Прилуки. Кафедральный собор Спаса Преображения.

В 1705г. была заложена,а в 1720г. построена и освящена церковь Преображения Спаса. Собор,который построен на месте бывшей деревянной, с соломенной крышей, церкви Спаса, упоминал еще в 1654г. историк-путешественник, сын патриарха Антиохийского Макария — Павел Алепский. В конце 1714г. высочайшим указом царя Петра I полковником Прилуцким был назначен Игнат Галаган. Средствами нового полковника и его жены Елены и было окончено строительство пятикупольного (символ Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов) каменного собора и каменной колокольни. 19 мая 1777г. Святейший Вселенский Патриарх Константинопольский Серафим отслужил в этой церкви панихиду по умершему полковнику прилуцкому Игнату Галагану и жены его Елены. На колокольне со временем на четыре стороны были встроены часы. На колокольне насчитывалось 7 колоколов, которые в 1930г. были сняты и отправлены на «индустриализацию страны». В 1991г. Спасо-Преображенский собор, а позднее и колокольня (1993), были возвращены православным.

СПАСО-ПРЕОВРАЖЕНСКИИ СОБОР, 1710 — 1720 гг. (ул. Шевченко, 1). Сохранился в первоначальных объемах. Купола и главки перестроены в середине XIX в. после пожара 1834 г. Памятник в формах украинского барокко, из кирпича, на кирпичном фундаменте, оштукатурен. Наружные стены собора толщиной в 1,9—2,2 м. Толщина стен встроенных круглых угловых камер около 1 м. План имеет форму равноконечного креста с пятигранными ветвями. Между ними встроены помещения, в плане приближающиеся к кругу. По высоте их стены доходят до низа окон третьего яруса, а куполообразные крыши до уровня верха этих окон. Габариты: 24X25 м, высота до венчающего карниза 13,5 м. Подпружные арки имеют слегка стрельчатую форму. Переход от подпружных арок центральной части к барабану осуществлен при помощи сферических парусов. Полуциркульный барабан перекрыт куполом. Остальные ветви собора перекрыты сомкнутыми сводами и имеют восьмигранные барабаны, перекрытые также сомкнутыми сводами.
Здание снаружи и внутри имеет вертикальную подчеркнутость, чему в интерьере способствуют высокие ниши, в которых в два яруса помещены окна. Снаружи вертикальность подчеркнута угловыми пилястрами и расположенными по вертикальным осям граней оконными проемами и нишами. Декоративное оформление фасадов очень лаконично. Оно состоит из пилястр, которые подчеркивают наружные углы ветвей собора на всю его высоту. На пилястрах раскрепованы профилированный венчающий карниз и цоколь собора. Оконные проемы и ниши декорированы в каждом ярусе по-разному. В первом ярусе — ниши, со срезанными углами и с тонким рельефным обрамлением. На втором и третьем (деление на ярусы условно, так как никаких горизонтальных членений нет) — узкие окна с трехцентровыми перемычками и рельефным обрамлением и треугольными и полуциркульными сандриками. Декоративные акценты на западном и южном, северном порталах. В барабанах окна узкие, с трехцентровыми перемычками, лишены декора. Собор реставрирован.
Памятник представляет характерный для Украины пример каменного зодчества периода барокко.  Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 4, стр. 290-291, издательство «Будивэльнык», 1983-1986 год

Впервые Прилуки упоминаются в XII в., а затем после долгого перерыва – в первой половине XVII в. С 1648 г. они становятся полковым городом. В 1710–1720 г.г. воздвигается главный храм полка — Спасо-Преображенский собор, который в плане был крещатым, девятидольным с пятью банями. От Екатерининской церкви в Чернигове или от Успенской в Новгороде-Северском его отличают недвижимость массива, тяжелые пропорции, меньшая расчлененность масс, меньше обнаружено движение вверх.
Логвин Г.Н. «По Украине». – К.: Мистецтво, 1968 г., перевод с украинского

Архитектура комплекса Густынского монастыря оказала влияние на последующее строительство. Черты этой архитектуры заметны в зданиях Максаковского и Крупицко-Батуринского монастырей и в Спасском соборе в Прилуках (1716 г.). По объемно-пространственному решению собор в Прилуках аналогичен Троицкому собору, хотя намного уступает ему в гармоничности и производит впечатление механически составленных объемов. Особенно мелко и немасштабно купольное завершение этого здания.
Цапенко М. «Архитектура левобережной Украины XVII–XVIII веков». – М.: 1967 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?