Богоявленский храм (с. Прислониха)
В середине 17-го века на земле «из диких полей» возле речки Каменный Брод, названной позднее Малым Уренем, появились первые избы поселенцев из числа служилых и ратных людей. Так было положено начало старинному селу Прислониха, носившему в первые годы своей жизни название Богоявленское. Наши предки были людьми мастеровыми, рубили амбары, мельницы, мосты, ставили избы. Тогда же была возведена и первая деревянная церковь «во имя Богоявления Господня».
Позднее, в 1722 году, помещик А.С. Белавкин построил посреди села, у пересечения речки Урень с Московским почтовым трактом, новую церковь, которая верой и правдой служила прихожанам до 1878 года. Построенная «иждивением онаго села обывателями», она пошла под снос «за ветхостью и по тесноте помещения». Судя по сохранившимся архивным документам, с 1875 года при Богоявленской церкви в должности псаломщика состоял Григорий Гаврилович Пластов, дед академика, народного художника СССР, лауреата Ленинской и Государственных премий — Аркадия Александровича Пластова. Священником здесь был отец Галактион Топорнин, а церковным старостой — местный крестьянин Корней Степанович Гундоров. Именно они принимали самое живое участие в сооружении нового, третьего по счету храма.
Аркадий Пластов, уже будучи известным художником, оставил в своем дневнике такую запись: «В молодости отец мой, Александр Пластов, был подмастерьем у своего отца, деда моего, Григория Пластова, иконописца и, кажется, архитектора. В бумагах, оставшихся у отца, я находил много архитектурных проектов с надписями: «Церковь в селе таком-то, сочинил и чертил Григорий Пластов». Церковь в нашем селе была построена по его чертежам, и живопись в ней была исполнена им вместе с отцом».
Строительный устав тех лет гласил: «Церкви в селениях следует строить на приличных местах, наблюдая, чтобы всякие вообще постройки находились в расстоянии от церкви деревянной не ближе 30 сажен (русская мера длины, равная трем аршинам, или 2,13 метра — В.Н.), от каменной — не ближе 20 сажен, что, впрочем, не относится до церковных караулок и усыпальниц». Местоположение старой церкви вполне удовлетворяло требованием устава, и потому новую церковь решили ставить на прежнем месте. С той лишь разницей, что новый деревянный храм был более просторным и стоял на каменном фундаменте.
Церковь поставили «кораблем», вытянув по одной оси с востока на запад. Состояла она из трех частей — алтаря, собственно храма, трапезной и колокольни. Сруб из вековых сосен обшили тесом и окрасили в белый цвет, железную кровлю — в зеленый. Купола на храме и колокольне сделали из белой жести, а кованые кресты позолотили. На колокольне подвесили пять медных колоколов, самый большой из которых весил 72 пуда и звон его разносился на несколько верст окрест. Вокруг церкви устроили деревянную ограду с каменными столбами, большими коваными воротами и четырьмя калитками. В храме устроили два престола: главный, холодный — в честь Богоявления Господня, и в теплом приделе — в честь Казанской иконы Божией Матери. Стены изнутри обтянули холстами и расписали маслом на библейские сюжеты. Иконостас, изукрашенный затейливой резьбой, имел более трех десятков разных икон.
Весной 1936 года церковь закрыли, сделали из нее колхозный склад. В 1957 году решили доломать, снесли купола. Но храм устоял. К разговору о нем вернулись лишь в 1987 году, когда Средневолжским филиалом института «Спецпроектреставрация» был разработан генеральный план Прислонихи и проект об охране мемориальной зоны — усадьбы Аркадия Александровича Пластова, к тому времени почившего и похороненного на сельском кладбище. В эту мемориальную зону, охраняемую теперь государством, помимо прочих объектов, была включена и церковь со сторожкой (в которой первоначально планировалось разместить выставочный зал). Через почти 60 лет после того, как закрыли Богоявленскую церковь, в ней состоялось первое за столь долгие годы забвения богослужение.
Воссоздать первоначальный облик церкви Богоявления ульяновским проектировщикам удалось во многом благодаря рисункам, акварелям и картинам Аркадия Пластова на церковные темы — таким как «Служба на Страстной», «Полая вода», «Летний праздник в Прислонихе», где изображался сельский храм.
Много сил положили прихожане и настоятель Богоявленской церкви — протоиерей Владимир Дмитриев, чтобы придать ей пусть и небольшую, но частицу былого благолепия. К тому времени уже было известно, что прихожанами с тех пор, как был закрыт храм, спасены и сохранены несколько кусков холста, около десятка икон, большое деревянное распятие, висевшие над иконостасом, и крест с купола церкви. Как великое чудо воспринимается тот факт, что на одном из фрагментов холста, уцелевшего до наших дней, изображено Богоявление — то самое новозаветное событие, в честь которого и назван храм: Иоанн Креститель погружает Иисуса Христа в воды реки Иордан, и отверзаются Небеса…
http://simbirsk.eparhia.ru/eparhy/prihody/region/prisloniha/
Дотла сожгли церковь в селе Прислониха Ульяновской области. В ночь с 4 на 5 мая 2016 года в селе Прислониха Карсунского района Ульяновской области сгорела церковь во имя Богоявления Господня. Причина пожара – поджог. Пожар тушили 6 пожарных расчётов. Однако, по свидетельствам очевидцев, здание церкви вспыхнуло как свечка и выгорело довольно быстро.
АиФ, 5 мая 2016 г. http://www.ul.aif.ru/incidents/dotla_sozhgli_cerkov_v_sele_prisloniha_ulyanovskoy_oblasti
Существовавший ранее храм деревянный, на каменном фундаменте, построен был в 1878 г. Престолов два: главный холодный – в честь Богоявления Господня, в приделе теплом – в честь Казанской иконы Божьей Матери.
Церковной земли 66 дес. Причт состоит из священника и псаломщика. Жалованья от казны священнику 300 руб. и псаломщику 100 руб. Дом для священника общественный, у псаломщика собственный.
Прихожан в селе Прислонихе в 213 дворах 663 души муж. пола и 759 душ жен. пола. В селе начальная народная школа.
Н. Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года». Симбирск, 1903 г.
Первая церковь в селе Прислонихе была еще в XVII ст.; по документам 1694 г. нынешняя Прислониха уже называется «селом Богоявленским, Каменный Брод тож», но о той церкви сведений не сохранилось.
Из клировых ведомостей видно, что в 1722 г. помещик Александр Сергеевич Белавкин построил здесь церковь, которая, за ветхостью и по тесноте помещения, уничтожена в 1878 г. и на ее месте возведена нынешняя, деревянная же, церковь во имя Богоявления Господня с приделом во имя Казанской Божией Матери, и освящена в 1880 г. Школа в селе Прислонихе существовала еще в семидесятых годах прошлого столетия, но по примеру соседних селений, оказалась очень плохо поставленною; помещалась она в тесной церковной сторожке.
П.Л. Мартынов «Селения Симбирского уезда 1903 г.»