Небольшая живописная деревянная церковь построена в 1905 — 1906 году на средства коломяжских купцов на границе парка усадьбы графов Орловых-Денисовых, на террасе, обращенной к Комендантскому аэродрому. Проект церкви выполнен архитектором А. А. Всеславиным. Это одна из немногих петербургских церквей, не прерывавших своей деятельности в течение XX века, включая годы Великой Отечественной войны.
В 1988 — 1989 годах ее здание было отремонтировано. Церковь является одним из наиболее посещаемых храмов северной части города.
С 1883 г. в Коломягах существовала часовня (https://sobory.ru/article/?object=01521). В 1899 г. прихожане получили разрешение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония на сбор пожертвований для переустройства часовни в теплую церковь. Проектированием занялся архитектор А.А. Всеславин, построивший известную часовню Ксении Блаженной на Смоленском кладбище (https://sobory.ru/article/?object=00743). Он сделал вывод о нецелесообразности переоборудования часовни и пожертвовал проект одноэтажной церкви, строительство которой началось 19 июня 1906 г., а окончено было уже 10 октября. Церковь освятили во имя св. вмч. Димитрия Солунского, т.к. в этот день в деревне престольный праздник. В советское время церковь не закрывали.
В 1933 г., когда началась кампания против колокольного звона, замолчали колокола церкви Димитрия Солунского. В начале 1990-х годов церковь имела весьма запущенный вид, но постепенно обустраивалась. В 2006 г. компания «Лапин-Энтерпрайз» провела в церкви реставрационные работы: отремонтировала и заменила стропила, обрешетку, облицовку стен. Шпиль, алтарный купол и всю кровлю покрыли красной медью, из меди же изготовили подоконные отливы и водосточные трубы. Таким образом деревянную церковь надежно защитили от влаги.
По материалам статьи Ю. Тереховой «Храм в Коломягах» в Санкт-Петербургском церковном вестнике «Вода Живая», февраль 2007 [85].
Церковь на Стеклянной горке
Я еще застала то время, когда Коломяги были дачной окраиной города. Эти места застраивались одноэтажными домиками в 3 окна с непременным палисадником и пышными кустами сирени в каждом дворе. Поэтому особое очарование Коломяги приобретали летом, в начале июня, когда вся деревня превращалась в огромный цветущий сад. И в мареве белых ночей над этой сиреневой кипенью поднимался храм, как терем из бесконечной детской сказки.
Димитровская церковь — пятикупольная, с высокой колокольней — редчайший уцелевший до наших дней в Петербурге деревянный храм дореволюционной постройки. На рубеже прошлого века деревня Коломяги насчитывала около 1000 человек, но летом ее население увеличивалось в 5 раз за счет дачников. Ближайший храм находился в Старой деревне, а маленькая часовня не могла принять всех верующих. Поэтому в 1899 году жители Коломяг решили собирать пожертвования на переустройство часовни в церковь. В 1906 году деньги были собраны, а местный помещик граф А.Ф. Орлов-Денисов выделил 5 тыс. рублей и землю для нового храма, проект которого разработал архитектор А.А. Всеславин. Предполагалось, что церковь будет освящена в честь Александра Невского. Однако еще во время строительства прихожане обратились к митрополиту с просьбой о ее переименовании в память Дмитрия Солунского, поскольку праздник в его день в Коломягах отмечался с давних пор.
Однопрестольный храм с приземистым куполом строился быстро и 5 декабря 1906 года он был освящен в честь почитаемого в деревне святого. Судьба храма сложилась удачно: с момента постройки его не закрывался ни разу, кроме нескольких месяцев, когда производился ремонт. В 20-е годы прошлого столетия его пытались закрыть и передать под клуб, но окрестные жители отстояли святыню и не дали ее осквернить. Церковь св. Дмитрия Солунского была одной из немногих, которые оставались действующими во время блокады Ленинграда. В это время настоятелем храма был протоиерей Иоанн Горемыкин, прах которого покоится под алтарем. По воспоминаниям старожилов, даже в самые трудные дни он делился скудным пайком с прихожанами, хотя сам был настолько изможден, что на службу его привозили на финских санках. Сегодня церковь продолжает действовать. В ней открыта воскресная школа, руководителем которой является Александр Рябков.
Отец Александр рассказал, что священники Коломяжской церкви – частые гости детского дома на аллее Котельникова. На Пасху, Рождество ребятишки получают подарки, приходят на причастие. Налажены связи со школой № 58, где дети на музыкальных занятиях разучивают церковные песнопения. С 1990 года настоятелем Димитровской церкви стал протоиерей Ипполит Ковальский. Именно его стараниями была восстановлена из руин часовня Александра Невского, очищена и превращена в цветущий сад территория, отремонтировано само здание, вычищен пруд рядом с оградой. У храма сложились добрые взаимоотношения с администрацией Приморского района. Как сказал отец Ипполит, «всякая власть от Бога и наши священники принимают участие во многих районных мероприятиях. Так, например, недавно был отслужен молебен у памятника жертвам Чернобыльской трагедии. Хорошие отношения у нас и с главой администрации, он всегда идет нам навстречу и помогает, в частности, по благоустройству». К сожалению, в последние 20 лет Коломяги активно застраиваются коттеджами и таунхаузами. Скоро уже мало что будет напоминать о прежнем милом патриархальном уголке Петербурга. И только голубая церковь с золотыми куполами остается островком чистоты и духовности, возвышаясь над урбанистическим пейзажем XXI века.
Наталья Святко
Церковь святого великомученика Димитрия возведена в 1906году. Архитектором ее является А.А. Всеславин, создатель часовни св. Ксении блаженной на Смоленском кладбище. История строительства храма началась задолго до 1906 года.
На рубеже 19-20 вв. в деревне Коломяги постоянно проживало около тысячи человек, а летом население возрастало впятеро. Ближайшая Благовещенская церковь находилась в Старой Деревне. Ее возвел в 1765году для своих крестьян, переселенных из глубины России, канцлер А.П. Бестужев-Рюмин, видный государственный деятель елизаветинской эпохи. В праздник Преображения Господня из Благовещенской церкви шел крестный ход в деревню Коломяги. Эта традиция существовала примерно со средины 19 века.
На сходе в 1883 году коломяжские крестьяне постановили выстроить на горе при въезде в деревню каменную часовню в память Императора-Освободителя. Она возводилась на средства извозопромышленника Шумарина по проекту Ф.К. Пирвица и была освящена 30 августа 1885 года во имя св. благоверного князя Александра Невского.
В 1896 году к часовне добавили небольшую стеклянную пристройку, после чего в ней было дозволено служить литургии. Места прихожанам все равно не хватало, к тому же в часовне осенью и зимой становилось так холодно, что богослужения проходили только в воскресные и праздничные дни. Спустя три года по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского крестьяне начали собирать деньги, чтобы из часовни сделать теплую церковь. Когда в 1906 году средства были собраны, местный помещик граф А. Орлов-Денисов-Никитин выделил, кроме 5 тыс. рублей, землю для нового деревянного храма, проект которого и разработал А.А. Всеславин. Однопрестольный храм с приземистым куполом, посвященный освобождению крестьян и открытию Государственной Думы строился быстро: заложен в июле 1906 года, пятого декабря освящен в честь почитаемого святого Димитрия Солунского, память которого на Руси издавна связывается с воинским подвигом, защитой Отечества. Восьмерик главного объема здания увенчан кокошником с маленькими главками. Над входом возвышается одноярусная колокольня со шпилем.
На освящение храма, которое состоялось 9-го июня 1906 года, много икон пожертвовали купцы-огородники, снабжавшие город овощами. Несколько образов было преподнесено от лица пожарной команды. Имелись частные пожертвования, поэтому возникла традиция прикреплять к иконам таблички с именами дарителей.
В настоящее время в церкви святого великомученика Димитрия хранятся частицы мощей преп. Серафима Саровского, святого великомученика и целителя Пантелеимона, патриарха Тихона, святителя Питирима Тамбовского и покровителя Коломяг Димитрия Солунского. Почитается прихожанами и привлекает внимание паломников икона Матери Божией Холмская – в районе Удельной до 1917 года существовала женская община, которая готовилась стать монастырем. Сестры имели этот образ, который считали своим покровителем.
Перед революцией в пределах Коломяг действовало несколько церквей: храм во имя целителя Пантелеимона, домовая церковь Земледельческого училища на ул. Аккуратова (Мариинской), церковь во имя иконы Матери Божией «Утоли моя печали» при приюте для умственно отсталых детей (в советское время детдом №55). В начале 20 века здесь работала Екатерина Грачева, руководительница приюта для калек и идиотов, основанного по благословению архимандрита Игнатия (Малышева).
С момента постройки храм святого великомученика. Димитрия Солунского не закрывался ни разу, кроме нескольких месяцев, когда здесь устроили клуб. Но в такое «место увеселения» не пришел ни один человек.
Церковь была одной из нескольких, которые оставались действующими во время блокады Ленинграда. У северной стены храма находится могила протоиерея Иоанна Горемыкина. Он служил здесь в тяжелое военное время.
Сегодня церковь продолжает действовать. В настоящее время это редчайший в пределах города деревянный храм дореволюционной постройки. Рядом был построен еще один храм — крестильня в честь преподобномученицы Евгении. Святая преподобномученица Евгения – покровительница медицинских работников. Это единственная церковь в Петербурге, которая носит ее имя. В ней также хранятся частица мощей святой мученицы Евгении.
Близ храма располагается часовня святого благоверного князя Александра Невского, которая попечением протоиерея Ипполита Ковальского осенью 1990 года после реставрации снова освящена святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II .
http://www.solunskij.ru/?page=history&i=0#menu