Немного сведений сохранилось до наших времен о преподобном Зосиме Вобозомском. В рукописной «Памяти преподобнаго отца нашего Зосимы, Орбозомскаго чудотворца» (известна в нескольких списках 2-й половины XVIII века — начала XIX века) сообщается, что известий о Зосиме до его прихода на Ворбозомское озеро нет: «А о рождении, и воспитании, и пострижении его не обретохом писанием изложено». По преданию, преподобный Зосима, желая пустыннического жития, уединился на Красный остров Ворбозомского озера, для богомыслия и единения с Богом. Здесь подвижник построил деревянную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Угодник Божий постоянно пребывал в постах, трудах и молитвах. Согласно преданию, преподобный Зосима для умерщвления плоти постоянно носил кость морского животного, толщиною в обхват человека, вышиною около 70 см.
Постепенно известие о святой жизни отшельника распространилось по округе и к нему стала стекаться братия, желая спасаться под его богомудрым руководством. В устроенной обители преподобный Зосима ввел строгий общежительный устав.
Отец Зосима примером своей богоугодной, подвижнической жизни учил своих учеников любви к Богу и ближним, памяти смертной, терпеливому перенесению скорбей.
Единственный исторический источник о преподобном Зосиме, относящийся ко времени его жизни в Ворбозомской пустыни, — ободная грамота верейско-белозерского князя Михаила Андреевича (1432-1486), известная в составе грамоты царя Иоанна IV Васильевича от 12 февраля 1566 г.: «Велел князь Михаила Андреевич в Ворбозоме отвести лесу к деревне к Пидьбину Пречистой Благовещенью в пустыню старцу Изосиме, а и отвод земле: от Михайловы деревни на олховое болото да в Мурочинское болото». Этот документ подтверждает, что к концу XV века на Ворбозомском острове уже была Благовещенская пустынь, в которой подвизался старец Зосима.
После многих иноческих подвигов преподобный Зосима мирно почил в конце XV- начале XVI вв. (точный год кончины неизвестен) и был погребен учениками в созданной им обители. В синодике Кирилло-Белозерского монастыря середины XVII в. преподобный Зосима упоминается между преподобным Нилом Сорским († 7 мая 1508 года) и преподобным Иродионом Илоезерским († 28 сентября 1541 года).
В ныне утраченном Ворбозомском синодике память преподобного Зосимы была помещена под 7 ноября (старый стиль) с указанием: «…творим панихиду и братский корм».
«Память преподобнаго отца нашего Зосимы…» содержит сведения о месте погребения святого: «…близ соборныя церкви Благовещения Пресвятыя Богородицы от северныя страны, в пределе святаго великого Николы чюдотворца. А святыя его мощи лежат под спудом».
В рукописи, хранящейся в Государственном музее-усадьбе «Архангельское», память преподобного отца нашего Зосимы также помещена под 7 ноября (по старому стилю). Видимо, этот день считался днем кончины преподобного.
Память преподобного Зосимы чтится 4/17 апреля (день тезоименитого подвижнику преподобного Зосимы Палестинского) и 7/20 ноября (день преставления).
Сохранилось Послание преподобного Зосимы своей духовной дочери Анастасии.
Местное празднование преподобному Зосиме началось после половины XVI века.
Использованные материалы
1. Преподобный Зосима Ворбозомский/ Сайт Комиссии по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии
https://kanonizacia.cerkov.ru/prepodobnyj-zosima-vorbozomskij/
2. Преподобный Зосима Ворбозомский/ Сайт «Азбука веры»
https://azbyka.ru/days/sv-zosima-vorbozomskij