Подвизался в Киево-Печерском монастыре в ХIII–ХIV вв. Нес трудный подвиг затворничества, упражняясь в посте, молитве и богомыслии.
Краткий рассказ о преподобном Лаврентии содержится в древнейшей части Киево-Печерского патерика (Слово 26), составленной преподобным Поликарпом (нач. 30-х гг. XIII в.) по просьбе архимандрита Киево-Печерского монастыря Акиндина. Согласно патериковому рассказу, преподобный Лаврентий, не получив благословения «святых отцов» Печерских на подвиг затворничества, перешел в киевский во имя вмч. Димитрия Солунского мужской монастырь. Здесь он стал затворником и за свое добродетельное житие был удостоен дара исцеления. Однажды к нему привели киевлянина, одержимого бесом настолько сильным и свирепым, что бревно, которое с трудом могли нести 10 человек, он один «брал и забрасывал вдаль». Не имея возможности излечить бесноватого, преподобный Лаврентий повелел вести его в Печерский монастырь. Устами одержимого бес сказал, что боится в обители 30 иноков, с остальными же может вести борьбу. По дороге в монастырь бесноватый исцелился и совершенно здоровый был встречен игуменом и братией. Когда же у него спросили, кто его исцелил, он, взирая на чудотворную икону Пресвятой Богородицы, ответил: «Сею усретоша ны святии отци по имени 30 числом, и тако исцелех» (Древнерус. патерики. 1999. С. 39). В заключение Поликарп восхваляет родную обитель, в стенах которой в одно время проживало 30 монахов, способных одним словом изгонять бесов.
Мощи преподобного Лаврентия почивают в Дальних (Феодосиевых) пещерах. Согласно данным антропологических исследований, преподобный Лаврентий преставился в возрасте 40-50 лет.
Местная канонизация преподобного Лаврентия совершилась около 1643 г., когда по благословению Киевского митрополита святителя Петра (Могилы) протосинкелл и экзарх Константинопольского патриарха Мелетий Сириг составил «Канон преподобным отцам Печерским». Преподобный Лаврентий прославляется в 4-м стихе 3-й песни канона: «Лаврентие, затворивый себе Господеви, и дерзновение многое стяжавый оттуду к Нему непрестанно моляся всегда, еже изятися нам от различных страстей» .
Общецерковное почитание установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым было разрешено печатать службы киево-печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные московские месяцесловы. С 1843 г. празднуется Собор всех Киево-Печерских святых и всех святых, в Малой России просиявших.
Об облике преподобного Лаврентия в Строгановском подлиннике без указания памяти сказано: «Сед, плешив, ризами аки Григорий, зрит назад, схима на плечах, ризы преподобнически багор, испод зелень, левою рукою поднял ризу правыя страны, а правыя страны длань вверх» (кон. XVIII в.; БАН. Строг. № 66. Л. 318 — «левыя страны» 44-й). Образ преподобного Лаврентия включается в композицию «Собор Киево-Печерских чудотворцев» на иконах и эстампах.
Использованные материалы
1. Абрамович Д. И. Киево-Печерский патерик. Киев, 1991p. С. 127-128
2. Древнерусские патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик / Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 38-39.
3. Преподобный Лаврентий Печерский, затворник/ Православная энциклопедия
https://www.pravenc.ru/text/2462431.html