Имя своё церковь носит совсем не случайно. 8 сентября 1710 года шведский гарнизон крепости Кексгольм, а именно так тогда назывался Приозерск, капитулировал перед русскими войсками под командованием генерал-майора Роберта (Романа Вилимовича) Брюса. За то столетие, в течение которого город по Столбовскому мирному договору входил в состав Швеции, православных храмов в нём не осталось. Поэтому под церковь переоборудовали построенную в 1692 году на Спасском острове лютеранскую кирку. Её и освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы, праздник которой как раз и отмечался именно 8-го (сейчас 21-го) сентября.
Богослужения в этой церкви велись до 1836 года. К этому времени, по всей видимости, из-за слабого фундамента в северной части здания появилось несколько трещин. От храма «отшатнулась» ранее составлявшая с ним единое целое колокольня. И перед городом настоятельно встал вопрос о строительстве нового храма. Свободное место на возвышении у торговой площади нашли достаточно быстро. А к маю 1838 года были готовы планы фасадов и смета, по которой стоимость строительства оценивалась в 15852 рубля 28 копеек серебром (55 482,28 руб. ассигнациями). По общему правилу, деньги на возведение храма должны были найти сами прихожане, но для новой кексгольмской церкви Святейший синод сделал исключение, и вся требуемая сумма была выделена из его бюджета.
Строительство вел местный купец Андрей Васильевич Лисицын. Как сказали бы сейчас – он выступил генеральным подрядчиком. А вот строительный надзор осуществлял автор проекта – Луи Туллиус Иоахим Висконти, прославленный французский архитектор того времени, итальянец по происхождению Построенные по его эскизам фонтаны «Гальон» (1824-28), «Лювэ» (1835-39), «Мольер» (1841-43), «Четырех епископов» (1844) и сегодня служат настоящими украшениями улиц и площадей французской столицы. Но наиболее известное творение Висконти: гробница Наполеона Бонапарта в парижской церкви Дома инвалидов — водруженный на постамент из зеленого гранита красно-малиновый саркофаг, изготовленный из горной породы с особо крупной зернистостью – кварцита. Причем не простого, а очень редкого – малинового. Единственное в мире месторождение этого камня расположено на юго-западном побережье Онежского озера, неподалеку от небольшого вепсского села Шокша. Оно так и называется – шокшинское.
Этот удивительно красивый камень всегда считался символом власти и использовался исключительно для отделки и украшения наиболее значимых архитектурных сооружений. Таких, как саркофаг Наполеона. У нас в России малиновый кварцит можно увидеть в Зимнем дворце, Казанском и Исаакиевском соборах, Михайловском замке. Им же облицован и Мавзолей В. И. Ленина. Да и сама площадь, на которой он стоит, своё название — Красная – получила тоже благодаря малиновому кварциту. Потому что её брусчатка… Да-да, именно он. Малиновый кварцит. Вот так в каменную симфонию приозерской Рождественской церкви органично вплелись не только франко-итальянские, но и вепсские, и карельские нотки. Шокша, хоть и вепсское село, но лежит на территории Республики Карелия.
Планы фасадов церкви Рождества Пресвятой Богородицы были готовы к маю 1838 года. А как раз в этом году Константин Андреевич Тон (1794-1881) издал альбом чертежей каменных культовых сооружений, ставший отправной точкой возрождения форм древнерусского зодчества. Этот стиль в дальнейшем стали называть «византийско-русским» или по фамилии его автора – «тоновским».
Одним из известнейших сооружений Константина Андреевича, возведенных в византийско-русском стиле является московский храм Христа Спасителя. Тон в присущей ему авторской манере спроектировал и елецкий Воскресенский собор.
Естественно, Луи Висконти хорошо знал ампир — официальный архитектурный стиль Первой Империи. Кстати, пришедший в Россию из поверженной Франции, вместе с войсками, вернувшимися из победоносного Заграничного похода. Но разработанные Тоном типовые проекты церквей были обязательны для архитекторов, которые должны были учитывать их форму и стиль при возведении каменных культовых сооружений по всей территории Российской Империи. Висконти и учел. Вот, например, чуть заостренный к верху, напоминающий шлем древнерусского витязя, купол Рождественской церкви. А по правилам ампира он бы должен быть закругленным. И так – во многих архитектурных элементах церкви. Повторяя форму купола, вытянуты и чуть заострены к верху оконные проемы площадки звонов колокольни, арочные углубления над всеми входами в церковь (западный, северный и южный фасады).
Может, приозерская церковь и получилась такой оригинальной, потому что в ней органически и не противореча друг другу слились ампирные и русско-византийские архитектурные элементы, а в дополнение к итальянским и вепсским ноткам её каменной симфонии добавились ещё и московские с елецкими?
Новый однопрестольный каменный собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы был освящен местным причтом 11 декабря 1847 года. Вот как его почти три десятилетия спустя (в 1875 г.) описывал священник Василий Ильтонов: «Длина храма с колокольнею – 11 сажень и 1 аршин (24,14 м), ширина – 5 сажень (10,65 м), высота с куполом – 9 сажень (19,17 м). В нём трое дверей – с севера, юга и запада. 8 окон в куполе, 8 между арками и 8 – внизу, с железными решетками; три печи: из них две кафельных при западном входе, и одна железная – в алтаре. Внутри храм оштукатурен и окрашен желтой краской. В куполе – на восточной стороне – изображен лик Господа Вседержителя, на западной образ Божией Матери, восходящей на небо; на парусах – четыре Евангелиста. Крыльцо храма из тесаной плиты». Достопримечательностью храма был один из его колоколов, отлитый в 1649 г. в Стокгольме и доставшийся взявшим Кексгольм войскам Брюса в качестве военного трофея. Он весил 992 кг (62 пуда), а по его поверхности шло несколько надписей по латыни. Например, «Кто против нас, если за нас Бог».
За свою историю церковь дважды перестраивалась. Первый раз в 1898 году, второй — в 1933-36 гг.
После окончания советско-финской, или Зимней войны 1939-40 гг. Карельский перешеек, а вместе с ним и Приозерск, отошли Советскому Союзу. Церковь закрыли, а её здание использовали под интендантский склад. В 1941 г. в ходе войны-продолжения Финляндия вернула себе утраченные территории, и богослужения в храме возобновились. Они продолжались до 1944 года.
19 сентября 1944 г. между Финляндией и СССР было подписано Соглашение о перемирии, одно из условий которого обязывало стороны вернуться к границам 1940 г. Приозерск снова стал советским, а его Рождественскую церковь опять закрыли. В её здании последовательно располагались музей, дом пионеров и школьников, типография, комбинат бытового обслуживания.
Верующим храм возвращен в 1991 году. С 1995 года он является приозерским подворьем Рождество-Богородицкого Коневского монастыря.
При подготовке материала частично использована статья Константина Кучера «Какие нотки можно услышать в каменной симфонии одной из приозерских церквей?», опубликованная интернет-журналом «Школа жизни» — http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-52184/
Православная церковь существует здесь, вероятно, со времени просвещения карел христианскою верою, т. е. с XIII в., но о существовавших в древнее время храмах нет никаких сведений. Неизвестна история и той церкви во имя Рождества Богородицы, которая, за ветхостью, давно закрыта. В клировых ведомостях об этой церкви сказано только: «каменный соборный храм во имя Рождества Пресвятыя Богородицы, находящийся в крепости, когда и кем построен, неизвестно». Колокольня при этом храме каменная, купол – деревянный; все здание храма покрыто железом. От слабого ли грунта или от непрочности фундамента здание дало несколько трещин на северной стороне, и колокольня, состоящая в связи с храмом, отшатнулась.
Причт и прихожане, по должном освидетельствовании храма просили в 1830 г. епархиальное начальство позволить им прекратить в храме богослужение и разрешить построение нового каменного храма в самом городе. Разрешение прекратить службу было дано и указом консистории от 22 октября 1836 г. за №4144 приказано до сооружения нового храма устроить временную церковь в приличном здании. Для этого, с согласия военного начальства, избрана была одна из зал офицерского флигеля в крепости, где в 1837 г. была устроена временная церковь и в нее, изъ прежнего собора, была внесена вся утварь церковная. Во временно устроенной церкви служба отправлялась до 1847 г., т. е. до сооружения настоящего храма.
Новый нынешний храм построен в середине города, на площади, на сумму, отпущенную из Святейшего Синода, по плану архитектора Висконти. Длина храма с колокольнею 11 сажень и 1 аршин, ширина 5 сажень, высота с куполом 9 сажень. В нем три двери: с севера, юга и запада. 8 окон в куполе, 8 – между арками и 8 внизу, с железными решетками; три печи: из них две кафельных при западном входе и одна железная, в алтаре. Внутри храм оштукатурен и окрашен желтой краской; пол деревянный, крашенный желтой масляной краской. В куполе на восточной стороне изображен лик Господа Вседержителя, на западной – образ Божией Матери, восходящей на небо; на парусах – четыре Евангелиста.
Крыльцо храма – из тесаной плиты. Храм окружает деревянная, решетчатая ограда, выкрашенная зеленой краской; длина ее 20 сажень, ширина 15. Храм и колокольня покрыты железом, которое окрашено медянкой. Храм строил с подряда здешний купец Андрей Васильевич Лисицын под наблюдением архитектора и строительной комиссии, состоявшей из священнослужителей и почетнейших прихожан. Суммы на постройку истрачено 15 657 руб. 14 ½ коп. серебром.
Храм однопрестольный во имя Рождества Богородицы. Освящал его местный причт 11 декабря 1847 г., антиминс его священнодействован Агафангеллом, епископом Ревельским, 20 декабря 1859 г. и подписан митрополитом Григорием; выдан в церковь 2 августа 1860 г.
Церковная библиотека состоит из 100 номеров, из коих 63 богослужебные книги, а прочие 37 – духовнонравственного содержания. Из колоколов – второй весом в 62 пуда вылит в Стокгольме. Метрические книги существуют с 1778 г.; но нет их за 1781, 1782, 1785, 1793-95 и 1817 гг.
Причт по прежнему штату составляют: протоиерей, священник, диакон, дьячок, пономарь и просвирня. До 1806 г. из кексгольмского уездного казначейства выдавалось причту следующее жалованье: обоим священникам по 89 руб. 62 коп. ассигн., причетникам по 50 руб. 26 коп., просвирне 25 руб. 62 коп. Диакону не полагалось жалованья; вероятно, он числился на дьяческой вакансии. В 1800 г. положено платить причту из финляндских статских (государственных) доходов через Духовное Правление: протоиерею 450 руб. асс., священнику 300 руб., диакону225 руб.; причетникам по 50руб., просвирне 50 руб. Доходов получается до 600 руб. в год на весь причт. У священников имеются собственные дома; один дьячок помещается в доме, перешедшем к нему по наследству, остальные члены причта квартиры себе нанимают.
Причт кексгольмского собора до 1764 г. подчинялся архиепископу новгородскому, викарий которого даже носил титул епископа Карельского или Кексгольмского. С 1704 г. причт здешний подчинен епархиальному начальству С.-Петербургскому.
Прихожане здешнего собора состоят из коренных обывателей города – частью постоянных финляндских подданных, частью временно пребывающих подданных Российской Империи. Коренные жители почти все переселенцы из Олонецкой и Архангельской губерний, особенно же с Карельского берега Ладожского озера. Всех прихожан мужеска и женска пола до 600 душ. Прихожане: купцы занимаются торговлею, а мещане и крестьяне рыбной ловлей на Ладожском озере. Торговлю оживляют ярмарки, которых бывает две, одна в феврале месяце, а другая в сентябре. В зимнюю ярмарку привозится соленая и свежая рыба, деревянная и фаянсовая посуда, сани и конская сбруя, в осеннюю – ягоды, коровье масло и овечья шерсть. Крестьяне здесь занимаются меною лошадей. Местные купцы торгуют своим товаром, предметами для одежды, пищи и питья. Раскольников в приходе нет.
Прихожане большею частью грамотны. Школ в городе три: низшее элементарное училище для мальчиков православных и лютеран помещается в доме, нанимаемом от казны; училище для девочек лютеранских и православных бедных родителей, оно помещается в частном доме, нанимаемом на проценты с суммы, пожертвованной благотворителями; училище для обучения детей обоего пола православного исповедания, открыто в ноябре 1861 г.
Прихожане соблюдают уставы церкви: в храм Божий по воскресным дням ходит половина, а в праздник – все. Особенно празднуется только храмовой праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Приписных или домовых церквей в приходе не существует.
Кроме упраздненной церкви Рождества Богородицы была еще полковая церковь. Она стояла близ полкового дома, в котороме ныне помещается городовой магистрат. Место, где был храм, ничем не застроено и только на месте престола поставлен большой деревянный крест, обнесенный деревянной решеткой. Какому полку принадлежал храм, в чье имя и когда построен, когда упразднен и на что употреблены строительные материалы – об этом нет никаких сведений.
Часовен две, обе на берегу Вуоксы, при впадении ее в Ладожское озеро. Одна древняя, близ старой городской пристани, другая новая близ новой пристани. Первая построена радением православных обывателей Кексгольма и еще секунд-майора Кексгольмского полка Якова Яковлевича в 1740 г., о чем свидетельствует надпись на доске, бывшей прежде под иконостасом часовни, а ныне хранящейся в церковном архиве. До 1757 г. в этой часовне был только один большой деревянный крест из соснового дерева. Находящаяся на кресте надпись может быть прочитана только археологами, знающими способ древнего, под титлами, славянского письма. В этой надписи буква означает целое слово. Крест этот сделан в Валаамской обители, вероятно, по просьбе лиц, строивших часовню в 1740 г., как показывает надпись на нижнем конце креста.
В 1757 г. по радению тех же строителей часовня была украшена 4 образами, на которых написаны лики: Богородицы, Марии Магдалины, царицы Елены и Ольги, Иоанна Богослова, Лонгина сотника и царя Константина. Образа были поставлены по сторонам креста. Важнейшими в этой часовне образами были: образ Похвалы Пресвятой Богородицы и образ Софии Премудрости Божией. В образе «Похвалы» та особенность, что предвечный младенец написан сидящим не на руках Пречистой Матери, а на седалище, подле левой руки, и, кроме того, как Богородица, так и Иисус Христос имеют руки, сложенные на благословение. Все эти четыре образа писаны на дереве иконописцами валаамскими.
Украшенная таким образом часовня 65 лет стояла на берегу, у самой пристани. В наводнение, бывшее между 1805 и 1809 гг., вода подмыла часовню, и часовня покривилась на бок. Тогда прихожане, из опасения будущих наводнений, перенесли часовню на другое, более возвышенное место. Но и эта древняя часовня ныне закрыта, а иконы и крест перенесены в новую часовню, устроенную близ новой пристани. Об этой часовне сведения следующие: с 1860 г., кроме жителей города, часовню стали посещать едущие на пароходе Валамо из Петербурга на Валаам богомольцы и служить здесь молебны пред образом Похвалы Пресвятой Богородицы: многие, желавшие молиться, стояли по тесноте часовни вне ее, а другие, по отдаленности от пристани и по краткости пребывания здесь парохода, не успевали приложиться к иконе.
Эти два обстоятельства, а равно и ветхость часовни, обратили на себя внимание причта и церковного старосты купца Николая Лисицина. Когда в 1862 г. был в Кексгольме порховской потомственный почетный гражданин Григорий Михайлович Петров, то Лисицин, племянник его и причт просили его помочь устроению новой часовни, ближе к пристани. Просьба была принята.
Приехав в Петербург, Петров просил митрополита Исидора дозволить ему соорудить в Кексгольме, вместо прежней часовни, новую деревянную, близ пароходной пристани, причем представил и план новой часовни. На прошении Его Высокопреосвященство написал: «1862 г. ноября 13 дня благочинному и местному причту допустить к постройке часовни, по утвержденному мною плану, под наблюдением церковного старосты Николая Лисицына». Вследствие сего разрешения, весною 1863 г., в четверг на пасхальной неделе, освящено было причтом при стечении православных обывателей города, избранное для постройки часовни место, а затем вскоре было приступлено и к самому построению ее.
В половине июля месяца, в том же году, часовня эта совершенно была отстроена, и 22 июля в день св. Марии Магдалины и тезоименитства Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Марии Александровны освящена была соборными священно-церковно-служителями в присутствии прихожан и соорудителя ее.
В часовне сей всех икон, кроме креста, десять: четыре иконы из прежней часовни, три иконы и живописное Распятие Господа Иисуса Христа – из прежнего храма; две иконы написаны вновь. Прежние иконы все поновлены. На образе Похвалы Пресвятой Богородицы глава Божией Матери и глава Спасителя украшены серебряными венцами; пред каждой иконой лампада аплике с жестяною свечою. Все это, а равно и два вновь написанные образа, устроены на сумму, пожертвованную тем же благотворителем Петровым.
Со времени освящения часовни каждый раз по прибытии парохода соборные священно- и церковнослужители отправляют в ней молебное пение Господу Иисусу Христу и Божией Матери с водоосвящением и чтением прошений и молитв о благополучном плавании следующих на пароходе Валамо и всех, плавающих по водам бурного Ладожского озера.
«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Издание С.-Петербургского Историко-статистического комитета. Выпуск 4, С.-Петербург. 1875 г. Печатано в типографии Департамента уделов, Литейный проспект д. 39.