Даргунский приход был основан не позднее второй половины XVI века. Первое подробное описание погоста в волости Даргун встречается в Писцовой книге езовых дворцовых волостей и государевых оброчных угодий Белозерского уезда 1585 года: «Волость Даргун Мальбуского езу. Погост на реке на Юге на Большем. На погосте церковь Симеон Богоприимец древяна вверх. А в церкве образы, и свечи, и книги, и ризы, и все церковное строение, и на колокольнице клепало – мирское. А церковь ставят приходом. А у церкви служит поп Иван, а руги ему царя и великого князя нет, пашет пашню…»
В XVII столетии на Даргунском погосте была построена вторая церковь, о чём сообщается в Переписной книге церквей и притчей Белозерского уезда и Чарондской округи конца XVII века: «Церков святого Симиона Богоприимца, другая святых мученик Флора и Лавра в Белозерском уезде, в Даргуне. Служит поп Федор Василив, детей у нево 2 сына, Семен да Лаврентей, грамоте оба учены. В приходе, по иво скаске, 15 д[воров]».
Церкви с теми же посвящениями упоминаются в Переписной книге Белозерского уезда 1710 года, а село уже названо Семеновским: «Даргунская волость. В селе Семеновском на погосте церковь Святаго Симеона Богоприимца церковь Святых мученик Флора и Лавра древянные…»
Деревянная церковь во имя Симеона Богоприимца, описанная в этой переписной книге, была построена в 1677 году, помещиками села Семеновского Трубниковыми и стольником Юрием Фёдоровичем Шишкиным.
В 1740 году, вместо ветхого Флоро-Лаврского храма, была выстроенная новая деревянная церковь с тем же посвящением. Об этом свидетельствует грамота на освящение престола, выданная Вологодской духовной консисторией.
В 1786 году, от удара молнии сгорели обе церкви и всё село Семеновское. В том же году, в селе Никольском Устье-Угольской волости, находившемся в 20 верстах от Семеновского, завершалось строительство большого каменного храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Жители Никольского предложили прихожанам села Семеновского свой старый деревянный храм во имя святителя Николая Мирликийского. На средства местного помещика Михаила Ивановича Патрикеева, церковь была перенесена в Семёновское, о чём сообщается в благословенной грамоте епископа Вологодского и Белозерского Иринея, датированной 20 ноября 1786 года: «…по прошению Епархии нашей Череповецкого уезда церкви Симеона Богоприимца, что в Даргуне, священника Степана Семенова и мирского старосты крестьянина деревни Никулинское Лукьяна Борисова от Николаевской церкви, что на Устье-Угольском, деревянную церковь перевести и вместо сгоревшей ту церковь выстроить во имя Симеона Богоприимца на том же месте…» В грамоте сообщается о том, что храм имел пятиглавое завершение. Перенесённая из села Никольского Симеоновская церковь простояла на Даргунском погосте недолго. Уже в 1804 году началось строительство каменного храма. Достроили храм в 1809 году. Главный престол был освящён в честь Сретения Господня. Тёплая церковь с двухъярусной колокольней в одной связи, была увенчана небольшой главкой.
По данным V выпуска Новгородского статистического сборника под редакцией Н. Богословского 1866 года, Сретенскую церковь окружала каменная ограда. В приходе числилось три деревянные часовни, мельница, железорезный завод и плотина при заводе. В церковно-приходской школе обучалось 15 — 20 мальчиков.
К приходу относилось два села: Семеновское и Поповское с помещичьей усадьбой, а также деревни: Никулинское, Лихачево, Максимовская, Ульяново, Нелюбово и Гоша.
Всего в приходе проживало 579 мужчин и 694 женщины, в основном государственные и временно-обязанные крестьяне.
В 1811 году настоятелем Сретенского храма в Даргуне был Пётр Ефремов
В 1863 году священником Даргунской церкви числился Косма Соловьев, который также состоял в должности благочинного.
В 1868 году, на кладбище была построена второй каменный храм. Холодная церковь имела пятиглавое завершение, над папертью устроена небольшая звонница. Главный престол освящён в честь мучеников Флора и Лавра Иллирийских. При церкви имелись каменная сторожка и деревянный амбар.
В 1913 году в Гоше была построена деревянная церковь в честь Святого Духа с приделом мученицы царицы Александры. Храм не имел собственного причта и являлся приписным к Даргунской Сретенской церкви.
Даргунские церкви были закрыты в 1930-х годах. В настоящее время сохранились только развалины Сретенской церкви.
Использованные материалы
1. Новгородский статистический сборник/ под редакцией Н. Богословского, 1866 г.,V выпуск.
2. Приход Даргунской Сретенской церкви, VI класса
https://www.cpv.ru/modules/myhistory/item.php?itemid=116&ysclid=m3x0fusv3d182291996
3. Церковно-исторический атлас Вологодской области. — Вологда: Древности Севера, 2007. — Т. 1. — С. 104, 108, 202, 209, 224.