске сбит молнией крест…
Епископ уехал в Иваново, а иеромонах Зосима поехал в Приволжск, посмотреть состояние колокольни. Колокольня, действительно, была несколько разрушена. Это произошло в день памяти Святителя Николая, в честь которого был освящен собор. И именно в этот день был подписан отказ местных властей о возвращении храма Церкви. А на следующий день при загадочных обстоятельствах колокольня обрушилась. Некоторые полагали, что вызванные саперы взорвали колокольню, но доказательств прямых тому не было. Власти ещё некоторое время не отдавали собора Церкви. Склад, который находился в соборе Николая Чудотворца, власти были вынуждены эвакуировать, а руины собора продолжали оставаться бесхозными. Верующие люди, написав плакаты: «Долой власть коммунистов”, «Долой безбожное правительство!» — вышли на площадь перед собором, появилось много антисоветских лозунгов. Народ был раздражен действием местных властей, налицо было настоящее противоборство народа и местной власти. Сломить народ не удалось. Совет по делам религий при Совмине СССР в одностороннем порядке зарегистрировал общину Собора Николая Чудотворца в г. Приволжске, лишив при этом регистрации храм с. Толпыгина. Приписным к собору Николая Чудотворца г. Приволжска оказался именно приход с. Толпыгина, то есть не удалось зарегистрировать новую общину Русской Православной Церкви с сохранением прежней. Религиозная община с. Толпыгина была ликвидирована, храм ее оказался приписным в нарушении действующего законодательства. Прошло совсем немного времени, и был принят новый закон о свободе совести в СССР, и в преддверии этого закона в сентябре 1989 года верующим был возвращен собор Николая Чудотворца в г. Приволжске.
Алексей Федотов. История Ивановской епархии. Общий обзор. (1918-1998 гг.)

Приволжск. Церковь Николая Чудотворца, посл. треть 18 в., ул. Революционная.
Расположена в центре города, на небольшой торговой площади, выходящей на Революционную ул. Доминирует в окружающей застройке, хорошо видна издалека при подъезде по шоссе Иваново-Плес. Построена костромскими мастерами в 1779 г. на месте деревянной шатровой церкви, известной по документам с 1523 г. Кирпичные стены побелены по кладке. В 1-й пол. 19 в. были пристроены боковые крыльца (не сохр., переделаны в двухколонные портики) и притвор; в 1989 г. ударом молнии разрушен шатер колокольни. Выразительный образец храма костромской школы 2-й пол. 18 в. в стиле барокко, объемно-пространственная композиция которого характерна для более раннего времени.
Двусветный четверик с аттиковым ярусом увенчан пятью главками на восьмигранных барабанах (центральный световой — более крупный). Алтарь значительно пониженный, суженный, пятигранный. Равновысокая алтарю прямоугольная трапезная со скругленными углами сильно вытянута по поперечной оси. Над скатами ее кровли возвышались небольшие главки приделов (сохранились их барабаны). В композиции церкви выделяется стройная колокольня. Крупный нижний четверик, прорезанный арочными проемами (боковые заложены) несет восьмигранный столп с низким полуярусом и открытым ярусом звона. Над ним возвышался очень высокий и стройный шатер с четырьмя рядами слухов и главкой-маковкой.
Выразительно фасадное убранство храма. Антаблемент с сухариками и модульонами в карнизе, завершающий нижний ярус четверика, раскрепован над боковыми двухколонными портиками с фронтонами. Верхний световой ярус декорирован пилястрами между окон и на углах (здесь они сдвоены). Аттик, также отделенный от четверика антаблементом, украшен оригинальными фигурными филенками на месте кокошников и прямоугольными филенками по осям пилястр. Необычны нарисованные окна в заглубленных полях прямоугольных филенок. Высокие, прямоугольные окна обоих ярусов заключены в рамочные наличники с ушами, серьгами и лучковыми сандриками. Грани столпа колокольни обработаны крупными филенками. Ее декор дополняют архивольты арок звона и разнообразные по форме обрамления слухов, выдержанные в духе 17 в.: в нижнем ряду проемы слухов сдвоены, а в третьем они круглые.
Основной объем перекрыт сомкнутым сводом со световым кольцом барабана; апсида — сложным лотковым сводом с распалубками над окнами; трапезная — тремя коробовыми сводами, ориентированными по оси запад-восток; нижний ярус колокольни — крестовым. Богато профилированный лепной карниз на уровне откосов окон делит стены на два яруса. Сохранились фрагменты масляной живописи сер. 19 в. Пол выстлан чугунными плитами с растительным орнаментом.
Иконостас посл. четв. 19 в. — выразительное произведение в стиле барокко. На каркасе сохранилась подпись одного из резчиков — В.Г. Лебедева. Иконы выполнены одновременно с иконостасом в духе древнерусской живописи 17 в. Почти полностью утрачен нижний ярус и все его иконы. Двухъярусное монументальное сооружение имеет заглубления по осям боковых врат. Нижний ярус заканчивается массивным многообломным антаблементом, средняя крепованная часть которого акцентирована лучковым фронтоном. Над ним возвышаются две увитые гирляндами колонки, поддерживающие венчающий антаблемент с разорванным фронтоном в центре. Во втором ярусе расположены иконы трех чинов. Иконостас завершали иконы в резных картушах (сохранились фрагментарно). Антаблементы средней и боковых частей соединены между собой арочками. Изящные элементы резного декора: свисающая драпировка над царскими вратами, растительные завитки в обрамлениях, строгие модульоны карнизов, тиснение по левкасу на фризах — придают облику сооружения нарядность. Царские врата (сохранились фрагментарно) были декорированы пластичной и сочной резьбой в виде картушей.
Беляев, с. 160-161; Холмогоровы, 1902, с. 69; Там же, 1912, с. 97, 101; Казаринова, 1978, с. 78-80, 83-85, 87; Рудченко, 1983, с. 215; Лисин, 1996, с. 142-152. ГАКО. Ф. 130. Оп. 4. Д. 2109, л. 1-15. «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М,. Наука, 2000, с. 17-19

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?