Приозерск. Церковь Всех Святых.

Храм Приозерского подворья Валаамского Спасо-Преображенского мужского монастыря. Уточнение: архитектор этого замечательного во многих отношениях храма — Йохан Якоб Аренберг (Ahrenberg) (1847, Выборг – 1914). Уникальный образец эклектики рубежа XIX-XX веков. В проекте храма соединены мотивы русского храмового зодчества, карело-финского народного зодчества, византийские мотивы.

В Приозерске расположены подворья двух Ладожских монастырей. Подворье Коневского монастыря находится в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, Валаамского Спасо-Преображенского – в возвращенной в 1989 году верующим Всесвятской церкви. Обычно храмы Всех Святых возводились в России при кладбищах или прямо на них. И это неудивительно, ведь родственникам усопших во все времена хотелось, что бы рядом с близким им человеком был его Ангел в независимости от того, как звали почившего…
На территории старого православного кладбища, первые захоронения которого датированы 60-ми годами XVIII века, построен и Приозерский Всесвятский храм. Но есть у него и иное имя – Андреевская церковь. Дело в том, что деньги на постройку и содержание Кексгольмской прикладбищенской церкви (Кексгольм — так в те времена назывался этот город), общей суммой 26 тыс. рублей, незадолго до своей смерти завещала купеческая дочь Авдотья Андреева.
Естественно, родственников старшего брата покойной, Фёдора, такое завещание не устроило. И долго-долго стороны гражданского процесса доказывали его законность в разных судебных инстанциях. Но присяжные поверенные у Православной церкви видимо и тогда были неплохие. А может, им просто улыбнулась удача. Так или иначе, но 17 декабря 1874 года завещание было окончательно узаконено на заседании Санкт-Петербургского городского суда.
Первый проект церкви Всех Святых, подготовленный по заказу кексгольмского губернатора Мартина Стениуса специалистом по православным церквям, архитектором Франсом Шёстрёмом (02.07.1840 —  01.08.1885), без объяснения причин был забракован святейшим Синодом. Второй разрабатывался «финским Микеланджело» — Иоганном Якобом Аренбергом (30.04.1847 — 10.10.1914), который имел опыт строительства исключительно лютеранских кирх, равно как и светских особняков, среди которых — губернаторский дом в Выборге, гимназия в Хельсинки. Ни одно, ни другое никак не соотносилось с культовыми сооружениями Православной церкви.
Как и первый, проект Аренберга долго не утверждался Синодом. Архитектора даже вызывали на ковёр к занимавшему в то время пост Обер-прокурора Святейшего Синода, известному изобретателю триединства «За Веру, Царя и Отечество» — Константину Петровичу Победоносцеву (21.05.1827 — 10.03.1907), который долго втолковывал непонятливому Аренбергу, что в Финляндии — засилье лютеран, а их политика по отношению к Православной церкви — враждебна. Но профилактические беседы должного результата не принесли, архитектор что-либо менять в представленных им чертежах отказался и 23.04.1890 г. Обер-прокурор, в сердцах обозвав Аренберга «упрямым финским ослом» (со слов самого Иоганна Якоба), проект таки утвердил… И началась его практическая реализация. Церковь из красного неоштукатуренного  Валаамского кирпича построили довольно быстро, — в течение двух лет. И уже в 1894 году её освятили.
Если верить данным Святейшего Синода, в России конца XIX века ежегодно возводилось от шести до девяти сотен (!) храмов. Строительство ещё одной каменной одноглавой церкви с шатровой колокольней (одной из тех 50-ти тысяч, что тогда уже были разбросаны по необъятным российским просторам), да к тому же где-то на самой западной окраине Империи, по своему мизерному масштабу, должно было стать довольно заурядным событием. Должно было, но почему-то — не стало таковым.
Аренберг разработал проект своего храма в так называемом «неорусском» стиле. На что прямо указывают нетрадиционные для каменных церквей элементы деревянного зодчества – живописные резные карнизы не только в наружном убранстве, но и в интерьере. В тоже время, помимо «неорусскости», в её архитектурном облике органично сочетаются элементы ещё, как минимум, пяти различных стилей: древнерусского, романского, готики, классицизма и барокко. Так, разделение форм по вертикали и горизонтали характерно для классицизма. А вот не несущие какой-либо функциональной нагрузки и служащие исключительно декоративным украшением полуколонны можно отнести к барочному стилю. Именно особенности архитектуры, через многообразие стилей вобравшей в себя историческую память многих веков и лучшее из строительного наследия разных народов, позволили стать приозерской церкви Всех Святых не просто оригинальной, — неповторимой…
При подготовке материала использована статья К. Кучера «Что позволило стать приозерской церкви Всех Святых не просто оригинальной? Неповторимой!» в журнале «Школа жизни» от 06.08.12 г. — http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-55876/
 

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?