Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах XI века в Киеве, 17-ти лет поступил в Киево-Печерскую обитель. Был послушником преподобного Феодосия. Постриг принял от игумена Стефана, преемника Феодосия. Чистотою жизни, молитвою и послушанием юный подвижник скоро превзошел даже известных печерских старцев. Был посвящен во иеродиакона.
Преподобный Нестор отличался высотой духовной жизни, о чем, к примеру, свидетельствует тот факт, что он участвовал в изгнании беса из Никиты Затворника, впавшего в прелесть. Кроме духовного подвижничества, святой Нестор глубоко ценил истинное знание, но не само по себе, а соединенное со смирением и покаянием.
Преподобный Нестор получил прозвище Летописца не просто так, и не только из-за написания «Повести временных лет». Он в целом нес в обители послушание летописца, по благословению настоятеля Феодосия Печерского преподобный Нестор писал историю Руси.
В частности, в 1080-х годах он написал «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» в связи с перенесением их мощей в Вышгород в 1072 году. В то же время он составил и житие преподобного Феодосия Печерского.
Но, конечно же, главным трудом преподобного Нестора стала «Повесть временных лет» – первая русская летопись, составленная им к 1112-1113 годам.
«Повесть временных лет» — великое создание отца русской истории.
Не врéменных, а временны́х лет, охвативших не какой-то малый период, а огромные годы русской жизни, целую эпоху. Полностью она называется так: «Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Руская земля стала есть».
Летопись преподобного Нестора «Повесть временных лет» нельзя назвать чистой историей, церковной или гражданской хроникой. Это еще и история русского народа, русской нации, размышление об истоках русского сознания, русского восприятия мира, о судьбе и мироощущении человека того времени. Это было не простое перечисление ярких событий или привычное европейское жизнеописание, но глубокое размышление о месте в мире нового молодого народа — русского. Откуда мы? Чем прекрасны? Чем отличаемся мы от других народов? — вот вопросы, которые стояли перед преподобным Нестором.
История осмысливается преподобным Нестором строго с православной точки зрения. Он рассказывает о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии, показывает великое счастье Крещения Руси, плоды просвещения её. Равноапостольный Владимир — главный герой «Повести временных лет» Нестора. Летописец сравнивает его с Иоанном Крестителем. Подвиги и жизнь князя изображены подробно и с любовью. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности.
Предполагается, что преподобный Нестор использовал материал Древнейшего свода (IX в.), Свода Никона (70-е гг. XI в.) и Начального свода (1093–1095). В тексте очевидны переклички с византийской хроникой Георгия Амартолы. Достоверность и полнота писаний преподобного Нестора такова, что до сего дня к ним прибегают историки как к самому важному и достоверному источнику сведений о Древней Руси.
В своих литературных трудах преподобный Нестор Летописец называет себя «грешным», «окаянным», «недостойным рабом Божиим». В этих оценках себя проявляется смирение, богобоязненность: человек, достигший таких высот смирения, видит в своей душе мельчайшие прегрешения. Чтобы представить духовный уровень святых, достаточно вникнуть в такое изречение: «Святые принимали за грех тень мысли о грехе», даже малейший помысел, а часто даже и оплакивали свои добродетели как грехи.
Нестор достиг глубокой старости и мирно скончался около 1114 года, завещав киево-печерским инокам-летописцам продолжить свой великий труд.
Во многом так и произошло, т.к. дело преподобного Нестора продолжили игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года, и игумен Лаврентий, написавший в 1377 году древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших ПВЛ («Лаврентьевскую летопись»). Кроме того, наследником агиографической традиции святого Нестора считается святитель Симон, епископ Владимирский, спасший «Киево-Печерский Патерик».
Преподобный Нестор погребен в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского.
В 1826 г. над святыней установлена медная вызолоченная доска с именем угодника Божия, присланная Обществом истории и древностей Российских. По результатам обследования мощей преподобного Нестора в 80-х гг. XX в. судмедэксперт С. Никитин изготовил бюст с предполагаемым обликом святого Летописца.
Память преподобного Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах (+ ок. 1114 г.), празднует Православная Церковь 9 ноября, а также вместе с Собором отцов, в Ближних пещерах почивающих, 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста, когда празднуется Собор всех Киево-Печерских отцов.
В честь преподобного Нестора Летописца освящены: Брянский храм духовного училища, Луганский храм, Полтавский семинарский храм и др.
Использованные материалы
1. Киево-Печерский патерик // Древнерусские патерики / А. С. Дёмин. — М.: Наука, 1999.
2. Преподобный Нестор Летописец, Печерский/ Журнал «Фома»
Сегодня, 9 ноября, Церковь вспоминает преподобного Нестора Летописца
3. Святой книжник. Отец русской истории преподобный Нестор Летописец/ Сайт «Православие.ru»: https://pravoslavie.ru/124134.html?ysclid=m38mwi3som466444613