Прилуки. Церковь Рождества Христова.

Церковь села Прилук. Время сооружения ея относится к 1768 году; престолов в ней два: Рождества Христова и Архистратига Михаила. Селений в приходе 10-ть. В 19-м веке к храму пристроена грандиозная краснокирпичная колокольня в т.н. «псевдорусском стиле». По рассказам местных старожилов, в хорошую погоду с колокольни, стоящей на высоком волжском берегу, были видны сразу три окрестных города — Углич, Кашин и Калязин (Прилуки располагаются примерно в центре воображаемого треугольника, если соединить эти города линиями на карте). Высокое деревянное шатровое завершение колокольни сгорело от попадания молнии.
После создания в конце 1930-х годов Угличского водохранилища храм стал находиться в опасной близости от береговой кромки. В настоящее время (2008) в Прилуках заканчиваются работы по капитальному берегоукреплению.

Прилуки — село с шестисотлетней историей, которое в летописях упоминается с 1411 года. Есть сведения, что земли эти принадлежали великокняжескому роду Радонежских, в частности Андрею Радонежскому, сыну Московского князя Ивана Калиты. Здесь в древности в начале XV столетия в Угличских владениях Троице-Сергиевой лавры возник Рождественский Прилуцкий монастырь.
В 1477 г. сюда на игуменство был приглашен угличским князем Андреем Большим Ефросин (упом. в документах второй половины XV в.) старец Кирилло-Белозерского монастыря и выдающийся книжник Древней Руси. Он автор наиболее ранних списков: «Александрия», «Повести о Дракуле», «Задонщина». Пробыв здесь два года, Ефросин покидает обитель и возвращается на Белоозеро в Кириллову обитель, где вскорости умирает.
В памяти православных христиан монастырь связан прежде всего с замечательным событием: в его стенах принял монашеский постриг святой Павел Обнорский. Нашествие Польско-литовских войск в 17 веке полностью уничтожило село. Впоследствии оно возродилось, но уже как монастырское село и относилось к многочисленному хозяйству Троице-Сергиевой лавры.
До революции 1917 года Прилуки были богатейшим селом в округе, где был свой кирпичный завод. Имелись большие сельхозугодья и ежегодно проводились ярмарки, в которых участвовали не только угличане, но и калязинцы, кашинцы. Революция оборвала благоденствие села. Во времена гражданской войны в Прилуках производились расстрелы офицеров царской армии, богатых селян. Приговорённых к смерти привозили в село со всей округи.
В 1930-е годы часть древнего кладбища, которое находилось у стен Рождественского Прилуцкого монастыря, была затоплена волжской водой. В память об утраченных могилах был установлен крест.
Пятиглавая церковь Рождества Христова в селе Прилуки построена в обычных для этих мест запоздалых формах в 1768 году на месте древней деревянной церкви на средства прихожан. Стены храма расписаны ярославским художником Николаем Егоровичем Дьяконовым.
Закрыт в 1930-е годы. Более 60 лет в годы советской власти она была закрыта, использовалась как зернохранилище, склад химикатов и керосиновая лавка. В 1979 году молнией и последующим пожаром был уничтожен купол церковной колокольни, считающейся самой высокой на волжских берегах. Однако, стены и кованый крест уцелели.
По воспоминанию Павла Дмитриевича Березина уроженца села Прилуки: «Купол был деревянный обшитый жестью. От креста вниз шла толстая проволока — молниеотвод. Кто-то перерезал проволоку. Летом во время несильной грозы в крест ударила молния, в месте разрыва проволоки проскочила искра и купол загорелся. Вначале потихоньку дымил, а затем горел как факел. Сам я этого не видел. Очень жаль колокольню. Ещё моя бабушка во время её постройки носила наверх кирпичи на «козе». Сейчас церковь действует и есть надежда что купол колокольни восстановят».
В 1990 году храм передан Русской Православной Церкви. Благодаря поддержке московских благотворителей, которые пожелали остаться неизвестными, началась реставрация Храма Рождества Христова еще в 2005г. «Конечно, разрушенный храм совсем не смотрится. Колокольня как человек без головы», — говорит отец Сергий. С божьей помощью, рассказывает сельский батюшка, в этом году нашёлся-таки благодетель, пожалел — прислал из Москвы не только строительные материалы, но и мастеров, которые уже начали восстанавливать крышу. Сейчас церковь действующая, но пока не отреставрированная до конца. Дальше всё будет опять зависеть от пожертвований.
Информация с сайтов http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=7592, http://yareparhia.ru/index.php?name=Pages&op=page&pid=271, http://apologetik.ru/specing32/moskva-solovki-moskva-4/#more-3424, http://yaroslavl.rfn.ru/rnews.html?id=19427

Церковь Рождества Христова каменная; престолов три: Рождества Христова, св. Архистратига Михаила и св. Николая чудотв. Построена в 1768 г. на приходские средства. В селе каменная часовня, устроена в 1882 г. на средства прихожан села Прилук.
Земли церковной 54 десятины 2236 кв. саж. Дома церковные для жительства священника и псаломщика, церковного капитала 725 руб. В приходе 996 душ муж. пола и 1258 жен., приходские селения находятся на расстоянии до 4 верст от церкви. В приходе земская школа, церковно-приходская, церковно-приходское попечительство и при волостном правлении общественная библиотека-читальня. Штатный состав причта: священник, диакон и псаломщик; причтового капитала 1 260 руб.
«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?