ПРИХОДСКОЕ ДУХОВЕНСТВО НА СЕВЕРЕ В XVII в.
Даже в начале XVIII в. духовенство на Севере не образовывало отдельного сословия, представители которого осознавали бы свои особые права и интересы. Кандидаты на место священников выходили преимущественно из среды мирян, крестьян или посадских людей (смотря по тому, где находился приход); т.е. это были обычные прихожане, отличавшиеся от прочих лишь знанием грамоты и умением вести церковные службы.
Правда, в течение предыдущего времени в Поморье постепенно устанавливается обычай наследования церковных должностей. В челобитных, подаваемых архиепископам о поставлении кандидата на то или иное место, все чаще встречаются выражения «в отца место», «сыну попову», «сыну пономареву» и т.д. Если у священника не было сына, на его должность могли претендовать брат или другой родственник, но это не была так сказать «юридическая» наследственность. В любом случае настоятеля избирали мирские люди, приход: церковные архиереи только экзаменовали избранника на предмет его соответствия должности и утверждали выбор. Если избранный пастырь не удовлетворял мирян, его увольняли, несмотря на происхождение, и избирали вместо него другого. Таким образом, рождение в семье священника на гарантировало сыну того, что он непременно будет служить.
Кроме этого, само поступление человека в «духовный чин» не разрывало его связей с тем социальным кругом, к которому он принадлежал до своего выбора. Крестьянин, избранный в священники, оставался крестьянином; на нем по-прежнему продолжало лежать тягло (он становился «тяглым попом»); в случае бегства, его также преследовали и водворяли на место, как и всякого другого тяглого человека.
Получив «на кормлю» церковную деревню, члены причта мало чем отличались на ней от церковных половников. Оставаясь членами волостной общины, «крылошане» подлежали круговой поруке и нередко вынуждены были платить подати за беглых крестьян своей волости. Вместе со всеми они делили падавшие на мир бедствия и неудачи. Когда случался неурожай, и крестьяне от голода «брели рознь», за ними следовало и духовенство. «И от хлебной скудости все церковные причетники и крестьяне бредут врозь в иные городы и уезды для прокормления и домы свои мечут пустые».
Не выделяясь в социальном отношении среди мирян, северное духовенство по своим повадкам и мировоззрению оставалось в полной мере «мужицким», чем вызывало к себе порой чувство саркастического презрения. Явки и судные дела архиепископов обнаруживают некоторые бытовые черты, говорящие отнюдь не в пользу местных священников. Слышны постоянные сетования на их пьянство и необразованность. Между пастырями встречались лица, не способные даже правильно вести службу. «А Литургии Божии служить не умеют и младенцев крещают без мира и без масла». Наконец, на репутации причта сказывались их постоянные интриги друга против друга, явки, изветы и пр.
Источник:
Юшков С.В. Очерки из истории приходской жизни на Севере России в XV – XVII вв. СПб.: 1913.