ПРИМЕТЫ КРЕСТЬЯН ПРИАНГАРСКИХ ДЕРЕВЕНЬ ЕНИСЕЙСКОГО УЕЗДА В НАЧАЛЕ XX в.

ПРИМЕТЫ КРЕСТЬЯН ПРИАНГАРСКИХ ДЕРЕВЕНЬ ЕНИСЕЙСКОГО УЕЗДА
В НАЧАЛЕ XX в.

Как ни поразительны картины болезни, которые рисует воображение местных обывателей, еще большею несуразностью отличаются их представления о причинах, вызывающих эти болезни.
Приведем несколько примеров. В жилой избе нельзя свистеть – непременно кто-нибудь заболеет. Пустую зыбку нельзя качать, ибо к ребенку тогда привяжется «полуночница», будет его щекотать ночами и не даст уснуть. Если во время крещения у крестного (-ной) погаснет свеча, — его крестник «недолговек» будет. «Брюхатая баба» (беременная) не может быть ни крестной, ни свахой (посаженной матерью), ибо тогда ребята у нее будут «недобры» и в смысле физического здоровья, и в моральном отношении. На детскую голову нельзя надевать что-либо напоминающее круг или обруч – не будет расти голова. При приготовлении поминальной кутьи нельзя ее пробовать, ибо это приближает смерть. Беременная женщина не должна переступать через собаку или пихать ее ногой, чтобы ребенок не родился волосатым.
В какое бы время года не умер человек, гроб покойнику обязательно делают на улице и тщательно следят за тем, чтобы ни щепка, ни соринка от него не попали в избу. Иначе – беда! Над семьей покойного нависнет опасность следующей смерти. Оставшийся после работы над гробом мусор аккуратно сжигают, а использовавшиеся инструменты заносят в избу только по истечении 40 дней со дня смерти. До этого времени ими вообще стараются не пользоваться для других работ.
Обмыть и привести покойника в порядок возьмутся может из всей деревни не более двух — трех человек; остальные будут не только боятся смотреть на это, но даже постараются не упоминать в разговорах об умершем. Особенно если тот умер «не своей смертью», т.е. скоропостижно или от несчастного случая. На рытье могилы также стараются не смотреть, ибо и это грозит близкой смертью. При проходе мимо дома похоронного шествия, по той же причине не принято смотреть в окна.
… Во время родов не только посторонние, но даже родственники не должны входить в дом, где находится роженица дабы не «сурочить» (сглазить) ее и новорожденное дитя.
Сказав в избе что-нибудь нехорошее, чего себе не пожелаешь, непременно нужно вслед произнести: «Матушка-избушка, не слушай; в добрый час сказать, а в худой – промолчать».
Во время весеннего ледохода нельзя бросать в реку камни. Положение реки в данный момент приравнивается к положению родильницы. Поэтому нарушающий запрет обрекает свою жену или иную близкую ему женщину мучиться при родах.
Лет 40 еще тому назад здешние крестьяне жили в близком соседстве с тунгусами и, вероятно с того времени сохранили известное уважение к тунгусским шаманам. В частности, до сих пор бытует убеждение, что шаман может «загнать в бутылку» любую болезнь или наоборот навести хворь.

Источник:
Савельев А.А. Божественские наговоры в Приангарском крае Енисейского уезда.
Томск, 1915.

Крестьяне Енисейского уезда, начало XX в.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?