Святой Иродион Илоезерский подвизался на севере Руси в XVI веке. Он был одним из учеников преподобного Корнилия Комельского. После смерти своего наставника, стремясь к безмолвию, сей славный боголюбец удалился из монастыря в поисках нового, уединенного места для своих подвигов. Придя в Белозерский уезд, угодник Божий поселился в Илоской веси на озере Уро (Урозеро), расположенном к юго-западу от Белозерска. Здесь отшельник поставил келью и часовню и жил некоторое время. Однажды в тонком сне после великого бдения явился к нему ангел Господень и сказал: «Восстани, старче, и иди на остров, иже есть на Илеезере и ту постави церковь во имя Пресвятыя Богородицы, честнаго Ея Рождества. Тамо бо Бог уготовал место тебе». Пустынник внял велению Божию и, помолясь, отправился в путь. Придя на реку Рыбницу, он стал молиться Богу, недоумевая куда ему идти дальше. И тут до слуха молитвенника донесся колокольный звон с безлюдного острова в Илоозере, что в веси Междуозерской, называвшейся так из-за расположения между озерами Ило и Азатским. Исполнившись радости, путник возблагодарил Бога и пошел на остров, где и нашел себе пристанище для безмолвия. Подвижник купил этот остров христолюбивого мужа Онисима и, как ему велел ангел, поставил на острове храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы с теплою трапезою, тем самым положив начало Илоезерской Озадской пустыни. Церковь молитвенник украсил иконами и церковной утварью, а сам поселился в трапезной. Все время он проводил в трудах и молитвах. Узнав о святом житии подвижника, к нему на остров ради пользы душевной стали приходить живущие рядом с озером люди, прося его молитв и поучений. Богомольцы приносили отшельнику пищу, но великий постник пищи вкушал мало, приносимую снедь раздавал нищим.
С течением времени у церкви, построенной отцом Иродионом, начали погребать умерших, люди стали сюда за церковными требами: отпеванием, крещением, венчанием. При этом маловоцерковленный народ праздновал торжественные семейные события прямо на острове. Винопития, сквернословия, суета стали проникать на эту, когда-то пустынную землю. Подвижник очень скорбел об этом и прилежно молил Бога, чтобы не слышать ему пустых речей и не видеть соблазнов. И Бог внял его горячей молитве, и стал старец будто мертв для внешнего мира, не слышал скверных людских речей и не видел греховных зрелищ. Если кто-то приходил к нему с развлекательной беседой, безмолвник не вступал в разговор с шумным незваным гостем. Приношения принимал он с неохотой, для того только, чтобы не обидеть принесшего, а потом все раздавал нищим. Отец Иродион постоянно пребывал в богомыслии, ночи проводил в молитвах, непрестанно плакал о своих грехах; каждую субботу причащался Святых Христовых Таин.
После многих трудов преподобный Иродион был извещен ангелом о близости своего отшествия ко Господу. Перед своей блаженной кончиной подвижник причастился Тела и Крови Христовых из рук священноинока Исаии. Когда наутро отец Исаия вошел в келлию, где упокоился преподобный, то заметил в ней дивное благоухание. Скончался подвижник в схиме 28 сентября 1541 года и был погребен в устроенной им часовне, около церкви в честь славного Рождества Пресвятой Богородицы.
Спустя некоторое время над гробом преподобного Иродиона была построена церковь в честь Похвалы Пресвятой Богородицы, собралась братия и устроилась обитель.
От гроба святого, по Божией милости, стали совершаться многие чудеса и исцеления: слепые получали зрение, хромые – хождение, немые – дар речи, из бесноватых изгонялись бесы. Многим больным старец являлся во сне и звал их для получения исцеления к своему гробу. После молебного пения при гробе святого по молитвам угодника Божия к ним возвращалось здравие.
Первая икона преподобного Иродиона была написана после его явления некоему Софонии. Софония, неблагоговейно ткнув посохом в могилу преподобного, был наказан слепотой, но по молитве к святому прозрел.
До наших дней сохранились рукописные списки жития святого Иродиона и повести о содеянных им чудесах, написанные в конце XVII века и первой половине XVIII века. Краткое житие преподобного Иродиона было написано архимандритом Белозерского монастыря Митрофаном, который в 1653 году, по благословению Новгородского митрополита (впоследствии патриарха) Никона, освидетельствовал чудеса, совершавшиеся от мощей преподобного Иродиона. Тогда и было установлено празднование его памяти.
Имя преподобного Иродиона Илоезерского в 1903 году было включено в Верный месяцеслов всех русских святых.
Память преподобного Иродиона почитается и в наше время. На месте подвигов святого был воздвигнут храм в его честь. В храме регулярно совершаются богослужения. В настоящее время идет возрождение Иродионо-Илоезерской пустыни.
Использованные материалы
1. Зеленина Я. Э., Лифшиц А. Л., Соколова О. А. Иродион // Православная энциклопедия. — М., 2011. — Т. XXVI : Иосиф I Галисиот — Исаак Сирин. — С. 659—662. — 752 с.
2. Лифшиц А. Л. Житие преподобного Иродиона Илоезерского: заметки о возникновении пространной редакции и истории её бытования в XVII веке // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2005. — № 2. — С. 85—104.
3. Преподобный Иродион Илоезерский / Сайт Комиссии по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии: https://kanonizacia.cerkov.ru/prepodobnyj-irodion-iloezerskij/?ysclid=m23apziaqd923024189
4. Преподобный Иродион Илоезе́рский/Сайт «Азбука веры»: https://azbyka.ru/days/sv-irodion-iloezerskij