Бело-красный Приоратский дворец, «выходящий» из вод Черного озера – символ императорской Гатчины, пригорода Санкт-Петербурга. Дворцом он стал только в XX веке, а до этого именовался Приоратом – резиденцией Мальтийского ордена, прочно закрепившегося в России при императоре Павле I. Его автор Николай Львов – универсальный талант, достойный Эпохи Возрождения. В отличие от Большого Гатчинского дворца, его творению удалось пережить войну. Возможно, потому, что построен он из земли…
Рыцарская обитель в Гатчине
Приоратский дворец возведен по заказу императора Павла I, пламенного поклонника Рыцарского ордена Иоаннитов. Захватив остров Мальту, Наполеон выгнал оттуда рыцарей. Павел I не только дал им приют и стал покровителем Ордена, но и в 1798 году принял сан Великого магистра, его главы. Приорат в Гатчине он построил для принца Конде, приора (одного из руководителей) Мальтийского ордена Святого Иоанна Иерусалимского (приорат означает резиденция приора).
По легенде Приоратский дворец соединен с Большим Гатчинским дворцом Павла I подземным ходом. И действительно, при реставрации нашли этот ход, но так как он очень узкий, пройти удалось только первые 100 метров.
Почти факт! Существует теория, что под озерами и дворцами Гатчины существует целый подземный лабиринт, выстроенный по указу Павла I, чтобы скрыться от врагов в случае заговора. Правда, ни личная охрана, ни тайные ходы Павла не спасли – заговорщики настигли его в собственной спальне в столичном Михайловском замке, окруженном рвом с водой.
В России учредили Русское православное приорство (так называли земельные владения мальтийцев), а новым «домом» Ордена стал Санкт-Петербург.
В Гатчину с острова Мальта перенесли святые реликвии — часть Голгофского креста, икону Филермской Богоматери, десницу Иоанна Крестителя. Однако принц Конде в Приоратский дворец так и не въехал. Дворец использовали русские мальтийцы для своих собраний.
Интересно! Орден Иоаннитов возник около Иерусалима для поддержки и лечения паломников на их пути из Европы в «святые места» — поэтому его рыцарей называют госпитальерами. Постепенно они превратились в воинов и приняли активное участие в Крестовых походах для отвоевания Иерусалима у «неверных». После военных неудач они нашли пристанище сначала на греческом острове Родос, а потом – на Мальте. В XVIII веке Мальта представляла из себя самостоятельное государство с сильным флотом – у России еще при Петре I завязались с ней отношения. При Екатерине II Мальта помогала России в войне с Турцией.
Приоратский дворец построен в уникальной технике землебитного строительства. Это единственная в России уцелевшая постройка такого рода. Когда он возводился, ему отмерили срок «жизни» 20 лет, однако он стоит до сих пор. Это породило слухи, что архитектор при строительстве Приоратского дворца использовал особый известковый состав, рецепт которого унес с собой в могилу. Очень может быть. У этого разносторонне одаренного человека все было необычным — и биография, и творчество, и сооружения.
Русский Леонардо
Создатель Приоратского дворца Николай Александрович Львов – универсальный российский гений масштаба Ломоносова, его называли «русским Леонардо». В Санкт-Петербург он попал 18-летним провинциальным юношей, который с трудом читал и мог связать всего пару слов по-французски. По дворянской традиции его с рождения приписали к военной службе. Попав в творческую столичную среду, он начал впитывать науки как губка.
Он познакомился с Фонвизиным и Кваренги, дружил с художниками Левицким, Боровиковским и поэтом Державиным.
Невозможно найти науку или искусство, в которой бы не преуспел Николай Львов. Он писал стихи, великолепно рисовал, увлекался гравюрой, исследовал новые залежи полезных ископаемых, научился добывать из угля серу, сделал особую смолу для покрытия днищ кораблей и даже изобрел совершенно новый невероятно прочный материал – каменный картон. А также он строил водолечебницы и усовершенствовал отопительную систему домов. При этом всего достиг сам, нигде не обучаясь.
Самым большим его увлечением стала архитектура. Во время заграничных путешествий его впечатлили глинобитные дома испанских крестьян, сделанные из доступного дешевого негорючего материала.
Как человек дела, он попробовал строить аналогичные здания в своем тверском имении, и вполне успешно. В императорской резиденции Павловск возведенную им землебитную стену испытывали на прочность всеми доступными методами – даже саблями рубили, но она все выдержала. Тогда он получил от Павла I заказ на строительство Приоратского дворца в Гатчине, и император распорядился создать в усадьбе Львова Училище земляного битого строения. За 6 лет архитектор выучил более 800 крестьян строить дома по землебитной технологии, что было важно для местностей России, где не хватало леса. Однако после смерти Павла финансирование прекратилось и училище перестало существовать.
За свою недолгую жизнь (52 года) Львов построил больше 30 зданий разного назначения. Он был поклонником итальянского архитектора Палладио, который строил сооружения в античном стиле, идеально вписанные в окружающую природу. Самые известные проекты зодчего: перестроенные Невские ворота Петропавловской крепости, которые он сделал монументальными, но при этом простыми и лаконичными, и здание Главного Почтамта в Санкт-Петербурге. Приорат в Гатчине — одно из его последних творений.
Монастырь, замок или палаты?
Все его произведения носили яркий отпечаток личности автора, которую невозможно вместить ни в какие рамки. Так и Приоратский дворец сложно отнести к какому-то определенному стилю. Львов не любил отмирающий барокко с его вычурным пышным декором, поэтому в Приорате, его простых лаконичных линиях, явно прослеживаются черты классицизма. Художественный эффект достигается за счет сочетания простых геометрических форм: узкая высокая башня, основное здание с остроконечной черепичной крышей, одноэтажная готическая «капелла» со стрельчатыми окнами. При этом Приоратский дворец одновременно напоминает средневековый рыцарский замок, католический монастырь, готический собор и древнерусскую православную церковь – смотря откуда и под каким углом зрения на него посмотреть.
Со средневековым замком его роднят башня со шпилем, островерхие крыши и глухая ограда со всех сторон дворца. С католическим монастырем — скромные интерьеры с дощатыми полами и соломенными занавесками на окнах, деревянные перекрытия между этажами, которые видны с нижних помещений, небольшой внутренний двор. Капелла в готическом стиле со стрельчатыми окнами, предназначенная для собраний и совместных трапез – тоже в традициях монастыря. Гладкие стены без декора, простые геометрические формы и пятигранная пристройка ассоциируются с древнерусским зодчеством. Ну а кухня стилизована под русскую избу.
Место дворец занимает по всем традициям монашеских приоратов – уединенное, между двух холмов, на берегу Черного озера. Он как будто вырастает из его вод и продолжается в нем, придавая всей местности вдохновенный романтический облик. Окружающий его парк называют Приоратским.
Приоратский дворец построен в контрастной бело-красной гамме – белые стены и красная черепичная кровля – в цвет плащей рыцарей Мальтийского Ордена. Переворота в русском строительстве, как мечтал его автор, он, конечно, не вызвал, зато стал любимым объектом русских художников и до сих пор радует глаз.
Дворец из земли
Дворец в Гатчине возвели стремительно – за лето 1798 года. Еще год ушел на интерьеры.
Стены строили слоями из прессованной земли, пропитанными известью. Землю утрамбовывали до 5-6 см, заливали известковым раствором, а затем клали следующий слой. Широкие у основания стены, постепенно сужались. Перекрытия между этажами сделаны из земляного кирпича, приготовленного в специальных формах. На дворец ушло почти 12 тыс. таких кирпичей. Ограда и будки у ворот построены из грунтоблоков, изготовленных тем же способом, только из больших блоков земли. Весь Приоратский дворец обошелся казне в смехотворную сумму 27 тыс. руб. и простоял без ремонта до 1880-х.
Чтобы уменьшить нагрузку на стены и улучшить акустику, потолки Приората построены из деревянных кессонов (полых конструкций) в форме квадратов, треугольников или прямоугольников. Внутри каждого кессона находилась розетка с шаром – «репей».
Оригинальным и прогрессивным талантливый самоучка сделал даже отопление дворца – с помощью целой системы печей, прообраза калориферов.
Интерьеры дворца не уцелели. По сохранившемся сведениям, обставлен он был мебелью из красного дерева, а освещался светильниками из бронзы и хрусталя, расположенными на стенах и столах. Приоратский дворец внутри выглядел просто, но не аскетично – комнаты украшали зеркала в золоченых рамах, фарфоровые и мраморные изделия.
На башню ведет крутая винтовая лестница. Преодолев ее, выбудете вознаграждены прекрасным видом, открывающемся с ее вершины – на Приоратский и Дворцовый парки с большими озерами.
Возрождение дворца
В XIX веке в Приоратский дворец поселили царских певчих. В советские времена здесь последовательно находились Дом отдыха, Дом пионеров и краеведческий музей.
В войну Гатчина сильно пострадала. Приоратский дворец лишился крыши, но выстоял, несмотря на то, что рядом рвались фугасные бомбы. Спустя три года после войны под ним обнаружили мины – последний «подарок» немцев, покидающих Гатчину.
К концу XX века здание дворца совсем обветшало. В конце 1970-х стало очевидно, что реставрировать дворец нужно немедленно, чтобы избежать его полного разрушения. Для начала с помощью химического анализа восстановили чудо-рецепт изготовления его строительных материалов. По оригинальным технологиям XVIII века, которые использовал автор дворца, укрепили фундаменты и башню, восстановили Капеллу и комнаты второго этажа, изготовили новые кессонные покрытия для потолка, очистили подвалы и отреставрировали шпиль башни. Крышу покрыли железом.
После реставрации нарядный дворец с белыми стенами и красными крышами опять засверкал над водами Черного озера.
История Приоратского дворца и его создателя демонстрирует, что человеческий гений может творить чудеса. Львов намного опередил свою эпоху роскошных парадных дворцов, сверкающих позолотой, и доказал, что дело не в том, сколько миллионов потрачено на произведение искусства, а в идее и мастерстве его создателя: минимальными средствами можно достичь великолепного результата.